Липецк. 08.02.2024. ABIREG.RU – Аналитика – Рынок недвижимости постоянно расширяется, на нем появляются новые игроки. Для привлечения покупателей нужно предсказывать спрос, предугадывать потребности и иногда по заветам В. Чан Кима и Рене Моборн выходить в «голубой океан», где конкурентов пока нет. Редакция «Абирега» собрала статистику и обратилась к экспертам рынка, чтобы выяснить, за что сегодня готовы платить покупатели недвижимости.
«Первичка» в приоритете
На сайте акционерного общества «ДОМ.РФ» содержится информация, что за 11 месяцев прошлого года в Черноземном регионе было введено в эксплуатацию больше 4,2 млн кв. м жилья. Самой активной в этом направлении стала Воронежская область с 1,57 млн «квадратов». Второе место заняла Белгородская область – почти 0,8 млн кв. м. Третья – Липецкая область с 0,65 млн кв. м.
Можно заключить, что на устойчивость рынка первичной недвижимости не влияют ни курс валют, ни инфляция, ни рост ставок по ипотеке.
Каждый метр – в дело
Специалисты Воронежского государственного технического университета, к которым «Абирег» обратился за комментарием, акцентируют внимание на росте продаж квартир-студий малого метража. Впрочем, крупнометражные квартиры на рынке Черноземья тоже востребованы. В их планировке всё чаще предусматриваются рабочий кабинет, кухня-столовая, спальни с отдельным санузлом. Такой запрос существует у покупателей недвижимости бизнес-класса.
Директор по развитию и связям с общественностью застройщика ООО «Глобус Групп» Алексей Хвалин рассказал «Абирегу», что сейчас продуманные планировки являются одним из главных трендов. Их основное преимущество – отсутствие нефункциональных квадратных метров за счет оптимального зонирования пространств.
«Также не забываем про балконы. Сегодня в сознании потребителей такие помещения получают новую ценность: идет процесс переосмысления как функций балконов и лоджий, так и подходов к их проектированию. Мы предугадываем эти запросы. К примеру, в ЖК «На Депутатской» площадь балкона позволяет запланировать здесь как кабинет или семейную оранжерею, так и отдельное место для отдыха».
Новое поколение покупателей
Изменение тенденций рынка недвижимости объясняется несколькими факторами. Главный из них возрастной. Сейчас жилье покупают представители поколения, рожденного после 1990-х. Это молодые люди, которые привыкли к определенному формату жизни. Обычно они не состоят в официальном браке, предпочитают минимализм и комфорт. Застройщики учитывают их потребности в своих разработках, именно поэтому на рынке Черноземья появляются доступные по стоимости и достаточно компактные квартиры. Это позволяет сохранить спрос на недвижимость.
«Всё более востребованной становится так называемая планировка «евро», предусматривающая объединенный функционал кухни, столовой и гостиной», – подтверждают эксперты ВГТУ.
Второй заметный тренд – приоритет квартиры в доме с благоустроенной средой. Людям недостаточно комфортного пространства в стенах собственного жилья. Они хотят иметь закрытую территорию, подземную парковку, места совместного досуга, инфраструктуру в непосредственной близости и прочие дополнительные функции. Соответственно, на рынке выигрывают застройщики, которые могут предложить комплексный проект, а не просто квадратные метры. Такой функционал может быть связан, например, с предоставлением дополнительных мест хранения.
«Запрос потребителя на места хранения во внеквартирном пространстве жилых домов существует. Наличие подобных помещений обычно зависит от класса комфортности жилья. Однако дополнительный функционал всё еще сведен к минимуму: велосипедные помещения на первом этаже оборудуются нечасто, при этом входные и лифтовые холлы в современных домах достаточно просторные», – комментируют специалисты Воронежского государственного технического университета.
Эксперт ООО «Глобус Групп» отмечает, что раньше мало кто заботился о внешнем виде входных групп, а теперь время безликих пространств общего пользования прошло.
«У застройщиков есть понимание, что лобби, типовые этажи, паркинг, лифтовые холлы должны считываться единым решением и объединяться общим настроением. Мы хотим, чтобы для жителей наших проектов дом начинался не с порога квартиры, а с входа в подъезд. Также сегодня всё больше покупателей ищут не квартиру, а среду обитания, в которой каждый элемент имеет значение. Например, колясочная – это элемент комфортной среды, особенно важный для жителей с детьми и молодых семей. «Глобус Групп» – один из первых застройщиков Липецка, кто начал проектировать колясочные и велосипедные в своих проектах. Сейчас эти вещи превратились в базовые для каждого крупного липецкого застройщика», – рассказал господин Хвалин.
Офис на дому
Еще одна тенденция последних лет – запрос на высокотехнологичное жилье и простоту планировки. Возможность самостоятельно регулировать отопление, отсутствие лишних деталей в проекте интерьера, «умные» решения в сфере первичной недвижимости пробуждают интерес у представителей поколения Z, которые сегодня работают в том числе дистанционно и получают достаточно денег, чтобы обеспечить для своего home office комфортные условия. Также они являются гораздо более экологически ответственными, чем представители прошлых поколений, поэтому живо интересуются решениями, связанными с охраной окружающей среды.
По словам сотрудников ВГТУ, сегодня наблюдается рост интеграции жилья с природой. Это проявляется в использовании внутреннего двора для отдыха, подземных парковок, организации придомовых и приквартирных участков в урбанизированных условиях, создании террас на последних этажах квартир и активном использовании эксплуатируемых кровель.
При этом застройщики Черноземья учитывают общее снижение уровня доходов граждан, что уменьшает покупательную способность. Чтобы выровнять ситуацию, используются льготы и программы лояльности – траншевая ипотека, рассрочка, кредитование первого взноса и тому подобное.
Без машин и серых стен
Также следует отметить, что некоторые тренды недвижимости приходят из столичных регионов с опозданием. Какие-то из них приживаются, как, например, многоквартирные дома с ярким, узнаваемым дизайном, закрытой территорией, общими детскими комнатами, а к каким-то жители регионов относятся с осторожностью. По мнению экспертов, в будущем Черноземье может ждать рост спроса на квартиры в домах с коворкинг-зонами и пространствами для отдыха с использованием экологичных материалов.
«Рекомендуется уйти от однообразного унылого вида улицы и достичь художественного разнообразия в среде, максимально разделить улицу с автотранспортом и рекреационные пространства дворов», – говорят эксперты ВГТУ.
Алексей Хвалин соглашается, что главное для современных застройщиков – это формирование комфортной функциональной среды.
«Все наши проекты реализуются с учетом концепции «Двор без машин». Здесь можно спокойно гулять, заниматься спортом, общаться с соседями, кататься на велосипеде, а маленькие жители жилого комплекса будут играть неподалеку на площадках. В каждом из наших проектов мы закладываем удобный подземный паркинг. Дополнительно создаем гостевые парковочные места возле каждого жилого комплекса», – подчеркивает эксперт.
Поскольку очень многие прогнозы сбываются, застройщикам уже сейчас не стоит бояться экспериментов. На этом рынке побеждает тот, кто выступает за инновации и чутко улавливает потребности людей.