Воронеж. 16.01.2019. ABIREG.RU – Расследование – Некоторые предприниматели и их бизнес прекрасно известны. Большинство наших бизнесменов имеют определенную репутацию, и информации о них достаточно много. Герой нашей публикации – Игорь Трифонов и его ГК «Самсон» – тот «тяжелый случай» для журналистов, когда интервью, информация и комментарии не предоставляются от слов «совсем» и «никогда». Встретиться с кем-то из топов компании – вообще из области фантастики. При этом у руководства компании сильно стремление выйти на IPO, что само по себе исключает информационную изоляцию от всего мира. Как федеральная компания на рынке канцтоваров и оргтехники с оборотом в десяток миллиардов рублей приобрела комплекс закрытости? Переосторожничала на много лет вперед? Попытаемся разобраться.
Все комплексы из детства?
С Игорем Трифоновым воронежская бизнес-элита не поддерживает связь и почти ничего о нем не знает. Ведь он не состоит в «клубе миллионеров» «Лидер» и как будто чурается всего, что происходит вне его «мира» под названием «Самсон». Да и воронежским его можно называть условно. Несмотря на то, что бизнес зародился, строился и креп в Воронеже, господин Трифонов «не прикипел» к городу, так как родился и рос не здесь. Вернее будет называть его москвичом. А вообще, он всегда «между» – городами, странами, общепризнанными правилами. Но обо всем по порядку.
Жизнь нашего героя, как и Самсона, в честь которого окрестили компанию, окутана ореолом таинственности. Подробности его биографии – тайна за семью печатями. То ли в силу характера Игоря Александровича, то ли из-за военного прошлого его отца – до конца непонятно. Кстати, библейский персонаж тоже любил загадки, которыми «потчевал» своих гостей. Чем глубже тайна, тем сильнее желание добраться до нее, что и стало главным «побудителем» нашего расследования.
Трифонов – человек, как его характеризируют подчиненные, очень эрудированный, харизматичный, с развитым чувством юмора. Наверняка отличный прогнозист, аналитик и стратег. По поводу дипломатии – вопрос немного спорный. При этом тоталитарный, сложный, типичный холерик с манерой общения «без купюр». Некоторые детали из жизни героя нашего рассказа дают основания полагать о противоречивости его натуры.
Игорь Александрович родился 2 ноября 1969 года в городе Несвиж Минской области в семье военнослужащего. Каким образом семья оказалась в Воронеже, можно лишь предполагать. Скорее всего, это было связано со служебным переводом главы семейства.
Известно, что у Игоря есть родной старший брат Валерий. Место рождения и место работы у Трифоновых совпадают. Только старший не собственник «Самсона» (по крайне мере, официально), как младший, а наемный сотрудник в компании – начальник отдела канцтоваров и товаров для офиса.
Нужно понимать, что время детства и юношества воронежского бизнесмена не было простым, хотя «однокашник» Игоря Тимофей Карачков называет воспоминания тех лет светлыми. Трифонов-младший жил и учился в Вюнсдорфе, в 40 км от Берлина. Точнее – в школе № 1 Группы советских войск в Германии (ГСВГ). В Вюнсдорфе, напомним, после Второй мировой (с 1946-го и до вывода российских войск из Германии – а это 1994 год) размещались ставка ГСВГ и несколько боевых и вспомогательных частей.
К вопросу о таинственности. Вюнсдорф называют городом-призраком, а еще – маленькой Москвой. Почему? Сейчас в нем живут чуть более 6 тыс. человек, а в послевоенные годы население составляло около 60 тыс. человек, 50 тыс. из которых были военнослужащими советской армии. Они жили на территории одной из крупнейших военных баз в Европе и самой большой за пределами страны – для СССР. Ежедневно сюда ходили поезда в Москву, которые прибывали на Белорусский вокзал. Для граждан ГДР территория была закрыта. Вюнсдорф еще называли городом бункеров и книг. Здесь находятся три крупных бункерных комплекса, построенных во времена Третьего рейха, семь уцелевших бомбоубежищ конструкции Винкеля и еще ряд советских. Сейчас городок заброшен, разваливается.
«Кто в учениках не бывал, тот учителем не будет»
Вюнсдорфские учителя 1980-х соответствовали духу своего времени, их закалка и формация позволяли сочетать упоительное преподавание своего предмета и самое строгое наказание за раздолбайство и нежелание впитывать информацию по принципу губки. Роман Фабрый, который учился в той же школе в Вюнсдорфе, что и Игорь Трифонов, только в 1988 году, пишет, что в городке было принято встречать людей по одежке. Добиться признания можно было двумя способами: иметь состоятельных родителей или «крепкие клыки» и уметь ими пользоваться, не раздумывая.
Советские дети по ту сторону немецкой границы в один голос вспоминают шок, вызванный широким ассортиментом продукции магазина «Дружба». Там в 1970-х уже вовсю работала система самообслуживания – бери, щупай, покупай. Показательно, что для школьников городка была возможность слушать под окнами чужих квартир Modern Talking, посещать книжный магазин.
Интересный факт. По уставу ни один советский человек не мог покинуть городок без особого разрешения начальства. Только на экскурсию или по работе. Наказание – в течение суток нарушителей этого правила отправляли в Союз. Но это не мешало покидать Вюнсдорф всем, когда захочется. Чтобы это сделать, нужно было пройти около 100 м пограничного «коридора» мимо советского солдата с автоматом. Для мальчишек это было круче любой войнушки. Настоящая разведка. Большинство покидающих город были русскими. Все молчали. Впрочем, если кто-то попадался, можно было откупиться. Существовала такса – в качестве валюты использовались сигареты «ВТ», которые заранее закупались в Москве.
Эти факты могли иметь место в биографии нашего героя. Лучше представить атмосферу того времени помогают общие воспоминания. Военные дети 1980-х помнят запах костра, который в городке разжигали везде. Там они день за днем слушали солдатские ругательства и байки, а также зачитываемые письма из дома. Печеная картошка была неотъемлемой частью этой «тусовки», ее приносили из дома как пропускной билет. Кстати, военные жители Вюнсдорфа разговаривали на специальном языке – «румате».
Видимо, именно с тех пор у Игоря Александровича появился некий иммунитет к русским ядреным выражениям. Его подчиненные сегодня признаются, что они его частые спутники, в том числе на планерках в «Самсоне».
«Игорь Александрович может себе позволить не лезть в карман за словом и не стесняться в выражениях, говоря как есть, без прикрас. Зато он отходчивый. Вспылит, потом извиняется», – рассказывает один из действующих сотрудников «Самсона», пожелавший остаться неизвестным. Что самой собой разумеется: подчиненные со СМИ ведут себя под стать руководителю. Ведь о недоверчивости и осторожности Игоря Трифонова ходят легенды. Большинство сотрудников компании даже не знакомы с ним лично. Кроме того, Игорь Александрович не держит при себе помощников, секретарей и привык общаться и решать всё через замов и узкий круг доверенных лиц. Но дело в том, что так было изначально: все коммуникации с «посторонними» не были комфортными для человека такого склада. Удивляет, что он вообще представлен в соцсетях. Правда, бывает там нечасто. В друзьях не более десятка друзей из родственников, коллег, одноклассников по Вюнсдорфу.
Юность и отрочество главы «Самсона»
Предпринимательская жилка «главного героя» «Самсона» могла зародиться в Вюнсдорфе. Школьники пишут, что денег не хватало, а соблазнов было много. В школе процветал «черный рынок», где можно было приобрести плакаты с Rembo, Sandra, Depeche Mode, купить кассеты, порножурналы. Некоторые школяры устраивались на подработку к немцам, которые ценили качественно выполненную работу и еще больше – когда на них работали наемники.
Игорь окончил школу в 1986 году. Как вспоминает одногруппник Трифонова по экономфаку ВГУ Юрий Мокринский, семья Игоря очутилась в Воронеже в конце 1980-х. В то время, когда большая страна стряхивала с себя «лишние» республики и превращалась в Россию, в 1991 году наш герой окончил университет и стоял перед жизнью со всеми ее дверями и возможностями.
Сначала подался в чиновники. В 1992-м устроился работать в экономический отдел управы Центрального района Воронежа. Но что-то пошло не так. То ли кресло и его перспективы не привлекали, то ли были другие причины, но Игорь Трифонов в 1993 году открыл небольшую продуктовую компанию «Сириус». Судя по названию, она должна была стать ярчайшей звездой ночного неба под названием «рынок» в эпоху «зачатия» капитализма.
«Мед там точно был, какие еще продукты, не знаю», – вспоминает Юрий Мокринский, тоже участник рынка канцтоваров. Его компания «Мэтр» была основана в 1997 году. Общение с «однокашником» поддерживалось, пока Трифонов работал на Никитинской, по соседству с магазином канцтоваров приятеля. Потом образовалась пропасть. Юрий Леонардович говорит, что уже 20 лет не видел Трифонова.
Итак, основатель «Самсона» в начале 1990-х занимался мелкой торговлей. Думается, благодаря германскому городку у будущего крупного воронежского бизнесмена могло сформироваться далеко не советское отношение к коммерции и спекуляции. Чуть позже переключился на канцтовары. Вот как вспоминает начало пути сам Трифонов в своем журнале «Канцелярия», издававшемся с 2003 года, на сегодня закрытом: «Мы начинали с нуля, сначала был небольшой бизнес – розничная торговля продуктами питания: магазинчики, ларьки, как, впрочем, у многих в те годы… Со временем пришло понимание, что из такого бизнеса, не имея ресурсов – административных, финансовых и прочих, сделать нечто большее будет достаточно сложно. Изучали рынок, смотрели, что развивается, какие компании уже есть, и увидели, что ниша товаров для офиса и школы относительно свободна. Мы, собственно, с самого начала больше были сервисной компанией, хотя два основных направления были заложены сразу – это обеспечение офисов и оптовая торговля».
И добавляет: «Надо также понимать, что мы – российские бизнесмены… Многие компании на Западе появляются в ходе исследований, этим занимаются специальные инвестиционные агентства, определяют ниши, формируют бизнес-проекты. Для этого существует целая инфраструктура – открытие нового бизнеса поставлено на поток и контролируется крупными инвестиционными компаниями… У нас, в России, этого пока еще нет или только начинает появляться. И тогда, в 1990-е, всё это происходило у нас, скорее, интуитивно».
Кого конкретно имеет в виду Игорь Александрович под местоимением «мы»? Как рассказывает Юрий Мокринский, начинал Трифонов вместе с женой Надеждой, знакомой ему с университетской скамьи. «Надежда выдавалась своим умом. Очень приятная и рассудительная», – вспоминает Юрий Леонардович. – С такой женщиной и посоветоваться можно, всегда поддержит – далеко не все женщины обладают этими качествами». Интересно, что оба сокурсника – и Мокринский, и Трифонов – женились на своих одногруппницах. Но чем дальше разводила их жизнь, тем разительнее было отличие в развитии их компаний.
Откуда стартовый капитал?
Группа «Самсон» вдвое моложе своего владельца: первая компания канцелярской направленности появилась в 1993 году, то есть по меньшей мере четверть века назад. Она занималась оптовыми поставками бумаги для организаций и типографий. На тот момент на рынке «гремела» всего одна крупная фирма аналогичного профиля – «Берег». Уже в 1994 году господину Трифонову удалось купить у администрации города помещение по адресу: Московский проспект, 8, площадью 52 «квадрата». Там был магазин канцтоваров «Карандаш». Также одним из первых магазинов с похожим набором продукции считалось торговое пространство на Комиссаржевской, 1 (за «Домом офицеров»). Несмотря на то, что первая контора господина Трифонова прекратила свое существование в 2013 году, сам магазин канцтоваров есть до сих пор. Изначально он специализировался на школьных принадлежностях, потом ассортимент расширился за счет оргтехники, позже появилась продукция для премиум-сегмента.
Откуда стартовый капитал? На ум приходят самые очевидные варианты развития событий – родственники, собственность по комсомольской линии или что-то незаконное. На самом деле, глава воронежского «Глобуса» Ольга Кускова рассказывает, что в то время не требовались большие суммы денег, чтобы открыть свое дело. «Русские люди привыкли копить деньги: кто – на квартиру, кто – на машину. Чтобы начать заниматься реализацией канцтоваров, вполне могло хватить части этих накоплений – это вовсе не гигантские суммы. К слову, нормальная аренда в то время – это когда дневная выручка составляла месячную аренду. Сейчас аренда может доходить до недельной выручки», – говорит она. Поэтому кто был помоложе и активнее, тем, кому особо нечего было терять, пробовали себя в роли предпринимателей.
Как закручивание гаек «раскрутило» рынок?
Оговоримся, что рынок канцтоваров – та отрасль, где участники не дружные и сплоченные, а существуют каждый сам по себе. Глава воронежского «Глобуса» Ольга Кускова поясняет, что «точек соприкосновения особо нет». Точнее, попытки строить партнерские отношения были, но безуспешно. Это происходило на почве необходимости делать объединенные заказы у фабрик, отпускавших свою продукцию только большими партиями – такие объемы одной сети не требовались. Поэтому задумывалось делать заказ в складчину от лица одной из компаний, а потом распределять объем между участниками рынка по договоренности. Но уже первые попытки показали несостоятельность затеи. В силу разных причин. К примеру, генерального заказчика, на чье юрлицо оформлялись документы, тяготила «допуслуга» в виде предоставления складского помещения под товар. Плюс были вопросы с платежной дисциплиной.
В двух словах коснемся формирования рынка. «В 1992-1994 годах, когда мы начинали свой бизнес, рынка канцтоваров, по сути, не было. До 1991 года существовало централизованное государственное снабжение. Китайские товары к нам еще пока не хлынули, наши предприятия постепенно закрывались, ну, за исключением, пожалуй, московской фабрики «Восход», производящей тетради. А в целом в стране целлюлозно-бумажные комбинаты уже практически не работали, так что бумага для офисной техники была импортной», – рассказывала в интервью «Абирегу» Ольга Кускова.
Не секрет, что дефицит во многом был искусственным – склады ломились от товара, зато магазины не могли его закупать из-за бешеной инфляции, «съедавшей» оборотные средства с жадностью голодных волков.
Один пример. Юрий Мокринский и его «Мэтр» начинали с издания методической литературы по бухучету. И «споткнулись» о дефицит конвертов: универмаг «Россия» не мог продать нужное количество. «На базе роскульттоваров было фактически всё, но магазины не покупали канцелярские принадлежности из-за нехватки оборотов», – говорит глава «Мэтра». Кроме того, тогда правительство РФ боролось с ростом цен из-за высокой инфляции. Вышло постановление о запрете делать наценку выше 25%. Это ставило под удар целые сегменты рынка. Юрий Мокринский признается, если бы не игнорировал это постановление, то магазин долго бы не протянул на скромных продажах ручек и тетрадок: «Делали наценку и в 100%. Законность этому придавал механизм перепродажи товара с одной фирмы на другую и так по цепочке. Переписывали накладные, как иначе». С его слов, проверки на соблюдение этого постановления касались в основном социально значимых товаров – хлеба, сахара... «Сейчас же конкуренция не позволяет «замахиваться» на серьезную наценку», – говорит он. Но так считают не все игроки. Они признаются, что спрос не растет, поэтому приходится «держать» выручку на сегодняшнем уровне за счет роста наценки. Одна розничная сеть канцтоваров, пожелавшая остаться неизвестной, призналась, что «накручивает» вдвое больше («а то и выше») относительно уровня 2008 года.
Сколько стоит группа «Самсон»?
Считать чужие деньги – моветон. Но в профессии журналиста это необходимо, чтобы анализировать ситуацию на рынке и динамику роста отдельных компаний. Интересно, что три компании, начавшие заниматься примерно одним и тем же в одно и то же время, достигли несоизмеримо разных результатов на сегодня. Это то ли вопрос мотивации, то ли знаний, дальновидности, мудрости и элементарного везенья – вопрос философский. Но цифры говорят вот что.
По данным «СПАРК-Интерфакс», выручка ООО «Мэтр» по итогам 2017 года составляет 163,3 млн рублей, чистая прибыль – чуть более 3 млн рублей. По «Глобусу» аналогичные цифры составляют 168 млн рублей и 740 тыс. рублей. «Самсон» по сравнению с ними шагнул далеко вперед. Оборот головной компании «Самсон-опт» достиг в прошлом году свыше 13 млрд рублей, чистая прибыль – 248 млн рублей. Для сравнения: воронежский авиазавод продал за тот же период продукции на 6,7 млрд рублей, то есть в два раза меньше. Понятно, что такое сравнение не очень корректно, ведь торговая компания и завод имеют разную специфику деятельности. Тем не менее представление о масштабе торговли писчебумажными принадлежностями и канцелярскими товарами дает.
«У меня и цели никогда не было выходить на федеральный уровень», – говорит Юрий Мокринский. Ольга Кускова также призналась, что не видит смысла развиваться за счет выхода в соседние регионы или переформатирования – например, открытия специализированных гипермаркетов по принципу «ОфисМага»: «Я не понимаю экономику таких форматов, ведь выручка на квадратный метр маленького магазинчика в разы выше, чем у гипермаркета».
Компания «Самсон» из года в год крепла, шагая семимильными шагами. Через два года с начала деятельности были открыты оптовые продажи, потом стартовало развитие сети региональных складов. На сегодня общая площадь складских помещений, представленных во многих городах страны, – 110 тыс. кв. м. Компания начала продавать эксклюзивные торговые марки. В 2004 году открылся отдел продаж компании «ОфисМаг» в Воронеже и Волгограде. Затем маркетинг и логистика выделились в отдельные службы, начала работать дилерская программа. И постепенно «Самсон» вырос из нашего региона. Сейчас его «дочки» представлены во многих регионах России. Оборот группы, по собственным данным компании, перевалил за отметку в 20 млрд рублей в год.
В целом структура группы достаточно проста. Это ООО «Холдинговая компания «Самсон – товары для офиса и учебы», которая является владельцем ООО «Самсон-опт». В качестве региональных подразделений выделены компании-«дочки» в соответствующих субъектах РФ. Всего в группе 17 организаций, что немного, учитывая масштаб деятельности.
Обычно для торговых компаний стоимость определяют как 0,1-0,3 от годовой выручки. Учитывая специфику отрасли и оценки экспертов, следует скорее ориентироваться на нижнюю границу этого диапазона. Таким образом, группу компаний можно оценить в 2-3 млрд рублей.
Другой широко применяемый метод – оценка на основе прибыли. Для торговых компаний он считается менее актуальным, так как гораздо важнее доля рынка и лояльность покупателей. Тем не менее нельзя не отметить, что почти все компании группы показывают прибыль, и это не формальные «50 тыс. рублей в год». В частности, головная организация за 2017 год продемонстрировала 260 млн рублей положительного финансового результата. При этом, впрочем, есть одна «дочка», стабильно генерирующая убытки на уровне в несколько десятков миллионов рублей, – «ОфисМаг-РТ». Учитывая, что объемы деятельности не сокращаются, а сама организация продолжает работать, мы предположили, что убыточность связана со структурой группы, и учли финансовые результаты убыточных компаний для оценки бизнеса. В этом случае консолидированный финансовый результат составил за 2017 год 230 млн рублей. При норме прибыли в 8% (для текущих условий это нормальная доходность) стоимость компании – около 2,9 млрд рублей.
Третий способ, который применяется для оценки компании, основан на стоимости активов. Он редко используется для торговых компаний, так как для последних наличие активов не так важно, как наработанные торговые цепочки и эффективность продаж. Тем не менее проведем такую оценку. Совокупные чистые активы предприятий группы составили более 2 млрд рублей. С учетом поправочного повышающего коэффициента это дает оценку в 2,5-3 млрд рублей стоимости бизнеса.
Достаточно редкий случай, когда различные варианты оценки группы компаний дают приблизительно один и тот же результат – свидетельство стабильного и сбалансированного состояния бизнеса. Видимо, компания, которая редко звучит как лидер воронежского бизнеса, на самом деле является одной из самых недооцененных в части эффективного управления и качества работы.
Таким образом, группу «Самсон» можно оценить в 2-3 млрд рублей, причем верхняя граница, учитывая все методы оценки, будет ближе к справедливой. Это очень хороший результат для бизнеса, созданного не на основе приватизации и извлечения ренты.
Борьба: в чем и с кем
Хозяин «Самсона», как отмечают его подчиненные, – типаж сильного руководителя, который постоянно держит руку на пульсе: мониторит сайты конкурентов, внедряет нововведения, борется за рынки, место под солнцем. И довольно скептически относится к распространенному методу борьбы своих противников на рынке товаров для учебы и офиса – уходу в «тень». Это подтверждают, например, вот эти слова господина Трифонова: «Зачастую конкуренция между компаниями-лидерами индустрии сводится к тому, кто больше недоплатит государству и на эту экономию снизит свои цены, или больше вложит в свое продвижение, или «откатит» госбюджетному заказчику. Вот и весь маркетинг-менеджмент».
Глава «канцелярской империи» восприимчив к несправедливости. Ради нее готов сражаться. Одна из высоких целей, которые он отстаивал, – борьба за цивилизованный и «прозрачный» рынок в своей отрасли.
«Действительно, многие лидеры нашего рынка – закрытые компании, причем рынок не до конца цивилизованный, и эта закрытость не способствует прозрачному ведению дел, не говоря уже о социальной ответственности бизнеса», – заметил господин Трифонов в одном из своих интервью, обращаясь к представителям отрасли. И собрался в ближайшие несколько лет (2013-2014 годы) личным примером и активной просветительской деятельностью «превращать» теневые компании в «белые».
Для прямого воздействия на рынок «Самсон» в 2003 году учредил уже упомянутый журнал «Канцелярия». В издании периодически транслировались мысли о необходимости цивилизованного рынка. Правда, издание не пережило кризис 2014 года. Когда пошло сокращение бюджета, редакции предложили перейти на электронный формат и самоокупаемость, предложение не устроило редактора, и «Канцелярию» прикрыли. С тех пор в лентах новостей «Яндекса» «Самсон» появляется преимущественно в рейтингах самых дорогих вакансий. Заработная плата здесь колеблется в среднем от 80 тыс. до 110 тыс. рублей. Кстати, работодатель славится белыми зарплатами, хотя график при этом может быть ненормированным.
В марте 2013 года со страниц своего журнала основатель «Самсона» высказывался, что «всем нам надо рано или поздно начинать расчищать эти конюшни... Пример выхода из «тени» должны показать крупные компании федерального уровня, от них всё идет». Впрочем, воз и ныне там. Участники рынка уверяют, что по-прежнему «конюшни полны», а «тени» полулегальных игроков рынка стали еще четче. И дело не только в неуплате большой части налогов. Часто здоровая конкуренция заканчивается там, где подключаются нужные связи и договоренности.
Сегодня в компании уделяется пристальное внимание Москве. Отвоевывать позиции на столичном рынке в «Самсоне» поручено директору департамента корпоративной торговли по Москве и области Александру Филатову. Основной конкурент «Самсона» – московская фирма «Комус» с оборотом примерно в 2 млрд рублей и чистой прибылью по итогам 2017 года в 82,5 млн рублей. Несмотря на то, что компания вышла на рынок на шесть лет позже воронежского игрока, она заняла лидирующие позиции в Москве, побеждает на аукционах по крупным поставкам своей продукции для госструктур. «Самсон» пытается работать локтями в борьбе за московский рынок, предполагая, что справится с теми же задачами не хуже. Но пока позиция «Комуса» по-прежнему прочна и компания вряд ли рассматривает «Самсона» в качестве серьезного соперника. По крайней мере, так считают эксперты. В самом «Комусе» отказались обсуждать проблемы и тенденции канцелярского рынка в Москве. Комментировать возможности и уровень влиятельности «Самсона» на столичном рынке тоже не стали. Видимо, пока Москва не дается, воронежская группа пытается держать в кулаке периферию. Так, задачей розницы является открывать в мелких городках (менее 300 тыс. человек) по два новых магазина в месяц. И с этим «Самсон» вроде как справляется. Сегодня у группы открыто 14 филиалов по всей стране, 50 гипермаркетов в 33 городах России.
Что касается импорта, богатырь «Самсон» размещает заказы в Китае и успешно снабжает своих клиентов «тамошней» продукцией. Этим занимаются два отдела – импорта и бренд-маркетинга. Эти службы определяют ассортимент, заказывают, привозят, растаможивают.
А вот собственное производство в Воронеже компания, наоборот, свернула. Стало не выгодно производить свои пластмассовые лотки для бумаг на заводе «Пластэст», зарегистрированном в 2000 году там же, где и первый магазин – на Комиссаржевской, 1. В результате реорганизации производственная компания в апреле 2017 года присоединилась к «БРГ Инвест». По данным «СПАРК-Интерфакс», предприятие в 2016 году дало чистую прибыль в 3,8 млн рублей, тогда как показатель выручки отсутствует. Годом ранее он составлял 30,3 млн рублей при чистой прибыли в 2,7 млн рублей.
Карьера в «Самсоне»
Библейский Самсон был богатырем и обладал сверхспособностями. У Игоря Александровича таковые тоже имеются. Говорят, что он обладает феноменальной памятью и про всех своих подчиненных помнит в деталях всё, что знает, вплоть до подробностей личной жизни.
«Компания «Самсон» – одна большая семья. Есть Игорь Александрович, а мы все его детки. При этом дети не имеют права голоса и решения. Бывает, когда «папа» на крупном совещании ругается. Говорит, мол, что вы молчите, я, что, тут один самый умный? При этом все понимают: стоит что-то предложить, он тут же всё раскритикует так, что потом долго не захочется проявлять инициативу», – говорит один из действующих сотрудников компании.
Вообще в «Самсоне» приветствуются консерватизм и преданность. Начальников здесь чаще всего не назначают, а взращивают с самых низов. Из старожилов компании называется руководитель сбытового корпоративного отдела Станислав Большунов. Люди, которые вхожи в кабинет начальника, – в основном замы и некоторые руководители ключевых направлений. В глобальном смысле их три – опт, розница и корпоративные продажи. Второе лицо в компании – директор по оптовой торговле Владимир Ситников. Также на хорошем счету финдиректор Евгений Погорелов, директор по корпоративной торговле Эдуард Кашперский, директор по развитию Анатолий Труфанов, директор по бренд-маркетингу Станислав Гуменников, коммерческий директор Евгений Усков. Большой ответственный фронт работ доверен Александру Филатову.
«У нас отличные управленцы, молодые, активные. Со временем приходят и опыт, и знания. В значительной степени мы, конечно, учимся в процессе работы, но самое главное – это то, что люди способны воспринимать новое, критически оценивать, правильно реагировать на возможные отклонения, оперативно принимать решения, проявлять инициативу. Вот самое главное для управленческой команды. И я считаю, что с этим у нас всё обстоит хорошо», – отмечал в 2010 году Игорь Трифонов.
Одна из бывших сотрудниц «Самсона» вспоминает, что Игорь Александрович при всех его положительных чертах, вызывающих уважение, как управленец достаточно жесткий и категоричный. Не любит делегировать. «Когда вопрос вставал, например, о том, чтобы создать свой сайт, то процесс организовывался внутри компании. Причем не самым удачным образом, потому как специального опыта в таком направлении у наших сотрудников не было. Но так как Игорь Александрович любит всё контролировать, никакая работа не отдается на аутсорсинг», – говорит собеседница, пожелавшая остаться неизвестной. Нам непонятно, в чем противоречие, ведь контролировать процесс и отдавать непрофильную работу на аутсорсинг – два взаимосвязанных, а не взаимоисключающих понятия. Но выяснить это лично у господина Трифонова у нас не было физической возможности.
Справедливости ради отметим, что он еще лет восемь назад признавался, что не умеет делегировать. «Лично я для себя вижу проблему делегирования полномочий. Наверное, для меня самое сложное – понять, что мы превратились в большую компанию. То есть, как и раньше, большинство вопросов замыкается непосредственно на мне, и я думаю, что многие решения были бы эффективнее, если бы у моих заместителей, директоров направлений было больше полномочий. Но самое главное – это понять проблему, и, раз мы ее понимаем, будем решать», – рассуждал Игорь Александрович. Правда, пока мало что изменилось с того времени.
«СМИшные» отношения
Признавать проблемы и ошибки – проявление сильной позиции. Если вспомнить Самсона, то это явление силы, могущества, действия. Но одной только силы и признаний мало, чтобы обойти конкурентов и достигнуть выдающихся результатов. Важно вовремя прислушаться к толковым подсказкам людей и судьбы. Перспективное направление развития Игорю Александровичу подсказал в свое время директор рекламного агентства «Авантаж» Юрий Пульвер, посоветовавший заняться импортом. Правда, сам Юрий Евгеньевич себе заслугу эту не приписывает и не считает себя «крестным отцом» «Самсона». Напомним, «Авантаж» обладал в свое время чуть ли не единоличным правом на размещение наружной рекламы в Воронеже. Основание – многолетний договор с мэрией на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на госземлях и имуществе. «Игорь Александрович был нашим первым крупным клиентом, заказавшим рекламные щиты по всему городу», – говорит господин Пульвер.
После этого очевидных отношений «Самсона» со сторонними организациями, в том числе рекламщиками-пиарщиками, не наблюдалось. Трифонову, разумеется, есть что сказать и рассказать полезного, социально значимого, но он за всю свою жизнь так ни разу и не смог выйти из своего комфортного кокона. Поэтому, к сожалению, за всю свою жизнь Игорь Трифонов не дал ни единого интервью внешнему изданию, избегал встречи тет-а-тет с «чужим» журналистом. Однажды в порядке исключения Игорь Александрович дал интервью «Абирегу». И то не лично, а через помощников.
Запретный плод сладок
Совсем за кадром нашего повествования осталась личная жизнь нашего героя. С Надеждой Трифоновой они вместе по меньшей мере 15 лет. Правда, вместе – понятие условное. По крайней мере, с 2003 года официально они находятся в разводе. Впрочем, последний раз совместное фото Игоря и Надежды было размещено в одной из соцсетей в январе 2013 года. Но на основе этого мы не можем делать точных выводов, связывают ли Трифоновых какие-либо отношения, помимо приятельских. Да и в любом случае их пожизненно будет объединять воспитание детей.
Часто крупные бизнесмены записывают свое имущество на жен (неважно – действующих или бывших, с которыми сохранились партнерские отношения). Поэтому мы не могли не обратить внимания на доходы Надежды Павловны, ведь с ней как-никак господин Трифонов вместе начинал свой бизнес. На нее зарегистрирована фирма, занимающаяся арендой и управлением собственной недвижимостью – ООО «Альянс-Н». Выручка у компании по итогам 2017 года около 6,7 млн рублей, чистая прибыль – 11,6 млн рублей. Кроме того, в собственности в разные периоды времени числились несколько квартир в Северном микрорайоне Воронежа, а также московские квартиры в самых что ни на есть престижных районах, включая Рублевское шоссе. Правда, в марте 2018 года госпожа Трифонова сменила место прописки на престижную улицу в Хорошевском районе Москвы.
Что касается самого бизнесмена, то в Воронеже господин Трифонов живет в достаточно скромном по внешнему виду доме площадью почти в 300 кв. м в Центральном районе. «Соседкой» по дому господина Трифонова, по сведениям источников «Абирега», является в том числе мама его бывшей супруги. Также источники сообщают о наличии у Игоря Александровича недвижимости в других регионах, в частности Саратовской области. Из транспортных средств, как ни странно, на его имя зарегистрирован только гидроцикл. В то время как Надежда относительно недавно пересела с мощного Audi A6 на люксовый Porsche Cayenne.
Возможно, читатели бросят камень в мой огород – мол, слишком много риторических вопросов и косвенных указаний, которые скрыто прозвучали в этом рассказе. Многие вещи, конечно, резонно уточнять у самого героя. Но, как уже отмечалось, Игорь Александрович игнорирует прессу. На наш официальный запрос, отправленный и на личную почту, и на электронный ящик ответственных сотрудников, он не ответил. Публикуем часть вопросов, которые нас интересовали:
-
Откуда появился стартовый капитал для коммерции?
-
Под чьим крылом в Воронеже появились ваши продуктовые ларьки?
-
Как учеба в Вюнсдорфе повлияла на формирование вас как бизнесмена? Ведь тип мышления советских людей в основном шел в противовес предпринимательскому началу.
-
Помогли ли в развитии бизнеса военная карьера и связи вашего отца Александра Сергеевича Трифонова? Какая функция на него была возложена во время пребывания в Вюнсдорфе, он был как-то связан с КГБ?
-
Вы начинали свой бизнес вместе с женой? Какова сейчас ее функция в общем деле?
-
На каком этапе и за счет чего на небольшом рынке канцтоваров «Самсону» удалось перехватить инициативу?
-
Кто помог в свое время и давал правильные советы?
-
Чем обусловлена ваша позиция быть максимально закрытым бизнесменом?
-
Как вы оцениваете шансы «ОфисМага» на то, чтобы потеснить «Комус» на московском рынке, в том числе в части победы в крупных аукционах?
-
Эксперты оценивают стоимость вашего бизнеса примерно в 2 млрд рублей. Согласны вы с их оценкой или она ошибочна?
-
Закрытым компаниям невозможно выйти на IPO – будете открываться или откажетесь от открытого привлечения инвестиций?
-
Собственность вашей бывшей жены, включая недвижимость в Воронеже и Москве, а также люксовый автомобиль, можно считать общим достижением эффективного бизнеса?
-
Можно ли назвать ваш бизнес семейным, учитывая, что топ-менеджмент в ГК в большинстве своем состоит из «старых» проверенных людей, включая старшего брата Валерия? Трудно ли вести дело с близкими людьми или родственные и приятельские узы, наоборот, помогают?
-
Считаете ли вы себя хорошим управленцем?
-
В 2000 году вы «свернули» деятельность завода «Пластэст» из-за его экономической нецелесообразности. Коротко назовите три основные причины, почему производство канцтоваров в России не развивается, тогда как торговля, в том числе китайскими товарами (доля рынка – 40%), процветает? Видите ли вы в этом проблему?