Воронеж. 14.10.2022. ABIREG.RU – Светская хроника – В ходе выездного заседания экспертной группы по теме «Театр и современное общество» режиссеры, искусствоведы, педагоги и театральные критики обсудили место и проблемы театра в современном культурном пространстве региона.
Так, заместитель руководителя Центра эффективности правительства Сергей Перевозчиков сообщил, что на встречах с экспертами часто затрагивается проблема роли театра в воспитании. По мнению некоторых критиков, постановки, которые сейчас показывают зрителю, оставляют желать лучшего. Звучат мнения, что классический театр постепенно вымирает. Причину кто-то видит в отсутствии должного профессионализма у некоторых режиссеров, а кто-то норовит «спустить всех псов» на правительство Воронежской области и развал Советского Союза. Порой звучат упреки в недостаточной поддержке театров со стороны властей. Это неудивительно, поскольку за последние пять лет культурная жизнь в регионе расширилась: появились новые негосударственные и районные театры, выросла фестивальная активность, и денег на решение всех вопросов действительно не хватает.
Руководитель драматического театра имени Кольцова Владимир Петров выразил обеспокоенность тем, что театры в ближайшем будущем могут испытывать сложности с ремонтом дорогостоящего импортного оборудования. «Семь лет назад, когда губернатором был Гордеев, были построены два новых театра, вложены серьезные инвестиции. Сейчас подходят сроки, когда это оборудование морально и физически устаревает. Осветительные прожекторы в театре срочно требуют замены, но поставщика мы найти пока не можем, поскольку производитель находится в «недружественной стране». Этот вопрос требует повышенного внимания, поскольку задержка с его решением, а это требует свыше 10 миллионов рублей, может привести к ухудшению качества постановок.
По его словам, вечная проблема выбора между творческой свободой и коммерческой целесообразностью актуальна и сегодня. «Режиссер не свободен, не может рискнуть [в выборе постановки]. Режиссер лишился легкости, храбрости из-за страха потерять деньги».
В выступлениях представителей цеха театральных критиков, присутствовавших на встрече, звучало много фраз с посылом, мол, раньше было лучше. В этом ключе высказывались председатель секции критики Воронежского отделения Союза театральных деятелей Надежда Роготовская, доцент ВГУ Лариса Рыбачева, театровед Николай Тимофеев. Для заядлых театралов свойственно считать, что именно после развала СССР театр начал ухудшаться. А ведь он выполняет еще и воспитательную функцию, поэтому советский опыт художественных советов сейчас мог бы быть очень полезен.
Свою позицию по этому поводу высказал народный артист Российской Федерации и ректор Воронежского государственного института искусств Сергей Карпов: «Проходя мимо ТЮЗа сейчас, я смотрю на спектакли и понимаю, что многие постановки ориентированы на подготовленного, искушенного зрителя. Для знакомства с театром для своей внучки я бы выбрал менее сложный материал». По словам господина Карпова, в его юности детям показывали добрые, учащие положительным человеческим качествам спектакли, а сейчас выбор репертуара на детской сцене порой определяется поиском творческой манеры режиссера. Вопрос выбора между творческой свободой и нравственным долгом – вечный. По словам артиста, театр играет огромную роль в формировании личности человека, и нужно серьезно думать о функции воспитания и просвещения человека в театре.
Эту мысль поддержал и Владимир Петров. «Безусловно, то, что распалась страна, – это большая травма. Внешне она была незаметна, но откуда пошла чернуха в драматургии? Откуда стало так много печальных, страшных пьес? Это не потому что люди ненавидят родину, а потому что болит душа за то, что происходит», – заявил господин Петров. По словам директора драмтеатра, по-настоящему искренняя патриотическая постановка требует от создателей высочайшего профессионализма и мастерства.