Воронеж. 26.05.2022. ABIREG.RU – Аналитика – Губернатор Липецкой области Игорь Артамонов представил отчет о своей работе в 2021 году. Он рассказал об успехах региона, наиболее перспективных направлениях региональной деятельности и некоторых планах на 2022 год. В интервью «Абирегу» бывший мэр Липецка Сергей Иванов поделился, почему это выступление является актом самолюбования губернатора и отчего сельское хозяйство никогда не затмит металлургическую промышленность региона.
– Сергей Вячеславович, как бы вы могли прокомментировать выступление с отчетом об итогах года губернатора Липецкой области Игоря Артамонова?
– То, что проходило в областном Доме культуры, – это высокая профессиональная и театрализованная постановка. Многим нашим сценаристам и режиссерам нужно поучиться у липецкого губернатора. Если мерить рамками фигурного катания, я бы ему за артистизм поставил максимальную оценку. Если бы он еще на саксофоне сыграл, то поставил бы высший балл. И это тот случай, когда необязательно самому быть чистым. Главное, обгадить своего соседа. Здесь я имею в виду и ближайшие регионы, и предшественников во власти, и политических оппонентов. Зачем, например, Липецкую область сравнивать с Воронежской, Тамбовской или Белгородской, говорить, что эти регионы плохие, а наш самый лучший?
Всё, что я наблюдал, мне это точно неприятно. Тем более я понимаю, что многие слайды и многие цифры – это очень красивая обертка. И то, что за этой оберткой... В общем не всё так гладко, как кажется на первый взгляд. Вчерашнее выступление – это самолюбование. И самое плохо, что за этим самолюбованием совершенно не стоит глубокого анализа и конкретных действий. То есть вся презентованная информация с малой долей вероятности впоследствии станет правдой. Ведь по большому счету многое, о чем говорил губернатор, сложно даже спрогнозировать.
– Получается, по вашему мнению, все показатели, которые продемонстрировал во время своего отчета губернатор, не соответствуют действительности?
– Я не могу, конечно, [сказать] за все показатели, но некоторые цифры, которыми я точно владею и понимаю, очень сильно искажены.
– Приведите пример.
– Допустим, строительство жилья. Это не строительство жилья, это отчет о построенном жилье. Реальное количество построенного жилья намного-намного меньше. Конечно, я сейчас говорю без анализа, но всё-таки... Отчет о построенном жилье ведет к искаженной статистике и инвестициям.
– Сергей Вячеславович, а как вы считаете, почему губернатор после выступления зачастую, если так можно сказать, нехотя ведет диалог с депутатами и резко выражается? В частности это, конечно, касается депутатов фракции КПРФ, которые любят задавать неудобные вопросы.
– Потому здесь позиция такая, что работа ведется не над задачами и не над самим собой. Главная задача – уничтожить всё вокруг. Всех инакомыслящих уничтожить! Инакомыслящие не должны быть рядом, а уж тем более иметь трибуны. Это большая проблема не слышать альтернативную точку зрения. Если в Сбербанке (где ранее работал господин Артамонов – прим. ред.) жалоба, как подарок, то в этом случае жалоба – это предмет борьбы и уничтожения. И еще раз повторюсь, неважно, при этом сам ты чист или нет.
Вот пример. «Мы за три года построили дорог столько, сколько не сделали за 10 прошлых лет». Вопрос: это укор всем предыдущим губернаторам, которые были? Поэтому говорить о предшественниках в таком контексте непростительно. Ведь именно они создали такую базу, которая помогает господину Артамонову быть сейчас на плаву.
А если развивать эту тему дальше? Сегодняшние власти с дорогами ничего не делают, делают федеральные деньги. А за эти три года этих федеральных денег поступило столько, сколько регион и не получал за предыдущие 10 лет. Вся работа на них и строится. Тем более заслуги губернатора в том, что они в регион поступают, нет. Но есть заслуга в том, что эти самые средства нечестиво используются. Их можно было бы вкладывать гораздо эффективнее и быстрее [направлять] на пользу региону. А какого-то внутреннего и человеческого взаимодействия в регионе просто нет. Вот и ответ.
– То есть вы считаете, что дорожная инфраструктура недостаточно развита в регионе, даже несмотря на то, что на ее развитие выделают большое количество денег, в том числе и федеральных? И, несмотря на то, что губернатор приводит приличные цифры по строительству и ремонту дорог?
– Я немало проработал в разных структурах, поэтому могу сказать об этом с хозяйственной точки зрения. Качество выполняемых дорожных работ оставляет желать лучшего. Намного ухудшилось содержание дорог и качество их ремонта. Мы можем брать федеральные деньги, «вбухивать» их и потом об этом отчитываться. Но ведь можно же было, например, десятую часть от этой суммы потратить на качественное содержание, что дало бы возможность сохранить отличное состояние дорог гораздо дольше. Вовремя заделать яму, подщебенить, убрать воду с проезжей части, которая разъедает покрытие. Я вижу непрофессиональный подход ко всему этому. Поэтому говорить о том, что мы много построили дорог при всем при этом... Не знаю. Мы много вкладываем, но теряем от непрофессионализма гораздо больше.
– Как раз о строительстве дорог. Вероятно, вы слышали о скандальной компании «Руслан-1», которая неоднократно выполняла многомиллиардные дорожные контракты в регионе, но при этом зачастую с серьезными погрешностями? Но даже несмотря на это, фирма вновь получила новые крупные контракты. Почему власти допускают такие организации к строительству дорог?
– Вернемся в то время, когда я был главой Липецка. Как раз тогда у нас с губернатором возникли разночтения на этот счет. Мы проводили конкурсные процедуры по проведению работ на дорогах. Безусловно, мы ориентировались на наши местные компании. Но позиция губернатора была иная. Он придерживался мнения, что такие работы должна выполнять крупная московская фирма. Я был против и сказал, что способствовать тому, чтобы победила федеральная компания, категорически не будем. Кстати, этот эпизод, в частности, и послужил тому, что я ушел с поста главы. Я не хотел выполнять то, что нас заставляли делать.
Я вижу сегодня то, что и предполагал. Зашла крупная компания, ее «тащат за уши», и в этом процессе не только Илья Тузов замешан, но и губернатор. Вот и результат: сорванные сроки, понижение по цене, от чего страдает качество дорог. А всё из-за позиции губернатора – убрать всех своих и дать максимальный подряд таким крупным компаниям.
– Пусть федеральная компания делает дороги. Но зачем же продолжать сотрудничать с организацией, которая неоднократно попадалась на нарушениях? Почему не найти другую компанию, которая будет всё добросовестно выполнять?
– А это уже вопрос к силовым структурам.
– Во время отчета Игорь Георгиевич противопоставил НЛМК сельскому хозяйству. Цитирую: «Сельское хозяйство – область жива и работает. НЛМК, конечно, занимает значимое место. Но треть всех вложений – сельское хозяйство. <...> Мы можем обеспечить продовольственную безопасность нескольких крупных российских регионов». Вы разделяете точку зрения губернатора? Ведь, по сути, он поставил металлургическую и сельскую отрасли в один ряд. А ведь регион всегда считался промышленным. Именно НЛМК приносит львиную долю денег в бюджет и в развитие региона.
– Могу сказать свою точку зрения. Липецкая область была фундаментально образована посредством развития НЛМК. И меткомбинат послужил локомотивом развития региона и облцентра. Сегодня ценить историю и с уважением относиться к нашим предшественникам просто необходимо. Ведь это они всё основали.
НЛМК является сегодня гораздо большим локомотивом в экономике, чем сельское хозяйство, абсолютно во всех планах. Комбинат в прошлом году дал такую сумму денег региону – дополнительно и внепланово, – которая сегодня является предметом зависти для всех регионов. И даже нефтедобывающих регионов.
Сельское хозяйство – это, безусловно, тоже основополагающее направление. Но, к сожалению, если посмотреть на Лев-Толстовский район или Красненский, например, то можно заметить, что там значительно сократилось количество населения. Помимо этого, там увеличились платежи по налогам, не очень хорошо развивается социальная составляющая. А ведь это сельскохозяйственные районы. И этот упадок говорит о том, что сельское хозяйство призвано выполнять продовольственную безопасность. Но во всем остальном эта отрасль достаточно слаба и не равнозначна по экономике металлургической отрасли нашего региона. Это реалии.
Насколько мне известно, совсем недавно акционеры меткомбината приняли решение вкладывать огромнейшие деньги в Белгородскую область. Если за этим стоит какая-то личная обида акционеров, тогда говорить здесь не о чем. Почему именно Белгородская область? Ведь основное производство в Липецкой. Можно было бы здесь развиваться и сюда инвестировать.
– В своем отчете губернатор большое количество времени уделил и социальной сфере. И судя по цифрам, которые он презентовал, поддержка этому блоку оказывается большая. Но около месяца назад стало известно, что Липецкая область потеряла статус полумиллионника, а Елец – стотысячника. Получается, что власти стремительно улучшают жизнь липчан, но количество людей в регионе по разным причинам сокращается...
– Управлять процессом и управлять территорией – это совершенно разные вещи. А губернатор как раз вышел из процесса (имеется в виду прежняя работа губернатора в Сбербанке – прим. ред.). Территория – это гораздо большее. Социальная сфера – это не просто построенные объекты. Это в первую очередь человеческое отношение, многовыстраданная культура отношений. Власть в этих отношениях между территорией и людьми играет очень большую роль. А в нашем регионе как раз этот момент отсутствует. Люди это чувствуют и уезжают.