Воронеж. 14.06.2016. ABIREG.RU – Аналитика – С 7 по 9 июня в Воронеже проходил большой сбор руководителей Сбербанка в рамках стратегической сессии Блоков «Территориальное развитие» и «Финансы». Помимо основной работы, старший вице-президент ПАО Сбербанк, экс-председатель ЦЧБ Петр Колтыпин, старший управляющий директор – главный аналитик ПАО Сбербанк Михаил Матовников и Председатель Центрально-Черноземного банка Владимир Салмин встретились с редакторами воронежских СМИ.
Петр Колтыпин пояснил, что выезд в регионы – стандартная практика в Сбербанке. На этот раз около 250 руководителей из центрального офиса и тербанков Сбербанка пересеклись в Воронеже, чтобы обсудить стратегические приоритеты развития соответствующих функциональных направлений банка с тем, чтобы обеспечить высокий уровень взаимодействия двух блоков, наладить коммуникации между подразделениями тербанков и аппарата. Что в итоге должно привести к дальнейшему повышению эффективности работы банка и качества обслуживания клиентов.
Сельские офисы как социальная миссия Сбербанка
По части территориального развития воронежским журналистам, в частности, было интересно узнать, насколько серьезно оптимизирует Сбербанк неэффективные сельские подразделения и удалось ли их заместить, развивая проект передвижных кассовых офисов.
По словам Петра Колтыпина, несмотря на низкий клиентопоток в некоторых сельских, удаленных подразделениях, было принято решение пока сохранить сельскую филиальную сеть в том виде, в котором она существовала ранее.
«Все-таки не зря Сбербанк считают народным банком. Сельские офисы являются некой социальной миссией для нас», – говорит господин Колтыпин.
Вместе с тем развивает банк и альтернативу стационарным подразделениям – передвижные кассовые офисы. С 2013 года один из мобильных офисов работает в Белгородской области. К данному моменту курсируют еще четыре таких машины – по Воронежской, Белгородской и Орловской областям. В среднем в неделю каждый передвижной пункт обслуживает от 6 до 11 сел. Планируется внедрить еще шесть подобных передвижных пунктов в Тамбовской, Липецкой, Орловской и Воронежской областях.
Петр Колтыпин добавил, что работа таких передвижных офисов постоянно совершенствуется и в плане комфортности самого помещения, и в плане устойчивости интернет-связи, и в плане четкого соблюдения графика работы вне зависимости от загруженности или погодных условий. Он также подчеркнул, что такие офисы работают и в тех населенных пунктах, где никогда не было стационарных офисов Сбербанка.
«Таким образом, охват населения услугами банка расширяется», – подытожил старший вице-президент ПАО Сбербанк.
Где искать потенциал роста в секторе АПК?
Традиционно аграрный регион, кажется, достиг своего потолка в кредитовании таких отраслей, как птицеводство и свиноводство. Этот факт признает старший управляющий директор – главный аналитик ПАО Сбербанк Михаил Матовников.
«В последнее время Минэкономразвития при обращении за господдержкой стало часто таким проектам отказывать, в связи с тем что сколько можно строить птицефабрики, свинокомплексы, на которые спроса может быть недостаточно. В этом смысле объем поддержки, может быть, сокращается, в связи с тем что было проинвестировано реально очень много», – поясняет он свою мысль.
Вместе с тем он говорит, что банковские ставки с учетом всех мер господдержки сейчас складываются как никогда благоприятные для отрасли. Поэтому аграриям грех жаловаться на плохие условия со стороны банков.
А кроме уже понятных птицеводства или свиноводства есть масса других направлений, у которых, особенно в условиях санкций, существует огромный потенциал роста.
По мнению Петра Колтыпина, у Центрального Черноземья есть потенциал для успешного развития новых сфер сельского хозяйства. Конкурентными преимуществами Воронежской области являются удобное географическое положение, климатические условия и плодородные земли. Здесь возможно производство фруктов, ягод и овощей, потребности в которых в стране покрываются лишь на 15-20%.
«С моей точки зрения, потенциал еще далеко не исчерпан, особенно с учетом той ситуации, в которой мы сейчас находимся. Понятно, что по растениеводству, скорее всего, рынок покрывается полностью. Если вкладываться активно в это направление, то, действительно, завтра начнутся проблемы. Что касается мясного направления и молочного, мне кажется, что здесь еще потенциал не исчерпан. Также в выращивании овощей, фруктов, зелени потенциал вообще еще только начинает осваиваться. И, безусловно, для этого у Воронежской области есть конкурентное преимущество, потому что здесь логистика очень хорошо выстраивается, расположена очень хорошо сама по себе область, и климат для этого очень комфортный», – говорит господин Колтыпин.
В свою очередь, председатель ЦЧБ Владимир Салмин приводит цифры, подтверждающие, что Центрально-Черноземный банк является лидером по финансированию инвестиционных проектов в регионе. В кредитном портфеле банка доля инвестиционных кредитов превышает 51% (более 193 млрд рублей). Также банк активно финансирует сельхозпроизводителей и переработчиков сельхозпродукции. Более половины кредитного портфеля банка (199 млрд рублей) приходится на эти отрасли. С начала текущего года на финансирование сезонных полевых работ было выдано более 19,7 млрд рублей кредитных средств, что на 47% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Кому сегодня нужны валютные кредиты
Казалось бы, при существующей неразберихе с курсом валют, скандалами с валютными ипотечниками вопрос с валютными кредитами закрыт. Ан нет. Как утверждает Михаил Матовников, такие кредиты по-прежнему востребованы.
«И это вполне экономически обосновано, если предприятие продает продукцию за рубеж. В этом случае риски хеджируются валютной выручкой. Есть смысл в валютных кредитах и для тех, кто зависит от цен на международных товарных рынках», – поясняет свою точку зрения эксперт. И приводит пример: «Представьте, что вы строите корабль для Индии. У вас ожидает платеж в долларах, а вы все это время кредитуетесь в рублях. То есть вы очевидно на себя берете большой валютный риск, притом что вы кредитуетесь в рублях. Это на самом деле вопрос управления валютной позицией на стороне заемщика. Поэтому брать в валюте возможно, но надо сначала четко смотреть, есть ли у вас соответствующие источники, насколько вы берете на себя все эти риски».
По мнению господина Матовникова, существенным преимуществом валютных кредитов является процентная ставка, но если нет постоянного дохода в валюте, то потерять на изменении курса при погашении кредита можно гораздо больше. Многие готовы брать короткие рублевые кредиты дороже, но хотят взять длинные кредиты на инвестиции в валюте, чтобы сэкономить. Такая практика никогда не работает: в коротком периоде вполне можно угадать с валютным курсом, но в долгосрочной перспективе всегда происходит девальвация и экономия оказывается мнимой.
Что касается кредитования в юанях, то, по мнению Михаила Матовникова, речь пока идет об отдельных сделках наших предприятий с китайскими партнерами. Говорить об устойчивом тренде пока преждевременно.
«Ну, во-первых, надо понимать, что для некоторых категорий заемщиков брать рубли рискованно, если у них в основном валютная выручка. В этот кризис в корпоративном секторе небольшое количество заемщиков пострадало из-за валютных кредитов, многие сделали выводы еще из кризиса 2008 года. В результате сейчас мы видим рост просрочки по валютным кредитам раза в три меньше, чем в 2008 году. Главным образом, именно потому, что все сделали выводы. И со стороны банка кредитование заемщиков без валютной выручки было меньше, и, соответственно, со стороны заемщиков такого меньше было», – говорит он.
Впрочем, по словам Владимира Салмина, Воронежа вопрос кредитования в юанях пока не касается: ни одного кредита в этой валюте ЦЧБ выдано не было и, судя по всему, не предвидится.
Исторически минимальные ставки по ипотеке
С учетом государственных субсидий сейчас банковские ставки по ипотеке находятся на исторически минимальном уровне, говорит Михаил Матовников.
«Ставка на «первичку» маленькая – во многом благодаря субсидиям, ниже ставок у нас не было, – поясняет эксперт. – При этом объем госрасходов на эти субсидии очень небольшой: 10 млрд рублей в год на всю страну – это немного. Если говорить про вторичный рынок, то сейчас ставки по ипотеке практически вернулись на докризисный уровень. Это не самый низкий уровень, который когда-нибудь наблюдался, но от самого низкого уровня его отделяет что-то типа полпроцента».
Будут ли снижаться банковские ставки по ипотеке, зависит от того, будет ли снижаться инфляция.
«Если действительно в России будет достигнута целевая инфляция, к достижению которой стремится Центробанк, порядка 4%, мы, конечно, будем говорить о совершенно другом уровне ставок, которые вообще будут в нашей экономике, не только по ипотеке. Но пока это все-таки перспектива, которая измеряется не месяцами. Это, скорее, вопрос одного-двух лет», – рассуждает Михаил Матовников.
Вместе с тем, по его мнению, нынешний уровень ставок уже достаточно привлекателен для того, чтобы спрос на ипотеку находился на достаточно высоком уровне. Он практически сопоставим с уровнем 2014 года в текущий момент. А 2014 год был годом рекордных выдач ипотеки, когда по всей стране было выдано 1,8 трлн рублей ипотеки. То есть это абсолютный рекорд! Сейчас, по оценке господина Матовникова, при близком уровне процентных ставок спрос ниже, чем в 2014 году, но это вопрос уверенности заемщиков в будущем, а не условий кредитования.
В Воронежской области доля Сбербанка в строительных кредитах составляет 61%, приводит данные Владимир Салмин. Строительный сектор в регионе развивается активнее, чем в соседних. И вопрос ипотечных ставок для Воронежа весьма актуален.