Воронеж. 08.02.2023. ABIREG.RU – Аналитика – В воронежском Доме журналистов состоялся круглый стол «Итоги 2022 года: региональная экономика – опыт преодоления». Приглашенные бизнесмены обсудили, с какими сложностями они столкнулись и как им удалось сохранить бизнес. А чиновники рассказали о том, как региону удалось удержать позиции по всем отраслям, а где-то даже их усилить. «Абирег» собрал все самые важные заявления экспертов и выяснил, как же в итоге чувствовала себя воронежская экономика в 2022 году.
О промышленности
Заместитель руководителя Департамента промышленности и транспорта Воронежской области Сергей Хлызов рассказал, что для промышленности прошедший год оказался очень сложным. «Прежде всего, это санкционная политика со стороны «недружественных» государств. Безусловно, это также вопросы, которые касаются кадровой политики, частичная мобилизация коснулась всех. С санкциями мы активно работаем в части их преодоления – задержек поставок, в частности оборудования (его большая часть на предприятиях именно зарубежного производства), и замены каких-то сырьевых составляющих. Это самые ключевые моменты», – пояснил господин Хлызов.
Часть проблем всё-таки удалось решить. По словам чиновника, в первую очередь власти оперативно решили вопрос с замещением иностранных поставщиков российскими либо региональными производителями. «Собрав огромный перечень (около 6 тыс. позиций) вместе с Министерством промышленности и торговли, мы решили, кто из них сможет заместить иностранные компании. Если говорить о рабочем персонале, то здесь необходимо было сохранить на предприятиях кадровый потенциал, то есть обеспечить бронь на время частичной мобилизации», – рассказал господин Хлызов.
Поддержал беседу о промышленности и директор по экономике и управлению эффективностью «Воронежсинтезкаучука» (входит в СИБУР) Андрей Петров. Он рассказал, что компания также столкнулась с проблемами финансовых потоков и логистики, однако они были решены благодаря перенаправлению денежных средств через другие банки и налаживанию альтернативных логистических цепочек. «Нам было важно не только продать и доставить продукцию, но еще и получить деньги. Нам также не удавалось получать деньги от заказчиков из-за отказа зарубежных банков. У СИБУРа есть европейская «дочка», но даже это нам не помогло в данной ситуации. Поэтому нам приходилось придумывать трех-четырехсторонние схемы», – рассказал господин Петров.
Андрей Петров пояснил, что, для того чтобы «Воронежсинтезкаучук» производил свою продукцию, заводу необходимо большое количество зарубежных деталей, которые как раз заказывали в Европе. Но от этого пришлось отказаться и воспользоваться аналогами на азиатском рынке. По оценке компании, к концу этого года предприятие будет полностью защищено от рынка «недружественных» стран.
О финансах
Заместитель председателя Центрально-Черноземного банка СберБанка Антон Каменев рассказал, что 2022 год представляет собой своеобразные качели в психологическом плане. «Сначала все напряглись, потом расслабились, а потом снова напряглись. В февральско-мартовский период финансовый сектор думал о том, устоит ли он вообще, потому что перестрахование и хеджирование валютных и товарных рисков происходило на Западе. И когда эти партнеры решили порвать с нами все отношения, финансовая система страны сильно покачнулась. Это первый самый серьезный вызов. Почти все банки сработали с минусом. То есть у нас обязательства перед клиентами остались, а западные партнеры разорвали в одностороннем порядке связи. Второй вызов – осуществление трансакций. Европейские партнеры перестали выходить на связь. Мы отправляли деньги нашим клиентам, а у нас списывались, например, деньги за обслуживание на год вперед. В то время как наши партнеры деньги так и не получали. Поэтому в этот период мы работали в ручном режиме. Я лично в день проверял по 700 платежей, чтобы понимать, останутся у нас эти деньги или нет. Автоматизацию мы наладили и сейчас работаем с теми банками, которые к нам дружелюбны», – рассказал зампредседателя банка.
Еще две проблемы, на которых акцентировал внимание господин Каменев, – это лицензирование ПО, которое могло «накрыться», однако компании удалось вовремя перейти на собственное ПО без потерь данных, и проблемы с логистикой, особенно с железнодорожными линиями.
Об АПК
Директор Воронежского областного центра информационного обеспечения АПК Иван Подгорнов пояснил, что в 2022 году аграрный сектор беспокоило финансовое обеспечение, а также проблемы, которые возникли с оборудованием, в частности с запчастями. Но если АПК справился с денежными проблемами благодаря диалогу с банками, то с оборудованием всё оказалось сложнее.
«Если оборудование было проще заместить техникой, например из Турции, то комплектующие – нет. Но нам всё равно удалось договориться с крупными холдингами и малыми предприятиями. Помимо этого, у нас в регионе активно развивается создание сельхозтехники, которую также можно использовать в АПК», – рассказал господин Петров.
Что касается посевной, то в Воронежской области до сих пор наблюдается зависимость от семян сахарной свеклы. Но в целом эта ситуация контролируемая.
О малых и средних предприятиях
Заместитель руководителя департамента предпринимательства и торговли Воронежской области – начальник отдела развития малого и среднего предпринимательства Владимир Алферов рассказал, что, конечно же, МСП также пережили кризис, но в более малой форме. Так, на сегодняшний день в регионе зарегистрировано 83,5 тыс. МСП, в том числе индивидуальных предпринимателей. За 2022 год произошло незначительное снижение этой цифры – всего на 1,4 тыс. При этом количество занятых на таких предприятиях выросло на 10 тыс. человек. «Также за прошлый год у нас на 43 тыс. человек увеличилось количество самозанятых. Это люди, которые своим трудом, без наемных работников, осмелились, зарегистрировались и платят налоги, работают «вбелую», – рассказал господин Алферов.
О медицине
Руководитель ГК «Здоровый ребенок» Олеся Назарова считает, что на сферу услуг прошлый год повлиял сильнее, чем на остальные сферы. «Мы работаем с людьми, это наложило свой отпечаток. И это был стресс. Причем стресс не только у людей, но и внутри компании. Все силы были потрачены на то, чтобы успокоить людей. Также мы наблюдаем отток высококлассных специалистов. И теряем мы их потому, что они уезжают работать [за рубеж]. По крайней мере, это наш опыт. Несмотря на то, что у нас в компании работают 450 специалистов, потеря четырех врачей для нас существенна. Надо обратить внимание на то, что мы получаем уже с нынешних территорий РФ специалистов, но, как правило, низкой квалификации. Также на нас очень сильно отразилась мобилизация. Люди стали избирательны в услугах, они стали больше экономить, и, как правило, это те семьи, где были мобилизованы [мужчины]», – рассказала госпожа Назарова.
Также председатель ГК отметила, что сейчас медицина отрезана от мира, закрыты все медицинские сообщества. «Это грустно. С точки зрения и науки, и медицины. Мой коллега генетик как-то сказал мне: «Мы сейчас вернулись на 15 лет назад. Это плохо, но, с другой стороны, мы с вами можем что-то изобрести», – рассказала госпожа Назарова.
Стоит отметить, что у ГК есть филиал в Крыму. И там, по словам председателя ГК, очень печальная ситуация. «Мы же оказываем услуги детям. А там вообще нет сейчас [специалистов]. Пока мы не знаем, что с этим делать», – отметила Олеся Назарова.
Руководитель оптической группы «Точка зрения» Станислав Слаутинский смотрит на ситуацию гораздо позитивнее, несмотря на очевидные препятствия. Он рассказал, что в оптике всего 2% российского товара, всё остальное – зарубежные продукты. «В этой ситуации я сразу поехал к «братушкам» в Сербию. Я и так с ними семь лет работал. Там мне мой друг сказал, что ему это не выгодно, но по политическим мотивам он нам поможет. Также рассматривал сотрудничество с ОАЭ. Они и не отказывают, и шевелений нет. Но будет для нас как план Б», – рассказал господин Слаутинский.