Воронеж. 01.12.2020. ABIREG.RU – Аналитика – В августе этого года в Курске приступили к разработке генерального плана. Этим занимается российский институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор». Со спецификой города проектный институт знаком с 1951 года, когда разрабатывал его первый генплан. С тех пор «Гипрогор» восемь раз корректировал документ, творчески работая не только над его модернизацией, но и над проектами детальной планировки отдельных территорий областного центра. «Абирег» разобрался в особенностях состояния территории Курска, ожиданиях от генплана, планах на развитие поселка Северный и микрорайона на проспекте Надежды Плевицкой, а также города в целом.
Документ территориального планирования Курска в последний раз видоизменялся четыре года назад. Необходимость соответствовать новеллам законодательства, возрастающим потребностями курян, более амбициозным планам социально-экономического развития территорий и приближающемуся тысячелетию города привела к решению разработать новый генеральный план Курска.
Развитие территории городского центра должно происходить с учетом реконструкции исторического ядра – на этом аспекте глава Курска Виктор Карамышев акцентировал внимание во время первой встречи с разработчиками.
Еще год понадобится на разработку генплана Курска, его презентацию мэру, публичные слушания, доработку и согласование проекта с администрацией области. Завершить эти работы планируется к 14 ноября 2021 года.
Параллельно ведется разработка мастер-плана – документа стратегического пространственного развития города. Пока он коснется только исторического центра города: Курского детинца, парка «Боева дача», урочищ Хохлов Лес и Пасека. Этот документ позволит действовать более точечно и поможет определить, на чем необходимо сконцентрировать усилия. В эту работу включился победитель архитектурного конкурса «Курск-2032» Михаил Заутренников.
Создания мастер-планов, несомненно, имеет свою специфику. Здесь основной акцент делается на актуализации существующей застройки и развитии городской среды, качество которой в большинстве российских городов не соответствует ожиданиям жителей. Многие городские проблемы были накоплены еще с советских времен. Типичные вопросы городского развития – превращение дворовых территорий в парковки для личного транспорта, отсутствие благоустроенных зеленых пространств и мест для досуга молодежи и т. д. Это далеко не полный перечень проблем, для решения которых и используется стратегический мастер-план.
По словам и. о. председателя комитета архитектуры и градостроительства Курска Ирины Аникеевой, генеральный план должен стать механизмом, позволяющим использовать новые подходы в градостроительстве, цель которых – создание комфортного и дружелюбного города для людей.
«Наши основные ожидания от генплана связаны с развитием территории общегородского центра с учетом возрождения исторического ядра, созданием его планировочной структуры, а также уточнением планировочного решения северной зоны города как основного на сегодняшний день направления территориального развития в действующем генеральном плане, – рассказывает Ирина Аникеева. – Поселок Северный задумывался как четыре объединенных микрорайона с многоэтажной и коттеджной застройкой на более чем 50 тыс. жителей с собственными детскими садами и школами, больницами и поликлиниками, магазинами, рынком, храмом, водозабором, ТЭЦ и многоуровневыми автостоянками».
За последние шесть лет АО «Курский завод КПД им. А. Дериглазова» ввел в эксплуатацию более полусотни высоток. Планировалось построить более 1,3 млн кв. м жилья и 300 коттеджей для 1,2 тыс. человек. Сейчас возможное дальнейшее развитие поселка ограничено отсутствием утвержденной приаэродромной территории с установленными подзонами, которыми определяется правовой режим использования объектов недвижимости и осуществления деятельности.
В 2023 году начнется строительство транспортной развязки между поселком Северный и проспектом Победы. Проектированием занимается ООО «Гео-проект». Ожидается, что развязка разгрузит перекресток на улице Карла Маркса при въезде на проспект Дериглазова и позволит транспорту свободно двигаться в сторону поселка Северный и обратно, а также выезжать из города.
По мнению и. о. руководителя городского комитета архитектуры, несмотря на отдаленность поселка Северный от центра города, он не стал субурбией, где не развита инфраструктура.
Что касается проспекта Надежды Плевицкой, воронежское ООО «Инстеп» продолжает застройку нового района на проспекте – он находится на юго-западе Курска. Его общая площадь – порядка 17,5 га. Уже построено 110 тыс. кв. м из запланированных 183 тыс. кв. м. Застройщик сдал девять домов, еще шесть – на этапе строительства. Возведение нового микрорайона планируется завершить в следующем году.
Параллельно с работой над генпланом городские власти совместно с ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» (НИИАТ) разрабатывают схемы транспортного планирования для Курска и области.
Эксперты уже представили результаты второго этапа исследовательской работы, который включает в себя мероприятия по развитию транспортной системы города, организации безопасного дорожного движения, а также формированию оптимальной маршрутной сети. Это повысит скорость движения пассажирского транспорта и сократит интервалы движения.
НИИАТ рассматривает возможность создания транспортно-пересадочных узлов, которые заметно упростят пересадку с одного маршрута на другой. В результате совместной работы НИИАТа и «Гипрогора» будет реализована концепция пешеходного города: развитие пешеходных и велосипедных маршрутов, соединяющих центры городской активности. Схемы транспортного планирования для городской агломерации и области будут готовы в декабре.
Одновременно городские власти ведут работу по преобразованию внешнего облика Курска. Летом Центр компетенций Курской области презентовал две книги по дизайн-коду, которые посвящены новым стандартам оформления фасадов зданий города и правил размещения информационных конструкций. Прописанные в них моменты обсуждались с жителями города и бизнес-сообществом на публичных слушаниях. Новые стандарты вступили в силу в августе этого года и стали неотъемлемой частью правил благоустройства Курска.
Привести вывески в соответствие с требованиями дизайн-кода необходимо за полгода, элементы фасадов – в течение двух лет. В качестве пилотной территории по внедрению новых требований был выбран участок улицы Ленина – от площади Перекальского до Садовой. Горадминистрация объявляла двухэтапный открытый архитектурный конкурс на разработку архитектурно-художественной концепции части центральной улицы.
Несмотря на отсутствие обновленного генплана облцентра, строительство социально значимых объектов не останавливалось.
Школу на тысячу учащихся на проспекте Вячеслава Клыкова открыли ко Дню знаний в этом году. Она строилась согласно проекту планировки Юго-Западного микрорайона по проекту, размещенному в реестре экономически эффективной проектной документации повторного использования на сайте Минстроя РФ. Аналогами новой школы являются школы на проспектах Победы и Дериглазова. Стоимость учебного заведения с учетом затрат на оборудование составила 850,2 млн рублей, средства выделялись в том числе из федерального бюджета.
В этом году городским властям удалось получить положительное заключение государственной экспертизы по проекту строительства масштабного детского сада на проспекте Клыкова. Оно начнется в 2022 году в рамках муниципальной программы «Градостроительство и инвестиционная деятельность в Курске на 2019-2024 годы». Также удалось запустить процедуру проведения аукциона по определению подрядчика на выполнение работ по строительству школы.
В настоящее время некоммерческой организацией «Фонд развития городов» сформирована команда, управляющая проектами развития Курска, и организовано ее обучение в Сколково. Возглавляет команду Виктор Карамышев, кроме того, в ее состав вошли заместитель губернатора региона Алексей Смирнов, заместители главы горадминистрации Николай Цыбин и Эдуард Кудрявцев, а также Ирина Аникеева.
Государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ» в рамках образовательного проекта для 100 крупнейших городов России сформирована программа для городских управленцев – Master of Public Administration (MPA). Результатом участия в образовательной программе станут разработанные проекты, направленные на трансформацию города.
Городские власти ставят перед собой задачу создать условия развития городской среды, которые будут способствовать формированию пространств, комфортных для человека, – с зелеными общественными пространствами, развитой сетью пешеходных и веломаршрутов, комплексным благоустройством внутриквартальных и дворовых территорий.
Концепция комфортного города предполагает также создание привлекательного архитектурного и визуального облика, сохранение исторической преемственности архитектурного стиля, разработку проектов по созданию многофункциональных территорий, совмещающих жилье и рабочие места, в пешеходной доступности от остановок и транспортно-пересадочных узлов общественного транспорта.