Воронеж. 30.09.2021. ABIREG.RU – Аналитика – Выборы закончились 10 дней назад, пришла пора паровозам передавать мандаты депутатов Госдумы. Традиционно возглавлявшие списки губернаторы отказались от своих мандатов и передали их следующим по списку кандидатам, но в Черноземье было и несколько сюрпризов. «Абирег» решил спросить у политологов, почему на этих выборах масштабировались случаи передачи мандатов, чем опасна игра с избирателями и почему нет репутационных и законодательных спасительных маяков в этих случаях.
Итак, губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков отказался от мандата в пользу помощника депутата Госдумы Андрея Скоча Никиты Румянцева. Игорь Артамонов (Липецкая область) передал его руководителю департамента кадровой политики Минэкономразвития Татьяне Дьяконовой, Роман Старовойт (Курская область) – своему советнику Ивану Солодовникову, Александр Никитин (Тамбовская область) – депутату Тамаре Фроловой. Губернатор-коммунист Андрей Клычков (Орловская область) не отличился от коллег из «Единой России» и тоже распрощался со своим мандатом, несмотря на то, что ходили активные слухи о его депутатской карьере. Будущее паровоза в Воронежской области в лице Алексея Гордеева было предопределено – он избрался депутатом от Павловского округа. Однако в регионе всё равно произошла интересная рокировка – мандат главврача воронежского центра профилактики и борьбы со СПИДом Ириной Тулиновой переходит уроженцу Саратовской области из Общероссийского народного фронта Игорю Кастюкевичу.
Политолог, директор воронежского Центра социально-политических технологий Владимир Инютин отмечает, что в большинстве случаев отказ от мандатов со стороны представителей регионов – вопрос решенный заранее. По его мнению, случай с Ириной Тулиновой несколько иной, хотя ее тоже можно считать паровозом, но в меньшей степени, чем губернаторов.
«На прошедших выборах считалось весьма важным нахождение врача в лидирующей части списка ведущих партий, прежде всего у «Единой России». У других партий, как правило, такой возможности не было. Это выигрышный фактор с точки зрения получения голосов. Я думаю, что Ирина Тулинова эту задачу выполнила», – отметил Владимир Инютин.
По итогам праймериз Ирина Тулинова обошла Игоря Кастюкевича и была выше него в списке на строчку. Политолог предположил, что ее фигура в списке была предназначена для того, чтобы в некоторой степени «разбавить» варягов Евгения Ревенко и Игоря Кастюкевича, являющегося человеком из зоны влияния Сергея Кириенко. Это был политический шаг, по всей видимости, продуманный и правильный, считает эксперт. Однако непонятно, Ирина Тулинова шла на выборы, зная, что ей придется отказаться от мандата или же это произошло в последний момент.
«Возможно, был разыгран второй сценарий, так как у Ирины Тулиновой был хороший шанс получить мандат. Думается, что у нее есть хорошая и интересная работа. Поэтому вряд ли она пострадает от того, что не станет депутатом Госдумы. А для Кастюкевича – это важный шаг в карьерной лестнице – он связывает свою деятельность именно с обществом и политикой. Поэтому всё получилось логично», – заключил эксперт.
Доктор политических наук Владимир Слатинов также отмечает две основные тенденции в Черноземье. Первая – это отказ от мандатов губернаторов или крупных федеральных политиков. Например, список в Курскую областную думу возглавлял лидер ЛДПР Владимир Жириновский, который передал мандат депутату горсобрания Алексею Томанову (ЛДПР). Политолог считает, что это некая игра с избирателями и, возможно, введение их в заблуждение: «Они выступают, с одной стороны, в качестве бренда для лояльного к власти электората. С другой стороны, важной задачей на этих выборах была консолидация политического и административного ресурсов. Но в случае с губернаторами-паровозами, избиратели понимают, что, скорее всего, они не уйдут в Думу».
Однако в Черноземье был прецедентный случай с орловским губернатором Андреем Клычковым, который шел на выборы в Госдуму в пятерке федерального списка КПРФ, отметил Владимир Слатинов. В этом случае эксперты и избиратели гадали, уйдет – не уйдет, поскольку ходили слухи о его отставке с поста главы региона. Но в итоге Андрей Клычков, как и коллеги из «Единой России», сдал мандат.
Второй момент, который отмечает политолог, – это пример Ирины Тулиновой и других депутатов, которые отказались от мандатов в пользу представителей влиятельных групп интересов или ресурсных региональных игроков.
«Все мы помним, что Тулинова вообще выиграла праймериз. Я думаю, тут зубы показали местные элиты. Но предположим, что давление федцентра оказалось сильнее и ей пришлось уступить. Поэтому эта ситуация выглядит гораздо более цинично. Но мы понимаем, что эти люди, скорее всего, испытали на себе некое давление или им сделали предложение, от которого они не смогли отказаться. В результате место Тулиновой занимает Кастюкевич, который к Воронежской области не имеет отношения, но является креатурой администрации президента, и это все знают», – заявил Владимир Слатинов.
В целом на этих выборах ярко проявилась тенденция направления в регионы варягов, которых интегрировали в списки. Например, мандат липецкого губернатора достался Татьяне Дьяконовой, которая не имеет отношения к региону, как и Игорь Кастюкевич. И такие случаи передачи мандатов множатся, так как у нас нет «репутационного и законодательного противоядия».
«В случае с губернаторами можно ввести законодательную норму, которая запретит подобные вещи. Но мы понимаем, что этого не будет, так как губернаторы во главе списка консолидируют политический и административный ресурсы. Что касается второго случая, тут вопрос политической репутации. Но нынешняя власть понимает, что к следующим выборам эту историю забудут и серьезных репутационных потерь для тех, кто занял места отказников, не будет. Таких политических сделок в этом году много. Это плохо, потому что это введение в заблуждение избирателей. И это цинично», – заключил Владимир Слатинов.