Воронеж. 30.08.2010. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Светская хроника – Пятый «Art Libitum» в эти дни (и до конца сентября) проходит в воронежской галереи «Нефта». Название выставки, объединившее все работы экспозиции, восходит к латинскому выражению аd libitum, которое переводится «как угодно», «по желанию», «на свое усмотрение». Вот и зритель здесь может трактовать любую из работ, как ему будет угодно...
Инсталляции, живопись и графику выставляют в большом зале галереи «Нефты» Алексей Калитвинов, Никита Старик, Валерий Мишунин и другие проповедники современного искусства Воронежа и Липецка. Они используют разные техники и стили, помогая таким образом зрителям посмеяться, оторваться от реальности, впасть в абстракцию.
Здесь же работы Александра Ножкина, ушедшего из жизни в возрасте 42 лет. Ножкина называли «ньюсмейкером» воронежского искусства и наследником Пабло Пикассо. Его работы для своих коллекций покупали Мадонна и Андрей Макаревич, Ричард Никсон и Татьяна Доренко. Инсталляции яркого представителя современного искусства Ножкина («Мадам» - «растянутая» по толстой бутылке женщина, «Памятник героям» - деревянный вертолет, усыпанный портретами в рамках) учат мыслить нестандартно и находить простые ответы на сложные вопросы.
Вообще говоря, современное искусство, кроме картин и инсталляций, использует также такие формы, как перфомансы и хеппининги (короткие представления, исполняемые художниками непосредственно в галерее или музее, где проходит выставка; в Воронеже перформансы и хеппенинги проходили в «Нефте» и «Х.Л.А.М.е»). На сегодня мероприятия, имеющие прямое или косвенное отношение к современному искусству, порой являются инструментом привлечения инвестиций. Нередко крупные корпорации проводят на своей территории необычные выставки.
Современное искусство в мире представлено более разнообразно и масштабно – не только галереями. Это и арт-клубы, и мультимедийные центры, в которых можно увидеть и скандальную инсталляцию «Бог велик», в которой соседствуют страницы Талмуда, Библии и Корана, и виртуальное «раздевание» мумии в познавательных целях; «Шкуру» Музея Гуггенхайма, состоящую из тончайших титановых плит, на ощупь похожих на шелк, и «Живые картины» американки Бикрофт, которая обнажила соотечественниц на фоне картин и скульптур. Это и выставки с говорящими названиями («Картины пахнут и оживают», «Что внутри»), и экспозиция для слепых, которую посещают зрячие. Это и музеи-рестораны, где можно поесть и пообщаться с писателями-маргиналами, это и Центр имени Жоржа Помпиду, по числу посещений опережающий «родную сестру» Эйфелеву башню.
Благодаря новым технологиям и Интернету, книгам и образовательным проектам, наконец, воображению, которым обладает каждый, сегодня можно легко потрогать «нетленку» современного искусства.