Кто не рискует, рискует еще больше, вот в чем трудность.
Эрика Джонг, американская писательница
Первым о риске как необходимом элементе бизнеса заговорил в 20-х годах прошлого века экономист Фрэнк Найт. Он разграничил понятие риска как измеримой неопределенности и неопределенности вообще и заявил, что бизнес существует только потому, что есть риск.
Поскольку в состоянии объективной неопределенности нельзя со 100%-ой точностью спрогнозировать будущие расходы и доходы, то остается констатировать тот непреложный факт, что риск – это действие на удачу, а следовательно, – это и возможность возникновения нежелательного убытка, проигрыша, ущерба.
Действительность предпринимательской деятельности такова, что источником нежелательных последствий могут быть все стадии производственного процесса, начиная с приобретения необходимых средств производства и кончая выпуском продукции и ее реализацией. Так, например, в борьбе с конкурентами за покупателей компания вынуждена продавать свою продукцию в кредит (с риском невозврата денежной суммы в срок); при осуществлении внешнеторговых коммерческих связей компании приходится оперировать различными международными валютами (с риском потерь от неблагоприятной конъюнктуры курсов валют); при наличии временно свободных денежных средств - размещать их в виде депозитов или ценных бумаг (с риском недополучения процентного дохода в сравнении с темпами инфляции) и т.д.
То есть компании сталкиваются с множеством видов риска – везде и постоянно: на макроуровне (природный, политический, социо-культурный и т.п.); на микроуровне (действия конкурентов, поведение потребителей и т.д.); внутри фирмы (производственный, человеческий фактор, НИОКР и др.). Словом, в экономической науке кипы работ посвящены анализу более 100 различных рисков; приведем самые распространенные из них: кредитный, инновационный, страховой, финансовый, транспортный, риск потери деловой репутации, кадровые неопределенности.
Как правило, внутри компании редко встречаются риски, имеющие единичный характер возникновения. В своем большинстве все виды рисков взаимосвязаны – а это, безусловно, затрудняет выбор методики проведения их анализа.
Основные виды рисков «пяти сил конкуренции» по Майклу Портеру
Но существует и обратная сторона медали – наряду с риском убытка, проигрыша, ущерба существует возможность получения дохода, выгоды, выигрыша. То есть, несмотря на значительный потенциал потерь, которые несет в себе риск, он является и источником возможной прибыли.
Впервые этот постулат сформулировал американский ученый Гарри Маркович, который связал понятие риска и доходности. Доходность растет лишь вместе с риском, и иного не дано.
На рис. 1 показана зависимость риска и прибыли.
Рис.1 Зависимость риска и прибыли
Из графика видно, что нулевой риск обеспечивает самый низкий доход (0; П1 ), а при самом высоком риске Р = Р2. прибыль имеет наиболее высокое значение П = П3 (П3 > П2 > П1).
Если бы инвесторы владели акциями только одной компании (как это было на заре капитализма), то не существовали бы сегодня такие передовые крупные предприятия, которые являются лицом нашего времени, как General Electric, Royal Dutch Shell, Wal-Mart, Exxon Mobil, Microsoft.
Можно сказать, что человечество уже давно не пугает неопределенность - оно постоянно ищет разнообразные способы сокращения степени рисков, используя теорию вероятности и другие инструменты управления рисками.
Разумный риск - самая похвальная сторона человеческого благоразумия.
Джордж Сэвил Галифакс, английский государственный деятель
Поскольку основная задача предпринимателя – рисковать расчетливо, не переходя ту грань, за которой возможно банкротство компании, следует выделять допустимый, критический и катастрофический риски.
Допустимый риск – это риск, в результате которого возможные потери не превышают размеры ожидаемой прибыли. Таких потерь не надо бояться, они в принципе допустимы, но не должны быть слишком частыми. Таким образом, данный вид предпринимательской деятельности или конкретная сделка, несмотря на вероятность риска, сохраняют свою экономическую целесообразность.
Критический риск – это риск, при котором появляется опасность потерь, которые заведомо превышают ожидаемую прибыль. Такие потери должны настораживать предпринимателя. В этом случае необходимо, как минимум, образовать специальный резервный фонд самострахования и четко знать, из каких источников будут компенсироваться потери в случае их возникновения. Если предприниматель отваживается идти на риск достаточно вероятных потерь, способных нанести крупный финансовый ущерб, он должен обязательно прибегнуть к страхованию проводимой операции. Величина страховых взносов должна быть посильной для предпринимателя.
При наличии критического риска желательно разделить его между всеми участниками операции согласно договору таким образом, чтобы общими усилиями можно было бы компенсировать возможные потери.
Катастрофический риск – риск, при котором возникает неплатежеспособность компании. Потери могут достигнуть величины, равной имущественному состоянию предприятия. Такие потери приводят к банкротству, разорению предпринимателя, поэтому нужно как огня избегать дел, связанных с катастрофическим риском. Вероятность таких потерь должна быть столь мала, что ей можно пренебречь (близкой к нулю). Иначе нельзя начинать подобное дело.
Как видим, хотя риск и «благородное дело», но не любые решения целесообразно реализовывать на практике; они должны быть обоснованными, иметь взвешенный, разумный характер.
В связи с этим возникает вопрос: что такое «разумный риск»?
На наш взгляд, достаточно точно об этом говорит глава одной их японских фирм, К. Татеиси, в своей работе «Вечный дух предпринимательства»: «Когда дело доходило до принятия решений, то я лично всегда придерживался «правила 70/30». Скажем, вносится предложение о создании новой отрасли производства: если я на 70% уверен в успехе дела, то даю свое согласие. Оставшиеся 30% сомнений станут стимулятором для рассмотрения мер, которые следует принять в случае неудачи. Это и называется «разумным риском».
Итак, основная задача предпринимателя – не отказ от риска вообще, а правильная оценка степени риска и умение управлять риском, чтобы добиваться более эффективных результатов на рынке.
Отсюда - главный совет предпринимателю: будьте умным, знающим и умелым управляющим, а если не можете – наймите умного, знающего и умелого риск-менеджера.
Если вам кажется, что все у Вас под контролем, Вы просто еще не набрали скорость.
Марио Андретти, легендарный американский пилот, участник «Формулы-1»
По мере того как бизнес становится все более и более сложным, топ-менеджерам и директорам становится все труднее и труднее предугадывать, с какими проблемами им придется столкнуться. Следовательно, компаниям необходим тот, кто систематически исследовал бы потенциальные будущие трудности и разрабатывал защитные меры для минимизации возможного ущерба. Понимая это, большинство крупных фирм нанимают отдельного специалиста на позицию «риск-менеджера».
Управление рисками как специфический вид деятельности появился в конце 19 века в США, но до Второй мировой войны он не нашел широкого применения. Затем, в результате научно-технической революции, бурными темпами пошло развитие новых техник и технологий – следовательно, возросли как технические, так и экономические риски. В результате управление рисками стало актуальным. В 1950- х годах Гарри Маркович, тогда еще молодой аспирант Чикагского университета, используя математические методы, объяснил, почему неразумно помещать все яйца в одну корзину и почему инвестор, вкладывающий деньги в разные предприятия, может спать сравнительно спокойно. Это открытие положило начало интеллектуальному направлению, которое революционизировало Уолл-стрит, финансовое управление в корпорациях и процессы принятия деловых решений по всему миру. Так были сформулированы основы риск-менеджмента, что принесло Марковичу и его последователям несколько Нобелевских премий.
В последнее десятилетие прошлого века произошел переход к новой парадигме риск-менеджмента, предусматривающей комплексное рассмотрение рисков всех подразделений и направлений деятельности компании. Риск-менеджмент перестал быть заботой только лишь финансистов.
Сегодня концепция риск-менеджмента претерпевает принципиальные, коренные изменения. Мы видим рост интереса к управлению нематериальными, коммерческими и операционными рисками, в то время как управление традиционными, страхуемыми опасностями отходят на второй план. То есть изменились типы рисков, которые более всего беспокоят компании. Изменилась и сама форма организации риск-менеджмента (см. таблицу1).
Основные черты новой и старой парадигм риск-менеджмента (таблица1):
На сегодня в нашей стране можно выделить три подхода к организации риск-менеджмента:
1. управлением риском занимаются подразделения компании. Например, с текущими и комплексными рисками работает отдел планирования, а финансовыми рисками занимается отдел, управляющий денежными потоками;
2. второй подход можно назвать пассивным риск-менеджментом - с привлечением внешних консультантов, которые проводят оценку риска, готовят аналитический отчет, выносимый на уровень правления или совета директоров. При этом консультанты могут проанализировать риски как всей компании, так и отдельной сделки;
3. активный риск-менеджмент – при котором всю работу по снижению рисков координирует специально созданное подразделение. Его глава может входить в правление и подчиняться непосредственно генеральному директору компании или находиться в подчинении одного из ключевых менеджеров - например, финансового или коммерческого директора.
Человечество изымает контроль над обществом из компетенции Божественного
Провидения... не для того, чтобы отдать его на милость случайности.
Морис Кенделл, великий английский статистик
Специалисты выделяют следующие основные стадии работы с риском:
Выявление риска с сопутствующей оценкой вероятности его реализации и масштаба последствий. По мнению большинства риск-менеджеров, главная проблема в управлении рисками в России - это нехватка сведений. «Информационный вакуум, - считает риск-менеджер ГМК "Норильский никель" Ш. Курмашов, - основное препятствие для построения корпоративной системы управления рисками. Возникают трудности с восстановлением статистики аварий, их типов, причин, потому что целенаправленной работы в этой области никогда не велось. Никто не накапливал даже статистику сбоев в конкретной отрасли промышленности, а тем более по типу оборудования».
Оценка и анализ риска. По результатам анализа полученной информации выделяют основные группы рисков. Их список может не совпадать для предприятий, работающих в разных отраслях. Для кого-то наиболее значимыми будут организационные и отраслевые риски, для других – финансовые, производственные и т.д.
Осуществляется разработка рисковой стратегии с целью снижения вероятности реализации риска и минимизации возможных негативных последствий.
Снижение риска. Выбираются методы и инструментарий управления выявленным риском.
Производится непосредственное управление риском, включая как снижение последствий уже случившегося негативного события, так и уменьшение вероятности того, что оно вообще произойдет.
На заключительном этапе оцениваются и контролируются достигнутые результаты и корректируется рисковая стратегия.
В большинстве случаев подверженность риску можно уменьшить с помощью следующих приемов:
Уклонение от риска. Примерами применения подобной стратегии являются ситуации, когда предприятие не продлевает договор с контрагентом, в отношении которого появились сомнения в его будущей платежеспособности; когда предприятие предпочитает получать кредит в той валюте, в которой оно осуществляет свои основные экспортные операции и т. п.
Страхование. Риск полностью передается профессиональному оператору – страховой компании. Страховать можно имущество, коммерческие операции, транспортировку, жизнь, здоровье и т.д. Надо отметить, что трудно использовать механизм страхования при освоении новой продукции или новых технологий, так как страховые компании не располагают в таких случаях достаточными данными.
Хеджирование - эффективный способ снижения риска неблагоприятного изменения ценовой конъюнктуры с помощью заключения срочных контрактов (фьючерсов и опционов). Например, компания, выпускающая продукты из круп, может использовать фьючерсные контракты на покупку зерна, чтобы застраховаться от роста цен на него. Точно так же финансовые производные ценные бумаги можно использовать для снижения риска, возникающего в результате изменений процентных ставок или обменных курсов. Покупая и продавая срочные контракты, предприниматель защищает себя от колебания цен на рынке и тем самым повышает определенность результатов своей производственно-хозяйственной деятельности.
Самострахование. Оно логично, когда стоимость страхового имущества относительно невелика по сравнению с имущественными и финансовыми параметрами всего бизнеса. Например, крупной корпорации нецелесообразно через страховую компанию страховать от пожара свое оборудование, которое установлено в небольшом арендованном ею помещении. Самострахование также имеет смысл, когда вероятность убытков чрезвычайно мала, когда компания владеет большим количеством однотипного имущества. Так, транснациональные нефтяные компании, владеющие несколькими сотнями танкеров, практикуют самострахование. Расчет очень прост и логичен: потеря одного танкера в год, что маловероятно, обойдется дешевле, чем плата страховых взносов за все танкеры.
Передача функций, порождающих риск, третьей стороне (аутсорсинг, факторинг).
Поиск гарантов. Функции гаранта могут выполнять различные субъекты (фонды, госорганы, предприятия). При этом необходимо соблюдать принцип взаимной полезности, то есть желаемого гаранта можно заинтересовать уникальными услугами, совместной реализацией проекта и т.д.
Диверсификация. Заключается в распределении общего риска и подразделяется на:
- распределение ответственности между участниками проекта. При этом необходимо четко разграничить сферы деятельности и ответственность каждого, а также условия перехода работ и ответственности от одного участника к другому, и юридически закрепить это в договорах. Не должно быть этапов, операций или работы с размытой или неоднозначной ответственностью;
- диверсификация видов деятельности и зон хозяйствования;
- увеличение числа применяемых технологий; расширение ассортимента выпускаемой продукции или оказанных услуг; ориентирование на различные социальные группы потребителей, на предприятия различных регионов и т.д.;
- диверсификация сбыта и поставок, то есть работа одновременно на нескольких рынках, распределение поставок между многими потребителями со стремлением к равному распределению долей каждого контрагента;
- можно диверсифицировать закупку сырья и материалов, что предполагает взаимодействие со многими поставщиками, позволяя ослабить зависимость предприятия от его «окружения»;
- диверсификация инвестиций – это предпочтение реализации нескольких относительно небольших по вложениям проектов, чем реализация одного крупного инвестиционного проекта, требующего задействовать все ресурсы и резервы предприятия, не оставляя возможности для маневрирования;
- распределение риска во времени (по этапам работы). Это улучшает наблюдаемость и контролируемость этапов проекта и позволяет при необходимости сравнительно легко их корректировать.
Локализация рисков. Выделив экономически наиболее опасные этапы или участки деятельности в обособленные структурные подразделения, можно сделать их более контролируемыми и снизить уровень риска. Методы локализации:
- создание венчурных предприятий предполагает создание небольшого дочернего предприятия как самостоятельного юридического лица для высокотехнологических (рискованных) проектов. Рискованная часть проекта локализуется в дочернем предприятии, при этом сохраняется возможность использования научного и технического потенциала материнской компании;
- создание специальных структурных подразделений (с обособленным балансом) для выполнения рискованных проектов;
- заключение договоров о совместной деятельности для реализации рискованных проектов.
Каждый из перечисленных инструментов снижения риска имеет как определенные преимущества, так и недостатки. Поэтому обычно используют определенные комбинации этих инструментов «подавления» рисков.
Мы никогда не сможем заглянуть в будущее. В наших силах - только проявлять максимум сообразительности при подготовке к нему.
Феликс Кломан, гуру современного риск-менеджмента
В заключение приведем читателям «золотые правила» риск - менеджмента, которые, надеемся, могут помочь им не только снизить потери, но и успешнее вести бизнес.
Нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал. Для исполнения этого правила нужно: определить максимально возможный объем убытка по данному риску, сопоставить его с объемом вкладываемого капитала, сопоставить его со всеми собственными финансовыми ресурсами и определить, не приведет ли потеря этого капитала к банкротству.
Надо думать о последствиях риска. Для этого: зная максимально возможную величину убытка, определить, к чему она может привести. Определить, какова вероятность риска. Принять одно из следующих решений: отказ от риска, принятие риска, передача риска.
Нельзя рисковать многим ради малого. Соотносите размер риска и потенциальной выгоды, при достаточных сомнениях принимайте отрицательное решение.
Осознанно управляя рисками, компания получает для себя множество преимуществ: она способна грамотно применять методы реагирования на риски; минимизировать «сюрпризы», а значит минимизировать неожиданные затраты и потери; идентифицировать связанные риски и обеспечить интегрированные действия против сложных рисков; использовать существующие и потенциальные возможности для реализации поставленных целей; оптимизировать структуру капитала и т.д.
По словам С.Шталькнер, вице- президента компании Du Pont, «риск-менеджмент – это стратегическое средство увеличения рентабельности и сглаживания непостоянства уровня прибыли. Высшее руководство, если оно озабоченно созданием, защитой и увеличением богатства своих акционеров, должно заниматься риск-менеджментом».
Галина Жидкова,
Бизнес-издание «Я №1»