WorldClass

21 сентября 2024, 23:22
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Время культуры // Воронежский европеец

21.05.2010 20:20
Художественный руководитель воронежского Камерного театра Михаил Бычков за свою жизнь дал немало интервью, но наша нынешняя беседа носила особенный характер. Пожалуй, впервые Бычков уделил столько времени размышлениям не столько о своем театре, сколько о концептуальном развитии культуры в нашем регионе.

Художественный руководитель воронежского Камерного театра Михаил Бычков за свою жизнь дал немало интервью, но наша нынешняя беседа носила особенный характер. Пожалуй, впервые Бычков уделил столько времени размышлениям не столько о своем театре, сколько о концептуальном развитии культуры в нашем регионе.

- Михаил Владимирович, есть ли, с вашей точки зрения, у Воронежа и Воронежской области большое культурное будущее - по крайней мере сопоставимое по значению с той ролью, которую играл наш город в этом плане в советское время? Или мы обречены влачить существование небедной, но заштатной провинции - да еще с унизительным имиджем «жлобской» столицы?

- Вот пассаж про жлобскую столицу предлагаю рассмотреть отдельно, на эту тему можно поговорить, но позже. Сейчас же давайте разберемся с некоторыми мифами. Я, например, начал заниматься театральной деятельностью еще задолго до приезда сюда, работал во многих городах, но уверяю вас, ничего там не слышал о какой-то особой роли Воронежа в российском культурном пространстве. Поэтому думаю, что подобные представления о нашем городе, мягко говоря, преувеличены - причем, на местном уровне. Это первое. К тому же, мне совсем неинтересно сопоставлять нынешние воронежские реалии с его советским прошлым, более нужными и актуальными мне видятся размышления, связанные с будущим этого города - скажем, насколько реальна интеграция воронежского искусства в общемировые культурные процессы, и какие действия следует предпринять для этого.

- Видите ли, упомянув Воронеж советского образца, я на самом деле имел в виду вполне конкретные ситуации в театрах. Ведь в начале 80-х аншлаги были привычным явлением - так же, как и очереди в билетных кассах. Что же изменилось с тех пор - зрители или сами театры?

- Ну, очереди в советское время наблюдались не только за театральными билетами, но и за колбасой, и за селедкой, и за женскими сапогами, и еще бог знает за чем - очереди были приметой времени. Это время прошло - и хорошо, что прошло. Поэтому уверен, что проводить параллели с прошлым - бесперспективно. Начинать убеждать самих себя и окружающих, что вот, мол, когда-то было хорошо, потом мы это «хорошо» потеряли, а сейчас следует восстановить ту самую хорошесть, и в театральных кассах снова появятся очереди - это тупиковый путь. Я уверен, что сегодняшняя задача прогрессивно мыслящих людей - отнюдь не стараться имитировать благополучную ситуацию, внешне напоминающую славное прошлое, а смотреть вперед и начинать формировать культуру будущего.

- Сейчас снова становится модным термин «региональное самосознание», с помощью которого определяется место того или иного территориального сообщества на культурной карте России. Если посмотреть результаты социологических опросов, то практически каждый воронежец в индивидуальном порядке считает себя человеком весьма культурным - тем не менее общая картина в этом плане у нас получается вовсе не такая оптимистичная. Что вы думаете по поводу этого парадокса?

- В Воронеже, как мне кажется, самосознание до сих пор сохраняется в неизменном виде с советских времен, когда город был крупным оборонным центром. Со временем ситуация в стране поменялась, эти предприятия перестали иметь значение, которое имели при советской власти, но вот мышление воронежского населения в большинстве своем не претерпело изменений и осталось прежним - гордились собой и продолжают гордиться. Корни этого местного ура-патриотизма, мне думается, кроются в индивидуальной неуверенности большей части воронежцев в своем завтрашнем дне, в неверии в возможность реализоваться в частном порядке, в том, что они ощущают себя психологически комфортно лишь, находясь в толпе. И отсюда это провинциальное чванство - одно на всех.

- Вы видите обратно пропорциональную связь между ура-патриотизмом и культурой?

- В общем-то, да. Я живу уже двадцать лет в этом городе, но до сих пор мне не по себе от воронежской нахрапистости, наличия ярко выраженной клановости, отсутствия деликатности и толерантности. Короче говоря, от того самого жлобства, которое вы упомянули в начале беседы. Не могу никак привыкнуть, чего уж скрывать.

- Думаете, это отличительная черта всех воронежцев?

- Да нет, конечно. Я знаю в Воронеже большое количество прекрасно воспитанных, интеллигентных людей, но все-таки основная масса воронежцев ассоциируются у меня с серым монолитным роем, двигающимся в сумерках «на салют» с пивными бутылками в руках.

- Здесь возникает вполне логичный вопрос. В начале разговора вы сказали, что вам далеко не безразлична возможность интеграции воронежского искусства в общемировые культурные процессы. С кем же интегрироваться? Вряд ли монолитный пивной рой будет хорошим подспорьем в ваших начинаниях...

- Жизнь меняется - и меняется она, как ни крути, в позитивную сторону. Трудно всегда тем, кто концентрирует свои силы для того, чтобы совершить первый толчок, придать движению нужное направление. А дальше начинает действовать закон инерции. Ведь жили же многие по инерции, коллективным сознанием долгие годы после развала Союза, а теперь пришло время развития сознания индивидуального.

- Боюсь, что результатов можно будет дождаться тоже только спустя несколько поколений. Или у вас другое мнение на этот счет?

- Другое. Сейчас общество все же более открытое, у него и другие технические возможности. С помощью, скажем, Интернета любой человек может, сидя дома, стать участником тех или иных процессов, происходящих в мире, это очень существенный момент для развития индивидуального взгляда на окружающую действительность. Было бы желание. А желание становиться более цивилизованными людьми появляется, я это вижу даже на примере местных автомобилистов. Воронежские водители, считающиеся одними из самых грубых, самых хамских в стране, начинают пропускать пешеходов на переходах и уступать друг другу при каких-то маневрах на дороге. Понемногу, но начинают, потому, что понимают, что так удобнее и приятнее. И это гигантский шаг вперед, если учесть, что владельцев машин среди здорового мужского населения - большинство.

- Еще раз вернусь к вашей мысли об интеграции воронежского искусства. Ведь если вы об этом говорите, значит, должны быть и личности, которые начнут эту самую интеграцию, а также стратегия и механизм действий?

- Вероятно, я не открою Америки, если скажу, что в нашей стране все возможно только при самом активном желании к позитивным переменам со стороны власти - разумеется, просвещенной власти. Мы привыкли, что таковая бывает лишь в идеалистических мечтах, но оказывается, что из общего правила бывают и исключения. Вот у нас появился новый руководитель области, и надежды на позитивные изменения в отношении культуры, которые практически умерли в последние годы, возродились с новой силой.

- Насколько я понимаю, вы заговорили о воронежском губернаторе вовсе не для того, чтобы соблюсти политес, у вас уже сложилось о нем вполне определенное мнение?

- Да, сложилось. Я говорю это как человек, который много лет витал в эмпиреях, веря, что стоит лишь проявить свой профессионализм, сделать несколько хороших спектаклей - и власть повернется к тебе лицом, окажет поддержку. К сожалению, в последние годы меня много раз обманывали и подводили, давали пустые обещания. Поэтому я с крайним скептицизмом относился к возможности появления перемен к лучшему. Так было, пока руководить нашей областью не начал Алексей Гордеев.

- Надежды на перемены с появлением Гордеева появились у многих творческих людей в нашем городе, но у вас, вероятно, есть для этого какие-то конкретные основания?

- Мне пришлось несколько раз неформально общаться с Алексеем Васильевичем и его супругой Татьяной Александровной, когда они бывали на спектаклях Камерного театра, и во время этих встреч была возможность обсуждать любые вопросы, многое понять и почувствовать.

- Мне кажется, что читателям нашей газеты будет крайне важно и интересно узнать о ваших впечатлениях.

- В первую очередь скажу, что Алексей Васильевич и Татьяна Александровна - настоящие, и в каком-то смысле, образцовые зрители Камерного театра. Кстати, немаловажная деталь - Гордеевы всегда посещают наши спектакли по купленным билетам. Они образованные, эстетически развитые, умные люди, имеющие внутренний талант к тому, чтобы правильно чувствовать и прочитывать сценическое произведение. Не буквально и поверхностно - скажем, на вербальном уровне или на уровне сюжета, а достаточно глубоко. Интеллектуальный багаж и зрительский опыт позволяет им воспринимать самые сложные метафоры, подтексты, символы.

- Не делились ли они с вами своими впечатлениями после просмотренных спектаклей Камерного театра?

- Темы для обсуждений были самые разные и достаточно сложные. Скажем, после «Гедды Габлер» мы говорили о тайнах женской психологии; после спектакля о Мандельштаме - о мироощущениях художника-творца. «Журавль», поставленный по чеховским рассказам, дал повод для разговора о России и русской культуре. Вообще, во всех обсуждениях мы так или иначе говорили о культуре и искусстве.

- Одним словом, можно подытожить, что наконец-то воронежским творческим людям с губернатором повезло.

- Думаю, да. Хочу еще добавить, что хорошее отношение к культуре можно встретить и в некоторых других российских регионах, но там другая поведенческая модель. Скажем, омский губернатор Полежаев много лет достаточно щедро поддерживает культуру, но не особо вникает в это дело, поскольку для души у него есть хоккейный клуб «Авангард». Но в нашем случае мне чрезвычайно импонирует то, что воронежский губернатор занимается вопросами культуры не только в силу занимаемой должности, а еще и на основании внутренней необходимости, которая присуща любому цивилизованному человеку.

- Удивительно, как все может измениться со временем. Сейчас Камерный театр стал гордостью нашей области, и первые лица региона всячески приветствуют его дальнейшее развитие, а пятнадцать лет назад практически никто не верил, что вам вообще удастся его открыть.

- Неужели никто? И почему же, интересно?

- Когда вы приехали в Воронеж и поставили свой первый спектакль в ТЮЗе «Над пропастью во ржи», уже тогда стало понятно, что Михаил Бычков - инородное тело для сложившейся тогда воронежской культурной системы, у него иной уровень мышления, принципиально другое, прогрессивное отношение к театральному процессу. Поэтому прогнозы относительно вашей творческой судьбы были достаточно просты: либо местная система вас выдавит, либо вы сломаетесь и станете частью этой системы. Но произошло третье - вопреки всему вы открыли свой Камерный театр, который сейчас стал, по сути, воронежской театральной Меккой. Как же вам все-таки удалось воплотить идею с Камерным? Или это - воля случая?

- Это не воля случая, это достижение моей собственной воли. Вы не представляете, насколько я упрям и настойчив в достижении цели. Могу во время репетиции выстраивать, скажем, световую картинку часами и от артиста добиваться определенной эмоции бесконечно долго. Я не привык отступать, для меня отступление - это противоестественное движение. Хотя отчасти и судьба помогает. Например, я действительно считаю подарком судьбы то, что ввиду определенных обстоятельств оказался после пяти лет успешной работы вне воронежского ТЮЗа.

- Помогала ли судьба в дальнейшем, или вы были вынуждены рассчитывать только на собственную волю?

- Да, помогала, но это было уже потом, когда Камерный театр начал свою работу, когда уже существовало несколько спектаклей. В Воронеже побывали известные российские театральные деятели Наталья Анатольевна Крымова и Александр Петрович Свободин, они по достоинству оценили наши усилия, и мне была присуждена премия имени Станиславского - такое первое официальное подтверждение нашего профессионализма. А что касается самого начала Камерного - то здесь вы правы, система меня не впускала. Но я не стал прошибать стену лбом, а просто нашел свой хутор, этот заброшенный клочок земли под железнодорожными знаменами и открыл маленький муниципальный театр. Мне никто особо и не противодействовал в этом начинании, поскольку у системы была полная уверенность - вот это маленькое тщедушное образование, назвавшееся Камерным театром, обязательно умрет само, без посторонней помощи. Но, как видите, в конце концов вышло с точностью до наоборот.

- Да, но и в дальнейшем система не захотела оставить вас в покое. Посыпались упреки уже другого толка: что вы много работаете в других городах, уменьшив количество собственных постановок в Камерном. И значит, наносите ущерб развитию театрального дела в Воронеже.

- Вот от этой косности мышления, от этой дремучей замкнутости на своем доморощенном мирке и надо избавляться в первую очередь! Это первостепенная задача для воронежской культуры. Вся штука в том, что дело обстоит прямо противоположным образом. Ведь как раз благодаря моим многочисленным творческим поездкам и контактам во многом повысился и профессиональный уровень Камерного театра. Ведь поскольку Камерный придуман мной, то, естественно, является органичным продолжением меня как личности и развивается по мере того, как развиваюсь я сам. А профессионально расти, находясь вне прогрессивного театрального процесса, невозможно. Театральный мир живет по закону сообщающихся сосудов - творческие находки, идеи, тенденции, открытия, передовые технологии - все это доступно тем, кто существует на территории большого открытого культурного пространства. Если бы я не ставил спектакли в Москве, Петербурге, Екатеринбурге, Риге, Таллинне и других крупных культурных центрах, а безвылазно сидел в Воронеже и радовался лишь оценкам местных критиков, то вряд ли, думаю, Камерный театр стал бы таким заметным явлением в российском театральном мире, каким является сейчас.

- По идее, существующий у нас информационный культурный вакуум должны заполнять соответствующие медиа-сообщества. Рассказывать публике о том что, происходит интересного на российском театральном пространстве, проецировать современные его достижения на воронежские реалии. Разве не так?

- Так. Но до недавнего времени таких специализированных изданий, к сожалению, я не видел. Есть люди, которым в су-ществующих воронежских газетах поручено писать сегодня о театре, завтра о концерте Киркорова, а потом оценивать тигров братьев Запашных и так далее. И подходят они ко всему этому как к событиям в сфере досуга, поэтому статьи о театре из вышеперечисленного ряда особо не выделяются.

- Но это вы говорите о журналистах, а ведь в Воронеже еще существует при Союзе театральных деятелей и секция театральных критиков.

- Нет, увы, у нас театральных критиков. То есть секция, конечно, существует, и я знаю, кто в ней состоит, и отношусь к этим людям, в общем-то, позитивно, а к старейшинам секции весьма уважительно. Но... никто из членов этой секции никогда не был, скажем на фестивалях в Авиньоне или Эдинбурге, где можно увидеть лучшее европейское искусство, не бывал на главных российских фестивалях. Не видел воочию спектаклей тех российских и зарубежных режиссеров, которые определяют сейчас лицо современного театра. Тальхаймер, Някрошюс, Остермайер, Лепаж, Женовач, Крымов... Поэтому у них нет возможности рассматривать воронежские спектакли в контексте не то что мирового - даже общероссийского театрального процесса. А без этого сегодня нельзя писать о театре профессионально, весомо, авторитетно. И здесь мы снова возвращаемся к разговору о необходимости нашей интеграции в общее культурное пространство. Я верю, что когда начнет происходить это движение, к нам начнут приезжать лучшие спектакли, при наших общих усилиях при семинарах, при встречах творческих людей из разных российских регионов и зарубежья - лет через пять-шесть наши театральные критики смогут по- настоящему ориентироваться в современном театральном процессе.

- Скажите, Михаил Владимирович, а в воронежской управленческой системе есть ли специалисты в области профессионального театрального искусства?

- По большому счету - нет. Причем, думаю, что так оно и к лучшему. Чиновники делают вид, что руководят театрами, а театры делают вид, что «руководятся». На деле же - и театры, и чиновники дуют каждый в свою дуду, существуют по своим законам и автономно друг от друга. Большинство счастливо, что воронежское культурное пространство замкнуто на себе, это дает возможность, не особо утруждая себя интеллектуально, казаться какой-то величиной на местном уровне - и получать еще за это определенные материальные преференции. Мои дивиденды скорее репутационные - скажем, предложения на несколько лет вперед о постановках в крупных российских и зарубежных театрах, и это более значимо для меня. Меня устраивало, что мы существовали в разных измерениях со старой системой, а теперь радует, что появилась реальная надежда на создание новых отношений между властью и искусством.

- Не появилось ли у вас желания заняться чем-то еще кроме Камерного театра, раз уж мы говорим о новых культурных веяниях в нашей области?

- Да, раз я начал разговор с необходимости интеграции воронежского искусства в общемировое культурное пространство, то, безусловно, у меня есть и конкретные предложения. Мне хочется участвовать в организации в Воронеже большого международного фестиваля искусств - причем не разового, а постоянного, на многие годы вперед. Фестиваля, который бы стал неотъемлемой частью нового воронежского культурного имиджа, одним из брендов региона. Я предполагаю, что будет создан масштабный театрально-музыкально-литературный фестиваль, носящий имя Андрея Платонова, в нем будут принимать участие самые интересные коллективы и творческие деятели со всего мира. Идея, знаю, поддержана нашим губернатором, и сейчас я занимаюсь проработкой технических и организационных вопросов. Может быть, это прозвучит несколько нескромно, но мой опыт, информированность, квалификация, и репутация таковы, что в Воронеже мне более других стоит заниматься этим делом.

Олег Котин,
Время культуры, №2 от 10 мая 2010 года.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0