WorldClass

20 апреля 2024, 05:23
Экономические деловые новости регионов Черноземья

erid: 2VtzqucPBPb

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Директор «МТС Центр» Дмитрий Рылов: «Раньше операторы играли в классики, теперь – в шахматы»

03.10.2011 10:35

Воронеж. 03.10.2011. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) - Аналитика - Директор «МТС Центр» Дмитрий Рылов рассказал Business Guide о том, зачем сотовым операторам нужны соглашения о партнерстве с региональными властями, какую пользу приносит аутсорсинг обслуживания сетей и как изменилась конкурентная борьба на рынке за последние годы.

Business Guide (BG): В сентябре компания NokiaSiemensNetworks открыла в Воронеже свой первый российский центр обслуживания сетей. МТС – пока единственный оператор, который воспользовался услугами этого вендора. Почему было принято решение о таком партнерстве?

Дмитрий Рылов (Д.Р.): Пилотный проект МТС с NokiaSiemensNetworks по передаче в аутсорсинг функций управления и обслуживания сети охватывает территорию присутствия МТС в ЦФО, то есть 16 регионов за исключением Москвы и Московской области. Мы передали всю нашу техническую службу эксплуатации сетей компании NokiaSiemensNetworks.

Партнерство для нас может оказаться весьма выгодным. Мы имеем возможность концентрироваться на своем основном бизнесе, не заниматься вопросами обслуживания сети, так как это чисто технические вопросы. С NSN у нас заключен пятилетний договор, в нем выставлены конкретные показатели качества работы сети, которые вендор обязан поддерживать. Мы имеем по этому договору фиксированный платеж, не превышающий тех расходов, которые у нас были при обслуживании сетей на момент подписания договора. Соответственно, компания может планировать такой бюджет на долгосрочную перспективу, так как, поскольку выплаты фиксированные, даже несмотря на дальнейший рост сети, они увеличиваться не будут. Учитывая уникальность проекта для России, во время работы пилотной зоны мы планируем оценить, насколько повысится эффективность обслуживания сети МТС на данном участке. Причем речь может идти как о прямой экономии средств, так и об опосредованных выгодах – применении эффективных технологий вендора, повышении качества работы специалистов, повышении оперативности устранения неполадок, что в конечном итоге ведет к улучшению параметров сети, повышению лояльности абонентов, увеличению генерации трафика и росту выручки компании.

BG: Какие инвестиционные программы МТС реализует сейчас в Черноземье?

Д.Р.: В прошлом году мы подписали соглашение с Воронежским облправительством об инвестициях в развитие своей сети в регионе в размере 500 млн руб. Основное направление инвестиций – увеличение емкости сети, развитие покрытия на территории области, ликвидация цифрового неравенства, то есть появление базовых станций 3G в тех населенных пунктах, где нет предоставления фиксированных услуг и у абонентов до сих пор были проблемы с доступом в интернет. В частности, мы построили участок волоконно-оптической линии «Саратов – Воронеж», который позволил зарезервировать каналы на территории Воронежской области и таким образом резко повысить аварийную устойчивость сети.

BG: То, что вы сейчас перечислили, уложилось в сумму 500 млн руб.?

Д.Р.: Да. Если же говорить о перспективах, то до конца 2012 года мы планируем дополнительно потратить, вероятно, даже чуть большую сумму на развитие инфраструктуры МТС в регионе. МТС делает серьезный акцент на развитии инфраструктуры сети в важных для бизнеса регионах. Воронеж в их числе. В ЦФО это, по сути, единственный город-миллионник, здесь развита промышленность, хороший средний уровень дохода населения. Инвестиции здесь окупаются быстрее, чем во многих других регионах. В Воронеже это пять, максимум семь лет.

BG: А зачем сотовым операторам нужны соглашения с региональными властями? Ведь вы бы и безо всяких договоренностей, наверное, инвестировали в развитие сетей.

Д.Р.: Для операторов заключение подобных соглашений – это элемент планирования своей деятельности на территории региона. Определенные бонусы получают от этого обе стороны: и оператор, и администрация. Например, есть срок по отводу земли под антенны мачтового сооружения, по закону он такой-то. Соглашение с администрацией дает нам возможность получить землю в срок, обозначенный законом. Для администрации наличие подобных соглашений с операторами позволяет на определенный период планировать развитие инфраструктуры на территории области, с тем, чтобы проводить там свои социальные мероприятия.

BG: Насколько важна для оператора работа с корпоративными клиентами?

Д.Р.: Для нас это одно из ключевых направлений. В целом по ЦФО МТС занимает более чем 50%-ную долю корпоративного рынка – прежде всего за счет того, что мы обслуживаем крупные предприятия, например Сбербанк РФ, Новолипецкий меткомбинат, ГОКи холдинга «Металлоинвест». Кстати, правительство Воронежской области также является нашим корпоративным клиентом.

BG: Можно ли сказать, что корпоративные клиенты приносят основную часть доходов?

Д.Р.: Нет. Конечно же, основную часть дохода дают так называемые массовые абоненты, частные лица. Если брать от общих доходов, доля корпоративного сегмента колеблется от 10 до 20%.

BG: Какие показатели являются ключевыми при оценке эффективности работы сотового оператора в регионах? Инфраструктура, количество абонентов, средний чек или что-то другое?

Д.Р.: Если говорить об операционных показателях, то мы следим за ARPU – средней ежемесячной выручкой от продажи услуг в расчете на одного абонента. Если говорить о коммерческих показателях, то это, конечно же, размер абонентской базы, доля рынка по абонентам, по доходам. По долям рынка в некоторых регионах ЦФО мы занимаем лидирующую позицию, в каких-то – вторую или третью, по всему округу мы активно инвестируем в развитие бизнеса, чтобы укрепить и улучшить свою позицию.

BG: А насколько эффективна работа компании в Черноземье по сравнению с другими регионами присутствия?

Д.Р.: Эффективность – это маржинальность бизнеса. В ЦФО сейчас у Черноземья маржинальность бизнеса МТС одна из самых высоких, поскольку здесь большинство затрат оптимизировано. Этому способствует, кроме всего прочего, еще и география, поскольку населенные пункты равномерно распределены на территории. Сложно сравнивать эффективность бизнеса, например, в ЦФО, в Москве и на Дальнем Востоке – из-за экономических и географических особенностей территорий у нас различные экономические модели для этих регионов. В Черноземье очень конкурентный рынок, здесь присутствует минимум по четыре оператора практически во всех регионах. Это позволяет абонентам иметь лучшие цены на услуги, которые предоставляют операторы, но для самих компаний это означает серьезную конкуренцию.

BG: А в чем она сейчас выражается? Ведь по технологиям, да и по тарифам крупные операторы выровнялись.

Д.Р.: Я бы не сказал, что технологически операторы сравнялись. Начнем хотя бы с того, что у региональных операторов нет лицензий на 3G и, соответственно, востребованные сегодня услуги мобильного доступа в интернет с хорошей скоростью они предоставить не могут. А вот в плане тарификации, действительно, сейчас ничего уникального нет ни у одного оператора – если что-то появляется новое, то копируется другими игроками в течение месяца.

Сегодня конкуренция за абонентов переходит в сферу качества обслуживания. Кроме того, сейчас операторы развивают собственные розничные сети продаж. Если раньше у МТС в ЦФО основная масса подключений шла через локальных дилеров, то сейчас 50% подключений и продаж оборудования идет у нас через собственную сеть. Она хороша тем, что мы можем управлять качеством обслуживания абонентов, и мы, безусловно, делаем акцент на ее развитии в дальнейшем.

Резюмируя, можно сказать, что на региональном уровне операторы сейчас конкурируют прежде всего по формированию интересного, правильного, клиентоориентированного предложения по цене, параллельно расширяя спектр услуг, чтобы клиенту было интересно оставаться именно с этим оператором, а не с каким-либо другим. Если на стадии привлечения абонентов была конкуренция инвестиций – кто быстрее их освоит и покроет территории, тот первым заберет абонентов, – то сейчас территория более-менее равномерно покрыта у всех. И в ближайшем обозримом будущем, даже уже сейчас, конкурентная борьба меняется, она переходит в другую плоскость, поскольку лидеры рынка становятся операторами всех телекоммуникационных услуг, не только мобильной связи. В рамках вот этих комплексных предложений и будет идти борьба. Будет внедряться единый биллинг, абоненты смогут получать единый счет на свои услуги, перекрестные скидки на продукты фиксированного и мобильного доступа в интернет, кабельное телевидение и так далее. Сейчас конкуренция даже более интеллектуальная, чем прежде. Раньше мы, условно говоря, играли в классики, теперь играем в шахматы. Очень важна будет успешность и эффективность тех или иных конвергентных решений.

BG: Напоследок вопрос об LTE, развитии технологии в целом в России и в Черноземье в частности. Когда реально начнут работать сети четвертого поколения в регионах?

Д.Р.: Вопрос о развитии LTE в целом связан с наличием частотного ресурса, потому что построить сети при наличии частотного ресурса – дело нехитрое. Сети 3G с нуля операторами были построены, по большому счету, за два года. При наличии инфраструктуры для 3G, которая у «большой тройки» есть, ничего нового для LTE не нужно. На тех же самых сайтах заменяется оборудование, антенно-фидерные устройства – и все. Вопрос в частотах, а это вопрос к регулятору.

Беседовала Анна Черникова
Business guide (Телеком). Приложение, №183, 30.09.2011.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0