Курск. 18.10.2022. ABIREG.RU – Аналитика – «Абирег» продолжает цикл интервью с руководителями ведущих предприятий Черноземья о стратегии импортозамещения на российском рынке. Мы поговорили с соучредителем курского ООО «Грибная радуга» Олегом Логвиновым о господдержке, емкости рынка и росте потребления шампиньонов в России. Также бизнесмен рассказал о единственной импортной составляющей производства и о том, как удается решать эту проблему.
– На прилавках наших магазинов представлена отечественная грибная продукция или доля импорта еще высока?
– Сегодня емкость российского рынка шампиньонов составляет порядка 135 тыс. тонн. Существующие производственные мощности российских предприятий вполне закрывают потребности отечественных потребителей. Однако так было далеко не всегда. До 2016 года Россия производила лишь 10% потребляемых шампиньонов.
Мощный рост начался 6 лет назад, когда отечественные производители рассмотрели перспективы индустрии и вплотную занялись грибоводством. За эти годы благодаря программе импортозамещения внутреннее производство шампиньонов в стране выросло более чем в 10 раз, а доля импорта сократилась с 90 до 11% внутреннего потребления. Производство свежих шампиньонов выросло в 2 раза.
Пятую часть – 27,5 тонны грибов – производит курское предприятие. В денежном выражении в прошлом году мы произвели продукции на 3,6 млрд рублей.
– Где едят курские шампиньоны?
– География поставок – это 80 субъектов Российской Федерации: от Санкт-Петербурга до Иркутска. Наша продукция представлена во всех торговых сетях страны. В 2020 году вышли на экспортные поставки шампиньона в Казахстан, Беларусь, Киргизию. Работаем над расширением иностранных рынков сбыта. Начинали мы в 2017 году. Не найдя качественного отечественного сырья, компания выбрала путь вертикально интегрированного производства. На площадке в Курске не только выращиваем грибы, но и производим субстрат (компост), покровную почву, транспортную тару и органические биоудобрения из отработанного компоста. По сути, наше производство – первое в России и Европе грибное предприятие полного цикла. Объем инвестиций – более 10 млрд рублей. На сегодняшний день с открытием 4-й очереди производственные мощности по выращиванию шампиньонов составляют 32 тыс. тонн в год.
– Используете импортные технологии в процессе производства шампиньонов?
– Конечно, мы применяем мировой опыт грибной индустрии. Выращиваем продукт по голландской технологии. Производство шампиньонов на сегодня – одна из самых высокотехнологичных отраслей сельского хозяйства. Наша фабрика оснащена оборудованием компании Christiaens Group. Что касается сырья, то единственной импортной составляющей при выращивании шампиньонов является мицелий. И сейчас возникают проблемы с поставками данного вида сырья, но грибоводы стараются решить этот вопрос. Пока за счет сырьевых запасов критической ситуации нет.
– Сегодня некоторые эксперты озвучивают пессимистические прогнозы относительно ситуации в экономике. Ожидаете ли вы спада в отрасли?
– У грибоводов диаметрально противоположные прогнозы. Спрос вырастет: в связи с увеличением производства в стране цена на грибы рухнула на 30%, что подогревает интерес к покупкам. Рынок еще не насытился, пока он проходит стадию формирования. Мы прогнозируем рост потребления до 220-240 тыс. тонн, это 1,5-2 кг на человека. При этом всё равно эта емкость рынка будет меньше, чем в Европе, что говорит о потенциале индустрии.
– Государство оказало какую-то поддержку для импортозамещающего производства грибов?
– Регион снизил ставку налога на имущество до 0% на пять лет. Также местные власти на 3% снизили налог на прибыль. В прошлом году Правительство РФ внесло изменения в постановление о сельхоздеятельности, и грибные фермы получили нулевую ставку на прибыль. Кроме этого, сельхозпроизводители при поддержке Минсельхоза, пользуются льготным кредитованием. Министерство компенсирует кредитную процентную ставку: две трети платит государство, остальное отдает предприятие.
В отрасли наглядно сработало импортозамещение. В разы увеличилось внутреннее производство, что привело к росту объемов на рынке. Гриб стал доступнее, цена на продукт опустилась. Можно сказать, что это идеальная схема работы: при поддержке государства инвесторы заняли пустующую нишу и за свои деньги создали отрасль с нуля.
– В чем сложности в выращивании шампиньонов?
– Это производство, которое требует контроля. Это не конфетная фабрика, где просто линию наладил и кнопку нажал. Цикл выращивания грибов – от закладки субстрата до получения урожая – составляет 90 дней. На каждом этапе необходимо создать условия, которые соответствуют природным. Ошибки дорого стоят. Оборудование дает лишь возможность, а остальное – это человек, который учитывает массу факторов, чтобы гриб получился аппетитным и здоровым.
В начале бизнеса я всё мерил инвестициями, а производители оборудования говорили: «Вы потратите сотни миллионов, но если не будет общения и надежной команды, то все вложения будут потрачены зря». Тогда, если честно, пропустил это мимо ушей. Потом понял, что выращивание шампиньонов – это бизнес тысячи мелочей. Где каждая влияет на конечный результат. Скажу так: основной наш актив – это коллектив единомышленников. Руководители и рядовые сотрудники знают, что делать и как делать. Это гораздо важнее, чем здания и оборудование.