Воронежские архитекторы поделились опытом проектирования Образовательного центра «Содружество» (мегашколы) на двух форумах в столице. Речь о XII Московском международном Салоне образования ММСО.EXPO-2025 и Российской строительной неделе. Спикерами на обеих площадках выступили представители воронежского ПИ «Гипрокоммундортранс» (ГКДТ).
В рамках ММСО.EXPO-2025, прошедшего 5 и 6 марта, состоялась дискуссия «Очень большая школа» и была поднята тема преимуществ и рисков образовательных организаций с проектной мощностью более 1,5 тыс. учеников. Главный архитектор проектов ГКДТ Александра Шевцова рассказала, что в районе, где строилась мегашкола, остро стоял вопрос нехватки мест в образовательных учреждениях. Власти изначально поставили задачу спроектировать образовательное учреждение мощностью 2860 мест (110 классов), что по сути стало вызовом для архитекторов.
«На помощь нам пришла «лучевая» схема. Мы создали два корпуса, соединенных общим коридором: для начальных и старших классов. От каждого «лучиками» отходят учебные блоки. Получилась «орбитальная станция» с двумя отсеками: большой и малой школой. Плюсы больших школ в том, что есть возможность привлечь дополнительное оснащение. В нашей школе учебные блоки разделены по тематикам со своим оборудованием: общество, наука, искусство, IT, спорт. Несколько блоков занимают коворкинги», – рассказала Александра Шевцова.
Каждый корпус обособлен и обладает полным набором необходимых помещений, в том числе зрительным залом и спортивным ядром. Общим остался только пищеблок, однако обеденные залы разные. В старшей школе залы расположены друг над другом. Чтобы обеды оставались горячими, используют специальные тележки с подогревом.
Александра отметила, что уже сейчас количество учеников превышает проектную мощность, но это не мешает образовательному центру исправно функционировать. ГКДТ получает положительные отзывы от школьников, родителей и педагогов.
В рамках Российской строительной недели (проходившей с 10 по 14 марта) перед экспертным сообществом выступила заместитель технического директора по архитектуре ГКДТ Алла Лалакина. Специалист отметила, что за два года существования мегашкола стала достопримечательностью Воронежа. Многие дети мечтают там учиться.
«При проектировании мы тесно взаимодействовали с функциональным заказчиком – Воронежским институтом развития образования. Именно эта организация транслировала нам свои идеи по организации учебного процесса. Их задумки мы воплотили в своих архитектурно-планировочных решениях», – рассказала Алла Лалакина.
Главным общественным пространством в мегашколе является многоуровневый атриум с амфитеатром на 700 мест. На переменах дети поют там в караоке, танцуют, устраивают флешмобы. Помимо атриума в каждой школе есть зрительные залы для более камерных мероприятий.
Опыт Воронежа по созданию мегашколы вызвал широкий интерес среди участников обоих форумов. К примеру, в рамках ММСО-2025 на основе «Содружества» выделили несколько тезисов создания успешных больших школ. Во-первых, образовательные учреждения в новых районах должны возводиться раньше жилых домов. Во-вторых, целесообразно разделить здание на несколько учебных блоков. В-третьих, необходимо предусмотреть достаточное количество входных групп. В-четвертых, следует использовать большие площади для создания инфраструктуры и установки оборудования. Кроме того, в список полезных рекомендаций включили обеспечение несколькими обеденными залами с единым пищеблоком, разделение гардеробов по классам и создание центра притяжения — атриума.