WorldClass

19 апреля 2024, 10:55
Экономические деловые новости регионов Черноземья

erid: 2VtzqucPBPb

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Ректор Воронежского государственного аграрного университета Вячеслав Котарев: «Вузовские инвестиции в международные образовательные программы – это гарантированный эффект и на уровне региона, и на уровне государства»

31.08.2011 13:06
Автор:

Воронеж. 31.08.2011. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика - В текущем августе 49 студентов различных факультетов Воронежского государственного агроуниверситета им. императора Петра 1 провели две недели в Венгрии. Если подвести промежуточный итог, то 22 из них вернулись с сертификатами международного образца, свидетельствующими о прохождении курса обучения, а также стали «звездами» капашварского телевидения. А если говорить о перспективе – российский и венгерские вузы вплотную подошли к началу реализации проекта, в результате которого студенты двух стран смогут получать двойные дипломы, дающие широкие перспективы в профессиональном развитии. А крепнущие связи Воронежской области и Венгерской республики позволят осуществить обмен инвестициями.

Возможности, создаваемые системной работой

Такая поездка стала возможной в результате 10-летнего сотрудничества воронежского вуза с двумя венгерскими университетами, и – 9-летней совместной работы с Ассоциацией соотечественников РФ в Венгрии.

Этим летом 35 венгерских студентов и преподавателей, а также представители Министерства развития сельских территорий регионов Венгерской Республики приняли участие в организованной ВГАУ конференции « Развитие сельского хозяйства России и Венгрии на современном этапе», познакомились с вузом и Воронежем. Перед конференцией делегация венгерского Министрства развития во главе с государственным секретарем Имре Фаркашем и ректором ВГАУ Вячеславом Котаревым встретилась с воронежским губернатором Алексеем Гордеевым. Причем, губернатор подчеркнул заинтересованность Воронежской области в партнерстве с Венгрией по линии АПК. По его словам, растениеводческий и животноводческий опыт венгерских аграриев может быть весьма полезен и интересен их воронежским коллегам. «…Надеюсь, что от встреч политического характера мы перейдем к бизнес-контактам», - сказал тогда глава региона и даже предложил провести совместный бизнес-форум, что позволило бы сделать новый шаг в сотрудничестве Воронежской области и Венгерской Республики и осуществить обмен инвестициями.

Помимо этого, стороны обсудили и возможное в ближайшем будущем взаимодействие в конкретных направлениях: в рамках работы по мелиорации, а также - в рамках проекта «Чистая вода». Имре Фаркаш сообщил Алексею Гордееву, что в Венгрии имеется значительный опыт относительно «чистой воды», и венгерская сторона готова предоставить всю необходимую помощь в данном вопросе, включая своих специалистов.

Первопроходцами на почве аграрного образования дружественной страны (а также сельхознауки: ВГАУ имеет в Венгрии трех партнеров по разработке отдельных направлений в области АПК, сопровождаемых грантами) стали, конечно, руководство и преподаватели агруниверситета. Ежегодно в рамках договора о сотрудничестве выполняются рабочие программы по академическим обменам между ВГАУ и Университетом святого Иштвана из Геделле. Профессоры экономфака ВГАУ читают лекции для венгерских студентов. Большой интерес вызывают и ответные визиты ученых из Венгрии. А в прошлом декабре ректор университета, профессор Вячеслав Котарев и ряд педагогов ВГАУ приняли участие в российско-венгерском форуме в Будапеште, где состоялся круглый стол на тему: «Двустороннее сотрудничество в сфере высшего образования, совместные инновационные проекты в области сельского хозяйства, межрегиональное взаимодействие с Воронежской областью».

Целью форума стало ознакомление с инновационными технологиями в области сельского хозяйства, и, в первую очередь, в сфере животноводства и птицеводства, а также знакомство с передовым опытом и технологической базой местных высших аграрных учебных заведений и фирм. Были рассмотрены состояние и тенденции развития сельского хозяйства регионов двух стран, практический опыт продвижения совместных инновационно–инвестиционных проектов, проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов–аграриев. Итогом визита стал ряд договоров о сотрудничестве в области высшего образования, налаженные контакты для реализации совместных сельскохозяйственных проектов. ВГАУ получил предложение участвовать в совместных научно-исследовательских работах в 2011-2013 гг. А результатом посещения нашей делегацией университета в Геделле, где обсуждались совместные проекты в области гусеводства, животноводства и пчеловодства, стало приглашение преподавателей и студентов Воронежского агроуниверситета к участию в ежегодных научных конференциях.
В общем, после того, как почва была достаточно разработана и удобрена – в Венгрию отправились студенты. Впрочем, в начале наступившего века студенты ВГАУ уже проходили практику в Будапештском Ветеринарном институте, но – только «ветврачи». На этот же раз направления профподготовки студенческой публики охватывали практически все специальности вуза.

«Студент - не только сосуд, который надо заполнить знаниями, но и факел, который нужно зажечь»

Это, пожалуй, та мысль, которую постоянно держат в голове и ректор ВГАУ Вячеслав Котарев, и директор Цента Международных образовательных программ Елена Закшевская, да и все педагоги вуза. Международные образовательные программы Воронежского агроуниверситета являются одновременно и способом «заполнения сосуда», и «горючим для факела».
Итак, 2 августа от стен Воронежского агроуниверситета отошел вузовский комфортабельный автобус, специально приобретненый в этом году для дальних поездок (которых в последнее время становится всё больше и больше), курсом на Будапешт. Ректоратом ВГАУ заранее были сформированы две группы студентов, отправившихся в это путешествие: первая должна была прибыть в один из страрейших и красивейших городов Венгрии Капошвар, где е еожидали в местном университете для двухнедельного обучения в рамках так называемой летней школы. Другая группа, в состав которой вошли в основном студенты, не имеющие родителей, направлялась на южное побережье Балатона, в Фоньод, чтобы отдохнуть на озере и там же прослушать курс лекций по животноводству. Через двое суток автобус с гордой надписью крупным шрифтом «Воронежский государственный аграрный университет им. императора Петра I» встречала председатель координационного совета Ассоциации соотечественников РФ в Венгрии Татьяна Керн. С этого момента для ребят началось плотное знакомство с Венгрией, информацию о которой с наглядным картинами за окном студенты впитывали на протяжении всего пути до Капошвара.

Здесь англоязычная группа, как она именовалась в связи с тем, что все лекции ребятам читались на английском языке, осталась постигать нюансы развития венгерского АПК и секреты сельскохозяйственной экономики. Для большинства из студентов эта международная летняя школа стала первым опытом обучения за рубежом. Более того, многие студенты впервые оказались за пределами Российской Федерации - так же, как, например, будущий землеустроитель Юлия Адашева. «Каждая лекция была нам прочитана специалистом в конкретной области в доходчивой манере, с хорошим уровнем английского языка, а также для большей наглядности и лучшего восприятия подкреплена мультимедийными слайдами, - рассказала она. - А «живые» поездки на фермы, где разводят буйволов и оленей, оставили массу впечатлений, как и многие другие национальные достопримечательности». Нашим студентам показали и всемирно-известную академию верховой езды «Паннон», которая существует при Капошварском университете и уже четверть века успешно тренирует лошадей и наездников. Потенциальные ученые-аграрии из Воронежа узнали и о том, что университетским исследовательским Центром разработан томограф для животных, а также есть целый ряд интересных научных наработок в области животноводства.

«Безусловно, данная школа, - делится впечатлениями студент- экономист Сергей Шульженко, - многим помогла если не свободно заговорить по-английски, то, как минимум, преодолеть языковой барьер, научиться более четко и ясно воспринимать речь на английском языке, анализировать научные тексты и статьи. Мы прослушали курс лекций на такие темы, как: «поддерживаемая и возобновляемая энергия», «устойчивое сельское хозяйство в эпоху пищевого кризиса», «устойчивые экосистемы и "голубая" экономика», «умные города и креативные подходы», «университеты и местная культура». Поначалу мы даже испытывали определенные неудобства в связи с полным отсутствием людей, хоть как-то понимающих русский язык. Однако, стоит отметить безукоризненную работу международного отдела, а именно директора по международным связям доктора Zoltán Gál и его ассистентов Juczi Kata, Mirella Horváth, Olympia Szekeres, Endre Drégelyi, Gábor Lehőcz и Gyöngyi Szabó, которые помогли нам адаптироваться к языку и почувствовать себя более комфортно в стенах университетского кампуса. Наряду с учебным процессом, они также организовывали для нас интересные развлекательные мероприятия и экскурсионные программы по всей Венгрии».

На прощальном вечере накануне отъезда студентам ВГАУ были вручены сертификаты международного образца в присутствии специально приглашенных прессы и телевидения, на вопросы которых ребята с удовольствием ответили на приличном английском.

Социальный аспект в перспективе

Для 27-ми студентов второй группы поездка эта стала не менее, а, возможно, и более важной, поскольку у большинства из них финансовые возможности для получения образования и дальнейшего профессионального роста серьезно ограничены.

Они рано привыкли к самостоятельности и необходимости рассчитывать на себя. Не случайно, каждый второй из этих ребят работает параллельно с дневным обучением, при этом многим удается не иметь «хвостов». Например, Ирина Мерещенко, обучаясь в магистратуре, занимается серьезной работой на общественных началах в стенах вуза и – трудится за зарплату за его пределами. «Замечательная поездка, - рассказывает она, - каждый день был насыщен впечатлениями и событиями: лекции, отдых, экскурсии... Я уверена, что такие поездки необходимы студентам для понимания всех происходящих процессов, для расширения профессионального кругозора и как стимул для изучения не только, например, английского языка, но и второго иностранного – в Венгрии, как оказалось, популярен немецкий. Я очень благодарна ректору и всем организаторам еще и за то, что увидела своими глазами возможности обучения в Европе, реальные признаки развития сотрудничества с Россией, и в частности – Воронежской областью и нашим агроуниверситетом».

Студентка факультета ветеринарной медицины Галина Чужикова сделала для себя вывод о том, что сельское хозяйство Венгрии находится на достойном уровне, и что этот опыт достоен внимания, после лекций молодого преподавателя Будапештского университета, доктора Laszlo Kern. Его лекции были посвящены разведению и селекции КРС и свинопоголовья, развитию овцеводства, коневодства и птицеводства, основам переработки сельхозпродукции... «Прослушав эти лекции, - говорит Галина, - я получила много интересной дополнительной информации. Меня заинтересовала их серьезная работа в области генетики. Например, здесь выведена порода свиней «пэтри»,- это удивительные животные, которые покрыты густой кучерявой шерстью и поэтому не чувствительны к холоду, а кроме того дают хороший приплод. А еще венгерские сельхозпредприятия далеко продвинулись в сторону искусственного осеменения, вплоть до того, что планируют пол предполагаемого потомства».

Впечатлил воронежских студентов и опыт работы хозяйств по выращиванию КРС, где на каждое животное заведен свой электронный журнал, позволяющий следить за их здоровьем. Студентка того же факультета ветеринарной медицины Анна Санина, которая решила остановиться на бакалавриате, отказавшись от магистратуры в пользу скорейшей возможности приступить к работе по специальности, рассуждает: «Такая система дает возможность отбить животное от стада, если в показателях его здоровья выявляются отклонения от нормы. Это для ветврача очень важно. Как и то, что венгерские хозяйства отличаются небольшим поголовьем, 500-1 тыс. животных, - это рационально при возникновении каких-либо заболеваний».

Буквально на себе воронежцы прочувствовали успехи венгров в разработке проекта «чистая вода» - и население, и гости страны пьют водопроводную воду, что называется, без последствий. - Такая практика распространена даже в общепите, где кувшин холодной воды, набранной прямо из- под крана, подается на обеденный стол. Поэтому, перспектива сотрудничества в этом направлении, оцененная губернатором области Алексеем Гордеевым, уже «попробована на вкус» студентами-аграриями.
Кстати, ребята из «балатонской группы» захотели как можно больше узнать о стране. И, пользуясь не слишком плотным лекционным графиком, вместе с руководителем этой поездки, помощником проректора по социально-воспитательной работе Мариной Шаховой и руководителем координационного совета Ассоциации соотечественников РФ в Венгрии Татьяной Керн составили свой график путешествий по Венгрии. Были в нём и Будапешт, и термальные источники, и старинная крепость в Бадаскони, и знаменитый городок Тихони, и названный в прошлом году культурной столицей Европы г. Печ, и несколько великолепных замков – архитектурных шедевров прошедших веков… «Просто божественные места, - прокомментировали увиденное подружки Юля Заскалько и Юля Хотеева, - а целебная вода термальных источников просто наполнила нас энергией перед началом учебного года». К слову, мелькавшие за окном пейзажи – виноградники, поля с кукурузой и подсолнечником, пасущиеся стада различных животных нередко вызывали среди ребят профессиональные споры – об урожайности и видах почвы, об излюбленных сельхозкультурах местных жителей в частных палисадниках, о качестве производимых в Венгрии продуктов…

«Мы целенаправленно решили отправить в эту поездку группу детей (а для нас они дети), у которых нет семьи в привычном понимании этого слова, - объясняет руководитель поездки Марина Шахова.- То, что они увидели, думаю, даст серьезный стимул в жизни, чтобы добиться большего, чем уготовано им судьбой на первый взгляд. Теперь эти студенты понимают, что за средства вуза можно пройти практику на венгерских предприятиях, а затем применить достойный опыт на своём будущем рабочем месте, показать себя настоящим профессиоаналом. Что за счёт вуза можно продолжить обучение в магистратуре за рубежом, пойти в науку. – Есть возможность к этому стремиться, есть возможность этого достичь, если иметь сильное желание. А желание, я надеюсь, у многих появилось. И даже если они больше не попадут за рубеж – всё-равно их планка в профессии и в жизни будет выше, чем до этой поездки».

Дивиденды оправдывают вложения

После летних взаимодействий представителей ВГАУ и Венгерской республики, речь идет уже о реальных перспективах обучения студентов двух стран с получением российско-европейского (двойного) диплома. Таким образом, для студентов Воронежского агроуниверситета откроется возможность после 3-го курса продолжить образование в главном университете Венгрии – Будапештском. С Капошварским универсиетом ВГАУ продолжит формирование многоуровневой образовательной среды в аграрной сфере на международном уровне. А в ближайшем будущем, скорее всего, сюда же примкнёт и университет Св. Иштвана в Гёдделе.

Точку зрения студента как обобщение к вышесказанному выразил Сергей Шульженко: « Я считаю, что значение подобного опыта трудно переоценить, поскольку это может не только укрепить знания и умение использовать иностранный язык, но и дать представление о западной системе образования, иной культуре и традициях, - таким образом, улучшить международные отношения между двумя государствами, сделать сотрудничество более тесным, сблизить народы (каждый из нас обрел много друзей в Венгрии, в том числе мы сдружились с двумя студентами из США). Такие программы могут пробудить желание попробовать себя в качестве студента зарубежных вузов, тем самым доказать свою профпригодность, высокий уровень владения языком и высокий уровень того образования, который нам дает Воронежский агроуниверситет им. императора Петра I».
Сегодня ВГАУ уже занимает лидирующие позиции как по числу стран и университетов-партнеров, так и по количеству и уровню реализуемых международных проектов. «Но, - говорит ректор Вячеслав Котарев, - мы ставим задачи дальнейшей резкой активизации академической мобильности наших студентов и преподавателей, а также расширения спектра направлений международного сотрудничества. Наши международные проекты мы реализуем не только с целью повышения качества образования и проведения научных исследований, в соответствии с тенденциями развития системы образования, но и в соответствии с приоритетами развития Воронежской области, а также в контексте гуманитарных и социальных инициатив нашей страны на международной арене. И в этом плане поездка 49 наших студентов в Венгрию стала первым и успешным шагом реализации новой комплексной программы международного сотрудничества нашего университета».

В ближайшее время Воронежский агроуниверситет намерен организовать подобные поездки в Италию, Францию, Германию, Украину, Казахстан и Белоруссию,- те страны, с которыми у вуза налажены постоянные и разносторонние связи.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0