Воронеж. 11.10.2016. ABIREG.RU – Аналитика – Ситуацию с дорогами в России принято только критиковать. Зачастую позитивные перемены не становятся настолько заметными в публичном пространстве, как очередные сообщения о ямах и бездорожье. Но все, как известно, познается в сравнении. Воронежская область, к примеру, обладает дорожной сетью более развитой, чем во многих других регионах страны. Более того, в ближайшие годы власти хотят реализовать несколько амбициозных строительных проектов как в области, так и в городе.
В сентябре текущего года в Воронеже прошел круглый стол «Воронежские дороги: реальность и перспективы», организованный ОКУ «Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов». Он собрал самых главных региональных и федеральных экспертов отрасли, а также общественников и журналистов.
Своеобразным эпиграфом круглого стола от его модератора стало следующее утверждение: «Один из главных критериев успешности экономики – состояние дорог в стране».
Так что же можно сказать о Воронежской области в данном контексте?
Важной особенностью Воронежского региона является его уникальное географическое положение, которое накладывает и повышенную ответственность. Фактически здесь пересекаются важные для страны транспортные артерии, соединяющие запад и восток, север и юг.
По словам руководителя департамента транспорта и автомобильных дорог Воронежской области Александра Дементьева, более 60% дорог межмуниципального значения соответствует нормативным показателям. Это выше общероссийского уровня.
Если же говорить о трассах федерального значения, то нормам соответствует 85% дорог. Причем Воронежская область здесь значительно впереди многих других регионов. Данного показателя все отечественные дороги должны достигнуть только к 2018 году.
Ну, а трасса М-4 «Дон» и вовсе является одной из лучших на территории всей страны.
«Доля автомобильных дорог общего пользования (регионального или межмуниципального значения), отвечающих нормативным требованиям, на конец 2015 года составила в стране 38,1%, так что показатель региона можно считать хорошим», – объяснил «Абирегу» сторонний аналитик, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
При этом в области к наиболее проблемным районам с точки зрения дорог относятся Эртильский и Панинский районы, а также частично Ольховатское и Подгоренское муниципальные образования. «Мы их приведем в порядок», – уверен господин Дементьев. Также он добавил, что дорожный фонд этого года планируется на уровне 8 млрд рублей.
В числе главных проектов в области – строительство дороги в обход Лосево – Павловск. Этот участок федеральной трассы уже давно называют «бутылочным горлышком». Проект займет четыре года, будет построено более 80 км дорог.
Начальник городского отдела планирования программ транспортной инфраструктуры Михаил Абрамов отметил, что с финансированием есть определенные проблемы, но власти все равно стараются поддерживать дороги в Воронеже в нормативном состоянии. «Дорожное покрытие в Воронеже очень протяженное и изношенное. Дороги проложены давно, и тогда использовали материал, который сегодня уже не применяется. Разрушается основание, естественно, и верхний слой тоже», – уточнил господин Абрамов.
К числу наиболее важных проектов, которые будут реализованы уже в следующем году в Воронеже, власти назвали реконструкцию транспортной развязки на пересечении улицы 9-го Января, Антонова-Овсеенко и Героев Сибиряков. По информации начальника городского отдела планирования программ транспортной инфраструктуры Михаила Абрамова, сейчас идет подготовка необходимой документации для тендера. На реконструкцию планируется направить порядка 650 млн рублей. Также в 2017 году планируется улучшить одни из главных городских путепроводов – улицы 9-го Января и Ленина.
Еще один важный проект – расширение участка автомобильной дороги А-134 на въезде в Воронеж (от трассы М-4 «Дон» до ТЦ «Московский проспект») за 1,28 млрд рублей.
Ну, и еще хорошие новости. Воронеж не так давно вошел число 15 субъектов, где будет запущен проект «Безопасные и качественные дороги». В его рамках до 2025 года дороги в Воронеже и при въезде в город будут приведены в нормативное состояние.
По мнению руководителя департамента транспорта и автомобильных дорог Воронежской области Александра Дементьева, рассматривать улучшение дорог Воронежа без учета прилегающих территорий в корне неправильно. Поэтому одна из задач, которая будет реализована в рамках программы, – улучшение дорог именно городской агломерации.
«Наличие разнообразных качественных дорог привлечет дополнительные людские и грузовые потоки в область, увеличит конкурентоспособность региона, привлечет внимание инвесторов, позволит решить ряд других задач. Также это поможет сохранить жизнь и здоровье граждан, благоприятно отразится на окружающей среде. То есть в целом это положительно скажется на социально-экономическом положении области», – резюмировал ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
Начальник ФКУ «Черноземуправтодор» Александр Лукашук в разрезе этих данных призвал жителей Воронежа и области переживать ремонт и строительство новых дорог спокойнее и с пониманием относиться к работе дорожников. Собственно, общий посыл участников был довольно любопытным: когда дороги не строят, все возмущаются, когда строят – возмущаются еще больше! «Хорошо, что нас ругают за то, что мы работаем, а не за то, что сидим сложа руки», – резонно заметил директор Воронежского филиала Государственной компании «Автодор» Юрий Байрамов.
Специалисты отрасли напомнили, что без некоторого неудобства для автомобилистов, к сожалению, не обойтись. Многие жители при этом живут иллюзиями, что работы можно проводить исключительно ночью, когда транспортная обстановка более располагающая. Однако профессионалы развеяли эти мифы. Ночью часть работ и так идет, но не все они возможны в темное время суток с технической точки зрения.
Так в чем же причина неудовлетворительного состояния части дорог? Тут специалисты к единому мнению не пришли. К примеру, некоторые сетуют на погоду. Тут можно согласиться: такие перепады температур свойственны довольно ограниченному кругу стран. Но так же резонно можно подумать: а почему же тогда в условной Канаде, которая близка нашей стране по климатическим особенностям, ситуация лучше?
По мнению Александра Дементьева, главное зло – это большегрузы. Фуры зачастую нагружают сверх нормы. Отследить это сложно, а дорожная сеть, в свою очередь, не выдерживает. Хотя власти сейчас хотят применить ноу-хау – наказывать нерадивых дальнобойщиков с помощью автоматической фиксации перегруза.
По данным дорожных чиновников, такая ситуация с фурами сложилась ввиду того, что иные способы транспортировки грузов в стране не столь популярны. К примеру, перевозка речным или воздушным транспортом пользуется небольшим спросом, а железнодорожная сеть не всем удобна. Собственно, возможно, ситуацию может изменить государственная программа, которая бы поддержала альтернативные дорожной способы транспортировки. Но это уже другой вопрос.
Еще один важный момент. Большегрузы, экономя, зачастую идут в обход платных участков, иногда и через города. «Стоит ли ограничивать движение большегрузов? Тут нет золотой середины, в какое время это следует делать. Есть непрерывное производство, например, молока. Если ограничить передвижение таких грузов, это может ударить по бизнесу», – прокомментировал Александр Дементьев.
Собственно, пока ситуацию не изменить правовым способом или иным другим, дорожники стараются выкручиваться. А именно – используют новые методы строительства и укрепляющие дорожное полотно элементы. Все больше дорожных работ сейчас совершается с помощью щебеночно-мастичного способа. Такая смесь отличается от других асфальтобетонов своей жесткой каркасной структурой покрытия.
Еще дорожники все больше используют специальный активированный порошок. Такой производит Воронежский завод минерального порошка. Он служит в качестве заполнителя, повышающего структурированность, вязкость и клеящую способность битума, улучшает его упругость. Самый важный момент – повышается влагостойкость дорожного покрытия, а следом и прочность. В принципе, на сегодняшний день применение такого порошка – единственный способ не допустить воду внутрь структуры асфальта.
Есть изменения и в еще одной малозаметной (для большинства), но очень важной части процесса – выборах подрядчиков. По информации господина Дементьева, их состав за последние годы уменьшился, например, по областным проектам на 40%. Связано это с тем, что требования стали предъявляться более жесткие (наличие обязательного опыта работ). Есть и другие критерии – проверка активов у потенциальных подрядчиков, банковские гарантии и т.д.
Специалисты дорожной отрасли отдельно остановились на роли общественных организаций и простых жителей в вопросах контроля. К сожалению, тут тоже есть проблемы. В последние годы наблюдается снижение активности со стороны общественных движений. Они сейчас практически прекратили свою деятельность, хотя ранее здорово помогали властям улучшать ситуацию с дорогами.
«Польза от общественного контроля большая. Но в дорожном вопросе действительно надо разбираться. А то у нас в стране все специалисты в спорте, образовании, политике и дорогах. Однако общественная нагрузка требует специального опыта, знаний, а также накладывает ответственность», – подчеркнул Александр Дементьев.
Собственно, чиновники призвали воронежцев, обладающих необходимым базисом, принять участие в контроле дорожной сферы. Власти пообещали прислушиваться к конструктивным замечаниям.