Воронеж. 06.04.2016. ABIREG.RU – Аналитика – Еще несколько лет назад для многих движение денежных средств от населения на счета управляющих организаций и дальше было абсолютно непонятным явлением в Воронежской области. Участники рынка говорили, что сфера ЖКХ настолько теневая и закрытая, что упорядочить расчеты за «коммуналку» и привести их в простую и понятную всем систему в принципе невозможно. Местные власти регулярно подвергались критике и в итоге решили пойти своим путем, в определенном смысле уникальным для всей страны. Речь идет о создании Единой процессинг-сервисной системы ЖКХ (ЕПСС ЖКХ ВО). Спустя буквально полтора года работы она доказала: пролить свет на самые темные закоулки коммунального хозяйства вполне возможно.
Задолженность управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями, такими как МКП «Воронежтеплосеть», ООО «РВК-Воронеж» и ПАО «ТНС энерго Воронеж», казалось, совсем недавно была историей без конца. Из-за противоречий при расчетах энергокомпании не могли нормально вести свою деятельность (банально не хватало оборотных средств). Это, в свою очередь, иногда выливалось в угрозу прекращения поставки ресурсов населению, в том числе и тем, кто платит исправно. Получалось, что из-за ряда недобросовестных участников рынка (управляющих компаний, работающих по серым схемам) страдали поголовно все.
Чтобы наконец избежать возникновения подобных конфликтов, на уровне правительства области было принято решение создать что-то вроде арбитра для разрешения подобных ситуаций. Так появилась Единая процессинг-сервисная система ЖКХ. Единый расчетный центр был призван прояснить одну из самых темных сторон российский действительности.
Одним из первых проектов единого расчетного центра стала финансовая сверка МКП «Воронежтеплосеть» с большинством управляющих компаний города с целью погашения имеющихся задолженностей. По словам участников рынка, при переходе предприятия на прямые расчеты удалось выяснить реальные величины долгов УК перед теплоснабженцем.
В итоге, когда расчетный центр провел анализ финансовой документации РСО и УК, оказалось, что значительная часть долга управляющих организаций была задолженностью населения за коммунальные услуги. Также в ЕПСС пришли к выводу, что еще одним источником противоречий между РСО и УК являлась разница в расчетах: поставщик начислял УК суммы гораздо большие, чем УК выставляла населению. При этом жилищное законодательство на тот момент признавало систему начислений УК.
Кроме того, были выявлены случаи, когда ресурсоснабжающие организации не учитывали авансовые платежи перед началом следующего отопительного сезона от круглогодичных плательщиков. По итогам сверки оставшаяся часть долга управляющих компаний была реструктуризирована.
«ЕПСС провела очень большую работу по сверке и объяснила РСО и УК все преимущества перехода на прямые расчеты, самое главное из которых – прямое поступление денежных средств от населения ресурсовикам. Работа по такой модели проводится в нашем городе уже 1,5 года, и результат можно оценить как положительный: количество претензий РСО к УК существенно снизилось», – поделился мнением вице-мэр Воронежа по городскому хозяйству Вадим Кстенин.
Кстати, в конце 2014 года, используя ЕПСС как площадку для переговоров, «РВК-Воронеж» и МКП «Воронежтеплосеть» одними из первых перешли на прямые расчеты с населением.
По мнению директора Единого расчетного центра Руслана Кочетова, за время работы система прямых расчетов показала свою эффективность. Между игроками рынка ЖКУ были урегулированы конфликты, большинство из которых аналитики связывали как раз со взаиморасчетами.
На федеральном уровне эту инициативу поддержали. Так, в феврале Минстрой внес в Госдуму проект о прямых договорах между РСО и населением.
«Действующее законодательство предусматривает два способа перехода на прямые расчеты. Первый – общее собрание собственников жилья, которые принимают решение об оплате РСО напрямую. Второй – гораздо более распространенный – это переход на прямые расчеты при наличии задолженности УК за три расчетных периода. Последний вариант временный – он действует лишь до выбора жильцами нового способа управления. Это, конечно, неудобно РСО. Новый же законопроект хорош тем, что он предусматривает полностью автономный процесс взаиморасчетов между РСО и населением, без какого-либо участия УК», – поясняет Руслан Кочетов.
Тем не менее, несмотря на перспективность наработок в сфере ЖКХ, расчетный центр столкнулся с нестыковками в антимонопольном законодательстве. После почти двух лет эффективной работы, которую отметили как на региональном, так и на федеральном уровнях, возникли вопросы к расчетному счету компании. Высказывалось, к примеру, мнение, что средства от жителей-плательщиков за «коммуналку» должны идти на счета управляющих компаний через специальный счет.
С этого момента ЕПСС начала работу, которую недавно назвали уникальной для всей страны, а сам воронежский единый расчетный центр в этом смысле стал «ледоколом» в плане разработки системы.
«Мы разработали новую модель, при которой ЕПСС исключена из финансовой цепочки: деньги не попадают на расчетный счет центра, а напрямую на уровне банка расщепляются и перечисляются исполнителям коммунальных услуг. В новой платежке указаны основные реквизиты всех поставщиков, вплоть до электронной почты. Кроме того, появилась новая строка с датой и суммой последнего платежа, которая повышает доверие ко всей системе в целом. До недавнего времени не существовало алгоритма, который бы позволял обеспечить расщепление платежей на таком уровне. Поэтому до недавнего времени для этих целей мы использовали свой транзитный расчетный счет», – объяснил господин Кочетов.
По мнению многих воронежских экспертов, другие местные расчетные центры должны идти по аналогичному пути, чтобы соответствовать современному законодательству. Однако пока небольшие операторы Воронежа «балуются» аккумулированием денежных средств на своих счетах, задерживая дальнейшие переводы. Это, безусловно, является нарушением. Кроме того, периодически всплывают ситуации, когда через такие центры средства населения за коммунальные услуги просто не доходят до поставщиков, что в свою очередь увеличивает риски возвращения в то темное время, когда МКД отключали от горячего водоснабжения за долги перед РСО.
Отметим, что российское законодательство в сфере ЖКХ сегодня не окончательное. Об этом открыто говорят как представители профильного министерства, так и депутаты всех уровней. Пробелы и нестыковки в системе за последние пять лет привели к банкротствам управляющих организаций, к долгам перед ресурсоснабжающими компаниями, к хаосу на рынке, который в Воронежской области все-таки в больше степени удалось упорядочить и систематизировать.