29 ноября 2024, 02:16
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

Бизнес-путь руководителя Центрального рынка Воронежа Александра Светланова: в городе чужом

19.11.2019 10:52
Автор:

Воронеж. 19.11.2019. ABIREG.RU – Расследование – Город отличается от деревни наличием рынка – места, где продукты ремесленного труда меняют на еду. С точки зрения урбанистики, город – это институт обмена, и в этом смысле он порождение и продолжение рынка и живет по его торговым правилам (или праву). Любой рынок мира – это нал, криминал и разборки. Кто «держит» рынок – «держит» и город. Воронеж не исключение. Когда в 1989 году убили Славу Брыча, дважды судимого за разбой боксера, мясника и главного мафиози Центрального рынка, торговцы день не работали в знак траура. Брыча уважали за справедливость. На рынке десятилетиями обманывали покупателей, подсовывая под видом свинины жесткое мясо хряков, продавали из-под полы контрабандную икру. Здесь сходились и расходились интересы братвы и ментов, а губернаторы (до Гордеева) захаживали сюда разве что в качестве рядовых покупателей. Много лет перед входом на Центральный рынок располагалась вещевая толкучка с дешевым ширпотребом, в том числе колготками и сопутствующими товарами. За углом располагался магазин с белорусским нижним бельем. Держал его гражданин Белоруссии Александр Светланов. Сложно сказать, конкурировали ли китайские колготки с рынка с белорусскими трусами, но, кажется, хозяин маленького магазинчика с мечтательной завистью смотрел на рынок. Так на рейде смотрит владелец шаланды на стальной океанский лайнер. Но если чего-то очень сильно хотеть, то обязательно сбудется. Александру Владимировичу понадобилось 15 лет, чтобы стать единовластным правителем рынка. Корреспондент «Абирега» изучал биографию одного из самых закрытых предпринимателей Воронежа и учился прятать деньги в нижнем белье.

Если сегодня зайти на рынок с Пушкинской, пройти вестибюль и в главном зале повернуть налево, вы попадаете в ряд фермерских деликатесов. Тут тихо как в раю. Первым вас встретит козий сыр по 3 тыс. рублей из Семилук (есть и подороже), дальше – несколько липецких точек примерно в том же ценовом диапазоне. Пройдя сырный ряд, вы упретесь в ряд хамонный (от 4,5 до 11 тыс. за килограмм), где продавцы убежденно готовы показать все разрешительные документы, позволяющие испанской продукции обходить санкции. Зря стараешься, Путин! Аграрным министрам, недавно посещавшим этот образцовый дворец торговли в рамках ООНовской конференции, сложно понять, что средний работающий воронежец (про пенсионеров вообще молчу) на свою зарплату может купить здесь 3 кг хамона или 10 кг козьего сыра. Но стоящие на самом козырном месте малочисленные фермеры с их премиальным товаром почему-то не прогорают, хотя рынок полупустой. Ни для кого не секрет, что после реконструкции цены на Центральном рынке одни из самых высоких в городе.

В 2014 году в рекордные 11 месяцев здание рынка было перестроено за 1,36 млрд рублей, из которых 443 млн рублей было вложено финансовой компанией «Аксиома», получившей два уровня подземной парковки на 667 мест (всего около 25 тыс. кв. метров). Остальные деньги (свыше 900 млн рублей) были взяты из городского и областного бюджетов в пропорции 3 к 1. Для управления рынком (16 тыс. кв. метров) был создан кооператив СПОК «СРКР «Центральный», которому здание было отдано в аренду на 49 лет и который, по идее его организаторов, должен был объединить крупнейших сельхозпроизводителей региона.

В октябре 2014-го, спустя полгода после создания кооператива и два месяца после торжественного открытия рынка, его возглавил Александр Светланов. Тех, кто интересуется бизнес-процессами города, это сильно удивило: Светланов был известен как торговец белорусским нижним бельем фирмы «Милавица» и создатель сети ресторанов «Итальянский дворик». Впрочем, выяснилось, что в аграрии Александр Владимирович записался заблаговременно, став владельцем 100% долей небольшого семилукского ООО «Жито», бывшего подсобного хозяйства местного огнеупорного завода.

О первых тридцати годах жизни нашего героя неизвестно почти ничего. Несмотря на наличие сразу двух пресс-секретарей, интервью Светланов практически не дает, а если и дает, то о себе ничего не рассказывает. От общения с «Абирегом» господин Светланов уклонился и на письменные запросы редакции не ответил.

Согласно открытым источникам, Александр Владимирович родился 31 августа 1969 года. Родина нашего героя – белорусское Полесье, местечко Калинковичи на юго-востоке Гомельской области. Там, где Белоруссия граничит одновременно с Украиной и Россией. Калинковичи отошли Российской империи в конце 18 века – при втором разделе Польши. В январе 1944 года войска Рокоссовского в результате Калинковичско-Мозырской наступательной операции выбили отсюда немецкие и венгерские войска и вышли к Припяти. В советское время Калинковичи получили статус города и стали крупным железнодорожным узлом. Скорее всего, еще в молодости Светланов переехал на 275 км в северо-западном направлении – в столицу Белоруссии – где и встретил свою очаровательную избранницу, минчанку Татьяну Александровну.

Итак, она звалась Татьяной

Татьяна закончила расположенную в центре города школу № 28 с хореографическим уклоном, а затем Минский пединститут иностранных языков. В 2002 году, уже после переезда в Воронеж, Татьяна родила единственного сына, который учится в выпускном классе школы с математическим уклоном.

Все годы, что семья Светлановых торгует нижним бельем, Татьяна является одним из руководителей этого бизнес-направления. Сначала была исполнительным директором, а в 2016-2018 годах – генеральным директором ООО «Дамские радости». Кроме того, Татьяна Александровна с 2012 года зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с основным видом деятельности – «деятельность столовых и буфетов при предприятиях и учреждениях». При этом она никогда не владела долями ни в каких видах семейного бизнеса.

По нашим данным, чета Светлановых владеет двумя квартирами в Воронеже и двумя загородными домами в Новоусманском районе около Сомово, где проживает Татьяна с сыном и пятью овчарками. Соседом Светланова в этом престижном коттеджном поселке является депутат облдумы Александр Ильин. Также есть дом в Рамонском районе, за областной больницей, который можно условно назвать резиденцией самого господина Светланова.

Александру Владимировичу однажды приходилось опровергать нелады в отношениях с супругой, он даже выпустил на эту тему официальный пресс-релиз «не дождетесь». Было это в марте 2014 года – в это время решался вопрос о его членстве в кооперативе. Под той заметкой «Абирега» о возможных семейных проблемах Светланова появился интересный комментарий: «Кому-то очень хочется раскачать лодку, в которой сидит Александр с супругой. Не удастся, господа! Руль в сильных руках, да и друзья есть – в случае чего – помогут». Почему-то кажется, что автор коммента – сам Светланов, а указание на друзей ну очень характерно.

В общем, не исключим, что информация о раздельном проживании супругов является вбросом недоброжелателей Светланова. Забегая вперед, скажем, что недоброжелателей у Светланова оказалось гораздо больше, чем друзей. Но даже его тайные враги и завистники говорят о его супруге только в уважительных, если не сказать в восхищенных тонах («умничка», «душа-человек», «прекрасная»). Главными положительными качествами супруги называют отзывчивость и доброжелательность. Светлановы появляются на публике вместе, но происходит это довольно редко – наш герой буквально днюет и ночует на работе. Татьяна Александровна часто выезжает в зарубежные командировки по теме индустрии нижнего белья и, очевидно, является серьезным специалистом в этой сфере. Информации о совместном отдыхе супругов нет. Неизвестно – отдыхает ли вообще Александр Владимирович. Любопытно, что и муж, и жена Светлановы являются активными вегетарианцами. Причем, свой стиль питания старательно навязывают своим подчиненным. Работников офиса «Милавицы» – «Итальянского дворика» бесплатно кормят вегетарианскими обедами. Другим семейным увлечением являются гороскопы. Также в качестве увлечений Светланова называют овчарок и большие черные джипы, такие как «Хаммер».

В 2013 году для благотворительных целей под патронажем жены губернатора Татьяны Гордеевой был создан женсовет гражданского собрания «Лидер». Татьяна Светланова стала одной из его активных участниц. Тема благотворительности, ставшая обязательным атрибутом крупного воронежского бизнеса в эпоху Гордеева, не чужда и нашему герою. Во-первых, его стараниями функционирует «социальная столовая», где с 12 до 15 часов при предъявлении пенсионного удостоверения можно скромно перекусить за 20 рублей, а заодно постричься и воспользоваться услугами прачечной за схожую сумму. О насыщении множества народа пятью хлебами наш герой регулярно отчитывается перед губернаторами с трибуны «Лидера». Во-вторых, один из друзей Светланова сообщил нам о крупных и регулярных пожертвованиях, которые он делает для приюта и церкви в Отрадном, где служит отец Геннадий Заридзе, знаменитый, кроме всего прочего, как автор-исполнитель духовных песен. «Тот, к которому Путин приезжал». «Связь» Путина и Светланова через эту благотворительность подчеркивалась особо. С 2007 года Александр Светланов является президентом и единственным участником благотворительного фонда «Благое дело», но до 2016 года в балансе организации были одни нули, и лишь последние три года ведется деятельность с движением средств от 2,5 до 2,8 млн рублей.

Изредка Александр Владимирович дает телеинтервью: обращает на себя внимание поза, умение увести разговор в сторону, ответить вопросом на вопрос, свести все проблемы к покупкам трусов и гороскопам.

Киоск с колготками в сеточку

Единственную верифицированную биографию Светланова можно найти на сайте «Лидера». Биография скупее слез. «Образование – высшее экономическое. Начало трудовой деятельности – с 1985 года. С 1995 года – руководитель совместного российско-белорусского предприятия по продвижению ТМ «Милавица». Женат, 1 ребенок. Увлекается горными лыжами». Мы не знаем, кем нашему герою пришлось трудиться в 16-летнем возрасте. Может, отчислили из школы, а, может, наоборот, успел ее закончить раньше сверстников, но можно предположить, что студентом вуза Александр Владимирович стал не сразу. Своим подчиненным Светланов рассказывал, что начал работать даже не в 16, а в 14 лет. Причина – уход отца из семьи. По одному из неуверенных свидетельств, в начале своей белорусской биографии Светланов был как-то связан с крупнейшим производителем сельхозтехники – заводом Гомсельмаш.

Как рассказал сам Светланов в интервью «Вестям» в начале 2018 года, его бизнесу по продаже нижнего белья – 18 лет, а «Итальянским дворикам» – 15 лет. Начало – 2000-й и 2003 год соответственно. По легенде, которую рассказывают работникам, бизнес Светлановых начинался с единственного киоска с колготками. Но где и когда был установлен этот киоск, нам выяснить не удалось. Как и то, где «продвигал» Александр Светланов ТМ «Милавица» с 1995 по 2000 год. По словам одного источника, Белоруссию Светланов «покинул как-то не очень хорошо». Еще один знакомый предпринимателя рассказал нам, что какое-то время Светлановы жили в Борисоглебске (но Борисоглебск мал для прибыльной торговли нижним бельем, «Милавица» открывает магазины только в городах с населением свыше 100 тыс. человек). И, наконец, еще одно свидетельство – свою первую нежилую недвижимость, бывшую трехэтажную ведомственную гостиницу на Варейкиса, 31, Светланов приобрел «на дивиденды» с фабрики. Это был 2002 год.

Главным достоинством предпринимателя Светланова является умение торговаться. Здание на Варейкиса ему предлагали за 120 тыс. долларов. Он торговался почти полгода и сумел сбить цену до 75 тыс. Покупал, как это было тогда принято, за иностранный нал. 75 тыс. – уместились в два полиэтиленовых пакета. Купюры, что ли, были мелкие? Зима, гололед. Очевидцы вспоминают, как прямо перед зданием ГУЮ наш герой поскользнулся и упал. Содержимое рассыпалось. Маленький, беспомощный человек, испуганно подгребающий под себя несметные деньжищи, и удивленный, почти что хохочущий народ вокруг. Картина маслом. Все собрал, встал, отряхнулся, на сделку не опоздал.Спустя короткое время «подобрал» прилегающие к офису 30 соток неоформленной земли (бывшая площадка закрытого детского сада). Оформление ее зависело от главы Коминтерновского района Ивана Образцова. Глава района сначала наорал на Светланова (за него «просили» из мэрии) и выставил за дверь. Но в конечном итоге вопрос решил.

Видимо, торговля колготками и трусами давала хороший барыш, и спустя всего год Светланов купил еще одно нежилое здание по адресу Кольцовская, 23. Бывшее помещение завода имени Ленина сменило нескольких владельцев, прежде чем попасть к Светланову примерно за четверть миллиона долларов. С продавцами у Светланова вышла такая история. Те хотели его немножко (тысяч на 25 зелени) обмануть при обмере помещения, но Александр Владимирович это уловил сразу и часть денег (несколько больше той суммы, на которую его пытались развести) пообещал вернуть через некоторое время после сделки. Но так и не вернул. Наказал, в общем. Еще одно качество, которое выделяют почти все знакомые Светланова – принципиальность, граничащая с упрямством, пунктуальность в соблюдении договоренностей. Точнее, мы знаем, что Светланов умеет требовать соблюдения договоренностей, если они ему выгодны. Особенно от тех, кто от него зависит.

Чтобы не возвращаться больше к белорусскому нижнему белью, «Милавица» (то есть Венера по-белорусски) – это основанная французами в 1908 году бывшая Минская галантерейная фабрика имени Фрунзе, которая теперь на 85% принадлежит эстонцу Томасу Тоолу (забрал за долги у другого эстонца). Первые полвека выпускали пуговицы и гребешки, при Брежневе перешли на лифчики. Сегодня это самый крупный продавец нижнего белья на территории РФ, Белоруссии и Казахстана. Оборот – 36,5 млн евро, 2 тыс. работников. Но саму фабрику раздирают корпоративные конфликты основного владельца с его бывшими топ-менеджерами российского происхождения. Теперь мистер Тоол в Белоруссию не приезжает, видимо, чего-то опасается, а россияне купили фабрику «Юстына» – важного поставщика «Милавицы». Кроме того, эстонец попытался отказаться от независимых дистрибьюторов в России, и в 2013-2014 году попробовал самостоятельно заняться розницей. Без контрактов остались 80% российских дистрибьюторов «Милавицы». Мы можем предположить, что в этот период «интимный» бизнес семьи Светлановых был, как говорится, на грани. Но, судя по всему, Светланов сумел договориться с Тоолом.

Наш герой в чем-то похож на этого железного эстонца. Во всяком случае, его любимой фразой является: «Я здесь никого не держу». И, действительно, те, кто не подчиняется воле председателя, на рынке долго не задерживаются.

Дистрибьютор Светланов руководил ООО «Дамские радости», которое работает с «Милавицей» по франшизе, в качестве гендиректора (с 2002-го по 2016-й) и был единственным владельцем (с 2002-го по май 2019-го). В мае 2019 года Александр Владимирович уменьшил свою долю в этом ООО до 24%, но остался крупнейшим акционером. Если бы наш герой видел перспективу в этом виде бизнеса, вряд ли бы добровольно отказался от контроля над ним. Но дистрибуция умирает, и быстрыми темпами. Совладельцами «Радостей» с 15% долей стали пятеро топ-менеджеров, в том числе одна из самых важных людей команды Светланова – пиарщица и маркетолог Мария Бородина. Фирма контролирует 10 магазинов или отделов в ТРЦ (в том числе по одному в Липецке и Старом Осколе) и входит в двадцатку лучших продавцов белорусского белья в бывшем СССР. Всего оффлайн белорусско-эстонские бюстгалтеры продают 700 магазинов в 19 странах. Выручка «Дамских радостей» за 2018 год – 32,5 млн рублей (минус 3 млн к 2017 году) при чистом убытке в 2 млн рублей (438 тыс. в 2017). Вид деятельности «Радостей» указан как «оптовая торговля нижним бельем». Вероятно, розница выделена в отдельные юридические лица. Любопытно, что «Дамские радости» в 2014 году выступили учредителями Ассоциации индустрии нижнего белья, то есть присоединились к дистрибьютерскому антиэстонскому бунту. Отметим, что 2014 год – это год, когда Светланов стал председателем кооператива, управляющего Центральным рынком.

Маленький дворик, ты мне очень дорог

Неизвестно, как пришла нашему герою в голову мысль заняться ресторанным бизнесом, но пришла она в 2003 году. Именно тогда первый ресторан «Итальянский дворик» был открыт в глубине площади Застава на ул. Кропоткина, 10а. Теперь, когда «двориков» стало пять, кропоткинский получил название «Первый». Два из пяти «двориков» имеют в названии слово «Банкетный зал» – и это можно считать уклоном этого вида светлановского бизнеса.

Те, кто бывал в «Первом» на заре его существования, наверняка запомнили его приторно-помпезный и навязчивый сервис. В гардеробной один номерок выдавали на весь столик, за каждый лишний кусочек хлеба приходилось платить отдельно, а на последней странице в меню был подробный «прейскурант сожалений» – сколько вам придется возместить за разбитую тарелку или стакан. Зато именно «Итальянский дворик» первым в Воронеже ввел моду на протертые супы, крепкий алкоголь разливали, как в Европе – не по 50 граммов, а по 40. Ценник был выше среднего, качество блюд ниже. Разницу пытались нивелировать за счет подобострастно изогнутых не официантов даже, а половых. За углом изгиба лично наблюдал хозяин заведения, для которого ресторанный бизнес стал любимой игрушкой. Это тоже нетворкинг. Завести влиятельных друзей, торгуя труселями, сложновато, а вот пиццей – запросто. Александр Владимирович первым в Воронеже начал делать настоящую, неполуфабрикатную пиццу.

В «Первом» Светланов начал обзаводиться первыми знакомствами среди элиты. «Появлялся как черт из табакерки». Например, с Семеном Харитоном, экс-руководителем облдепартамента экономразвития и совладельцем «Инвестиционной палаты». Харитон называет Светланова своим другом, с которым всегда есть о чем поболтать, но точно не о книжных новинках. «Он очень закрытый, не любит пиариться, просто избегает публичности. По моим представлениям, он человек, довольствующийся малым, не хапуга, на чужое рот не раскрывает и в каких-то гиперконфликтах замечен не был. Рынок стал лучше его стараниями».

Часть «двориков» была в собственных помещениях, часть в арендованных. Некоторые рестораны, что называется, «пошли», – как кропоткинский, или «Большой банкетный зал», – на 20-летия Октября напротив Дома быта, другие приходилось закрывать (в «Детском мире» и около Памятника Славы). Ресторан в «Детском мире» стал знаменит найденными в нем кем-то из «федеральных блогеров» тараканами. Но этот дешевый прием пиар-гастролеры применяли в момент обострения борьбы внутри кооператива, так что тут можно лишь улыбнуться раздутому из ничего скандалу. Вообще, заезжие «блогеры» атакуют организации, которыми руководит Светланов, с завидной регулярностью, что наводит на мысль не столько о врагах Александра Владимировича, сколько о распилах при освоении бюджетов на черный пиар.

Конкуренция в ресторанном бизнесе усилилась, и пришлось искать свою нишу. Колхозный гламур начала нулевых уже не прокатывал – и появился слоган «Семейный ресторан». Сегодня ресторанная сеть Светланова на плаву, хотя пару лет назад испытывала определенные трудности, о чем он сам честно признавался в упомянутом интервью. Последний год ситуация явно улучшилась: выручка ООО «Итальянский дворик», где Светланов владеет 90%, а еще 10% принадлежат Мураду Осишвили, увеличилась с 76 млн до 107,9 млн рублей при небольшом снижении чистой прибыли – с 3,8 млн до 2,7 млн рублей. Многогранный бизнесмен Осишвили, акционер знаменитой Воронежской топливной компании и ресторана TheVoda, стал совладельцем «двориков» в 2011 году. Сыновья Осишвили и Светланова сидели за одной партой, через детей подружились и отцы. Не только подружились, но и нашли общие интересы. С некоторых пор Осишвили и Светланов – заклятые враги. Мурад Вахтангович остался совладельцем совместного бизнеса, но на положенную часть прибыли не претендует, с самим Светлановым не видится уже больше двух лет, а все разговоры общих знакомых о нем моментально пресекает. Самое мягкое выражение: «Я подожду, когда фрукт созреет и сам упадет». Причина ссоры, ставшей враждой, тщательно скрывается от посторонних глаз, но несложно догадаться, что разногласия возникли из-за рынка.

Светлановские заведения никогда не были культовыми, но поддерживали определенный уровень узнаваемости и качества. Совладелец кооператива «Центральный», свиновод, подводник и авиатор Антон Пермяков говорит, что за 21 год жизни в Воронеже он не нашел по соотношению цена-качество ресторана лучше, чем «Итальянский дворик». Пермяков – ближайший соратник Светланова в кооперативе, начинавшегося как нерушимый союз богатых энтузиастов и ставшего банкой для ядовитых пауков. К этой теме мы еще вернемся.

«Первый банкетный зал» на 20-летия Октября, 90а, был открыт одновременно с началом губернаторства Алексея Гордеева в 2009 году и стал новой штаб-квартирой для Светланова. Это просторное помещение с несколькими вип-залами прочно оккупировали разного рода знакомые Светланова. Кроме того, постоянный доход приносили качественные бизнес-ланчи, для которых был отведен подвал. Нельзя сказать, что это заведение как место для деловых переговоров могло конкурировать со знаменитым «Дубль Два», но, несомненно, дела там делались и вопросы решались. Среди постоянных обитателей «большого банкетного» стоит выделить уже упомянутого Осишвили и руководителя Госстройнадзора Юрия Ракова, человека при прежнем губернаторе весьма влиятельного. Именно Осишвили познакомил Светланова с Раковым, то есть, можно сказать, ввел в высший политический олимп региона, минуя все промежуточные ступени. Зимой дела решались в «большом банкетном», летом перемещались на берег водохранилища в TheVoda. И Светланов, и Осишвили продолжают поддерживать отношения с Юрием Витальевичем, но каждый по отдельности. Ну и надо полагать, что именно по протекции Ракова Светланов не только попал в создававшийся кооператив, но и познакомился с влиятельным Максимом Увайдовым, областным вице-премьером, курировавшим госимущество и, в том числе, строящийся рынок.

Уже став председателем кооператива, Светланов продолжал развивать свой ресторанный бизнес. В частности, известна его попытка сделать элитный ресторан в историческом здании на Фридриха Энгельса, 54 (напротив НИИ связи) – бывшего постоялого двора (где как раз селились купцы, приезжавшие в 19-м – начале 20 века на знаменитый Щепной рынок), являвшегося главной торговой площадкой Воронежа вплоть до начала семидесятых годов прошлого века. Ресторана там не вышло (пока?), но в начале 2018 года часть исторических помещений Светланов выкупил из государственной собственности. Другой заглохший ресторанный проект Светланова связан с предпринятой в начале 2019 года попыткой перевода земли в сквере «Электросигнальный» под неработающим объектом советского общепита из зоны лесных насаждений в зону общественно-деловой застройки. Если это произойдет, пиццу можно будет начинять золотом.

Было еще одно юридическое лицо – ООО «Альба», которым с 2006 года единолично владел Светланов, а с 2006-го по 2016 годы был еще и генеральным директором. «Альба» была не простым юрлицом для Светланова: на сайте «Лидера» он был обозначен именно как гендиректор «Альбы» (удивительно, что это упоминание исчезло именно в момент написания данной статьи). Гендиректором «Альбы» Светланов титулуется и во время встреч с губернатором Гордеевым. Но вот загвоздка: чем занималось ООО «Альба» – неизвестно, никаких сведений на этот счет интернет не сохранил. Юрлицо имело неплохую выручку – от 111 до 73 млн рублей (с 2006-го по 2014 год). Затем обороты несколько снизились и составляли около 40 млн рублей в год. В марте 2019 года ООО «Альба», которое в последний год своей работы принесло ее владельцу 37 млн рублей выручки при валовой прибыли 17 млн рублей (чистая прибыль скромнее – всего 270 тыс.), было ликвидировано. Почему зарезали курицу, несущую по 17 млн в год?

За мое жито меня и побито

Предшественник Ирины Кокоревой на посту главы Семилукского района Владимир Кобяшев хорошо помнит, что при нем подсобное хозяйство Семилукского огнеупорного завода в Латном выкупило в собственность обрабатываемую землю (около тысячи га), но смены собственников не было. Она произошла уже при госпоже Кокоревой. Согласно данным СПАРК-Интерфакс, Александр Светланов стал единоличным владельцем ООО «Жито» 24 декабря 2013 года (100% владельцем «Жита» по документам он остается и по сей день), а генеральным директором ООО стал год спустя – 1 декабря 2014 года, и оставался гендиром до апреля 2017 года. После него «Жито» последовательно возглавляли Андрей Товарушкин и Аудрюс Керсис. До Светланова (в 2011-2013 гг.) совладельцами «Жита» в равных долях были некто Алексей Иванов и Рахмаджон Махмадиев. Причем, последний, продав свою долю, целый год оставался генеральным директором. Что, конечно, очень странно. Стоимость 100% долей «Жита» в момент продажи составила 77 млн рублей.

Вот что рассказывает о своем сельхозбизнесе Александр Владимирович в интервью «Вестям» (март 2018 года):

Корр.: У меня вопрос. Это же кооператив сельхозпроизводителей?

Светланов: Да.

Корр.: Но вы же ни разу не сельхозпроизводитель?

Светланов: Мы это кто?

Корр.: Вы, Александр Светланов.

Светланов: Почему?

Корр.: А вы разве занимаетесь сельхозпроизводством?

Светланов: Ну конечно.

Корр.: А каким?

Светланов: У меня же есть колхоз, совхоз ООО «Жито».

Корр.: Серьезно?

Светланов: Да. Уже 5 лет, наверное.

Корр.: Да вы что!

Светланов: Да, 5 или 7 лет.

Корр.: А где?

Светланов: В Семилукском районе.

Корр.: Чем он занимается, производство?

Светланов: Ну как, как и многие сельхозпроизводители на сегодняшний день у нас, естественно, есть дойное стадо, оно не такое большое. Естественно, мы засеваем поля пшеницей, кукурузой, подсолнечником, все как у всех.

Корр.: Т.е. молоко, переработка?

Светланов: Да, конечно.

Корр.: Вы сказали, что в первое время, когда вы начали управлять рынком, было очень сложно. Я слышала разные отзывы о вас. Говорят, что вы железной рукой там порядок наводили. Можете рассказать, с чем вам пришлось там столкнуться и как вы эти проблемы решали, хотя бы несколько примеров?

Светланов: Я думаю, что я в принципе достаточно жесткий руководитель, т.е. тяжелый.

«Пять-семь лет» – это как раз время, когда владельцами совхоза в Латном были Иванов и Махмадиев, о которых в принципе ничего неизвестно. Семилукские журналисты прекрасно знают «Жито», раньше часто туда ездили, хозяйство хорошее, около 500 голов КРС, продукция пользуется популярностью на местном рынке, но о Светланове ничего не слышали. Видимо, он нечасто успевает наведываться в свои владения. Зато в Воронеже ходит много слухов, что Светланов (как, вероятно, и его предшественники Иванов–Махмадиев), возможно, является лишь номинальным хозяином этого предприятия – смотрителем. После того, как в 2015 году было создано еще одно юрлицо – ООО «Центральный рынок», занимающееся собственным производством (от колбасы до зефира) на втором этаже Центрального рынка, можно предположить, что именно «Жито» является основным поставщиком сырья для него. Расстояние от Латного до Воронежа всего-то 22 км.

Выручка ООО «Жито» за 2018 год составила 92 млн рублей (в 2017 году – 71,5 млн рублей) при чистой прибыли 17,5 млн рублей (годом ранее – 41,6 млн рублей). Кроме этого, есть ООО «Торговая компания «Жито» (зарегистрированная в августе 2014 года и, очевидно, связанная цепочкой с первым «Житом») со странной системой владения – 78% принадлежит физлицу Александру Светланову, а еще 22% – ООО «Жито», то есть как бы тоже Светланову. Очевидно, что эта абракадабра не имела бы никакого смысла, если бы за ней не было неких секретных, «понятийных» договоренностей. Можно предположить, что в «ТК «Жито» Светланов – «настоящий». Выручка «ТК «Жито» за 2018 год – всего 3,4 млн рублей, в лучшие годы она достигала почти 10 млн рублей.

Мы наш, мы новый рынок построим

Вряд ли когда у автора будет еще повод вспомнить историю Центрального рынка. Поэтому максимально короткое отступление. Рынок и аэропорт перенесли одновременно, плюс-минус несколько месяцев – 1972 год. Это был первый крытый рынок – 200 лет до этого торговали на открытом воздухе в соседнем квартале. Щепной рынок, существовавший с 18 века, был там, где теперь НИИ связи (концерн «Созвездие»). А на месте взлетных полос старого аэропорта возник Северный район. Это к тому, что рынок с историей города связан неразрывно. Лет жизни старому зданию было – 41 год.

Воронежский Центральный рынок был «азербайджанским» с незапамятных времен и до 2001 года. Азербайджанцам де-факто принадлежала половина мест внутри здания, они же контролировали уличные овощные ряды; еще торговали грузины, армяне и даже несколько дагестанцев на рыбе. Мясо (самый выгодный вид рыночной торговли) плюс некоторые другие козырные места были за русским криминалом.

В 2001 году ветерана советской торговли Василия Колесникова сменил милицейский полковник-рубоповец Алексей Куркин. Это была популистская затея мэра Александра Ковалева – отдать рынки в руки милицейских отставников. Потом еще шутили – рэкет в наколках заменили на рэкет в погонах. Полковнику платили зарплату в 250 тыс. рублей (процент от арендного сбора). Куркин отдал площадку летнего (открытого) рынка под строительство торгового центра «Атмосфера». При сносе летнего рынка прошли первые забастовки/голодовки торговцев. Потом они повторялись при каждом изменении на рынке. В октябре 2004 года, при мэре Скрынникове, но с подачи губернатора Кулакова рынок отдали в аренду азербайджанско-московской фирме «Астарта» – те платили городу аренду 25 млн рублей в год (все депутаты кричали, что это безумно мало; рынок – старый, доллар – тридцать). Через два года московских азербайджанцев выдавили, рынок отдали в политические руки. Директором рынка стал Александр Болдырев. Он был несистемным либералом, адептом Ходорковского и вторым человеком в мэрии – руководителем аппарата. Рынок поглотил Александра Евгеньевича – он и после отставки с поста директора рынка тайно руководил всеми волнениями торговцев. С приходом в мэрию Колиуха вернули традицию ставить на рынок полковников. Новым и последним директором муниципального предприятия «Центральный рынок» стал еще один рубоповец Евгений Щербинин, который после отставки из органов занимался бизнесом и стал совладельцем кинотеатра «Мир». Щербинин-первый (будет и Щербинин-второй) организовал внутри рынка баню «для своих» и по команде мэра подготовил проект реконструкции рынка (планировалось оставить только стены) стоимостью около 300 млн рублей. К этому времени губернатором Воронежской области стал Алексей Гордеев.

Алексей Васильевич впервые появился на рынке спустя полгода после назначения. Ходил час, проверил документы на красную икру, назвал увиденное «Шанхаем» и дал команду сносить рынок целиком. Может, икра не понравилась? Но, скорее всего, это было единственно правильное решение – к этому времени вся инфраструктура рынка превратилась в труху. Так стоило ли держаться за стены?

На согласование, проектирование, выдворение торговцев ушло еще пару лет. Попытки торговцев добиться аудиенции у Гордеева не увенчались успехом. «Они должны понять, что в новом рынке перекупщикам места не будет», – жестко ответил губернатор. И вот, спустя всего два года после его отъезда, подавляющее большинство на рынке снова у перекупщиков. Дворец торговли построили, но он оказался стеклянным зверинцем.

Пиком противостояния был январь 2013 года, когда торговцы забаррикадировались внутри, организовав круглосуточное дежурство. Ночевать в здании, обреченном на снос, оставалось по сто человек. Строителей и их машины на площадку рынка не пускали. «Это было настоящее народное ополчение», – рассказывает Болдырев. Через две недели власти вспомнили о принципе «разделяй и властвуй». Пообещали «пищевикам» еще полгода не закрывать рынок, а «вещевикам» – новые места. Торговцев шмотками рассовали куда смогли («Брно», «Фламинго», «Кольцовский рынок» и др.) и хребет «ополчения» был сломлен. В марте 2013 года, не выполнив своих обещаний перед «пищевиками», рынок все-таки закрыли на реконструкцию. Старое здание снесли и начали строить новое. МУП «Центральный рынок» реорганизовали в АО и выделили из бюджета без малого миллиард (плюс 443 млн Сергея Журавлева).

Парковка не была заведомо убыточным проектом и окупалась бы, будь у рынка высокая проходимость, а люди бы затаривались здесь по-крупному. Но проходимость рынка была высокой на словах, а не на деле, а купленное на рынке можно было бы унести в одной руке. Крутой девелопер Журавлев за свои четыреста сорок миллионов получил убытки, банковские проценты и головную боль, а незаметный торговец лифчиками за семь получил океанский лайнер торговли. Это ж в чистом виде сказка про вершки и корешки.

Сейчас Журавлев пытается договориться с городскими властями и сделать вместо одного уровня пустующей парковки вещевой рынок или рынок стройматериалов. Во всяком случае, половина экс-парковки уже переделана под торговый центр и фактически готова к открытию. Мэрия в официальном ответе на запрос «Абирега» указала число парковочных мест – 335 (а не 667, как было изначально) и уточнила, что данная цифра не нарушает нормативы. Так что, скорее всего, Журавлев о перепрофилировании половины парковки уже договорился.

Гордеев лично следил за строительством нового рынка, появляясь на объекте по два-три раза в месяц. Отсюда и скорость. Формальным заказчиком строительства выступало АО «Центральный рынок» в лице Щербинина-первого. Строила рынок «Алтиус инжиниринг», принадлежащая турку с российским паспортом Джему Реджепу Уналу. На субподряды не допускали никого и уложились в 11 месяцев. Главным отличием старого здания от нового стал эскалатор (правильнее –траволатор) в центре зала, но подвального этажа больше не было и число торговых мест сократилось с тысячи до 550.

В процессе строительства рынка Журавлеву урезали площади его корешков, и он не стал доплачивать 58 млн рублей, потом судились, потом подписали мировую. В сентябре 2014 года у Евгения Щербинина закончился контракт и продлевать его не стали. Через паузу назначили гендиректором АО «Центральный рынок» другого Щербинина – Константина, 26 лет отроду. Анекдотично, что бывший гендиром между двумя Щербиниными некто Капранов проработал всего две недели. У «Центрального рынка» были гаражи на Матросова с отличным участком, ушли под застройку. Щербинин-второй их продал. Неизвестно, какими еще подвигами отметился на своем посту этот персонаж, но, на мой взгляд, его поставили, исключительно чтобы внести путаницу со старым директором рынка. 28 августа при неимоверном скоплении народа рынок торжественно открыли. Под аккомпанемент народных песен покупатели смели за час месячные запасы. Наступили будни.

Будь СПОК!

Нам придется отмотать нашу «кинохронику» на несколько месяцев назад. Но сначала разберемся с тремя воронежскими юридическими лицами, которые имеют в названии слова «Воронежский» и «Рынок», и попробуем выяснить, кто чем занимается. Это не так сложно.

1. АО «Центральный рынок» – принадлежит на 74,46% администрации города и на 25,54% областному департаменту имущества. АО реорганизовано из одноименного МУПа в 2013 году, уставной капитал – 936,6 млн рублей, основные средства – 964 млн рублей. На его балансе находится новое здание рынка, точнее, его надземная часть (16 тыс. кв. метров). Данное АО сдало здание рынка сроком на 49 лет «Сельскохозяйственному потребительскому обслуживающему кооперативу «Сельскохозяйственный региональный кооперативный рынок «Центральный» (СПОК «СРКР «Центральный»). Ежемесячная арендная плата – около 3,5 млн рублей. Директором АО «Центральный рынок» в октябре 2019 года назначен экс-МЧСник Александр Дегтярев. Государственное АО «Центральный рынок» никакого отношения к управлению Центральным рынком не имеет, но именно Дегтярев теперь ходит на все совещания в мэрию к Бородиной. И именно АО «Центральный рынок» (а не СПОК) является объектом различных проверок – КСП, прокуратуры и т.д. Эдаким дебаркадером. За шесть лет здесь сменилось семь генеральных директоров. В «Факеле» тренеров реже меняют.

2. СПОК «СРКР «Центральный» образовано гражданами в апреле 2014 года. Число и фамилии пайщиков кооператива ни ЕГРЮЛ, ни другие базы данных не раскрывают. Поэтому отследить вступление или выход граждан из состава кооператива невозможно. По многочисленным свидетельствам, персональный состав пайщиков кооператива в настоящее время полностью (или с разницей в одного человека) совпадает с составом акционеров ООО «Центральный рынок» (9 человек). Первоначальные взносы пайщиков были установлены в размере 7 млн рублей с человека. По словам Пермякова, в первый год работы кооператива пайщикам приходилось скидываться на те или иные нужды, так что фактически пай был несколько выше. Общая сумма паевых взносов составила 87 млн рублей – часть пайщиков пришла и вышла. Те, кто пришли позже остальных, платили двойной размер взноса. На эти деньги приобреталось торговое, в том числе холодильное оборудование. Кооператив занимается оперативным управлением Центрального рынка, то есть устанавливает плату за торговые места и собирает арендную плату с торговцев. Члены кооператива, по некоторым данным, установили для себя скидку в размере от 60% за те места, на которых торгуют их фирмы. В апреле-октябре 2014 года первым председателем кооператива был Антон Пермяков, с октября 2014 года и по настоящее время – Александр Светланов. Пайщики ежегодно избирают из своего числа правление кооператива в составе трех человек и контрольную комиссию, также в составе трех человек. Кто в настоящее время является членами правления и членами контрольной комиссии, не смогли ответить даже пайщики кооператива, с которыми мы встречались. Срок полномочий Светланова предположительно истекает весной 2020 года. Александр Владимирович неоднократно и публично заявлял, что после 2020 года председателем кооператива работать не намерен (но мало кто верит в искренность этих слов). Несколько известных предпринимателей успели побывать членами кооператива и выйти оттуда, после того как его возглавил Светланов: Эдуард Краснов («Олсам», производство масла), Сергей Ниценко («Заречное», говядина), Сергей Почивалов (депутат облдумы, выращивание живой рыбы, возможно, от его имени в кооперативе была его жена Елена). Непонятен статус Штефана Дюрра («Эконива») – он вроде бы входил в кооператив одним из последних, но оформил ли документы или оформил, а затем вышел, мы не знаем. Известную аграрную семью Гапоненко в кооперативе представляет отец, депутат облдумы Николай Иванович, а в ООО – сын Евгений. К слову, дочь и сестра Елена, ветеринар по образованию, возглавляет ветлабораторию рынка (печать по мясу – сто рублей штука, на тушу – две печати). Вообще, расклад голосов/симпатий среди членов СПОК понять непросто. Все члены кооператива, кроме Пермякова и Гапоненко, от Светланова и работы кооператива в целом стараются дистанцироваться, но прямой критики не допускают, скорее наоборот, высказывают вялые комплименты: «Рынок создан его усилиями». Но все обижены тем, что правило сменяемости председателя было грубо нарушено, хотя и признают, что у них самих выполнять председательские обязанности нет ни времени, ни желания.

3. ООО «Центральный рынок» образовано в марте 2015 года с уставным капиталом 900 тыс. рублей. Участники – Александр Светланов, Антон Пермяков (спецхоз «Вишневский»), Евгений Гапоненко («Острогожсксадпитомник»), Неля Пономарева, Игорь Алименко («Логус»), Александр Князев (КФХ Князев), Владимир Маслов («Агроэко»), Сергей Караваев (гендиректор АО «Дон», которое принадлежит Чернушкину, «Ангстрем»), Татьяна Мещерякова («Юбилейное»). У каждого из участников одинаковая доля – 11,1%. Гендиректором ООО с марта 2015 по июнь 2018 года был Александр Светланов, после чего его сменила Марина Сербина. ООО занимается на втором этаже рынка так называемым собственным производством за стеклом. Делают колбасу, кисломолочную продукцию и сладости, коптят рыбу.

В последних числах декабря 2013 года Светланов внезапно стал сельхозтоваропроизводителем и стал сеять «все как у всех», а уже в марте 2014 года его в числе 10 лучших аграриев области позвали в создаваемый кооператив. В феврале в кабинете Гордеева прошло первое совещание по созданию кооператива в составе: мэр Воронежа Александр Гусев, областной вице-премьер – руководитель департамента аграрной политики Анатолий Спиваков, руководитель ДИЗО Максим Увайдов и депутат облдумы Александр Князев (КФХ Князев, Хохольский район). По итогам встречи Князева объявили руководителем инициативной группы, которая должна была «в кратчайшие сроки» определить состав кооператива. Через месяц Князев объявил, что в кооперативе «будет не менее десяти членов, а вступительный взнос составит 7 млн рублей».

Сейчас уже невозможно ответить, как персонально собирался состав кооператива. Как и то, кто утверждал окончательный список членов. Но за каждым из членов кооператива был собственный крупный, иногда очень крупный агробизнес, который имеет свойство отнимать у руководителя все его время. И каждый уже себе сделал имя в агробизнесе. Исключение – Светланов, у которого уже три месяца «все как у всех» на 1 тыс. га.

Первым председателем СПОКа избрали Пермякова, как он сам говорит, потому что у него был большой опыт по приемке кораблей, «а рынок – это все равно что корабль». Поначалу энтузиазма было очень много, члены кооператива собирались еженедельно, почти все члены выезжали в командировки перенимать опыт передовых рынков. Энтузиазм энтузиазмом, а самые козырные места – например, в центре у эскалатора – разобрали под себя. Определились, что председателя кооператива будут избирать сроком на один год с обязательной ротацией. Самым вероятным кандидатом стать вторым по счету председателем кооператива называли Татьяну Мещерякову. Главным талантом Мещеряковой было умение сглаживать углы в отношениях, а сглаживать было что: все пайщики – что звезды шоу-бизнеса, талантливые и капризные; тут богатый политический опыт Татьяны Григорьевны (бывшего зампреда облдумы и депутата Госдумы) был бы очень кстати. Большую активность в работе кооператива проявлял и Эдуард Краснов. С его подачи в кооперативе появился исполнительный директор (с правом банковской подписи) Надежда Жидко. Жидко уже имела опыт руководства рынком, Юго-Западным, и не скрывала свою принадлежность к команде Краснова, хотя и старалась держаться на вторых ролях. Госпожа Жидко была автором концепции развития рынка. Концепцию несколько раз переделывали и утверждали в областном агродепартаменте. Именно Краснову–Жидко принадлежит идея «собственного производства» за стеклом. Идея, которую так часто выпячивают как великое светлановское изобретение.

Еще до открытия рынка между Красновым и Светлановым случился какой-то конфликт. По мнению Игоря Алименко, «это антиподы; Краснов на словах очень жесткий, а в душе – добрейший человек, а Светланов в речах очень мягкий, а в поступках и делах – очень жесткий». Другой источник утверждает, что Светланов что-то наговорил про Краснова Увайдову, фактическому куратору кооператива. «А Краснов в общении резкий, цену себе знает, в чинопочитании не замечен, Максим Иосифович такого не любит». Другая версия гласит, что причиной раздора двух пайщиков стал Осишвили, имевший собственные интересы на рынке. К которым, вероятно, относились сверхрентабельная выпечка на тандыре и традиционная грузинская забава – торговля приправами. Мурад Вахтангович якобы очень рассчитывал на помощь Светланова, чтобы стать членом кооператива, и не получил поддержку. Напомним, что именно Осишвили знакомил Светланова с Раковым (а тот – с Увайдовым). Косвенно, в пользу этой версии говорит то, что пайщики хорошо запомнили споры, сколько должно быть тандыров в здании рынка – три или один. Сошлись на одном, но вот кто его стал реально контролировать – это большой вопрос. Вероятнее всего, его владелица перешла из-под покровительства Осишвили под покровительство Светланова. Торговцы же специями сменились почти в полном составе (старых осталось трое), и наши источники уверено говорят, что торговля специями – это бизнес Светланова. Специи, конечно, мелочь. За пять лет единоличного и безраздельного управления, думаю, не один рыночный бизнес перешел под фактический контроль Светланова.

Ссора Краснова и Светланова сильно омрачала жизнь кооператоров, и они решили умягчить сердца молитвой. Буквально – открыли торжественно рынок и рванули на Афон. В составе: Князев, Алименко, Краснов, Светланов и владыка Андрей, епископ Россошанский и Острогожский. Ссору погасили примерно на полгода, но потом экономические противоречия взяли верх над христианскими ценностями.

Очевидно, что инициаторами примиренческой поездки были Алименко и Князев – хорошо известные в узких кругах богомольцы. Про религиозные воззрения Краснова автору ничего не известно, а вот про Светланова такое дело. Один из конфидентов «Абирега» утверждает, что на психологию Александра Владимировича сильно повлиял переход из одной религии в другую. Переход в православие несовместим с верой в гороскопы, а это то, от чего Светланов так и не сумел отказаться (смотрите интервью «Вестям», ссылка выше). Тем не менее, поздняя православная религиозность нашего героя дала глубокие корни. Недавно один из наших собеседников с удивлением обнаружил Светланова, отправившегося на недельное богомолье в Костомаровский монастырь. Паломничал Александр Владимирович и в Иерусалим, а его кабинет на рынке украшает старинная икона. «Помогает зажигать лампадки» директор ООО «Центральный рынок» Марина Сербина. «По утрам свечки в кабинете, а потом разговаривает со всеми как с рабами», – пишут про нее в «отзовиках». «Не знаю, что он там замаливает в своих поездках, но православный человек так себя не ведет», – говорит одна из бывших топ-менеджеров рынка. В голосе нет осуждения, лишь сожаление. «Вы больше не верите в гороскопы, а во что же вы верите?» – спрашивает тележурналистка. Вопрос ждали, красноречивая мхатовская пауза. Потом: «Я в Бога верю».

На Афоне договорились о принципах отчислений на благотворительность – 10% с чистой прибыли отдается общей суммой в Воронежскую епархию. Когда пришло время делить деньги, из-за благотворительности снова переругались и забрали каждый свою благотворительную долю (по 200 тыс. рублей за первый год существования кооператива).

В феврале 2015 года Краснов из кооператива вышел (правда, долгое время на рынке оставалось аффилированное с ним кафе), примерно в это же время вышел и Ниценко. Эдуард Валентинович ситуацию со Светлановым не комментирует. Сергей Георгиевич дипломатично говорит: «Вышел потому, что не хочу участвовать в том, чего я не понимаю и на что я не могу влиять, а мешать своими мнениями и советами я не хочу. Светланов – способный и талантливый человек, рынок становится только лучше, это вообще очень хорошее место в городе. И «Заречное» планирует на нем оставаться. И мясной магазин, и бургерная приносят нам доход, плюс для имиджа полезно».

Вышедших из кооператива Ниценко, Краснова и Почивалова (возможно, и других – Мурашкина, например) надо было заменить. Так появились ПАО МК «Воронежский» и «Эконива», а затем и их магазины. Общение Светланова и знаменитого Штефана Дюрра было омрачено, мягко скажем, выяснением отношений. Российский немец не мог понять, почему с него содрали двойную цену за пай, но при этом не дают возможности поставить свой магазин там, где ему хочется (в том самом сырно-хамонном углу со стороны Пушкинской). Дюрра задвинули в угол со стороны Фр. Энгельса. Не так козырно, но тоже ничего. В общем, рабочий момент. Но почему-то Дюрр оказался, вероятно, единственным пайщиком кооператива, который не стал одновременно членом «свойского» ООО «Центральный рынок».

Между избранием Светланова председателем (как тогда думали – на один год) и выхода из кооператива Краснова и Ко прошло полгода. В феврале 2015 года вышел Краснов, почти сразу ушла и Жидко. После нее исполнительные директора рынка менялись как перчатки. Все они были креатурами Светланова и работали максимум по полгода. Их имен не сохранилось. С каждым исполдиректором по-новому передвигали торговые ряды – елочкой, лесенкой, буквой «Т», буквой «Ж». Как в анекдоте про кровати в публичном доме. Зато определился второй долгожитель – зам Светланова по безопасности Олег Турищев. Бывший милиционер является совладельцем ЧОПа «Русь», охраняющего рынок, плюс его родня имеет торговые места на торговле сладостями. В областном правительстве (гласно или не очень) за общение с рынком отвечает первый заместитель руководителя ДИЗО Ольга Провоторова, которую и можно назвать основным «покровителем» Светланова. Были ли у Александра Владимировича более высокие покровители и остались ли они сегодня – оставим этот риторический вопрос без ответа. В России без крыши на таком хлебном месте нельзя. Поэтому время от времени распространяются (невероятные – зачеркнуто) слухи о тесных контактах Светланова в Москве. Но не исключим, что их распространяет сам Светланов – такое хлебное место надо защищать всерьез.

Гордеев состояние рынка держал на контроле, посетил его с инспекцией в апреле 2015 года. Порекомендовал «снизить цены на продукты, а также развивать ярмарочную деятельность», также Гордеев посоветовал увеличить ассортимент «Народного магазина» – самого дальнего угла непроходного второго этажа рынка, в котором торгуют овощами, крупами, сахаром и мукой по сниженным ценам («на 10-20% ниже, чем в торговых сетях»). Светланов отчитывался перед губернатором о высокой проходимости рынка («13-14 тыс., а в выходные до 20 тыс.»).

Вложив миллиард казенных денег, было бы неправильно не хвалиться результатами. В мае 2015 года первой вип-персоной, посетившей рынок, стала Валентина Матвиенко. Но, опытный политик, Валентина Ивановна от восхваления нового рынка воздержалась. Разговаривала с простым народом, а народ с ней – о высоких ценах.

В 2016 году губернатор дважды (в марте и октябре) принимал «генерального директора ООО «Альба», председателя кооперативного рынка «Центральный» Светланова с докладом о состоянии дел. Александр Владимирович рассказал, что расширил «Народный магазин» до 150 кв. метров («популярность «Народного магазина» убедила это сделать»), сообщил, что мясо на рынке дешевле на 13-15%, чем в торговых сетях. Председатель кооператива снова отчитался перед губернатором, что за год увеличил проходимость с 14 до 17,5 тыс. человек («на 25%»). Гордеев в нюансы подсчета проходимости не вникал, но приоритеты определял четко: «Наша главная задача – обеспечить население качественными продуктами по доступным ценам». С качеством Светланов справился, с доступностью оказалось посложнее.

Автор этой статьи подвергает большому сомнению декларируемые Светлановым данные о проходимости рынка. В старом рынке счетчиков не было, но примерную посещаемость высчитывали товароведы – получалось около 20 тыс. человек в день. И это было битком. Хотите – сходите, если давно не были. Нет – посмотрите фото. Но мы имеем полупустой зал.

Сегодня на входе и выходе установлены счетчики посетителей. Они же должны доказывать то, о чем Светланов докладывал губернатору. Но есть одно, и даже не одно «но». Первое – курильщики. «Если пятьсот человек раз по семь выскочит покурить – это уже три с половиной тысячи «посетителей». Второе – это «транзитники». Сегодня сквозь полупустой рынок воронежцы сокращают путь по дороге площадь Ленина – «Галерея Чижова», чтобы не обходить квартал по периметру. В старом, переполненном рынке это было бессмысленно. Сколько таких транзитников, которых записывают в «покупатели», сказать сложно. Но самое любопытное мы обнаружили в картотеке арбитражных дел.

Дело о сломанном счетчике

25 июня 2019 года после 15-месячных заседаний арбитражный суд Воронежской области вынес решение по иску СПОК к ООО «Торговые технологии» (ответчик в суд не ходил) с требованием о взыскании в возмещение расходов на устранение недостатков товара счетчика посетителей ASTRA ORBEC в сумме 1 тыс. рублей. Решение никто не оспаривал, и оно вступило в законную силу. Из материалов дела следует, что «17 декабря 2016 года были поставлены два счетчика 3D БП-00000378 общей стоимостью 79,8 тыс. рублей. Один из поставленных счетчиков посетителей, размещенный на входе в здание Центрального рынка, утратил работоспособность, что подтверждается актом от 13 ноября 2017 года. Неисправный счетчик был передан поставщику и 12 января 2018 года возвращен покупателю, при этом в акте выполненных работ от 12 января 2018 года поставщик указал, что работоспособность счетчика не восстановлена, требуется его настройка и калибровка». Далее суд на пяти страницах обосновывает, почему «Торговые технологи» должны возместить одну тысячу рублей. Почему, кстати, непонятно: «Расчет размера убытков произведен истцом в соответствии с представленными доказательствами и ответчиком не опровергнут».

Итак, некий товар решили вернуть поставщику спустя год (а не 14 дней, как в законе о торговле), причем товаром активно пользовались. Но «неисправность» обнаружили лишь спустя 11 месяцев после начала использования. Кто обнаружил, какова причина «поломки» и как проверяли, присутствовал ли во время проверки представитель производителя – из материалов дела совершенно непонятно, хотя на изучение у суда ушло целых 15 (!!!) месяцев (при нормативе в 6 месяцев, ст. 152 АПК РФ). Присудили тыщу. Вопрос: во что это разбирательство обошлось бюджету?

Не нужно ходить к гадалке, чтобы понять, что единственной целью этой профанации была фиксация того, что весь 2017 год счетчик посетителей Центрального рынка был неисправен. Зачем это понадобилось Светланову, мы не будем гадать. Но есть кое-какие вопросы: 1. Были ли установлены счетчики посетителей в 2014-2016 годах? Если да, то какова причина их замены? 2. Когда была установлена «неисправность» счетчика ASTRA ORBEC и можно ли эту неисправность устранить на месте? Если нет, то почему руководство кооператива не потребовало замены неисправного счетчика? 3. Что стало с неработающим счетчиком, как и когда была, если была, устранена неисправность счетчика? Работает ли данный счетчик в настоящий момент, если был заменен, то когда?

История овощевода Булгакова

Оговоримся сразу, эта история – единичный случай. Остальные торговцы уходят просто и молча из-за высокой аренды. Редакция «Абирега» также делала запрос на предмет возможных нарушений трудового законодательства со стороны всех трех юрлиц, связанных с эксплуатацией здания рынка – таких нарушений нет. Никто не обращался.

Немолодой панинский крестьянин (уже не крестьянин) Василий Булгаков с 2000 года торговал на Центральном рынке тем, что выращивал на материнском огороде – помидоры, картошка, морковка, чеснок, свекла, тыква. Продукция была – какую на оптовом рынке не купишь. Помидоры – кривоватые, но вкусные, картошка – малоурожайного сорта «Иван-да-Марья», этот сорт теперь голландцы копируют. Сам выращивал, продавцов и грузчиков не нанимал – сам стоял, сам грузил. На старом рынке торговое место (в подвале) на овощах стоило 30 рублей в день, да еще и давали двухмесячные летние «каникулы» (место сохраняли, а плату не брали), потому что овощи надо ведь вырастить. Летом приезжали торговать один-два раза в неделю. Чтобы доказать, что ты не перекупщик, достаточно было предъявить справку сельсовета, что есть земля, на которой выращивается продукция. Таких овощников-производителей было около 60 человек, теперь не осталось никого, говорит Булгаков. За годы работы образовался «свой» покупатель. Если «свой» не пришел, то и навара нет. Пока была реконструкция, торговал на рынке в Северном, торговля шла вяло. Когда позвали назад, особенно не раздумывал. Цены на новом рынке кусались. Овощи и соления переместили на второй этаж. Не очень проходные места, но аренда в два раза дешевле, чем на проходном первом этаже. Потом открыли на втором этаже то самое «собственное производство», которым так любит хвалиться Светланов. Крестьян спустили на первый этаж, но за 800 рублей место. Плюс коммунальные расходы 85 рублей с места. Ни о каких «каникулах» речи нет. 100%-ная предоплата на месяц вперед. Производителям, правда, предоставили 50%-ную льготу. Но чтобы разложить товар, нужно не одно место, а два-три. Хороший перекупщик берет и по шесть. Беда Василия Васильевича в том, что он оказался очень разговорчивым. Больше всего его возмущало, что некоторым перекупщикам давали такую же льготу, как и ему. «В моем понимании рынок – это производители должны приезжать и продавать свое».

Сначала Булгакова проверяли, вдруг и он «перекупщик». Справки из сельсовета было уже недостаточно. Свозил представительницу администрации в свой погреб в Воронеже. В мешках – лук, чеснок, тыква. «А вдруг вы все это закупили и заложили? Председатель сказал, что нужно к вам на огород поехать». Съездили за 80 км, проверили, есть огород. «Шагами будете мерить?» – «Да не надо. Все нормально».

Монолог крестьянина (дословно): «Я взбесился. Почему, говорю, я со своим товаром стою сам, как черт грязный с огорода, плачу 400 рублей, и он – перекупщик – тоже 400 рублей. Я отработал. Отдал рынку все, а сам остался с голым носом. Ну и ради чего я приезжаю тружусь? Чтобы отдать ему за место? Смысл мне трудиться? Разговаривает на мате: «Пошел…», «Я тебя…». Ты думаешь – директор, стараешься на вы, а ему по фигу все: «Не ты, так другие сюда придут».

Перед Новым, 2018 годом торговля шла побойчее, и Булгакову не хватило собственной морковки. Дважды он докупал товар в «Народном магазине», это зафиксировали видеокамеры. За разговорчивым крестьянином была слежка как за английским шпионом. «Доказательства» были неоспоримы и Булгакову пришлось подписать бумаги о расторжении договора льготной аренды. С обиды написал жалобу в «Народный фронт», через который автор строк его и нашел. Светланов, уверенный в своей правоте, ответил в ОНФ, подтвердив фабулу: злоумышленник был застукан с помощью видеофиксации. Булгаков распродал остатки оптом на другом рынке и перестал выращивать овощи. На старости лет осваивает городскую профессию – стажер в котельной. Руки есть, не пропадет. Здесь можно было бы порассуждать о ригоризме («твердости»), исключающем компромиссы, об этике Канта, о соотношении цели и средств, о том, что слеза крестьянина – это все равно что слеза ребенка. Но уже и так много написано. Поставим прочерк. Жаль лишь, что малоурожайный, но вкусный картофель «Иван-да-Марья» (один бок светлый, другой – темный) будет теперь только голландской селекции.

Уходили не только самые слабые, уходили и самые сильные – и рубщики мяса, белая кость рынка, и перекупщики. Из того, старого состава арендаторов осталось от силы человек тридцать (из тысячи). Крестьян, как вы догадались, не прибавилось. Первый председатель кооператива Антон Пермяков вспоминает, как перед открытием рынка лично обзванивал все районы области, пытаясь зазвать, но энтузиазма не было.

Стоит вспомнить, что, по мысли Гордеева, Центральный рынок должен был быть первым, но не единственным таким объектом. В рамках государственно-частного партнерства задумывалось построить как минимум еще пять аналогичных рынков в крупнейших райцентрах области. И чтобы такие рынки были филиалами СПОКа. Гордеев уехал, и теперь эту идею никто даже и не вспоминает.

Зато у предпринимателя Светланова есть много других замечательных бизнес-идей. Недавно открыли кофейню, в которой при вас жарят зерна. Здесь можно выпить чашечку кофе с зефиром собственного приготовления. Последняя фишка Центрального рынка – пластмассовый робот-информатор на колесиках. Сразу понимаешь, что маленький Саша Светланов был фанатом мультфильма «Тайна третьей планеты». Можно было бы улыбнуться, но, если вспомнить, что в идею «качественные продукты по доступным ценам» было вбухано 900 млн бюджетных рублей, то приходится смотреть на это чудо роботизации другими глазами. И, кстати, по оценке Булгакова, проходимость нового рынка по сравнению со старым уменьшилась «раз в пять». Можно, не привлекая внимания, поделить на калькуляторе 20 на 5. Такая вот «тайна».

Впрочем, есть у Светланова и друзья. Вот что ответила администрация Воронежа на запрос «Абирега»: «Хотелось бы заметить, что в мае 2018 года СПОК СКР «Центральный» посетили две делегации Европейской региональной конференции продовольственной и сельскохозяйственной организации (ФАО), глава Продовольственной и сельскохозяйственной организации при ООН, которые высоко оценили деятельность Центрального рынка, организацию торговли и качество продуктов на нем. Также Центральный рынок является лучшим рынком России по мнению Минпромторга в 2018 году. Для городского округа г. Воронеж площадка Центрального рынка – это одна из самых знаковых площадок, которой мы можем гордиться. Центральный рынок является основной площадкой для продвижения местных производителей, и крупных, и мелких. Стоимость продукции – конкурентоспособная, плюс есть и так называемый «народный магазин», который предлагает основные товары потребительской корзины по низким ценам. Есть у Центрального рынка и собственное производство, например, сыра и хлебобулочных изделий. На сегодняшний день Центральный рынок уже завоевал репутацию торговой площадки европейского уровня, руководство СПОК ежедневно работает в направлении повышения качества сферы обслуживания граждан и гостей города».

На сайте Минпромторга с большим трудом удалось отыскать сведения о конкурсе, в котором «победил» Центральный рынок. Конкурс проводился в 2018 году впервые по нескольким номинациям. Воронеж был назван (в числе еще десяти «победителей») «лучшим торговым городом России». Как и положено «лучшему торговому городу», в нем сразу два «лучших рынка России» – «Центральный» и «Соборный», который около Храма на ул. Невского. Общее число «лучших рынков России» от Минпромторга – 13. Стоимость участия в конкурсе не указывается. Зато указывается количество торговых мест и заполняемость на рынке. На «Центральном» из 478 заполняется 385. Меньше сорока процентов, если считать от старого рынка. Зато просторно и чистенько. «Две» ООНовские делегации, кстати, это несколько человек, которым не хватило места в автобусе для экскурсии на «Заречное», которая и была гвоздем программы. И, кстати, на, пожалуй, основной вопрос официального запроса «Абирега»: «Сколько фермеров (крестьянско-фермерских хозяйств) сегодня торгует на Центральном рынке?» – не стали отвечать ни представители СПОКа, ни Правительство Воронежской области.

Прокурорская проверка

Редакция «Абирега» разыскала пару любопытных документов. В июне 2017 года прокуратурой Ленинского района была проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства акционерным обществом «Центральный рынок», и по ее итогам прокурором района было вынесено представление прокурора района. Вот некоторые его положения.

«Цена договора аренды (со СПОК «СРКР «Центральный» – прим. ред.) составила 3,1 млн рублей ежемесячно (на конец 2016 года она увеличена до 3,4 млн рублей) и фактически определена, исходя из затратного метода, обеспечивающего покрытие только расходов, связанных с текущей деятельностью АО «Центральный рынок». При расчете арендной платы здания «Центрального рынка» закладывается лишь 1% рентабельности. При заключении сделки на вышеуказанных условиях, явно не обеспечивающих достижение главной цели коммерческой организации в виде извлечения прибыли, допускается прямой ущерб интересам акционерного общества, контрольный пакет которого принадлежит государству. Согласно объяснениям, полученным в ходе проверки, заключение данной сделки обусловлено предоставлением определенных преференций селькохозяйственному производственному кооперативу, в том числе снижением текущих расходов на арендную плату. Заключение договора аренды здания по заниженной цене непосредственным образом влияет на итоговые финансовые показатели деятельности акционерного общества – решения о выплате дивидендов, конечным получателем которых являются региональный и местный бюджеты, не принимается».

Поскольку должностные лица обязаны отвечать прокурору, то гендиректор АО «Центральный рынок» Анатолий Золотухин ответил как сумел: «Вновь построенный объект «Центральный рынок» города Воронежа позиционировался как региональный проект, концепция которого заключается в поставке на прилавки продукции сельхозпроизводителей Воронежской области, а также субъектов малого предпринимательства. Оптимальным вариантом реализации проекта стало предоставление объекта «Центральный рынок» единым комплексом в аренду СПОК «СРКР «Центральный», объединившему сельхозпроизводителей региона. Реализация проекта позволила обеспечивать потребителей качественной, доступной по цене сельскохозяйственной продукцией, минуя посредников». Из ответа Золотухина, кроме всего прочего, выясняется, что договор аренды здания рынка на 49 лет подписал в июне 2015 года Константин Щербинин (тот самый Щербинин-второй).

Но вот загадка. История с прокурорской проверкой не имела никакого продолжения. К ответственности никого не привлекли, в суд за устранением нарушений закона прокуратура не обращалась. Любопытно, что воронежское отделение «Народного фронта» обратилось с вопросами законности договора аренды к прокурору области. Ответ (спущенный, как водится, вниз) пришел за подписью непотопляемого (тогда) Курило: «При строительстве здания было определено, что стоимость торговых мест будет минимальная, в размере, окупающем текущие расходы вновь созданного юридического лица, что, в свою очередь, позволит сдерживать цены на товары, продающиеся на рынке».

Бизнес (хотя я бы предпочел слово «эксперимент») Светланова за счет бюджетных преференций продолжается. Теперь уже, наверное, без крестьян. Неужели все так и задумывалось с самого начала или все же это «эксцесс исполнителя»? Может быть, пора переименовывать рынок «Центральный» в рынок «Светлановский»?

У любой истории, тем более такой длинной, как эта, должна быть своя мораль. Выводы и результаты. Наш герой получился двойственным – покладистый и угодливый для тех, кто выше по чину, грозный, если не сказать грубый – для тех, кто ниже. Вверенное ему место содержит в чистоте и, может быть, даже в порядке. Аккуратный, каким и должен быть иммигрант, вскарабкавшийся на вершину в чужом городе и стране. Дело не в нем, а в том, что теперь называется вершиной. Царь рынка – царь горы. Много лет назад в Воронеж переехал и сделал здесь карьеру другой уроженец Белоруссии – Семен Ариевич Косберг, конструктор двигателей и лунный кратер. «Косберг сработал!» – были первыми словами человечества, произнесенными в космосе.

Каждое время рождает своих героев.

P.S. Автор начал заниматься данным расследованием в начале октября с того, что направил несколько журналистских запросов, в том числе два Светланову (в «Центральный рынок» и в «Итальянский дворик» – «Милавицу»), а также губернатору Воронежской области Александру Гусеву. Светланов на запросы не ответил, зато развил невероятную медийно-рекламную активность с упором на телевидение. От имени губернатора в «Абирег» пришел ответ из департамента предпринимательства и торговли – ответили на два из тридцати вопросов (остальное якобы не в их компетенции). Зато 7 ноября губернатор внезапно посетил «Центральный рынок», осмотрел любимое «собственное производство» Светланова, назвал передачу рынка кооперативу правильным решением и пообещал «восстановить в регионе формат облпотребкооперации, этот опыт есть уже на Центральном рынке». Не будем гадать, был ли визит Гусева совпадением или своеобразным аппаратным ответом Светланова «Абирегу». Даже если второй вариант, губернатор вряд ли догадывался, что его используют в своих играх. Но человек, которому проще вытащить губернатора из его кабинета, чем ответить на запросы журналиста, мне представляется опасным. Точнее, не человек, а сама ситуация.

Тем не менее, визит Гусева на рынок несет кое-какую информацию. Во-первых, судя по официальным фото, рынок предстал перед губернатором во всей своей зияющей пустоте. Во-вторых, Александр Викторович не взял с собой никого из своих заместителей, а на встрече на рынке не было ни одного члена кооператива, кроме Светланова. Видимо, возрождать потребкооперацию будут вдвоем. И, в-третьих, любящий стабильность Светланов отрапортовал очередному губернатору о 85%-ной наполняемости рынка. Теперь на рынке осталось 416 торговых мест. Таким образом, сегодня на рынке, построенном за бюджетный миллиард, торгуют триста пятьдесят три с половиной продавца.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 9