Воронеж. 18.05.2020. ABIREG.RU – Аналитика – Предприниматели по природе – люди, привыкшие действовать самостоятельно и идти на определенный риск. Но иногда и им нужна поддержка. Кроме того, в сложные моменты очень важно избавить их от бюрократической волокиты. Именно такое время наступило сейчас. Относительно недавно в Воронеже заработал многофункциональный центр «Мой бизнес», созданный на базе Центра поддержки предпринимательства. В этом материале «Абирега» мы хотим показать представителям бизнеса, на что они могут рассчитывать, обратившись в этот МФЦ.
Как принцип одного окна помогает бизнесу
Всего год прошел с того момента, как в Воронеже открылся МФЦ «Мой бизнес». За это время организации удалось серьезно реформировать коммуникацию предпринимателей и чиновников. Человек, решивший открыть свое дело, может сделать это менее чем за час, не потратив ни копейки. Не надо обходить десяток инстанций, платить по несколько тысяч рублей. Большинство услуг можно получить и в цифровом виде. Но главное, пожалуй, даже не это. В Центре могут помочь сделать первый шаг и предостеречь от необдуманных решений в фазе стартапа, изучить рынок, сделать анализ востребованности продукта или услуги, грамотно составить коммерческое предложение. Ведь одна из главных проблем малого бизнеса в том, что до половины малых предприятий закрываются в первый год работы. Происходит это чаще всего именно из-за недостатка знаний и опыта.
«В Центре проводят интересные мероприятия, которые полезны новичкам. Я достаточно давно в бизнесе, имею экономическое образование, занималась бухгалтерским сопровождением компаний и имею достаточные знания. Наверное, сама могла бы чему-то научить клиентов центра. Но не каждый предприниматель хорошо владеет информацией. Многим нужно ее доносить, доступно и обстоятельно. Поэтому идея того, чем занимается «Мой бизнес», очень нужная. Да мне и самой там помогли с участием в международной выставке», – делится мнением основатель компании «Жили-Мыли» (производство моющих средств) Ольга Снегирева.
Центр «Мой бизнес» создан в рамках реализации нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и стал своего рода хабом, объединившим одной инфраструктурой все основные институты поддержки предпринимательства в регионе. В их числе – региональные Центр поддержки предпринимательства, Гарантийный фонд, Государственный фонд поддержки малого предпринимательства, Центр координации и поддержки экспорта Воронежской области, а также районные микрокредитные компании и центры поддержки предпринимательства. После переезда Центра в просторное здание на ул. Свободы, отдельные сотрудники этих организаций могут вести прием в одном помещении, как это происходит в МФЦ «Мои документы». В перспективе планируется, что там же будут работать и представители налоговой службы, Роспотребнадзора, инспекции по труду. Будучи организованным по принципу одного окна, центр «Мой бизнес» был просто обязан воспользоваться успешным опытом многофункциональных центров «Мои документы».
«Предпринимателю нужно очень много информации о том, как правильно работать, куда за чем обращаться и в какой последовательности. Если всё время читать специальную литературу, изучать законодательные нормы, больше ни на что не останется времени. Теперь, если у меня возникает какая-то проблема, я обращаюсь в Центр. Там всё расскажут. Это просто замечательно. А еще с их помощью мне удалось поучаствовать в выставке «Продэкспо» в Москве и выставке в Крыму. Для таких компаний, как наша, это очень важно. Познакомиться с потенциальными клиентами, проработать возможное сотрудничество. Все-таки личное общение и переписка или телефонные переговоры – это совершенно разные вещи, – отмечает руководитель компании «Польза» (производство растительного масла) Евгений Волвенкин. – Когда сказали, что могут помочь с выставками, декларированием, сертифицированием, я был приятно удивлен, не думал, что такое бывает. Привык, что везде приходится рассчитывать только на себя. А тут показывают, как работать с банками, с налоговой, с изменениями в законодательстве».
Сейчас, обратившись в Центр, любой гражданин может зарегистрироваться в качестве индивидуального предприниматели или учредить юридическое лицо, получить льготный заём или поручительства в рамках госпрограмм поддержки, консалтинговые услуги. Немаловажно, что все доступные здесь услуги – а их уже более 200 – являются бесплатными.
Чему научат в МФЦ
Важнейшую роль в концепции центров «Мой бизнес» играет образовательная составляющая. Ее главная цель – научить действующих и будущих предпринимателей правильно разрабатывать бизнес-план и переходить от проектной стадии к конкретным действиям. Образовательные программы ведутся в соответствии с рекомендациями Минэкономразвития и «Корпорации МСП».
В зависимости от потребностей и специфики бизнеса предприниматель может выбрать любую из семи перечисленных ниже программ: «Азбука предпринимателя», «Школа предпринимательства», «Генерация бизнес-идей», «Мама-предприниматель», «Юридические аспекты предпринимательства и система налогообложения», «Финансовая поддержка», «Государственные и муниципальные закупки». Практика показала, что многих собственников малых предприятий хотя бы одна из этих программ может заинтересовать. В организованном центром «Мой бизнес» клубе IT-предпринимателей проводили семинары специалисты таких компаний, как «Яндекс» и «Рамблер груп».
Руководитель компании «Айтек» Евгений Христенко знаком с Центром и как клиент, и как спикер. Предприниматель проводил вебинар на востребованную в период пандемии тему перевода бизнеса в онлайн-среду.
«Количество участников меня порадовало, несмотря на то, что широкой рекламы не было. Во время семинара я и сам узнал полезную информацию, например о мерах поддержки. Принимаю участие в мероприятиях и как клиент центра, многие из них были весьма полезными. Мои сотрудники не раз обращались туда, подавали заявки на субсидии. Думаю обратиться и за мерами поддержки, которые полагаются пострадавшим от пандемии. По крайней мере, в центре точно разъяснят, имеет ли наша компания право на их получение», – говорит гендиректор «Айтека».
Практически все спикеры сами являются опытными предпринимателями, имеющими сертификаты на ведение образовательной деятельности. Генерация бизнес-идей, участие в банкротных торгах, приватизации имущества, госзакупках, организация удаленной работы – вот неполный список самых востребованных тем семинаров.
«Посетители семинаров заполняют анкеты обратной связи, что очень полезно. В результате человек будет получать именно то, что он ждет. У предпринимателей много вопросов по регистрации, по выбору системы налогообложения. В основном это стартаперы, только начинающие свое дело. Но на моих семинарах в центре «Мой бизнес» бывает много и опытных предпринимателей, которые хотят больше узнать о бизнес-процессах. Хорошо, что все они теперь могут прийти и в одном месте получить все необходимые консультации. Я считаю, что Центру и дальше нужно усиливать взаимодействие с такими организациями, как налоговая инспекция, так как сложных вопросов к ним очень много», – рассуждает бизнес-тренер Дарья Яндульская.
Что противопоставил Центр «коронакризису»
Кризис, вызванный пандемией коронавируса, больно ударил по тысячам воронежских компаний и ИП. При этом многие предприниматели именно в это время пополняют свой багаж знаний. С самого начала действия режима самоизоляции МФЦ «Мой бизнес» перевел в онлайн-формат все проводимые тренинги и семинары. Заработала горячая линия, где предприниматели могут получать все те же консультации, которые им давали при личном визите.
«Сейчас практически всех беспокоит, относится ли их вид деятельности к отраслям, наиболее пострадавшим от последствий пандемии или нет. В связи с валом обращений по форме справки-пропуска для организаций, которым разрешено работать, бланк справки мы разместили на сайте. Наша задача дать ответ всем обратившимся. Отрадно видеть, что даже сейчас люди продолжают открывать новые производства и регистрировать фирмы», – говорит директор центра «Мой бизнес» Андрей Демидов.
Что можно записать в актив учреждения за время работы в условиях пандемии? Были проведены вебинары и прямые линии с участием ФНС и Роспотребнадзора, где разъяснялся порядок работы в период ограничений. Разъяснена информация о получении помощи на выплату зарплат в размере одного МРОТ. Создан раздел на сайте Центра, где объединена вся информация, связанная с пандемией и мерами поддержки в этот период. Для работы с клиентами привлечены профессиональные психологи. Они свидетельствуют, что к исходу первого месяца самоизоляции многие предприниматели были на грани нервного срыва. Естественно в таком состоянии о какой-либо эффективной работе не может быть и речи, поэтому людям нужно было оказать психологическую помощь.
Предложения от бизнеса по мерам поддержки передаются на рассмотрение в региональный департамент предпринимательства и торговли, а затем – в оперативный штаб при губернаторе. Через «Мой бизнес» можно подать заявку на кредит на сумму до 5 млн рублей от Гарантийного фонда Воронежской области с льготной ставкой, которая составляет от 7 до 12% в год. Сотрудники Центра сейчас разъясняют, как реализовать механизм поддержки для пострадавших предприятий. Число заявок на получение выплаты в размере МРОТ уже исчисляется тысячами. Просьб о предоставлении кредитных каникул поступило около 2,5 тысячи, одобрены – более 1,5 тысячи. Выход из режима самоизоляции в регионе также будет проходить с учетом информации, поступающей через Центр от предпринимателей. С коррективами на ситуацию реализуется и образовательная программа: идут вебинары, помогающие перейти на онлайн-торговлю, оценить экономическую модель бизнеса с целью его модернизации либо перепрофилирования.
Какие направления предпринимательства на особом счету
Сфера социального предпринимательства до сих пор оставалась для многих чем-то непонятным и развивалась крайне медленно. В центре «Мой бизнес» решили изменить ситуацию. Проведен курс акселерации социальных предпринимателей, где им помогли составить бизнес-план и начать его реализацию. И дело понемногу сдвинулось с мертвой точки. Сейчас в регионе уже 15 официально зарегистрированных социальных предпринимателей, 11 – подали заявки. Прорабатываются меры поддержки для этой категории субъектов МСП. В центре помогли инвалиду-колясочнику создать свою IT-компанию.
На особом контроле Центра развитие спорта и внутреннего туризма. Предпринимателям, готовым работать в этих сферах, помогут составить бизнес-план, подобрать участок под размещение объекта на льготных условиях. На данный момент министерством спорта отобраны девять спортивных проектов для Воронежа с общей суммой инвестиций 300 млн рублей. Воронежские предприниматели готовы взяться за теннисный клуб, сеть проката электросамокатов, предприятие по производству спортинвентаря и др.
Тем, кто претендует на статус резидента фонда «Сколково», также рекомендуется обратиться в центр «Мой бизнес». Представители фонда там расскажут, как получить статус резидента, который, напомним, дает очень серьезные льготы в виде освобождения от НДС, налога на имущество, двукратного снижения выплат на социальное страхование, а также возможность претендовать на гранты размером до 300 млн рублей. Сейчас центром «Мой бизнес» для «Сколково» организована питч-сессия, где презентованы лучшие воронежские технологические проекты. Работает Центр и с такими институтами, как Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фонд содействия инновациям. Через них в регион привлечено более 71 млн рублей. Отметим, что гранты «Сколково» уже получили несколько воронежских компаний. Недавно с помощью Центра это удалось сделать одному из самых успешных молодых предприятий региона – заводу зерносушилок «Агромиг».
Как деятельность Центра влияет на экономику региона
Помимо прикладных задач, деятельность Центра в последнее время способствует и росту инвестиционной привлекательности региона, улучшению его имиджа в масштабах страны. Именно через эти МФЦ власти должны получать обратную связь, вовлекая предпринимательское сообщество в совместную выработку политики в сфере развития предпринимательства и совершенствовать существующие меры поддержки. Проведенный специалистами регионального департамента предпринимательства и торговли анализ показал, что с созданием центра «Мой бизнес» повысилась доступность госуслуг, ускорился необходимый для получения господдержки, а также банковских и других услуг документооборот.
Перед Центром в этом году ставится задача охватить услугами 4% от всех работающих в регионе субъектов МСП. Специалисты учреждения отмечают, что наиболее востребованы такие услуги, как регистрация ООО, консультации по выбору налогового режима, правовое консультирование, бухгалтерское сопровождение. Важно, что экономится не только время, но и деньги обратившихся. Все услуги Центра на данный момент являются бесплатными.
«Мы организовываем бизнес-миссии от Воронежской области в других регионах. Собираем пул предпринимателей и везем их в регионы, с которыми на уровне правительств заключены соглашения. Местные власти, в свою очередь, собирают своих предпринимателей. Я считаю, эффект от таких мероприятий есть. За прошлый год нами проведены четыре бизнес-миссии, состоялись 219 переговоров, заключено 67 соглашений. Наши предприниматели уже продают свои франшизы коллегам из других регионов, идет обмен идеями, растет товарооборот между регионами. Улучшается имиджевая составляющая», – отмечает Андрей Демидов.
Практически всем уже понятно, что участие в выставках – один из самых верных путей продвижения продукта и роста продаж. Однако участие в таких мероприятиях, особенно высокого статуса, – это серьезные затраты, да и количество участников там бывает ограничено. Поэтому организация бесплатных поездок на выставки для местных предпринимателей – сейчас одно из наиболее востребованных направлений работы Центра.
Индивидуальный предприниматель Игорь Бурдуков (производство безалкогольных напитков) раньше весьма скептически относился к институтам развития бизнеса. Но со временем изменил свое мнение.
«Наконец в Воронеже появилась структура, которая эффективно помогает в решении трудных вопросов. Нет бюрократии, есть идейные люди, которые действительно хотят помочь. За год работы центр «Мой бизнес» существенно помог в продвижении моей продукции. Сейчас наши напитки представлены по всей России. Когда наше предприятие начало выпускать соки прямого отжима в 20-литровых пакетах, поначалу стояла проблема сбыта. Но благодаря поездкам на выставки при содействии Центра, ее удалось решить. Участие в выставках – дело недешевое, и не всегда дающее гарантированный результат. Центр «Мой бизнес» предоставляет такую возможность бесплатно, – рассказывает Игорь Бурдуков. – Да и вообще Центр очень выручает, когда ни на что не хватает времени. Перечень услуг довольно широкий. Здесь есть даже переговорный зал. Многие предприниматели и не знали бы о существующих мерах поддержки без этого Центра. Я сейчас планирую обращаться за субсидиями на компенсацию затрат на приобретенное оборудование. Считаю, что нужно дать как можно больше полномочий сотрудникам Центра, ведь через них идет вся коммуникация между предпринимателями и чиновниками».
За 2019 год центром «Мой бизнес» оказана поддержка более 5 тыс. предпринимателей, обучение прошли более 1,4 тыс. человек. Центр помог создать за год более 170 малых предприятий, 133 компании при его поддержке приняли участие в выставках, в том числе и зарубежных. Специалисты Центра постоянно мониторят потребности клиентов. Сейчас они явно переходят в сферу цифровых услуг: получение электронной цифровой подписи, регистрация в системе «Меркурий», кассовые аппараты с выходом в онлайн и т. п. Учитывая то, какое внимание уделяется обратной связи от клиентов, можно предположить, что дальнейшая роль центра «Мой бизнес» в формировании бизнес-климата региона будет зависеть не только от его коллектива и курирующего работу Центра департамента облправительства, но и от самих предпринимателей.