Up

Резиденции Галереи Чижова

Вы читаете новости региона:
Абирег Воронеж

Владимир Якуба

USD EURO

Богдаша

Главная Эксклюзив МНЕНИЯ – Публицист и общественник Михаил Ларионов – К вопросу о перегруженности школ и точечной застройке в Липецке

29.08.2019, 15:27

МНЕНИЯ – Публицист и общественник Михаил Ларионов – К вопросу о перегруженности школ и точечной застройке в Липецке

МНЕНИЯ – Публицист и общественник Михаил Ларионов – К вопросу о перегруженности школ и точечной застройке в Липецке

Липецк. 29.08.2019. ABIREG.RU – Эксклюзив – С каждым учебным годом в Липецке увеличивается количество учащихся. Строительство новых школ ведется в основном на окраинах города, а в центре появляются новые высотки, что только обостряет нехватку мест в образовательных учреждениях. Накануне нового учебного года о градостроительной политике мэрии на своей странице в Facebook высказался публицист и общественник Михаил Ларионов.

– 1 Сентября посвящается. Если из окна видна школа, не значит, что в нее вашего ребенка примут. Школа и порочная точечная застройка.

Всё еще раздается эхо от печально известного неначавшегося строительства ЖК «Авангард» в Липецке с двумя злополучными 25-этажными башнями в центре города. Вовремя остановилось. Однако еще долго будет аукаться, пока не забудется как страшный сон. История может служить примером в учебниках, как нельзя строить города и [какие могут быть] последствия. Поэтому стоит сразу оговориться, обратить внимание на то, что нижеописанная проблема существует во многих городах.

Мы – родители, появятся внуки, поэтому не спрашивайте, по ком звонят колокола. В одном из прямых эфиров к чиновнику обратилась молодая мама с вопросом, почему из окна ее квартиры видна школа, [в которую] по территориальному признаку ее ребенка обязаны принять и тем не менее отказали.

Ответ, если коротко: нет физической возможности зачислить детей. По-видимому, начальник департамента образования не собирался выяснять причины, почему раньше существовала такая возможность, а теперь родители, дети лишились права. Точнее, право у них осталось, а вот воспользоваться им не могут. Притом с каждым годом количество учащихся в школах увеличивается. Если не искать корень причины, то нельзя найти пути решения [проблемы]. К слову, о рождаемости. Родить, чтобы затем ребенок мучился, добираясь до школы…

Между тем по распоряжению правительства РФ от 23 октября 2015 года № 2145-р «О программе «Содействие созданию в субъектах РФ (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях» на 2016-2025 годы» к 2025 году во всех общеобразовательных организациях предусматривается введение односменного режима обучения для всех классов.

В настоящее время редко где можно увидеть промежуточные отчеты о готовности регионов, крупных городов – сколько школ переведено на односменный режим, необходимо ли дополнительно построить и так далее. Всё взаимосвязано. Если крутится башенный кран, тогда появляется проблема с шаговой доступностью школ, необходимо строительство новых.

Пример – анализ начальника департамента образования нагрузки на отдельную школу № 72 в связи с новым строительством.

«По п. 5. расчетная наполняемость МБОУ СОШ № 72 г. Липецка, расположенного по адресу: г. Липецк, ул. Юных Натуралистов, д.12 а, составляет 815 человек. В настоящее время в школе обучаются 922 учащихся 1-11-х классов.

Загруженность здания школы составляет 113%. Средняя наполняемость классов – 27,1.

В течение трех последних лет количество обучающихся увеличилось на 4,1%. В 2019/2020-м учебном году ожидается рост числа обучающихся еще на 4,5% по сравнению с текущим учебным годом.

Школа работает в двухсменном режиме. 221 учащийся начальных классов (24%) обучается во 2-ю смену.

В территориальной близости расположены МБОУ СШ № 45 г. Липецка (ул. Папина, д. 4), МБОУ СОШ № 17 г. Липецка (пр. Победы, д. 96), МБОУ СШ № 61 г. Липецка (ул. Мичурина, д. 22), МБОУ гимназия № 64 г. Липецка (ул. Мичурина, д. 30). Загруженность всех школ превышает 100%. В общеобразовательных учреждениях № 17, 61, 64 обучение осуществляется в две смены.

В случае ввода в эксплуатацию многоквартирного двухсекционного дома в районе пер. Яблочкина с количеством квартир 328 (предполагается, что детей школьного возраста может быть не менее 200 человек) загруженность здания школы № 72 увеличится с 113% до 126%, школы № 45 – с 108% до 127%. При этом школа № 45 не сможет сохранить односменный режим работы.

В Липецкой области в соответствии с федеральным законодательством принята государственная программа Липецкой области «Развитие образования Липецкой области». Главной целью реализации данной программы является полный перевод всех учащихся Липецкой области на обучение в 1-ю смену к 2025 году, в том числе учащихся начальных классов – в 2021 году. Для обеспечения односменного режима работы вышеперечисленных школ программой предусмотрены мероприятия по строительству пристроек к зданиям ОУ № 17, 64 на 370 мест для учащихся начальных классов».

Итак, оказывается, ходишь-ходишь в школу, а потом.. Бац! Вторая смена. Смотрим программу. Планируемое количество новых мест общеобразовательных организаций по годам в соответствии с потребностью и современными условиями обучения:

  • МБОУ СОШ № 17 – пристройка, не указано количество (срок – 2019 год). Не построено.
  • МБОУ гимназия № 64 – пристройка, не указано количество (срок – 2022 год). То есть должно начаться строительство, чтобы успеть к 1 сентябрю 2022 года, а там даже конь не валялся.

– Суслика видишь?

– Нет.

– И я нет, а он есть!

Не спешите иронизировать, посмотрите свои региональные программы и ход их выполнения.

И даже если предположить, что появятся пристройки ОУ №17, 64 на 370 мест для учащихся начальных классов, то при беглом подсчете можно сделать вывод, что этого крайне мало. С учетом уже рядом стоящим новым многоэтажным домом, где проживают порядка 65 детей, необходимо как минимум 500 мест.

Это еще не конец истории.

Маршрут

Маршрут от пер. Яблочкина до ОУ № 64, куда советуют водить школьников младших классов в одну сторону приблизительно 950 м. При этом отдельные участки маршрута проходят по дороге без тротуара для пешеходов, приходится несколько раз переходить дороги, по которым движется автотранспорт, незнакомые дворы и пр.

Маршрут до ОУ № 17. Необходимо от дома преодолеть около 400 м до остановки. Также по дороге, где отсутствует тротуар для пешеходов. Затем проехать две остановки и потом пройти еще 200 м до школы.

[Смотрим] Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». В соответствии с нормативным актом, рекомендуется предусмотреть пешеходную доступность учреждений, во II и III строительно-климатических зонах не более 0,5 км.

Если посмотрите на свои местные нормативы градостроительного проектирования, то обнаружите, что также существуют требования к предельному значению расчетного показателя максимально допустимого уровня территориальной доступности к общеобразовательным организациям. Пешеходная доступность – 500 м/10 минут. До организации дополнительного образования пешеходная доступность – 500 м/10 минут. Средством непрерывного обучения ребенка и формирования его личности выступает дополнительное образование в школе. Дополнительное образование в школе – это непрерывная форма образования, которая способствует раннему выявлению талантов ребенка, а также формирует его интересы и самоопределение.

Поэтому не выдерживаются нормативы и по доступности дополнительного образования.

Коррупция

Порядок приема в школы детально определен в Приказе Министерства образования и науки РФ от 22 января 2014 г. № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

Закон «Об образовании в РФ» закрепляет за родителями право выбора образовательных учреждений. На практике это означает, что при поступлении в 1-й класс в соответствии с Приказом № 32 при поступлении в школу «по месту жительства» ребенка обязаны принять в приоритетном порядке. Чтобы реализовать гарантии доступности, сначала принимают всех детей, закрепленных за школой по месту жительства, затем – на оставшиеся места всех желающих, выбравших данную школу, вне зависимости от их места жительства.

Если в закрепленной школе нет свободных мест, ребенка обязаны устроить в другую.

Переходим к следующей истории – коррупция. Если по причине утрамбовки территорий высотками-муравейниками усложняется проблема со свободными местами в близстоящем ОУ, тогда само собой напрашивается вопрос: что в такой ситуации вынуждены делать родители, которых не может не беспокоить отсутствие комфорта, безопасности своих чад? Верно. Коррупция – это злоупотребление управлением общественной властью для получения выгоды в личных целях, в целях третьих лиц или групп. На пустом месте не рождается. Коррупция воспринимается экспертами и обычными гражданами как источник социальной дезорганизации и одновременно наделяется значимыми функциями, которые способствуют адаптации индивидов и социальных общностей. Взяточничество – одна из ярких форм проявления коррупции. Из обращения мамы в прямом эфире с вопросом к начальнику департамента образования [становится понятно, что она готова нести] дополнительные расходы.

В условиях трудности с оформлением ребенка в школу шаговой доступности возникает риск коррупционной составляющей как директора школы, так и ответственного за образование должностного лица.

При строительстве даже меньших многоэтажек произошел бы коллапс. И чтобы исправить ситуацию в социальной сфере, понадобилось бы в квартале возведение нового образовательного, а также медицинского учреждения, что реализовать невозможно. Нет таких средств (миллиарды на небольшой срок) на всё про всё, нет и необходимой по размеру площади. Или придется пренебречь поручениями председателя правительства РФ Д. Медведева об организации перехода школ на обучение в одну смену и президента России В. Путина об обеспечении доступности медицинской помощи.

Цифры наглядно показывают [сложившуюся ситуацию]: с одной стороны – государственная программа «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях» и региональные, с другой – уплотнение микрорайонов, точечная застройка.

Почему так складывается? Необходимо вспомнить легендарного бывшего главного архитектора «Липецкгражданпроекта» Мирона Мордуховича: «Но совершенно незаметно архитектуру города стали решать чиновники от строительства, совершенно далекие от архитектурной практики. У них главный критерий – выжать из города (желательно в центре) штучные площадки, где можно разместить многоэтажные дома-башни любых габаритов. Лишь бы приносили доход строителям и заказчикам».

Реализация программы проходит в два этапа. В течение первого (2016-2020 годы) планируется ликвидировать третью смену обучения, перевести учащихся 1-4-х, 10-11-х и 12-х классов на обучение в одну смену. На втором этапе (2021-2025 годы) планируется перевести учащихся 5-9-х классов на обучение в одну смену, обеспечить перевод 100% обучающихся из зданий с износом 50% и выше в новые здания.

Прошло четыре года, возможно, еще рано подводить итоги, однако уже сегодня стоит задуматься, особенно в больших городах, о результатах, перспективах к 1 сентября 2020 года. Остался один год до окончания первого этапа.

К счастью, новые власти города Липецка вовремя обратили внимание. Строительство на начальной стадии высоток в июне прекращено, это широко освещали СМИ, громкая история. Вчера ответственный чиновник за образование, в том числе реализацию программы, ушел с занимаемой должности.

Всё к лучшему, значит, как сказал поэт: «Город будет, саду цвесть…»

Комментарии на Facebook.com
Добавьте «Абирег» в свои избранные источники
Вопрос недели
Как ваша компания отслеживает здоровье сотрудников?
Сотрудники по желанию самостоятельно проходят диспансеризацию
Ежегодная диспансеризация проводится для всего коллектива за счет компании
Этот процесс не контролируется
Никак, а профосмотры неэффективны и очень поверхностны
Планируем ввести ежегодную обязательную диспансеризацию
 3537 
Защита: Введите код c картинки
Результаты
Комментарии к публикациям
Ну да, сейчас план производства 1500-2000 тыс гидроцилиндров в месяц. Сказочник тот еще.
Сергей, 23.01.2020, 17:44:17
Поздравляю!
Мокий Парменыч, 23.01.2020, 16:58:07
Ну и где реакция?! Жуликов наказали? Или все по прежнему
Коля, 23.01.2020, 15:43:30
чиновники нашли новый нацпроэкт! построить стену и освоить деньги из бюджета н а это. Это ж сколько миллионов можно украсть на этом !!! Думаю ...
Радим, 23.01.2020, 15:30:31
Жду в гости.
СИЗО, 23.01.2020, 13:08:11
"Что у людей в головах?" --- Да в каких головах то ? Хотел было вспомнить Высоцкого - про товарищей ученых и картошку на тамбовщине , а тут вон - "...
сосед, 23.01.2020, 12:40:32
Теперь вся воронежская тусовочка, которая наперегонки бежала лобызать руки дорогому А.В., и не поздоровается с ним.
гость, 23.01.2020, 12:27:47
СВЕЖИЕ НОВОСТИ НА ПОЧТУ

ZHD

Русфонд Воронеж

Orphus

Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU)
Воронеж т.ф.+7 (473) 212-02-88
Липецк т. (4742) 90-06-85, Курск т. (4712) 36-00-87
Орел т. (4862) 78-12-64, Тамбов т. (4752) 43-54-61
Белгород т. (4722) 50-05-84,  Москва т. (495) 560-48-82
info@abireg.ru

IOS Android
Картотека
Группа Абирег использует систему проверки контрагентов Картотека.ru
Создание сайта - "Алекс"

Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU)
Воронеж т.ф.+7 (473) 212-02-88
Липецк т. (4742) 90-06-85, Курск т. (4712) 36-00-87
Орел т. (4862) 78-12-64, Тамбов т. (4752) 43-54-61
Белгород т. (4722) 50-05-84,  Москва т. (495) 560-48-82
info@abireg.ru