Воронеж. 02.02.2016. ABIREG.RU – Аналитика – Падение курса рубля может создать катастрофические проблемы, а может стать драйвером роста. Для разных хозяйствующих субъектов эффект различен, и поэтому мы решили проанализировать ситуацию для крупнейших предприятий Воронежской области.
Масштабная девальвация национальной валюты образца 2015 года, вполне сопоставимая с историей года 1998-го, не создала аналогичного источника роста. Причины прекрасно известны – отсутствие свободных мощностей и ресурсов. Тем не менее новые условия вполне могут стать локомотивом роста для отдельных предприятий. Будут и те, для кого изменения окажутся почти незаметными. Есть и явно проигравшие. Остановимся на каждой из этих категорий подробнее
Выигравшие
Традиционно рейтинг крупнейших предприятий региона возглавляют «Минудобрения». Региональный флагман продает значительную часть своей продукции за рубеж, а значит, получает стремительно дорожающую валюту. В то же время ситуация на рынке минеральных удобрений остается сложной: предложение стабильно опережает спрос, а снижение стоимости продовольствия прямо отражается на желании аграриев покупать удобрения. Тем не менее девальвационный эффект перевесит все сбытовые сложности: выручку компании по итогам года сейчас оценивают на уровне 42-45 млрд рублей (напомним, что за 2014 год выручка составила более 28 млрд рублей).
Выиграет и вся химическая отрасль («Синтезкаучук», «Пирелли» и т.д.): отечественное сырье в сочетании с девальвацией должны дать мощный положительный результат.
Почти наверняка выиграют производители металлоконструкций («Лискимонтажконструкция», «Воронежстальмост» и т.д.): их затраты, за исключением части оборудования и комплектующих, номинированы в рублях, продукция конкурентоспособна на мировом рынке не только по цене. В результате прогноз по выручке для обеих компаний на 2016 год превышает 5 млрд рублей. Так что бонусы очевидны.
Производители растительных жиров и зерновых – в составе сельхозтоваропроизводителей это особая группа, имеющая возможности для экспорта продукции. При этом доля расходов, номинированных в иностранной валюте, не слишком велика – частично это средства защиты растений, иногда семена, ну и, конечно, комплектующие и техника. Выигрыш для данной категории несомненен. Надо сказать, что в данной отрасли, помимо гигантов («ЭФКО», Евдаковский МЖК), представлено значительное число компаний малого и среднего бизнеса, так что заработать сможет достаточно широкий слой предпринимателей. Впрочем, кризисные условия тоже накладывают свой отпечаток. Так, в процессе недавнего исследования Роскачества установлено, что из 27 образцов 13 не соответствуют требованиям. Конкуренция на данном рынке, видимо, будет идти за счет цены и качества товара.
Производители свинины и говядины («Мираторг», «Агроэко» и т.д.) также, скорее всего, окажутся в плюсе. Факторов, формирующих данный рынок, достаточно много. Здесь и снижение потребления мяса по итогам года на 1,6% (оценка Института конъюнктуры аграрного рынка), и смещение предпочтений россиян в пользу более дешевого мяса птицы (рост доли в общем объеме потребления на 5 п.п.), и контрсанкции, снижающие конкуренцию. Кроме того, резкое падение валюты выдавило с рынка иностранные конкурентов. Но и затраты у данной категории производителей также в значительной степени номинированы в валюте. Тем не менее итоговый результат будет в пользу производителей.
У ИТ-компаний (Wizart Animation, Siemens и т.д.) основными затратами является заработная плата, при этом значительная часть доходов поступает от зарубежных продаж. Отечественные программисты уже говорят, что их стоимость сравнялась с индийскими при гораздо более высокой квалификации, а значит, у отрасли большие возможности. Wizart Animation на нынешний год уже анонсировала продолжение своих франшиз «Волки и овцы» и «Снежная королева» – обе достаточно популярны и у нас в стране, и в мире. Рост спроса на свою продукцию отмечают и в игровой индустрии, ориентированной на приложения для смартфонов, и в компаниях b2b-сектора. Так что пока проблем с валютной выручкой не предвидится.
Не почувствовавшие
На самом деле сказать, что предприятия из данной категории не почувствуют девальвацию, будет неверно, но результат будет либо не слишком выраженным, либо разнонаправленным.
К числу не слишком-то выигравших выгодополучателей следует отнести такого производителя мяса птицы, как «Черкизово», не так давно приобретшее «ЛИСКо Бройлер». Производство мяса птицы имеет незначительные затраты в валюте, но и конкуренцию отечественным производителям иностранные компании составляют минимальную. Незначительная выгода от увеличения внутреннего спроса на мясо птицы, скорее всего, будет съедена усилением конкуренции. Выход же на международные рынки пока представляется не слишком скорой перспективой.
Предприятия сферы обороны и космоса (Концерн «Созвездие», КБХА и т.д.) – это особая продукция, особый покупатель, особые условия работы. Проблемы здесь связаны скорее с изменением подходов к госзаказу. В результате, как пишет РИА Рейтинг, «в 2015 году оборонный заказ не сыграл такой положительной роли для машиностроения, как в прошлом году. Во всяком случае, те машиностроительные подотрасли, которые за счет оборонного заказа продемонстрировали рост в 2014 году, в текущем году, напротив, существенно сократили выпуск продукции. В частности, глубокий спад зафиксирован в производстве судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств». Так что проблемы не в долларе, а в общей ситуации с бюджетом.
Производители оборудования («Воронежсельмаш», ТМП, «Сименс Трансформаторы» и т.д.) уже много лет переживают не лучшие времена. По итогам третьего квартала 2015 года (последние оперативные данные) лишь в двух из 12 подотраслей машиностроения отмечают рост. Можно порадоваться за ТМП, представляющее в нашем регионе растущее станкостроение. Остальные компании будут оставаться в сложном положении, вызванном уже многолетней слабостью отечественной промышленности. Впрочем, некоторый плюс от девальвации все ж таки будет. С одной стороны, большинство из комплектующих и станков у нас импортные, с другой – стоимость импортных аналогов стала неподъемной для большинства местных потребителей.
Производители молочной продукции (так же, как и все производители продовольствия) лишились конкурентов, но недостаточные объемы отечественного молока в сочетании с необходимостью закупки коров, ветеринарной продукции и даже доильного оборудования за границей не дают им развернуться в необходимом объеме. В результате на 31,7% выросли закупки пальмового масла, которое является универсальным заменителем молочного жира. Импорт его будет продолжаться дальше при любом курсе – слишком велика разница в стоимости пальмовой продукции и молока.
Проигравшие
Воронеж – город торговый. В Рейтинге крупнейших компаний Черноземья «Абирег» ТОП-100» почти половина воронежских предприятий относилась как раз к сфере торговли. Проблема в том, что торговать приходится по большей части импортным, а цены на него резко выросли.
Вся сфера ритейла (продуктовый, одежда, бытовые товары и т.д.) однозначно проиграет: основная часть товаров массового спроса – импортные. Аналогичная ситуация и со значительной частью продуктов. Перспективы импортозамещения многих позиций либо отсутствуют (например, бананы), либо просматриваются в какой-то отдаленно-фантастической перспективе. В результате потребитель, вынужденный каждый раз удивляться растущим ценникам, голосует рублем, переходя на более дешевые аналоги. Конечно, каждая из подотраслей розничной торговли падает со своим темпом. Так, торговля продуктами питания сократилась примерно на 10%, а, например, продажи сотовых телефонов – на 14%. В некоторых отраслях падение продолжится и в нынешнем году. Так, эксперты EuromonitorInternational ожидают дальнейшего снижения спроса на бытовую технику во второй половине 2016 года.
Рынок автотранспорта потеряет по тем же причинам, что и ритейл. Цена на автомобили импортного производства выросла (за прошлый год средняя стоимость выросла примерно на 40%, за январь нынешнего, по оценкам экспертов, рост составит еще 10-15%), а отечественная сборка критически зависит от заграничных поставщиков. В результате спрос на резко подорожавший автотранспорт падает, и сейчас его оценивают в 65-70% от объемов далеко не самого удачного 2014 года.
Валютные кризисы традиционно пагубно влияют на строительную отрасль. Если мы посмотрим опыт 1999 и 2009 годов, то послекризисные годы всегда были самыми тяжелыми с точки зрения спроса на недвижимость. Прямой взаимосвязи с валютными колебаниями для отрасли нет, но есть косвенная, так как многие рассматривают покупку недвижимости как инвестиционного актива, а в условиях курсовой нестабильности привлекательность этого актива падает. Сейчас цены уже просели на 10-12%, и большинство экспертов ожидают продолжения снижения, которое может смениться небольшим ростом не ранее сентября.
Сфера услуг тоже попадет в число пострадавших. Разумеется, не вся, а только та ее часть, которая требует импортного оборудования или расходных материалов. Салоны красоты, стоматологические кабинеты, химчистка и т.д. будут стоить дороже, а значит, покупателей будет меньше. Участники рынка сейчас оценивают падение в 20%.
Туристическая отрасль и без девальвации была бы в крайне сложном положении: по оценкам Ростуризма, выездной туризм снизится на 40%. Учитывая, что Турция и Египет занимали в нашем регионе даже большую долю, чем в общероссийском объеме, региональные возможности для турагенств крайне сложны. Перспективы замещения отечественными курортами сами участники рынка оценивают крайне осторожно: нехватка инфраструктуры, сложность логистики и цены наводят на пессимистичные мысли. На этом рынке выживут только самые подготовленные.
Безусловно, внутри каждой из перечисленных отраслей найдутся свои лидеры и аутсайдеры, кто-то получит дополнительные бонусы за счет не выдержавших девальвационной конъюнктуры конкурентов, а кто-то упустит все возможности. Уже сейчас можно сказать, что ряд отраслей ждет полная перекройка. Уникальность же нынешней девальвации в том, что никто не может сказать, как долго продлятся низкие цены на нефть, и, соответственно, окно возможностей для одних и период проблем для других могут закрыться в любую минуту.