Белгород. 13.09.2021. ABIREG.RU – Аналитика – В Белгородской области организована сеть проправительственных НКО, которые собирают «благотворительные взносы» с бизнеса. От их действий страдает бюджет региона, недополучая прибыль от дивидендов. «Абирег» попытался разобраться в «любопытных» схемах команды бывшего губернатора Евгения Савченко, а также понять, что делать с таким наследством врио губернатора Вячеславу Гладкову.
В Белгородской области команда бывшего губернатора Евгения Савченко учредила широкую сеть НКО – провластных фондов, которые по официальной версии помогают региону в развитии инфраструктуры. На деле возникает полное ощущение, что недобросовестные чиновники выводят средства из подконтрольных предприятий без предоставления какой-либо отчетности по взносам «на благотворительность». В итоге акционеры ряда компаний с государственным участием, как и бюджет региона, не получают дивиденды. Ущерб финансовому благополучию Белгородчины своими действиями наносят сами чиновники.
Порой странными и даже абсурдными кажутся действия отдельных ведомств, в том числе областного Департамента имущественных и земельных отношений. В регионе отрасль уже больше 20 лет курирует Валерий Шамаев. До этого он возглавлял Агентство по Белгородской области Центрального межрегионального органа Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству – человек с опытом и знанием законодательства и бухгалтерского дела. И если стороннему наблюдателю его действия кажутся нелогичными, он просто не знает контекст.
Вывод денег из «Медтехники»
АО «Медтехника» – организация, которая занимается поставкой оборудования в медучреждения области. Создана в 1993 году еще в первый срок губернатора Евгения Савченко. Контрольным держателем пакета акций (51%) является правительство Белгородской области в лице Департамента имущественных и земельных отношений. Генеральным директором в 2018 году назначен Виктор Гавриленко – бывший начальник комитета имущественных и земельных отношений администрации Белгорода. Тогда акционеры убрали с поста руководителя неудобного Илью Коптяева, проведя обыски в компании. Суд, кстати, признал эти действия незаконными и даже назначил компенсацию морального ущерба. Рекордная сумма компенсации для региона.
Коллектив «Медтехники» пытался бороться с Гавриленко, который, по мнению людей, выплачивает себе дополнительные премии и бонусы. Однако их открытое письмо Савченко не принесло результата и нового руководителя оставили. Для чего – станет известно позже.
Сейчас арбитражный суд Белгорода рассматривает иск о незаконном выводе 7 млн рублей бывшего подчиненного Валерия Шамаева. По мнению акционеров, Виктор Гавриленко самовольно перевел благотворительный взнос в Фонд содействия развития инженерной, строительной и социальной инфраструктуры региона. Он собственноручно вписал нужную сумму в письмо с просьбой о поддержке деятельности фонда. При этом нарушив устав АО, который не подразумевает такой категории расходов, и не уведомил акционеров о своих действиях. Сумма переведенных средств резко увеличивает затраты предприятия, делая деятельность компании нерентабельной. Любопытно, что учредителем фонда-благополучателя является всё то же правительство региона.
«Порядок принятия решений в акционерных обществах определяется федеральным законом об акционерных обществах и уставом АО, внутренними документами и различными положениями. Законом предусмотрено понятие крупной сделки – это сделка, которая, по общим правилам, превышает 25% от балансовой стоимости активов АО на последнюю отчетную дату. Соответственно, если исполнительным органом планируется совершение крупной сделки, то он должен согласовать ее заключение либо с советом директоров, либо с акционерами. В случае если заключение крупной сделки было не согласовано и при этом был причинен ущерб либо самому обществу, либо акционерам, то по иску одного из акционеров такая сделка может быть признана недействительной судом, а лично с руководителя могут быть взысканы убытки. Существуют общие правила и закон, их можно скорректировать, только повысив стандарты, а понизить их нельзя», – комментирует юридическую сторону вопроса управляющий партнер Адвокатского бюро «Шлабович, Татарович и партнеры», адвокат Игорь Татарович.
Парадоксальным, на первый взгляд, является отношение департамента имущественных и земельных отношений к данной ситуации. Налицо нарушение закона: действия гендиректора подпадают под ст. 160 УК РФ о растрате вверенного имущества и ст. 201 УК РФ о злоупотреблении полномочиями. Однако заместитель Шамаева – начальник управления земельных ресурсов Янина Пойминова не видит здесь никакого прецедента. В ответ на запрос «Абирега» она обозначила: «Действующее законодательство не содержит запрета на осуществление безвозмездной помощи (выплат), влияющей на формирование прибыли и размер дивидендов». Более того, спустя восемь месяцев руководство «Медтехники» пытается представить суду сфабрикованные, по мнению истцов, документы с подписями акционеров (в том числе членов правительства). На одно и то же число составлено два протокола собрания акционеров, в одном из которых уже есть решение акционеров об оказании финансового содействия фонду. Понимая это, ответчик старается сделать всё, чтобы не допустить представителей СМИ к заседаниям.
Контрольно-счетная палата региона также открестилась от разбирательств по делу, обозначив, что вопрос находится не в их ведении. Хотя согласно п. 5 ст. 5 Закона Белгородской области «О Контрольно-счетной палате Белгородской области» № 53 от 12 июля 2011 года в полномочия аппарата входит «контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Белгородской области, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими Белгородской области».
Департамент внутренней политики утверждает, что денежные средства, выплаченные в качестве благотворительной помощи, учтены АО «Медтехника» надлежащим образом в бухгалтерской отчетности. Однако, по информации наших источников, этих данных в отчете нет. Кажутся подозрительными и действия налоговой инспекции, которая не представляет затребованную судом годовую бухгалтерскую отчетность за 2020-й. На заседание 1 сентября они не явились и документы не представили. Сейчас у ИФНС их истребовали повторно. Интересно, что на самом деле скрывает налоговая тайна?
Область упорно игнорирует конфликт. Чиновники, объединившись, даже идут на подлог документов. Возникает ощущение, что за этой проблемой стоит куда более серьезная – целая сеть по выводу средств в фонды НКО из подконтрольных правительству организаций. Вопрос уже взяли на контроль на федеральном уровне, Росфинмониторинг анонсировал проверку по заявленным фактам. Понятным поведение отдельных фигурантов истории становится после изучения более давних событий.
«Дареный конь» Евгения Степановича
Правительство «старой Соборной» всегда демонстрировало высокую лояльность в вопросах взаимоотношений с местными элитами. Так, в 2018 году, по информации антикоррупционного издания Pasmi.ru, власти позволили приватизировать бизнесмену землю из госсобственности. Ущерб бюджету оценивается в 0,5 млрд рублей. Не менее «загадочной» стала ситуация со строительством одного из крупнейших торговых центров – «Сити Молла». Чехарда с собственниками, кадастровыми номерами и льготами вызвала интерес у местных СМИ. Редакция Бел.ру писала: «И хоть изначально все причастные к строительству многофункционального торгово-развлекательного комплекса отрицали причастность семьи экс-губернатора Евгения Савченко к объекту, по итогам его строила компания зятя (Геннадия Бобрицкого), за металлоконструкции отвечал завод зятя, земельный участок принадлежит компании, в которой дочь бывшего губернатора – бенефициар».
Эти действия было возможно совершить только с ведения департамента имущественных и земельных отношений области, то есть лично Валерия Шамаева. Кстати, департамент также является учредителем Фонда содействию и реформированию ЖКХ области. Туда стекаются деньги собственников помещений в многоквартирных домах, которые они отдают за капитальный ремонт. В августе прокуратура завела семь уголовных дел в сфере ЖКХ в ходе проверки в Белгороде, Алексеевском и Губкинском округах, а также Волоконовском районе. Выявлены попытки посягнуть на деньги, предназначенные на капремонт, а также использование подложных протоколов собраний собственников. Руководитель фонда и бывший начальник ЦЭБ Леонид Белоковаленко покинул должность примерно в этот же период. Ранее врио губернатора Вячеслав Гладков уволил руководителя управления капитального строительства региона Александра Борзасекова из-за возбужденных уголовных дел и неудовлетворительной работы. Потерял свое место и гендиректор застройщика «Новой жизни» Александр Славкин. Провальная реконструкция Центра молодежных инициатив стала последней каплей для вице-губернатора Евгения Глаголева.
Весной, когда Вячеслав Гладков был назначен на должность врио, в регионе говорили о налаживании контакта с местными элитами. Но всё пошло не по плану: в марте по указу президента Тамбовская и Белгородская области поменялись прокурорами. В регион пришел Владимир Торговченков. С тех пор члены команды Савченко с завидной регулярностью становятся фигурантами уголовных дел. Ситуация, когда местные чиновники не видят состава преступления, а федеральные включаются в работу – это сигнал. Гладков – человек прагматичный, думаем, скоро в регионе будут очередные кадровые перестановки.
Мнение эксперта
Комментирует директор воронежского Центра социально-политических технологий, кандидат политнаук Владимир Инютин:
– В день назначения Вячеслава Гладкова автор этих строк в комментарии для федерального издания предсказал крупные кадровые перестановки в правительстве Белгородской области, связанные, возможно, с антикоррупционными процессами. Без ложной скромности могу сказать, что данный прогноз, принадлежавший воронежскому политологу и коренным образом расходившийся с оценками местных исследователей, оказался довольно точен. Замена «последнего из могикан» ельцинского призыва Савченко технократом Гладковым по траекториям карьерного роста и последствиям вполне сравнима с заменой Юрия Лужкова Сергеем Собяниным на посту московского мэра. Вячеславу Гладкову явно был дан карт-бланш на радикальную зачистку команды Савченко. Другое дело, что карьерный опыт господина Гладкова выработал у него устойчивые стереотипы постепенных, но последовательных кадровых решений. Кейс с отставкой, а затем и уголовным преследованием ключевого вице-губернатора Евгения Савченко – тезки Глаголева – убедительно подтверждает серьезность намерений нового губернатора. Безусловно, ему придется разбирать и авгиевы конюшни «придворной благотворительности» и контролируемых областными чиновниками поставок медицинского оборудования. Исследования экономической эффективности благотворительного сообщества, в частности наиболее авторитетного исследования «Русфонд.Навигатор», показывают, что оборот сферы благотворительности в России ежегодно составляет десятки миллиардов рублей. Различные губернаторские фонды, аналогичные тем, что создавались в Белгородской области, фактически вынуждали предпринимателей переводить деньги на конкретные проекты, неподотчетные контролю общественности. Рука об руку с ними шли «нужные» кому-то поставщики медицинской техники. В то же время реальные представители некоммерческого сектора в сфере благотворительности, предоставляющие прозрачные отчеты о своей деятельности, в регион фактически не допускались. Антикоррупционные расследования в данной сфере очистят не только сферу благотворительности и медицинскую отрасль региона, но и могут вернуть доверие к самому понятию благотворительности, «перезагрузить» в нужном направлении процессы развития гражданского общества Белгородчины.