Up

Благотворительный фонд Чижова

25 января 2022, 14:03
Экономические деловые новости регионов Черноземья
16+

HeadHunter

, 17:18

Валентинов день в Черноземье: импортозависимость выйдет боком?

Воронеж. 12.02.2016. ABIREG.RU – Аналитика – Бизнес-издание «Абирег» ко Дню всех влюбленных не нашло ничего лучше, как проанализировать рынок цветов – сегмент, традиционно «живущий» во многом за счет именно таких праздников. Кстати, после стабильного подъема продаж свежесрезанных цветов в 2010-2014 годах кризисный 2015 год уже принес серьезный урон «цветущему» бизнесу. Как и в любом импортозависимом сегменте, взлетевший курс валют оказал серьезное влияние на конечную стоимость для потребителя, который и так снижает расходы на необязательные траты. Эксперты утверждают: несмотря на серьезное снижение потребительского интереса и ряд технологических сложностей, рынок может быть интересен для инвесторов.

Кризис не прошел мимо

В последние годы конъюнктура рынка позволяла расширяться оптовикам: согласно исследованию рынка срезанных цветов, проведенному экспертной компанией BusinesStat на основе данных Росстата, натуральный объем продаж цветов в стране в 2010-2014 годах демонстрировал постоянный рост, за пять лет показатель вырос на 48,2%, достигнув 1,75 млрд штук в год. При этом максимальный прирост отмечался именно в 2014 году – на 16%. Интересно, что россияне до сих пор предпочитают покупать розы – более 50% продаж приходится именно на этот цветок. Впрочем, важно учитывать и сезонность: так, в марте потребитель предпочитает тюльпаны, в мае – гвоздики.

Однако в 2015 году уже начался спад покупок из-за сокращения доходов населения и удорожания импорта на фоне обесценивания рубля, а порядка 90% продукции на рынке составляет именно завезенная продукция. Основными поставщиками являются Нидерланды (около 40%), Эквадор (36%) и Колумбия (11%). По оценке экспертов, в 2015 году снижение объема продаж в натуральных показателях произошло на 12-15%. Правда, при этом из-за падения стоимости рубля в денежном выражении показатели практически не изменились.

Карантин как метод политической борьбы

Кроме снижения потребительской способности населения для европейских поставщиков цветов год оказался проблемным и из-за веденного карантина по калифорнийскому трипсу (цветочный жучок, может являться переносчиком вирусов, опасных не только для цветов, но и для других агрокультур). После того как в середине 2015-го более 320 партий нидерландских цветов было сожжено из-за заражения этим вредителем, Россельхознадзор ввел ограничения на ввоз цветов из Голландии. В частности, начиная с 10 августа цветы из Нидерландов смогли ввозить в Россию только после проведения специальной лабораторной экспертизы.

Владелец воронежской галереи флористики и ландшафтного искусства ROSE HALL Денис Сысоенков отмечает, что, как только вышло постановление Россельхоза, европейские производители моментально приняли все меры, чтобы продукция соответствовала стандартам, которые были введены. «Впрочем, по моим данным, нововведенные стандарты на деле оказались более архаичными, чем те, что действовали. Производителям пришлось заменить инсектициды на устаревшие. А между тем проблема с калифорнийским трипсом всегда существовала, и уровень зараженности российского цветка гораздо выше, просто никто его не проверяет», – рассказал господин Сысоенков. Еще один участник рынка, пожелавший остаться неназванным, отметил, что трипс можно найти практически во всех цветах. «Когда требуется на политическом уровне какую-либо из стран «прижать», то Россельхоз ищет трипс, которые есть всегда без исключения, так как в европейских странах этот жучок не считается карантинным объектом», – пояснил он.

Как изменится спрос

Несмотря на общую стагнацию в экономике и постепенный отказ потребителя от всего «лишнего», эксперты не теряют оптимизма: за последние годы россияне привыкли покупать цветы хотя бы на традиционные праздники; по последним подсчетам, в среднем россиянин покупает цветы до пяти раз в год. К тому же в последние годы для снижения стоимости и издержек большинство европейских производителей начали переносить производство цветов в Южную Африку, что позволит дополнительно удержать цены на терпимом для россиян уровне.

Денис Сысоенков предполагает, что потребительский спрос в Воронеже сместится в пользу среднего и премиум-сегмента: «Качество цветов в низком ценовом сегменте значительно ухудшилось: поставщики пытаются удерживать стоимость в условиях колебания курсов валют, это не может не сказываться на продукте. Скорее всего, потребитель сократит количество покупок, предпочтет приобретать цветы реже, но хорошего качества».

И снова импортозамещение?

Казалось бы, самое время расширять российское производство, однако местные производители не торопятся захватывать рынок, предлагая более выгодный товар. «Отечественные производители вслед за иностранными тоже подняли стоимость на свою продукцию, несмотря на то что качество цветов несравнимо. Конечно, за последний год повысились энергозатраты, к тому же для специфического производства необходимы импортные удобрения. Но все же, несмотря на транспортные и таможенные расходы, завезенный цветок оказывается дешевле отечественного! А качество куда выше. Лично мне это представляется профанацией», – заявил господин Сысоенков.

Впрочем, гендиректор консалтинговой компании «Технологии роста» Тамара Решетникова утверждает, что российский рынок цветов интересен тем, что практически все розарии построены по современным технологиям и могут позволить выращивать качественную продукцию. «Конечно, есть ряд проблем. К примеру, самая острая – посадочный материал. В России вообще нет лицензированного производителя сертифицированных саженцев. Чтобы создать сорт, подходящий для тепличного выращивания, требуется не один год, это серьезная селекционная работа, которая у нас не проводится вообще. Есть компании, которые пытаются размножить завезенные саженцы, но это незаконно, кроме того, качество цветка в итоге падает. Если в европейских теплицах с качественными саженцами можно выращивать по 250-280 штук роз с 1 кв. м в год, то у нас средняя урожайность по российским теплицам в среднем меньше 100 штук. В итоге те, кто изначально надеялся сэкономить на саженцах, терпят убытки. Конечно, есть сорта, которые у нас невозможно вырастить просто из-за климатических условий, – те же эквадорские, колумбийские розы с длинными толстыми стеблями и крупными бутонами. Их выращивают в высокогорье, где атмосферное давление ниже, воздух более разреженный, количество кислорода меньше и незначительный перепад температуры. Для роз это идеальные условия, у нас их воспроизвести невозможно, а именно такие розы по-прежнему пользуются наибольшей популярностью среди россиян. Еще одна проблема – в попытках местных производителей сэкономить за счет нарушения технологий производства. В итоге и бутон оказывается мельче, да и сами цветы вянут быстрее».

Отметим, что за последние годы две компании в Черноземье заявляли о строительстве крупных розариев. Курское ЗАО «Сейм-Агро», запустившее тепличный  комплекс по выращиванию овощей еще в 2013 году, заявило летом прошлого года об инвестировании 290 млн рублей в третью очередь строительства. На этот раз в теплицах компания запланировала выращивание порядка 6 млн роз на сумму более 300 млн рублей. Впрочем, срок сдачи третьей очереди в эксплуатацию не назывался.

Более крупный проект еще в 2014 году заявило белгородское ООО «Изовол агро». Первый этап строительства в 3 га был завершен летом 2015 года. Объем инвестиций в проект оценивался в 467 млн рублей. Комплекс располагается вблизи теплоизоляционного завода «Изовол». Анонсируемая мощность – 6-7 млн роз в год, выращенных по голландской технологии. Впрочем, на этом компания не остановилась, решив увеличить существующую территорию до 12 га и построить дополнительно еще 14 га. Приступить к расширению планируется в следующем году.

Что год грядущий нам несет?

Эксперты утверждают, проекты цветоводства не станут убыточными, если инвесторы будут придерживаться необходимых технологий. Дальнейшего падения спроса не ожидается; более того, по мнению участников рынка, в текущем году рынок не только сохранит позиции, но и пойдет вверх, причем темпы роста будут увеличиваться по мере преодоления кризисных явлений в экономике страны.

Оптовые компании надеются, что уже к 2019 году продажи достигнут 2,16 млрд штук, что превысит уровень успешного 2014 года на 23%. Главный драйвер роста при этом – развитие флористических услуг. Потребители становятся все более капризными и постепенно отказываются от формального дарения цветов в пользу более сложных композиций. Кроме того, продажи будут расти за счет увеличения средней частоты покупки цветов: постепенно цветы перестают восприниматься исключительно как атрибут праздника, нередко их начинают дарить без повода. Скорее всего, вслед за общемировой тенденцией в течение ближайших лет россияне начнут приходить к восприятию цветов как ежедневному атрибуту для украшения дома.

(473) 212-02-88
Комментарии 0
СМИ2
TOP100

Дегас Spa

Самое читаемое