WorldClass

19 апреля 2024, 16:47
Экономические деловые новости регионов Черноземья

erid: 2VtzqucPBPb

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Генеральный директор Проектного института ГКДТ Екатерина Алексеева: «Госзакупки – важнейший элемент государственного управления экономикой»

15.08.2011 14:27
Автор:

Воронеж. 15.08.2011. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика - Сегодня государственный заказ в глазах общественности очень часто воспринимается как поле для злоупотреблений и коррупции. Несмотря на серьезные усилия по борьбе со злоупотреблениями со стороны государства и общественности, ситуация в этой области остается весьма негативной. Федеральный закон 94-ФЗ о госзакупках не стал панацеей от коррупции и требует переработки. О концепции Федеральной контрактной системы, которая должна прийти на смену нынешней системе размещения госзаказа, о проблемах в сфере госзакупок и путях решения в режиме «вопрос-ответ» читателям «Абирега» рассказывает генеральный директор Проектного института «Гипрокоммундортранс» Екатерина Алексеева.


2011-08-04, 10:51:10
Екатерина, как вы считаете, насколько полезна деятельность общественности по контролю за госзакупками? К примеру, блогера Навального?
Николай

- Я считаю, что деятельность Навального полезна. Его профессиональные расследования вызывают большой общественный резонанс и широко обсуждаются в интернет-среде. Но главное, что есть практические результаты: проверяющие и контролирующие органы вынуждены реагировать на открывшиеся факты вопиющих финансовых злоупотреблений. Да и сами компании, например «Транснефть», будут действовать теперь гораздо более осмотрительно, понимая, что их миноритарные акционеры – это не бессловесная людская масса, которую можно запросто игнорировать при принятии решений.

2011-08-04, 10:51:18
В нашей области недавно создан информационно-аналитический центр «Госзаказ», который запустил свою электронно-маркетинговую площадку. Как вы можете прокомментировать его работу?
Стас

- Главная задача ИАЦ «Госзаказ» – помочь внедрению ФКС, концепция которой разработана Минэкономразвития и реализуется в Воронежской области Управлением государственного заказа и организации торгов. Создание в регионах подобных центров поможет бороться с завышением цен при госзакупках, добиваться большей прозрачности в этой сфере и повышения конкуренции при распределении госзаказов. Центр проводит на регулярной основе мониторинг присутствующих на рынке предложений товаров и услуг и дает свои рекомендации госпредприятиям. В итоге субъективный фактор выбора организации и формирования цены практически полностью исключается. Насколько мне известно, по итогам работы ИАЦ «Госзаказ» за 1-й квартал 2011 года реально сэкономлено порядка 51 млн рублей. Это серьезный результат. А подробную информацию о работе его электронно-маркетинговой площадки можно получить на сайте www.fks-reg.ru.

2011-08-04, 10:57:03
Сталкивался ли ГКДТ, участвуя в конкурсах по госзаказам, с недобросовестным проведением аукциона, когда заказ отдавался чиновниками «своей» компании? Хотелось бы узнать поподробнее на конкретном примере.
Спайдер

- Да. У «Гипрокоммундортранса» большой опыт участия в конкурсах, аукционах, проводимых на территории России. И мы неоднократно сталкивались с недобросовестным проведением тендеров. Подавали жалобы в ФАС, несколько раз в суд. И были положительные решения, например, ФАС Орловской, Ростовской и других областей. Результаты конкурсов были отменены. Затем выставлялись снова без нарушений законодательства.

Но сегодня мы стараемся более эффективно подходить к работе, не тратить время на заведомо проигрышные варианты, не участвовать в таких конкурсах, подбирать для себя перспективные направления и заказы. Для этого в компании был создан тендерный отдел, в котором работает аналитик. На стадии рассмотрения конкурса, аукциона рассчитывается вероятность победы в конкурсе и что для этого необходимо сделать. Если у главных инженеров проектов, аналитика, специалистов тендерного отдела возникают предположения, что конкурс сделан «под кого-то», мы не тратим время на участие. Анализируются прошедшие конкурсы, аукционы за определенный период, лоты от конкретного заказчика, победители, цена контракта и процент снижения цены. Предметом анализа является процент отклонения цены победителя конкурса от начальной цены, предложенной заказчиком. Если процент отклонения цены у победителя минимально средний, при этом наибольшее количество выигранных лотов – это наводит на мысли о сговоре одной из компаний с заказчиком. Конкретный пример: было проанализировано семь открытых конкурсов, которые состояли из различного количества лотов (от двух до 10) – всего 53 лота, в которых заказчиком выступало Министерство автомобильных дорог, транспорта и связи Ростовской области. Выявив средний процент снижения цены и проанализировав ценовую политику проектных организаций, которые наиболее часто выигрывали в представленных 53 лотах, получилось, что одна компания имеет минимальный средний процент отклонения, но тем не менее получила наибольшее количество выигранных лотов. Что касалось остальных компаний-лидеров, то там все закономерно. Это наводит на определенные размышления…

2011-08-04, 14:48:25
Насколько я знаю, ГКДТ специализируется на проектных разработках по строительству и архитектуре. Насколько много сейчас госзаказов в этой области по сравнению с годом раньше? И велика ли конкуренция среди проектных организаций Воронежа в борьбе за «крупные куски пирога»?
Серый

- Количество госзаказов сейчас мало изменилось по сравнению с прошлым годом, но оно резко снизилось по сравнению с 2007 годом. Здоровая конкуренция нужна всегда. Она позволяет выявлять слабые места в компании, устранять их, что в конечном счете ведет к развитию предприятия. В Воронеже таких крупных проектных организаций, как «Гипрокоммундортранс», не более шести. Например, в апреле проходил конкурс на выполнение работ по проектированию объекта «Реконструкция стадиона «Чайка» в г. Воронеже». Участвовало шесть организаций. Среди них - ООО «Жилпроект», ОАО «Воронежпроект». Победили мы.

Что же касается конкурсов на проектирование коммерческой недвижимости, административных, промышленных объектов и жилищно-гражданского назначения, проводимых в других регионах, то воронежские проектные организации, кроме ГКДТ, практически не представлены.

2011-08-04, 15:47:22
Одним из этапов процессного подхода в управлении является этап контроля. Как в системе госзакупок осуществляется контроль качества?
Доктор Avic

- В 2009 году в Воронежской области создано Управление государственного заказа и организации торгов, которое является исполнительным органом государственной власти, уполномоченным на осуществление функции по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд в нашей области. Однако сейчас, несмотря на массу постановлений и прописанных регламентов, сложно заставить различные муниципалитеты и ведомства отчитываться о полных результатах исполнения контрактов по госзакупкам. В действительности необходимо контролировать реальную эффективность закупок, на которые были потрачены государственные деньги. В будущем планируется изменить в системе ФКС подход к результатам исполнения контрактов. Будет проводиться, в частности, общественный контроль за тем, как исполнены госконтракты по факту.

Кроме того, в каждом регионе должна быть разработана открытая система, где в электронном виде будут публиковаться все результаты аукционов и можно будет полностью проследить всю цепочку - от формирования планов закупок до исполнения контрактов. Вот такой единый цикл и будет формировать систему контроля. Кстати, часть данных функций в Воронежской области уже выполняет информационно-аналитический центр «Госзаказ».

2011-08-05, 11:18:01
По отзывам людей, участвующих в государственных тендерах и аукционах, коррупция в этой области пустила глубокие корни и, что самое печальное, практически не наказуема - даже когда такие факты вскрываются. Как, по вашему мнению, можно победить (уменьшить) это зло в отдельно взятом воронежском регионе?
B52

Можно победить даже не только в отдельном регионе, но и по всей стране. В первую очередь, нужны изменения в федеральном законодательстве, поскольку все госзакупки регулируются №94-ФЗ, который не содержит конкретики, а только общие положения. Например: выставляются торги - выполнение проектных работ, срок выполнения указывается – 30 дней, при этом необходимо сделать изыскания, проектную документацию и экспертизу. Возникают вопросы:

- какими официальными документами руководствовался заказчик, указывая такой короткий срок? (должны быть указаны конкретный СНиП, ГОСТ);

- идет нарушение (несоответствие) ФЗ о госэкспертизе, в котором указано что госэкспертиза проводится в течение 90 дней (срок выполнения работ - 30 дней).

Не много организаций захочет участвовать, изначально зная, что случайному победителю, чтобы выполнить работы, придется платить пеню за просрочку. Поэтому 98%, что участник будет один, он же и будет победителем, и у которого уже проект готов или находится в экспертизе. То есть несовершенство федерального законодательство позволяет проводить торги для «галочки».

Есть еще один момент… В принятом Постановлении 7221 об оценке заявок, касающийся критерия цены. Данное постановление имеет тоже недоработку - комиссия для расчета критерия цены берет итоговую цену. Но этот момент, на мой взгляд, является неверным, так как ставит участников в неравные условия. Один подает цену с НДС, другой без НДС. И при подсчете данного критерия у одного цена идет без НДС и она же итоговая, а у другого идет сумма цены без НДС плюс НДС. И порой бывает, что итоговая сумма участника выше лишь из-за налога на добавленную стоимость и это играет не на пользу участнику, он проигрывает по цене...

На мой взгляд, при расчете надо брать цену без НДС - это уравняет шансы всех участников при расчете данного критерия.

2011-08-05, 14:09:40
Из-за несовершенства закона №94-ФЗ, который допускает победу в аукционе организаций, не имеющих необходимой материально-технической базы, цены иногда падают на 40-50% от первоначальной стоимости заказа. В результате побеждают недобросовестные подрядчики. Как с этим бороться, на ваш взгляд?
Алексей М.

- Несмотря на несовершенство закона №94-ФЗ, в целях защиты интересов государственных заказчиков от рисков, связанных с действиями недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных контрактов, данным законом предусмотрен ряд защитных механизмов.

Закон также предусматривает возможность установления заказчиком требования о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе. Размер данного обеспечения может устанавливаться в пределах пяти процентов от начальной цены контракта (часть 4 статьи 20 и часть 5 статьи 32 Закона).

Для участника размещения заказа обеспечение заявки - это деньги, «замороженные» на счете уполномоченного органа. Если участник размещения заказа не имеет свободных финансовых средств в необходимом количестве, то такой поставщик и не будет принимать участие в размещении заказа.

Поэтому требование об обеспечении заявки - это своего рода гарантия для заказчика, так как в случае уклонения победителя конкурса, аукциона от заключения контракта денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, не возвращаются.

Однако хочется заострить внимание на том, что для того чтобы эта мера защиты работала в том направлении, на которое она направлена, государственный заказчик должен выполнить все требования действующего законодательства, в частности: в течение трех рабочих дней со дня подписания соответствующего протокола заказчик ОБЯЗАН направить поставщику (подрядчику, исполнителю) ЗАПОЛНЕННЫЙ проект государственного контракта. И тогда в случае неподписания им в установленный срок проекта контракта у заказчика появляется возможность внести такого поставщика в РНП. И только после внесения в РНП сведений о нем как о недобросовестном поставщике у комитета появятся все основания для перечисления внесенных таким поставщиком денежных средств в качестве обеспечения заявки в бюджет края, и только тогда поставщик будет знать, к чему может привести его отказ от заключения контракта.

Следующая мера защиты интересов государственных заказчиков от рисков, связанных с действиями недобросовестных поставщиков, – это возможность установления со стороны заказчика требования обеспечения исполнения государственного контракта. Размер обеспечения может устанавливаться в пределах тридцати процентов от начальной цены контракта. В случае если начальная (максимальная) цена контракта превышает 50 млн рублей, заказчик и уполномоченный орган обязаны устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10% до 30% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса, если контрактом предусмотрена выплата аванса. В случае установления заказчиком требования об обеспечении исполнения контракта такой контракт заключается только после предоставления участником конкурса или аукциона, с которым заключается контракт, документов, подтверждающих обеспечение исполнения контракта. Способ обеспечения исполнения контракта определяется таким участником самостоятельно. Это может быть банковская гарантия, страхование ответственности по контракту, договор поручительства или передача заказчику в залог денежных средств на указанный заказчиком счет, в том числе в форме вклада (депозита).

Представление обеспечения исполнения контракта косвенным образом подтверждает возможность поставщика (подрядчика, исполнителя) успешно исполнить свои обязательства по контракту.

Замечу, что с 20 августа 2009 года в связи с изменениями, внесенными в Закон Федеральным законом 24.07.2007 № 218-ФЗ, в конкурсной документации или документации об аукционе может быть установлено, что обеспечение исполнения государственного контракта в виде страхования ответственности по контракту не допускается. Более того, с июля текущего года при размещении заказа путем проведения аукциона в электронной форме по нововведенной главе Закона 3.1. в качестве видов обеспечения контракта останутся банковская гарантия, договор поручительства и залог денежных средств. Такой вид обеспечения исполнения контракта как страхование ответственности в главу 3.1. законодатель не включил.

Отдельно хочу заметить, что установление авансовых платежей в государственном контракте является правом, а не обязанностью заказчика.

С учетом того, что получение авансового платежа является в некоторых случаях основной целью заключения контракта со стороны недобросовестного поставщика, необходимость их установления должна тщательно анализироваться в каждом конкретном случае.

Отсутствие условия в контракте об авансовых платежах дает заказчику дополнительную возможность избежать заключения контракта с недобросовестным поставщиком.

В качестве защитной меры можно рассматривать также предусмотренную 9 статьей Закона обязанность заказчиков включать в госконтракты условие о порядке осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в таком контракте.

В ряде случаев эффективному и своевременному исполнению государственных контрактов способствует установление этапов поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг по контрактам.

Поэтапная поставка товара, поэтапное выполнение работ, оказание услуг и, соответственно, поэтапная приемка товаров, результатов работ или услуг позволяет заказчикам эффективно отслеживать ход исполнения контрактов со стороны поставщиков или подрядчиков, поддерживать необходимый уровень контроля за действиями поставщиков, подрядчиков, в полном объеме использовать механизмы ответственности поставщиков за ненадлежащее исполнение или неисполнение условий контрактов. Соответственно, и поэтапная оплата за партию поставки товара, за этап выполненных работ, оказанных услуг повышает уровень защиты интересов заказчиков от действий недобросовестных поставщиков.

Далее: Закон предусматривает включение в госконтракт обязательного условия об ответственности поставщика, подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом (часть 10 статьи 9 Закона).

Закон предусматривает право заказчика потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней) в случае просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного государственным контрактом. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Поэтому следует обратить внимание на необходимость установления в контрактах обязательной ответственности поставщиков за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих обязательств по контрактам.

Необходимо заранее просчитать размер неустойки.

Отдельным механизмом, призванным обеспечивать защиту государственных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков при заключении и исполнении государственных контрактов, является реестр недобросовестных поставщиков.

Такой реестр вы можете увидеть на официальном сайте www.torgi.stavkray.ru.

В реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта, а также о поставщиках, с которыми государственные или муниципальные контракты расторгнуты в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (часть 2 статьи 19 Закона).

Для поставщика, подрядчика фактически это означает, что на время нахождения сведений о нем в этом реестре получить контракт для него станет невозможно.

Заказчик вправе в конкурсной документации, в документации об аукционе или в запросе котировок установить требование к участникам размещения заказа об отсутствии сведений о таких участниках в реестре недобросовестных поставщиков (пункт 1 части 2 статьи 11 Закона) и если такое требование установлено, то соответствующая комиссия (конкурсная, аукционная, котировочная) на этапе рассмотрения заявок проверяет наличие сведений об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков. В случае если участник размещения заказа находится в реестре, соответствующая комиссия отклоняет такого участника от участия в конкурсе, аукционе или запросе котировок.

Помимо этого, с 1 июля 2010 года на пяти электронных торговых площадках (ЭТП) проводят электронные аукционы федеральные структуры, с 1 января 2011-го так стали действовать и региональные, и муниципальные власти.

Потенциальные поставщики на одном-единственном сайте узнают о котировках цен, конкурсах и аукционах по всей стране и направляют оператору нужной торговой площадки заявку об участии. Она состоит из двух частей: предложения по цене и информации о себе.

Теоретически побеждает тот, кто назвал самую низкую цену, но есть исключения. После завершения аукциона оператор торговой площадки направляет в главное управление его результаты, а также вторые части заявок, и вот здесь уже чиновники могут познакомиться с участниками аукциона. В частности, у них проверяют наличие полного пакета учредительных документов, лицензии на выполнение тех или иных работ, соответствие требованиям технической оснащенности, а также требуемых для выполнения работ по госконтракту специалистов, их опыте и эффективности работ в данной сфере, рекомендации и отзывы. И победитель аукциона, в документах которого нашлись неточности, на этом этапе вполне может получить отвод. Двойной отбор позволяет снизить количество случаев, когда за госзаказ берутся недобросовестные подрядчики.

К сожалению, пока такая проверка – это редкие случаи, а не практика. Чаще всего отдается предпочтение подрядчику с минимальной ценой. В таком случае, неисполнение или некачественное исполнение подрядчиком госзаказа является проблемой для заказчика.

На мой взгляд, если речь идет о госзаказе на сумму свыше 3 млн рублей, к торгам должны допускаться только предприятия, имеющие свою материально-техническую базу, обладающие должным количеством специалистов с высокой квалификацией, значительным опытом выполнения работ в требуемой госконтрактом области, положительными рекомендациями и отзывами.

В конечном счете, должна быть создана живая и прозрачная база поставщиков по различным рынкам товаров и услуг. Соответственно, предприятия-поставщики должны удовлетворять вышеуказанным требованиям, возможно, и ряду других.

2011-08-08, 11:23:13
Добрый день. Как вы относитесь к идее специализированных электронных площадок на каждый раздел госзакупок (для медицины - своя, для продуктов - своя и т.д.)? Или должна быть единая универсальная площадка в области?
Игорь П.

- Я думаю, что в области должна быть единая универсальная электронная площадка для осуществления закупок товаров и услуг для госнужд. Это позволит избежать «человеческого фактора», то есть размещения заказа не на той электронной площадке, разрастания штата со стороны ЭТП. Плюс муниципальная универсальная электронная площадка облегчает поиск тех или иных торгов компаниям из других регионов.

В настоящее время работает пять федеральных электронных торговых площадок. Единственной выделенной электронной площадкой является Санкт-Петербургская сырьевая биржа, где осуществляются госзакупки ГСМ. И пока нет необходимости увеличения количества ЭТП.
------------------------------------------------------
1Постановление 722 Правительства РФ «Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или мунипальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для гос. или муницип.нужд»

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0