Воронеж. 03.06.2011. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика – За шесть лет работы Tele2 в Воронеже заняла весомую долю рынка голосовой сотовой связи. То же самое можно сказать о показателях и в других регионах Черноземья — Липецке, Белгороде, Курске, Тамбове, Орле. Немного слабее позиции в относительно недавно открытом Брянске. Пять лет назад большая тройка недооценила угрозу со стороны Tele2. Сейчас другое дело: операторы устраивают провокации, «забивают» мероприятия аналогичными, выводят новые бренды — о том, как это происходило в прошедшие выходные в бывшей столице Казахстана Алматы наблюдал руководитель «Абирега» Дмитрий Орищенко.
В минувший уикенд проходил запуск сети в бывшей столице — двухмиллионной Алматы. По словам председателя правления «Tele2 Казахстан» Андрея Смелкова, в Казахстане самая дорогая мобильная связь среди всех стран СНГ, поэтому дискаунтера здесь явно не хватает. Хотя, забегая вперед, стоит отметить, что низкие тарифы в Казахстане у дискаунтера оказались выше российских цен. В компании убеждены, что это из-за очень дорогого интерконнекта в стране, и уже начали кампанию по его снижению.
Не удивительно, что к Tele2, позиционирующей себя как дискаунтера, существующие игроки отнеслись очень настороженно. К запуску в Алматы, как поговаривают, в городе серьезно увеличилось число рекламных площадей и ивентов «Билайна». А в день запуска, 28 мая, «Билайн» даже организовал в Алматы фестиваль молодежной музыки «Фрэш» к запуску одноименного тарифного плана. Невооруженным взглядом было видно, что в новом тарифном плане пытаются перебить основные предложения нового оператора.
Теле2 в Казахстане запускается с тремя тарифными планами - «Зазвони всех», «Клан» и «Интернет-драйв». Причем цены в тарифах даже ниже стоимости интерконнекта. Правда, президент компании рассчитывает, что через два года компания выйдет на прибыль в стране. Действовать Теле2, вероятнее всего, будет как и в регионах России — заманив низкими тарифами, настроить абонентов говорить между собой и больше получать вызовов от других операторов, чтобы другие операторы платили ей за интерконнект. Правда, отвечать на прямые вопросы по теме потенциальной доли интерконнекта от других операторов представители компании не стали.
К своему запуску в Алматы Tele2 открыла пять монобрендовых салонов связи, концепцию «супермаркет связи» которых переняли у европейских подразделений. Основное отличие — визуализация услуг связи для абонентов. То есть абонент проходит вдоль стены и выбирает необходимый ему базовый тариф, затем необходимые услуги, собирая нужные коробочки, а затем уже оформляет контракт. В аналогичные монобрендовые салоны, возможно, будут переоборудованы некоторые салоны Теле2 в регионах Черноземья уже до конца этого года.
В Алматы Tele2 запускается с телекоммуникационной платформой La Familia - своеобразной пародией на старые фильмы о чикагской мафии. То есть жителей Казахстана с билбордов приветствовали мафиози: «Добро пожаловать в семью». Правда представители компании признались, что, так как Казахстан - первая азиатский рынок Tele2, сюжетную линию сериала немного смягчили, поубавив жесткости, которая вызывала многочисленные дискуссии на счет этичности.
Интересно, что в 2011 году области Черноземья, возможно, попрощаются с мафиози. С осени Tele2 в Черноземье планирует переходить на новую коммуникационную платформу. К сожалению, еще не известно, что же она будет из себя представлять. Может, будет ассоциироваться с черной овцой, как в Швеции (по аналогии с нашей белой вороной), или же с супергероями, как в странах Латвии, где для запуска тарифа даже организовали акцию-тизер: падение метеорита. Пока же можно отметить, что концепция пародийной мафии успешно конкурирует с полосатым брендом «Билайна», яйцом МТС и зелеными цветами «Мегафона».
Рассуждая на темы маркетинговых войн, представители Теле2 говорили, что нельзя играть в дискаунтера, снижая цены на несколько месяцев. По их мнению, весь бизнес должен быть построен на этом подходе. С этим сложно не согласиться. При этом «Билайн» в Казахстане пошел на беспрецедентный эксперимент и запустил виртуальный бренд-дискаунтер. Правда, его вывод на рынок позиционируется без связи с «Билайном». Бренд «Дос» на желтом фоне перебивает все предложения Теле2, но, правда, только в рекламной подаче. Так, цена за минуту в «Досе» меньше, чем у Tele2, однако только со второй минуты, а низкие звонки с ценой ноль тенге (курс к рублю - 1 к 5) действуют только внутри самого тарифа.
Фактически оператор уловками отвлекает внимание от предложений нового игрока. Будет ли в этом смысл? Вряд ли. Никто из старожилов рынка связи — ни в России, ни в Казахстане - не хочет называть себя дискаунтером, за исключением черно-белых шведов, но и не хочет терять массовую аудиторию.
При этом, конкуренты Tele2 уверяют, что, завоевав рынок в Воронеже, Tele2 поднял цены на своих тарифных планах до уровня остальных операторов, а по ряду тарифов большая тройка оказалась дешевле. В Тele2 эту информацию опровергают, заявляя, что в тарифах других операторов много звездочек и условий, что делает их тарифы в итоге дороже.
Понятно, что, пока Тele2 не получит доступ к рынку мобильной связи Москвы, нельзя говорить о том, что большая тройка в России превращается в четверку. Плюс есть сомнения в получении лицензии компании на частоты 4G. Кстати, в России Tele2 сети 3G не строит, а в Казахстане делает это одним из своих приоритетов. При этом руководитель казахского подразделения уверен, что в случае решения правительства они готовы развернуть сеть и 4G.
За несколько дней до праздника Тele2 раздавало по Алматы сертификаты, которые можно было обменять на сим-карты со стартовым балансом до 1000 тенге (400 – сразу, еще по 300 тенге – в течение следующих двух месяцев) в день открытия сети в Алматы — 28 мая. В этот день на Старой площади оператор устроил большой концерт с участием группы «Звери», который закончился масштабным фейерверком. Местные жители говорили, что такого не было даже на 9 Мая. Весь день вокруг площади стояли палатки, в которых осуществлялось подключение абонентов.
На 4 июня компания запланировала старт бренда в столице Казахстана — Астане.
Любопытно, что в авторитарном Казахстане запуститься в столице оказалось проще, чем в России.