22 ноября 2024, 03:27
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

Мусорная реформа в Воронежской области: грандиозные планы и нелицеприятная реальность

05.10.2023 14:07
Автор:
Мусорная реформа в Воронежской области: грандиозные планы и нелицеприятная реальность

Воронеж. 05.10.2023. ABIREG.RU – Аналитика – Декларируемые колоссальные проекты по развитию сферы обращения с отходами в регионе пока остаются на бумаге и в мечтах местной власти. При этом население области каждый день сталкивается с неспособностью чиновников контролировать хотя бы состояние переполненных отходами контейнерных площадок, не говоря уже об огромных сельхозтерриториях, заваленных строительными и бытовыми отходами. Что мешает Воронежской области проявиться на федеральном уровне с по-настоящему положительной повесткой и совместить две реальности, пытался разобраться «Абирег».

Масштабные проекты, которые никак не реализуются

Мусорная реформа в регионе стартовала почти пять лет назад с Воронежского межмуниципального кластера. Еще год спустя к нему присоединились остальные 7 округов терсхемы. Несмотря на солидный срок внедрения новых принципов обращения с отходами, реформа все еще буксует. Регион так и не смог избавиться от несанкционированных свалок, расчеты с населением грешат регулярными ошибками, мусорные площадки, даже в областном центре, чаще всего представляют собой убогое зрелище с горами отходов, в том числе строительных и растительных, которым не место в контейнерах для ТКО.

В последние полтора года в области активно обсуждают планы «Российского экологического оператора» вложить в создание 13 объектов обращения с отходами в Воронежской области 8 млрд рублей. Средства могут предоставить в рамках концессионных соглашений инвесторам в виде льготных долгосрочных займов.

«Создание указанных комплексов (полигоны, мусоросортировочные заводы – прим. ред.) позволит достичь региону показателей нацпроекта «Экология» по 100% обработке и снижению захоронения ТКО в два раза уже в 2025 году», – сообщал глава «РЭО» Денис Буцаев.

Для реализации масштабных планов на базе ГУП «Облкоммунсервис» в этом году было создано ООО «Экомир», которое выступило с инициативой строительства полигона. Идею в итоге областные власти завернули, на этом планы по развитию отрасли в регионе утихли. А тут еще подоспели выборы и смена руководства департамента ЖКХ и энергетики.    

Постыдная реальность

Региональный департамент природных ресурсов и экологии выложил в соцсети фото несанкционированных свалок. Сотрудники ведомства обнаружили три таких участка на территории Семилукского района и столько же – в Новоусманском. Оба района в зоне ответственности регоператора АО «Экотехнологии».

«Информация направлена в администрации указанных районов для принятия мер по уборке мест размещения отходов и недопущению дальнейшего захламления. В случае непринятия мер по ликвидации свалок, департаментом будут подготовлены иски о понуждении в судебном порядке», – пояснили чиновники.

А вот в Эртиле несанкционированную свалку нашли сами жители и выложили неприглядные фото в соцсети.

«Весь мир сейчас мусор сортирует, а на окраине Эртиля рядом с прудом ЛМС свалка цветет и пахнет… Ассенизаторские машины приезжают сюда сливать нечистоты, а трактора сгружают опиленные ветки и траву. Рядом поля подсолнечника и водоем», – пишут возмущенные горожане.

Администрация Эртильского муниципального района оперативно отреагировала, что установит собственника отходов и проведет мероприятия по ликвидации мусора и привлечению виновных к ответственности.

«Если собственник отходов не установлен, то ликвидировать несанкционированную свалку при непосредственном участии регионального оператора в сфере обращения с ТКО будет правообладатель земельного участка, на котором она находится, и органы местного самоуправления», – отрапортовали в администрации.

Будет ли что-то сделано? Есть сомнения. О чем тут можно говорить, если другому регоператору по обращению с отходами ООО «Вега» пришлось дойти до Верховного суда, чтобы подтвердить свою обязанность убирать свалку в Панинском районе. Звучит сюрреалистично, но именно здесь чиновники препятствовали компании в расчистке территории, так как после этого, «Вега» имела бы полное право взыскать понесенные расходы с администрации в судебном порядке. А в бюджете денег нет. Таким образом, почти три года местные чиновники не давали регоператору выполнять своим прямые обязанности и не пытались разобрать завалы сами, ожидая финансирования рекультивации свалки по госпрограмме.

Кто не платит

Интересно, что проблемы с оплатой услуги по обращению с отходами есть у еще одного регоператора – государственного унитарного предприятия «Облкоммунсервис», которому приходится через суд взыскивать долги с районных учреждений образования. Только в августе к этим организациям ГУП направил пять исков. А АО «Экотехнологии», судя по картотеке на сайте областного арбитражного суда, в основном спорит с недобросовестными ООО и ИП. Владельцы магазинов, кафе, медцентров мусор регулярно производят, но вовремя платить за его обезвреживание, сортировку и захоронение не хотят.

Особенно часто «забывают» о коммунальной услуге мелкие фирмы. Например, шиномонтажные мастерские подбрасывают выработавшие свой ресурс покрышки на общие с жителями контейнерные площадки, хотя автошины – совсем не ТКО. Утилизировать их необходимо по отдельному договору с оператором в сфере отходов. Недавно жители Павловска Воронежской области жаловались в социальных сетях на постоянно захламленную контейнерку рядом с одной из автомастерских города. Мы обратились к региональному оператору «Вега», который пояснил, что уже несколько месяцев не может выйти на владельцев этой компании, чтобы выставить счет. При этом от администрации в поисках «потеряшки» помощи тоже нет.  

За себя, за соседа и за коммерсанта

Важно, что даже там, где регоператоры выставляют плату населению по фактическому объему образованных отходов, начисления не всегда можно считать справедливыми.

По законодательству, собственники жилья обязаны самостоятельно предоставлять данные о проживающих. Так, согласно постановлению Правительства РФ № 354 потребитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан проинформировать исполнителя о лицах, проживающих, в том числе временно в занимаемом им помещении. А если собственники не обращаются к регоператору, то он имеет право брать недостающие сведения из официальных открытых источников. Например, из системы ГИС ЖКХ или пройдя по домам жителей деревни, а также взаимодействуя с органами власти. И если в первом случае информации недостаточно, во втором – вам просто не откроют двери, то надеяться остается лишь на чиновников, которые регулярно проводят выборные кампании, а значит актуальные данные по населению у них точно есть.

«Запрашиваемая информация (о числе собственников в том или ином домовладении – прим. ред.) не относится к компетенции департамента. Можно отметить… отсутствие консенсуса ОМС с регоператором по вопросам достоверного начисления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО населению по утвержденным нормативам накопления ТКО; необходимость сверки численности населения», – сообщили в департаменте ЖКХ и энергетики Воронежской области на запрос редакции.

В переводе на русский: «мы не обязаны, поэтому проблема не наша». С таким подходом не удивительно, что реализация мусорной реформы на территории региона идет ни шатко, ни валко, но самое главное, страдают от этого жители, которым из-за неактуальных данных приходится платить и за себя, и за того соседа.  

«Например, контейнерная площадка находится на границе с частным сектором. За ней закреплено пять многоквартирных домов, но по факту пользуются и жители близлежащих домовладений, и коммерсанты с рынка по соседству, и некоторые нежилые помещения. Когда приходит время платить за собранный на площадке мусор, весь его объем раскидывается только на жителей пяти многоэтажек. По итогам некоторых месяцев начисления складываются чудовищные: не как в среднем по городу 200–300 рублей, а до тысячи с одной квартиры. Мы трубим об этом уже который год, но ни управа, ни администрация не хотят помочь разобраться в проблеме», – прокомментировал ситуацию на условиях анонимности директор одной из управляющих компаний Воронежа.

Похожая ситуация складывается и в районах области. Квитанциями на «мертвые души» уже никого не удивишь. Такие приходят до сих пор, хотя уже, конечно, не в том масштабе как было в первый год запуска реформы. Социальное напряжение растет еще и от таких историй: на днях Общероссийский народный фронт Воронежской области обнаружил, что жителям села Круглое Каширского района регоператор АО «Экотехнологии» с 2019 года выставлял счета за вывоз мусора, хотя услугу не оказывал: в населенном пункте до сих пор нет официального места сбора отходов.

«Мы не раз обращались в региональный департамент ЖКХ и энергетики и в районные администрации с просьбой помочь актуализировать данные по проживающим. Это поможет распределить плату за услугу «обращение с ТКО» справедливо и снизить суммы, которые получают в квитанциях сельские жители, многие из которых живут очень скромно, если не сказать бедно, но не увидели никакого ответного движения от чиновников. Заниматься проблемами своего населения они не хотят», – рассказал один из региональных операторов по обращению с ТКО в регионе.

В общем, главными двигателями мусорной реформы у нас официально назначены регоператоры, которые все проблемы должны решить самостоятельно. Крутитесь, как можете.

«Уважаемые потребители! В целях сдерживания платы населения за услугу по обращению с ТКО нами были внесены изменения в форму квитанции для оплаты услуги. Теперь, вся контактная информация будет размещаться на одной печатной стороне вместе с основной информацией по лицевому счету. Данное изменение позволит держать плату за услугу по обращению с ТКО во втором полугодии 2023 года на уровне первого полугодия», – объявил недавно ГУП «Облкоммунсервис» в попытке успокоить народный гнев от постоянно растущих платежей за мусор.

От мифических планов к реальной работе

В целом проанализировав ситуацию с реализацией реформы в регионе, можно сделать вывод, что несмотря на регулярные бодрые отчеты от исполнительной власти, на местах, в сельских поселениях так до конца и не понимают, зачем затеяли эту эпопею с мусором. А региональных операторов воспринимают не как союзников и помощников в очистке сел и деревень от мусора, а как структуры, на которые можно свалить всю ответственность за обращение с отходами на той или иной территории. При этом в законодательстве четко прописаны обязанности чиновников на местах по наведению порядка в сфере ТКО. Это по ФЗ №89 определение схемы размещения, создание и содержание мест накопления мусора, организация экологического воспитания и формирования экологической культуры. Также местные власти обязаны убирать несанкционированные свалки, которых, судя по социальным сетям, в каждом районе еще очень и очень много. Ну и не забываем про определение пресловутого норматива накопления ТКО, который сейчас оспаривается в суде, потому что не отражает реального положения дел. Однако судя по подобным проблемам в других регионах России, за пять лет рассчитывать это показатель не научились практически нигде. Видимо, поэтому в сентябре федеральным постановлением был утвержден новый порядок определения нормативов, но что-то подсказывает, что этот очередной документ в огромном списке уже существующих, не поможет внедрению правильных постулатов федеральной реформы на местах, пока власти всех уровней по-настоящему не включатся в решение реальных задач. 

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0