WorldClass

29 марта 2024, 13:02
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Та же цифра, вид сбоку: как помочь черноземному бизнесу и власти говорить о цифровизации на одном языке?

28.02.2019 18:02
Автор:

Воронеж. 28.02.2019. ABIREG.RU – Аналитика – Центральным событием деловой программы «Бала прессы, бизнеса и власти» 21 февраля стал круглый стол «Цифровизация в Центральном Черноземье: потребность или дань моде?». «Абирег» пригласил экспертов из разных сфер бизнеса и власти свериться в своем понимании цифровизации. Участники встречи сошлись в том, что она необходима. Да только тянут несчастный воз цифровизации заинтересованные стороны кто в облака, кто в воду, а кто и вовсе пятится назад.

Мы привыкли, что как только государство начинает диктовать моду на новые явления в экономике, сначала долго обсуждают, в чем суть этого понятия, потом обязательно создают профильную структуру с многочисленным штатом высокооплачиваемых сотрудников, и дальше ее деятельность становится очень шумной и не менее неуловимой. С цифровизацией в этом смысле не совсем традиционный сценарий. Мало того что ее объявили, так еще и быстро приняли профильную программу «Цифровая экономика Российской Федерации». И все дружно принялись цифровизироваться. Каждый по-своему.

Круглый стол наглядно показал, что участники рынка цифровизации искренне хотят прийти к одному понятийному аппарату и двинуться в общем направлении, но пока говорить об этом преждевременно. Для начала большим достижением будет, если в одном направлении будут двигаться хотя бы профильные участники рынка: аграрии с аграриями, промышленники с промышленниками, финансисты с финансистами. При этом чиновники и компании, специализирующиеся на цифровых технологиях, вынуждены становиться проактивными полиглотами-универсалами, готовыми на лету схватывать актуальные цифровые идеи и предлагать способы их реализации.

«Явление сверху и процесс снизу»

Одной из наиболее «оцифрованных» отраслей в экономике Черноземья ожидаемо является сельское хозяйство, что подтверждает и тот факт, что добрая треть участников круглого стола представляла именно АПК.

На стратегический фокус на развитие цифровизации в сфере АПК у себя в регионе обратил внимание и вице-губернатор Тамбовской области Александр Ганов. Он отметил, что эта сфера не случайно была выбрана в качестве основного драйвера цифровизации, ведь 30% валового регионального продукта приходится именно на аграриев. Власти надеются, что развитие цифровых процессов позволит интенсифицировать рост добавленной стоимости в агропроме. При этом у крупных черноземных холдингов есть ресурсы, люди и инновационный потенциал для самостоятельного продвижения проектов в сфере цифровизации. Поэтому тамбовские власти, где сектор малого и среднего бизнеса в агропроме занимает особенно большую долю и по площадям, и по объемам производства, в первую очередь нацелены помогать в преодолении технологического и маркетингового отставания именно малому и среднему бизнесу. В частности, при партнерстве с фондом «Сколково» в регионе разрабатывается цифровая платформа для АПК. Причем господин Ганов отметил, что принцип работы этой платформы в перспективе применим не только в АПК.

Что представляет собой цифровая платформа, рассказали ее разработчики – директор компании «Ларус» Владимир Журавлев и исполнительный директор АНО «Центр компетенций по цифровизации АПК» Николай Потапов. По их словам, сквозная цифровизация всего процесса создания добавленной стоимости продукции АПК позволяет кардинально снизить традиционные издержки и стоимость конечной продукции. Сквозная цифровизация цепочек поставок с обязательным участием банков и платежных систем позволит решить острую проблему отсутствия доверия между производителями, оптовиками и розницей.

Господин Журавлев привел данные Росстата, согласно которым в России на долю торговли в сфере АПК приходится около 13,4 трлн рублей, из которых до производителей сельхозпродукции и продуктов питания доходит до 4 трлн рублей. В итоге в этой системе зарабатывают все, кроме производителей, обобщил Владимир Журавлев. Цифровая платформа является «неким универсальным Marketplace с широким набором сервисов, включая интегрированные пакетные решения в сфере интернета вещей, позволяющим осуществлять сбор, хранение, анализ, обработку и передачу данных через всю цепочку товародвижения продукции АПК. Разработчики отмечают, что платформа будет работать на двух уровнях. На нижнем будет происходить сбор информации от каждого предприятия цепочки, на верхнем – выстраиваться сквозная цепочка движения продукции на базе системы управления цепочками поставок, позволяющая анализировать и транслировать данные для лиц, принимающих решения.

«Цифровым» флагманом «Черкизово» считается открытый в прошлом году завод в Московской области по производству сырокопченых колбас мощностью 30 тыс. тонн. В том числе за счет применения современных технологий производительность этого завода вдвое превышает производительность аналогичных предприятий, а в перспективе этот отрыв увеличится еще больше. По словам главного аналитика группы «Черкизово» Андрея Дальнова, в практике работы с данными есть проблема определения адекватной границы между «большими» и обычными данными. И даже с обычными есть ряд нерешенных вопросов. Например, если говорить о рынке мяса, до сих пор в статистике производства мяса птицы не выделяется индейка, притом что в 2018 году объем производства этого вида мяса составил 260 тыс. тонн. Кроме того, оставляет желать лучшего оперативность обновления статистических данных. «Я вижу динамику по производству мяса на 15-20-й день после отчетного месяца, когда мне уже поздно использовать эти данные для каких-то прогнозов. Для сравнения: в Штатах эта статистика доступна еженедельно, – пояснил господин Дальнов. – Здесь у государства и бизнеса есть общие интересы. Они заключаются в повышении прозрачности рынков. Думаю, что примером может служить система «Меркурий», которая позволяет отслеживать перемещения мясных продуктов. Да, бизнес отдает данные государству, и хотелось бы, чтобы была какая-то обратная связь, чтобы государство эти данные анализировало, обобщало и отдавало их обратно бизнесу для принятия более оперативных решений по прогнозированию цен. И особенно необходимо организовать эту работу с учетом акцента на развитии экспорта».

Генеральный директор ООО «Логус-Агро» Игорь Алименко поддержал слова господина Дальнова в части доступности и прозрачности информации в сфере АПК, которая помогла бы понимать текущее состояние рынка и прогнозировать работу. Говоря о сути цифровизации, господин Алименко отметил, что цифровизация в России – это «явление сверху и процесс снизу». Цифровизация сверху, по его мнению, пока является данью моде: «Мы долго раскачиваемся в этом направлении. В июле 2017 года вышло постановление правительства, и что-то ничего нет. Рабочая группа Минсельхоза в лучшем случае будет создана к июлю-августу текущего года. Надо понять, чего же мы хотим от этой цифровизации. Такое ощущение, что замешали всё в кучу. Но тем не менее власти нужны прозрачность, контроль, собираемость налогов и большая эффективность в управлении. То есть задача изъять как можно эффективнее». В свою очередь цифровизация снизу, по словам бизнесмена, неизбежна, так как из-за «хаоса на рынке бедные крестьяне вынуждены искать эффективность и грамотно минимизировать издержки».

Стоит отметить, что цифровизация власти также не заставляет себя ждать. Так, Воронежская область в числе трех пилотных регионов участвует в проекте по современному государственному управлению. По словам заместителя руководителя регионального департамента цифрового развития Алексея Соколова, этот проект направлен на получение максимального эффекта от оптимизации деятельности органов власти. При этом в качестве основного ресурса для достижения этого результата рассматривается цифровая трансформация власти. В частности, чтобы государственные служащие могли быстрее находить нужную информацию, минуя стони запросов через различные органы, в облправительстве разрабатывается новая технологическая платформа. Соответствующая дорожная карта разрабатывается до 2021 года. «Проблема очень тяжелая, – пояснил господин Соколов, – все говорят, что надо переходить на технологии обработки больших данных, Big Data, и подобные технологии есть, а самих-то данных не так много. Имеющаяся информация зачастую находится в неструктурированном виде, и поднять ее для обработки современными инструментами проблематично».

Отдельным вопросом повестки круглого стола была цифровизация в практике высших учебных заведений. Начальник IT-управления ВГМУ имени Н. Н. Бурденко Илья Воронков отметил, что в сфере образования цифровизацию также можно разделить на условный «верх» и «низ». Сверху в качестве регулятора выступают федеральные государственные образовательные стандарты, так называемые ФГОСы. Цифровизация снизу заключается в продвижении бренда университета и привлечении новых студентов. «Цифровизация неизбежна, нам нужно внедрять современные средства, современные системы, мы это понимаем и знаем. Однако нюанс вузов как бюджетных организаций зачастую заключается в недостатке средств. В данном случае нам, можно сказать, повезло, потому что Сбербанк разработал предложение по внедрению цифровизации в вузах, мы попали в число пилотных участников этого проекта, и это закрыло нам несколько крупных направлений, в том числе ведение электронного журнала, – отметил господин Воронков. – Мы рассчитываем благодаря этому проекту стать более открытыми с точки зрения наличия данных, выполнять все требования ФГОСов с опережением, минимизировать свои затраты и повысить исполнительскую дисциплину».

«П» – промышленность и прагматичность

Опираясь на серьезный опыт внедрения новых технологий, цифровизацию как способ повышения эффективности рассматривают и промышленники Черноземья. По словам председателя совета директоров ООО «Воронежсельмаш» Егора Коблика, его предприятию, одному из первых внедрившему у себя на производстве технологии 3D-печати, развивающему воронежский Центр аддитивных технологий и активно работающему сейчас над удвоением производства, цифровые технологии позволили качественно оптимизировать нагрузку персонала: «Когда мы проанализировали, чем занимаются люди и как можно усовершенствовать их работу, мы поняли, что есть смысл пересмотреть функционал 50 человек, или 10% сотрудников. Впоследствии они остались в команде «Воронежсельмаша», но мы нашли им применение на более востребованных и важных участках производства».

«Эффективность, достигнутая за счет технических средств, конечна. А бизнес требует всё новых конкурентных преимуществ, – считает директор проектов «Цифровые технологии» ООО «СИБУР» Максим Леньков. – И именно новые цифровые идеи и есть еще один виток для повышения эффективности». Однако при этом на рынке нет готовых решений, которые можно просто взять и применить. «Мы смотрим на эту историю по-своему и внедряем цифровые проекты не бездумно, – пояснил господин Леньков, – сначала запускаем пилотный проект на одном предприятии, смотрим эффект, и при положительном результате – транслируем на другие предприятия СИБУРа». Конечной целью этой работы является сокращение ручного труда, изменение корпоративной культуры и психологии людей, формирование правильного образа инженера будущего.

ГК «Эфко» также пришла к тому, что обратной стороной цифровизации является изменение бизнес-процессов и культуры производства. По словам директора по инновациям Анны Ненаховой, статус федерального игрока и экспортера побуждает «Эфко» отбирать и внедрять цифровые технологии только с точки зрения влияния на конкурентоспособность компании и получение экономического эффекта – снижения расходов и повышения выручки. В качестве примера госпожа Ненахова привела такие решения, как «Экзит фарминг» (включая так называемое «точечное земледелие»), роботизация упаковки продукции, а также цифровое сопровождение КРС, которое позволяет в режиме онлайн фиксировать информацию о жизнедеятельности каждой коровы и на основе полученных данных принимать решения с помощью инструментов искусственного интеллекта.

Поспешишь – людей насмешишь?

Важная сторона цифровизации касается нормативного регулирования. Как отмечали участники круглого стола, законотворчество чаще всего не успевает за технологиями. И, например, там, где документ уже давно мог бы стать электронным, по-прежнему требуется подпись человека. С другой стороны, многие проблемы связаны с хранением персональных данных. И здесь требуется особая согласованность действий. Как отметила начальник отдела платежных систем и расчетов Отделения Воронеж ГУ Банка России по ЦФО Ирина Смехнова, у регулятора существует программа «Основные направления развития финансовых технологий на период 2018-2020 годов». Один из ее разделов посвящен удаленной идентификации. Госпожа Смехнова напомнила: к 30 июля 2019 года 60% банков должны оказывать эту услугу, а к концу года все банки обязаны подготовиться к работе в формате удаленной идентификации. На территории Воронежской области на новые рельсы уже перешли 14 финансовых учреждений. В середине февраля регулятор выпустил методические рекомендации, которые касаются информационной безопасности при обработке идентификационных данных от населения (в том числе сборе и хранении). «Коммерческим банкам предлагается выбрать один из вариантов обеспечения безопасности при работе с биометрией: либо это будет собственное решение банка, предварительно согласованное с ФСБ и Банком России, либо типовое решение интеграторов информационной безопасности, либо решение с применением облачных технологий от поставщика услуг», – рассказала госпожа Смехнова. Статистические данные Банка России подтверждают, что к современным технологиям «приходят» всё больше жителей Воронежской области. Например, по данным отчетности на 1 октября 2018 года, количество счетов физлиц, обслуживание которых происходит с помощью интернет-технологий, составляет почти 4 миллиона, что превышает на 13,7% аналогичные показатели на 1 октября 2017 года.

Трудности перевода

Профильные IT-компании, которые как раз призваны находить нестыковки в цифровизации сверху и снизу и предлагать конструктивные решения обеим сторонам, видят ситуацию по-своему.

Сергей Елфимов, исполнительный директор ООО «Дата Порт», специализирующегося на защите информации, выделил несколько проблем, с которыми сталкивалась его компания. Первая – это непонимание компаниями старой закалки, что такое цифровизация и что от них требуют сверху. Роботизированное производство или работа по сбору большого объема данных присуща в основном строящимся предприятиям, которые следят за трендами в бизнесе и пытаются оптимизировать свою работу. Второй проблемой в сфере цифровизации эксперт считает нехватку высококвалифицированных кадров, многие из которых уезжают в Москву или Санкт-Петербург. Что касается проектов, реализуемых с участием властей, то их господин Елфимов считает зачастую слишком «долго проворачивающимися», в то время как бизнес заинтересован в получении прибыли здесь и сейчас. Еще печальнее, отметил эксперт, ситуация обстоит, когда подобные проекты остаются лишь на бумаге. Поэтому «Дата Порт» предпочитает несколько абстрагироваться от трудностей перевода и идти своим путем, оставаясь цифровой площадкой, на базе которой другие IT-компании предоставляют услуги конечному заказчику.

Директор Кластера информационных технологий Воронежской области Владимир Бабкин также объединяет под эгидой своего проекта IT-компании региона, с тем чтобы в перспективе предлагать заинтересованным игрокам цифровые решения под ключ. «В нашем объединении представлены компании с различными компетенциями, отвечающие за безопасность, программное обеспечение, системные интеграторы и др. И на данный момент мы можем стать точкой входа для взаимодействия между органами власти и бизнесом. Ведь все цифровые запросы, озвученные на круглом столе, должны делаться чьими-то руками, начиная с экспертизы и заканчивая непосредственно реализацией проектов». На данный момент в кластер входят порядка 30 компаний. Территориально объединение предпринимателей пока функционирует на базе воронежской ТПП. Господин Бабкин рассчитывает охватить в кластере GR, компании, работающие сугубо на потребности промышленных предприятий, а также IT-разработчиков с широкой специализацией, чьи решения могут использоваться в различных сферах, включая ЖКХ, транспорт и так далее.

С определенными сложностями во взаимопонимании между IT-специалистами и управленцами столкнулось и АО «АльфаСтрахование». «Сейчас одна из наших основных задач – найти этот общий язык, – поделилась заместитель директора, руководитель блока корпоративных продаж Воронежского филиала компании Екатерина Шестопалова. – Мы работаем совместно с «Ростелекомом», GroupIB, чтобы найти специализированные точечные страховые решения, в том числе в сфере АПК, промышленности, в IT-сфере».

Екатерина Шестопалова напомнила, что при переводе бизнес-процессов в цифру нужно принимать во внимание и обратную сторону этого процесса, так как из вида часто упускается потенциальный ущерб, который возможен вследствие человеческого фактора, мошеннических действий или несовершенства системы. «Не случайно 1 января 2018 года вступил в силу закон № 187-ФЗ о безопасности критических информационных систем и в нацпроекте по цифровой экономике есть положение о проработке к 2024 году качественного цифрового решения именно с точки зрения страховой безопасности. Страхование – это один из инструментов безопасности цивилизованного бизнеса», – обратила внимание Екатерина Шестопалова.

Стороны сели за стол переговоров

Руководитель управления по взаимодействию с органами государственной власти Воронежского филиала ПАО «Ростелеком» Павел Подорожко уверен, что в процессе реализации инновационных проектов неизбежен момент, когда усилия, предпринимаемые бизнес-сообществом, встанут на цифровые рельсы, прокладываемые властью, за счет чего и будет достигнут эффект синергии: «Для бизнеса важны процессы, которые позволяют оптимизировать бюджет и ресурсы. Решать государственные задачи цифровыми средствами также можно куда более эффективно. Так, например, уже сейчас есть инструменты, позволяющие организовать контроль за физиологическим состоянием поголовья крупного рогатого скота в сфере сельского хозяйства. Применение современных датчиков позволяет организовать ведение фермерского хозяйства в новой парадигме. Или возьмем другой пример – дорожное хозяйство. Внедрение автоматического весогабаритного контроля доказывает, что цифровизация помогает бороться с коррупционным фактором: с инспектором договориться можно, а с машиной – нет. В конечном счете цифровизация – это вопрос удобства и экономии, в том числе главного ресурса – времени», – пояснил господин Подорожко.

В ситуации плохого понимания сторон ключевую роль всегда играет наличие или отсутствие у них желания договориться. То есть если даже представители двух племен разговаривают на разных языках, но очень хотят обменяться своей продукцией, они обязательно придут к какому-то решению. В крайнем случае на языке жестов. К счастью, в случае с цифровизацией стороны очевидно заинтересованы найти точки соприкосновения. Причем никто не отрицает формирования полноценного цифрового рынка и необходимости инвестировать, пусть и обдуманно, в новые технологии.

Вопреки традициям жанра, на прошедшем круглом столе был очевиден интерес участников цифровых процессов друг к другу. Многие вопросы обсуждались уже в частном порядке за пределами мероприятия. И с учетом того, что у нашего бизнеса и власти гораздо больше средств общения, чем язык жестов, что-то подсказывает, что они обязательно договорятся. Надеемся, что это произойдет раньше 2024 года, когда, согласно нацпроекту, уже настанет время подводить итоги цифровизации российской экономики.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0