Воронеж. 22.04.2016. ABIREG.RU – Эксклюзив – Александр Пешиков основал в 25 лет компанию «Агро-Спутник», один из брендов которой – семечки «Богучарские» – стал одним из самых узнаваемых в Воронежской области, да и далеко за ее пределами. Сейчас львиную долю своего времени глава фирмы уделяет законотворчеству, общественной и социальной жизни и в особенности – помощи подрастающему поколению.
– Вы начали свою карьеру с тренерской работы по греко-римской борьбе. Почему решили оставить это дело и кардинально поменять жизнь?
– Разумеется, для возможности своего дальнейшего развития. Работа тренера интересна, нужна и почетна. Мне нравилось работать с детьми. Но реализовать свои устремления и достичь поставленных целей там было невозможно, поэтому решил заняться бизнесом. К сожалению, совмещать не получалось.
– Скучаете по прошлой работе?
– Сейчас моя деятельность отнимает практически все свободное время, так что скучать некогда. Но надо сказать, что если лично с детьми не занимаюсь, то это не значит, что я бросил эту работу. В рамках компании «Агро-Спутник» создан фонд, целью которого является активная работа с нашим подрастающим поколением. Основаны различные спортивные клубы и секции: футбольная команда, ставшая чемпионом Богучарского района, команда по футзалу, завоевавшая серебряные медали на первенстве Воронежской области. Оказываем поддержку детским командам по греко-римской борьбе.
Главная задача в том, чтобы дети сумели почувствовать вкус борьбы, научились идти вперед и достигать поставленных целей. Мне это очень близко, ведь я сам в прошлом спортсмен, профессионально занимался греко-римской борьбой, кандидат в мастера спорта, в 1992 году стал чемпионом России и сейчас очень благодарен своим наставникам. Ведь именно они учили идти вперед, не опускать руки. По своей философии большой бизнес и профессиональный спорт очень похожи, и во многом благодаря спортивной школе я сумел построить свою компанию.
– Что заставило вас пойти в политику?
– Это логическое продолжение той деятельности, которую я веду уже на протяжении второго десятка лет. На этапе начального становления и развития моей компании основной задачей было обеспечение роста производственных возможностей предприятия. Но по мере развития и укрепления предприятие превратилось в структуру, которая включала в себя множество элементов, главным из которых стал коллектив. Стали появляться различные социальные программы, направленные на совершенствование профессионализма работников, обучение, улучшение условий труда и, конечно, обеспеченности. Далее, когда предприятие начало становиться градообразующим, вместе с увеличением масштабов компании появились и проблемы не отдельных работников, а социальных групп и населенных пунктов. Я к тому моменту являлся членом партии «Единая Россия», и региональное руководство партии решило, что я смогу принести определенную пользу нашему району, и посчитало мою кандидатуру достойной для выдвижения кандидатом в депутаты Воронежской областной Думы. На выборах, прошедших в сентябре, я получил подавляющее большинство голосов.
– Вас многие называют меценатом. А вы сами согласны с этим утверждением?
– Строго говоря, меценат – это человек, безвозмездно способствующий развитию науки и культуры из личных средств. В таком ключе, наверно, нет. В моем случае (и для моей компании) – это помощь школам, интернатам, детским садам, православным храмам. Оказываем и другую материальную помощь. Так что вам виднее со стороны, меценат я или нет.
– Как вы считаете, социальная ответственность бизнеса сейчас – это больше обременение со стороны органов власти или компании сами пришли к тому, что этим нужно заниматься?
– Развитие любой серьезной компании должно происходить через призму социальных проектов. В настоящее время в бизнесе не самая легкая ситуация, и от профессионализма команды может зависеть судьба предприятия. Естественно, основным социальным фактором является существование самого предприятия. Это рабочие места, это обеспечение семей финансовыми средствами. Но кроме этого семьям необходимы детские сады, школы и оборудованные медицинские учреждения, нужны дороги и освещение, да мало ли что еще. Конечно, большинство этих вопросов находится в ведении органов государственной власти, но, к сожалению, в местных бюджетах зачастую не хватает финансовых средств, чтобы заткнуть все существующие дыры, которые, возможно, накапливались десятилетиями. И если предприятие сумеет найти финансирование для реализации хотя бы некоторых проектов, это и будет социальной направленностью бизнеса.
– В чем выигрывает бизнес, реализуя социальные проекты?
– Повышает эффективность труда своих работников, формирует авторитет и положительный имидж компании. Также это помогает принимать на работу более квалифицированные кадры, снижать социальную напряженность. Работа с подрастающим поколением – это возможность сформировать контингент будущих сотрудников предприятия, которые заинтересованы пройти обучение и вернуться в компанию.
– Казалось бы, семечки – не самый важный продукт в корзине. Тем не менее как вам удалось создать на их базе крупное предприятие?
– Может, и не самый главный, но однозначно любимый. Мы были одними из первых, кто обратил внимание на этот сегмент. Чтобы завоевать рынок, нужно было преодолеть стереотип, что семечки – это товар, который бабушки продают стаканчиками. Жареные семечки являются исконно народным продуктом, любимым самыми разными слоями населения. Для его продвижения не потребовалось многомиллионного рекламного бюджета. Но так было 13 лет назад, сейчас рынок уже заполнен и ситуация совсем другая. Бренд стал нам помогать уже позже, когда наша продукция стала визитной карточкой региона. На начальном этапе пути мы прорабатывали самые разные варианты названия, но маркетинговые исследования показали, что лучше всего приживаются простые и легкие названия. Мы поняли, что для успешной работы нужно не бояться ассоциировать себя с той землей, на которой родились. Теперь название «Богучарские» для людей из других регионов, которые даже не знают, где находится Богучар, ассоциируется с хорошими семечками.