WorldClass

20 апреля 2024, 18:37
Экономические деловые новости регионов Черноземья

erid: 2VtzqucPBPb

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Перспективы вступления в ВТО: Россия и Воронеж

10.10.2011 14:56
Автор:

Воронеж. 10.10.2011. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) - Аналитика - Как было уже неоднократно заявлено президентом и правительством РФ, Россия стремится в ВТО и рано или поздно обязательно вступит в эту организацию. Еще летом утверждалось, что вступление должно произойти до конца 2011 года.

Правда, это утверждалось уже много раз. Следует отметить, что история вступления России в ВТО беспрецедентна по длительности. Она насчитывает уже более 18 лет. Летом 1993 года РФ подала заявку на присоединение к ГАТТ (так назывался предшественник ВТО). В марте 1994-го был представлен Меморандум о внешнеторговом режиме, отправная точка для начала переговоров, а в июле 1995-го в Женеве прошло первое заседание рабочей группы. Сколько их было с тех пор, давно сбились со счета даже участники процесса.

Почему же так долго тянется эпопея России со вступлением в ВТО? И какие последствия ожидают россиян, если это все-таки произойдет? Есть основания утверждать, что ответ на первый вопрос определяется тем, что в правящих кругах России все-таки отдают отчет, что собой представляет ответ на второй вопрос.

Если выявлять главную стратегему ВТО, ее можно сформулировать так. Ничто не должно мешать транснациональному капиталу, сосредоточенному в так называемом ядре капиталистической миросистемы (США, Великобритания, ЕЭС, Япония) на равных конкурировать с капиталом периферийных стран миросистемы, и более того: нельзя никоим образом и защититься от подобной конкуренции, прекратить, хотя бы на время, подобного рода соревнование.

Взаимоотношения между ядром и периферией капиталистической миросистемы можно уподобить постоянно повторяющейся битве двух человек на дубинах с условием, что каждый ставит на кон одинаковый объем необходимых для жизни благ, а победитель не только забирает весь кон, но и получает возможность часть выигрыша направить на увеличение размера своей дубины, в то время как проигравший такой возможности по определению не имеет. Вполне честная игра по такого рода правилам приводит к очевидному результату. Через некоторое время один соперник становится богатым и непобедимым, а другой – бедным и обреченным на проигрыш.

Сегодня подавляющее число стран (153 на начало 2011 года) втянуты в такого рода «честное» соревнование. Близка к вступлению в ВТО (по крайне мере на уровне деклараций) и Россия.

Что же ее ждет?

Для ответа на этот вопрос следует рассмотреть общие требования, которые накладывает членство в ВТО на вступившие в организацию страны.

Сразу отметим, что право ВТО стоит над законодательством национальных государств и предусматривает необходимость для вступившего в ВТО государства проводить в своей стране политику либерализации, приватизации и дерегулирования, что, собственно, и позволяет обеспечить равный доступ к ресурсам страны и к ее потенциальным источникам добавленной стоимости как местных инвесторов и предпринимателей, так и зарубежных (в том числе и ТНК).

Государство, вступившее в ВТО, не имеет права отказаться от обязательств перед ВТО по либерализации, приватизации и дерегулированию.

Вступившее в ВТО государство не имеет права ввести количественные или качественные ограничения для доступа на свои рынки иностранных концернов и банков. Это в полной мере относится и к таким сферам, как инфраструктура, системы жизнеобеспечения, образование, здравоохранение.

Государство не вправе регулировать уровень валютных расходов и не вправе указывать инвесторам, какую часть прибыли или какую часть продукции они должны оставлять в стране, а какую – вывозить.

Государству запрещено обязывать инвесторов использовать в процессе производства продукты, произведенные в стране, так же как запрещено обязывать работодателей принимать на работу население этой страны.

Государство не имеет права принимать законы и договоры, предполагающие некое преимущество местных инвесторов перед иностранными, а также законы и договоры, предписывающие, чтобы при переработке ресурсов страны использовалось население этой страны.

Согласно принципам ВТО у частных и государственных компаний, у национальных и иностранных инвесторов должны быть равные права. Это, в частности, означает, что если государственная больница или университет, или почта получает финансирование от государства, то частные инвесторы могут тоже потребовать от государства финансирование под предлогом нарушения конкуренции и нарушения их прав как инвесторов.

Правительства стран-членов и администрации регионов обязаны подчиняться праву ВТО. Надо подчеркнуть, что у ВТО есть свой (и весьма действенный!) суд (Dispute Settlement Body). Посредством этого органа ВТО может заставить национальные правительства отменить федеральные и региональные правила и законы, противоречащие принципам ВТО.

Таким образом, членство в ВТО заставляет все государства играть по правилам ВТО, что задает глобальное пространство «честной» или равной конкуренции всех против всех. Как реально работает и к каким последствиям приводит такого рода «честная» конкуренция?

В условиях, когда капитал свободно перемещается между странами, диктуя им свои условия, МВФ и ВБ требуют от государств «третьего мира» специализации на сельскохозяйственных продуктах и ископаемых, подчиняя эти государства сложившейся системе разделения труда и мировой торговли, когда развитые страны преимущественно производят и продают на мировом рынке высокотехнологичные промышленные изделия и услуги с высокой добавленной стоимостью, в то время как развивающиеся страны – растительные продукты, сырье, минералы и изделия с низкой степенью переработки (соответственно, с малой долей добавленной стоимости).

В конечном счете экономика развивающихся стран становится двухсекторной. В ней выделяется экспорт-ориентированный, относительно благополучный сектор. И сектор, ориентированный на внутренний рынок. Экспорт-ориентированный сектор, дающий основной вклад в ВВП, имеет, как правило, весьма узкую специализацию, предоставляет относительно небольшое количество рабочих мест и сильно зависит от конъюнктуры мирового рынка. Сектор, ориентированный на внутренний рынок (и отвечающий, по существу, за нормальное воспроизводство национальной социально-экономической системы), имеет, как правило, депрессивный и постоянно деградирующий характер. Для него характерны хроническое недоинвестирование (инвестиции перетягивает на себя высокоприбыльный экспорт-ориентированный сектор), низкая производительность, предельно низкие заработные платы и как следствие - весьма слабая конкурентоспособность.

При хорошей конъюнктуре мировых рынков на продукты экспорта данной страны происходит определенный подъем экономики, хотя основные дивиденды достаются небольшой группе местных олигархов и работающим с ними в тесной связке высокопоставленным государственным (как правило, предельно коррумпированным) чиновникам. При ухудшении конъюнктуры экспортных товаров разражается национальный кризис, затрагивающий все сферы общественной жизни.

Эта логика развития событий универсальна для всех развивающихся стран, вступивших в ВТО и открывших свою экономику для неограниченной конкуренции с иностранным капиталом. И наоборот, успехи индустриализации во второй половине ХХ века – речь, в частности, идет об азиатских государствах (Малайзии, Сингапуре, Китае) – обязаны не модели свободного рынка, а сильной роли государства.

Вся эта информация, безусловно, доступна и российской правящей элите. И тем не менее… В России есть группы интересов, лоббирующие вступление страны в ВТО. К ним в первую очередь относятся экспорт-ориентированные круги. Как известно, основная экспортная продукции России – это, в первую очередь, углеводороды и другие природные ископаемые, а также продукция первого передела, в частности, выплавка и производство металлов.

Нефтегазовые и металлургические гиганты, имеющие серьезный политический вес (пропорциональный их вкладу в прибыльность российской экономики), рассчитывают получить определенные дивиденды от вступления в ВТО. Причем даже не столько за счет снятия имеющихся на сегодняшний день ограничений на экспорт российской продукции, сколько за счет устранения необходимости поддерживать российский рынок.

В этом отношении с экспорт-ориентированными бизнесменами солидарны и определенные круги в российских правительственных структурах, которые отчасти под прямым политическим давлением Запада, отчасти из-за разделяемой ими либерально-рыночной идеологии исповедуют доктрину минимизации государственного участия в экономических процессах, полагаясь на «невидимую руку» рынка. Как уверяют либеральные идеологи, вступление в ВТО, устраняя протекционизм и государственную поддержку, проведет ревизию российских хозяйствующих субъектов по «гамбургскому счету». Экономика очистится от малопроизводительных, неконкурентоспособных предприятий, которые держатся на плаву только за счет федеральных субсидий, оздоровится и таким образом получит серьезный импульс к развитию. Этому также будет способствовать привлечение инвестиций, современных технологий и опыта управленческой деятельности из-за рубежа.

То, что ценой такого оздоровления будет диктат зарубежного капитала, свертывание государственных инфраструктурных проектов, программ по развитию здравоохранения, образования, науки, культуры, значительное увеличение безработицы, рост социального напряжения и протестных настроений, правительственных либералов, похоже, не очень пугает.

Есть ли в России противники вступления в ВТО? Таких – большинство. Предельно очевидно, что в стратегическом плане возможные выгоды от вступления России в ВТО (уменьшение цен на импортные товары, облегченный доступ к кредиту, возможность проводить независимую от государственного вмешательства торговую политику, вступать в торговые альянсы, осуществлять региональную интеграцию) не могут окупить весьма серьезные издержки, которые сулит вступление в ВТО стране, где в силу геофизической специфики (огромная территория с преобладанием малорентабельных из-за климатических условий почв) и историко-культурной традиции (именно государство скрепляло воедино и цивилизовывало многочисленные народы, его населяющие) без мощной государственной поддержки ничего действительно серьезного сделать не удается.

Как полагают независимые эксперты, вступление в ВТО может привести к шоковому 40%-ному сокращению рабочих мест в стране. Самый тяжелый удар придется на сельское хозяйство и пищевую промышленность. Будучи членом ВТО, Россия уже не сможет ограничивать приток в страну иностранной продукции. Ученые Российской академии сельскохозяйственных наук подсчитали, что после вступления в ВТО только российский агропром будет терять 4 млрд долларов ежегодно. Сильная встряска ожидает обрабатывающую промышленность: под вопросом будет само существование машиностроения, автопрома и особенно – авиапрома. По данным Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, всего около 10% российских предприятий готовы работать по нормам и правилам ВТО.

И о перспективах воронежского региона (ВР) перед лицом вступления России в ВТО. Характерные особенности ВР известны. Во-первых, дотационный характер: почти 30% его бюджета приходятся на дотации, субвенции и трансферты. Во-вторых, практическое отсутствие (в отличие от белгородского и курского регионов) поставляемых на экспорт природных ископаемых. В отличие от Липецка с его НЛМК в ВР нет серьезного металлургического производства. В структуре ВРП преобладает торговля, пищевая и обрабатывающая промышленность, строительство и производство строительных материалов, сельское хозяйство, но это все – без серьезного экспортного потенциала. Не выручают в этом плане и такие постоянно подчеркиваемые преимущества Воронежа, как выгодное транспортно-логистическое положение, большое количество образовательных и научно-исследовательских учреждений, значительное по меркам ЦЧО количество торговых площадей.

Под углом зрения вступления России в ВТО уже первый пункт из вышеперечисленных является, по сути, фатальным. Членство в ВТО предполагает минимизирование централизованных государственных трансфертов, направляемых на социально-экономическую поддержку регионов.

Но что делать, если, например, структура инвестиций в основной капитал для Воронежской области по источникам финансирования за 2010 год в % к общему объему инвестиций в основной капитал выглядит так: собственные средства – 21,6%, привлеченные средства – 78,4%. В структуре же последних бюджетные средства (в основном из федерального бюджета) составляют 42,6%, а кредиты банков – 18,1% . При этом на сегодняшний день обеспеченность основными фондами в Воронежском регионе на 40% ниже, чем в среднем по России, эффективность их использования – на 27% ниже, а износ – 46,1% (удельный вес полностью изношенных основных фондов в обрабатывающей промышленности составляет 16,8%). Учтем, что все это, в свою очередь, определяет общее отставание средней производительности труда в нашем регионе: она сегодня ниже средней по России в 2,3 раза (это уже не сравнивая с иностранными параметрами, хотя известно, что, например, на ВАСО производительность труда в 7 раз ниже, чем в Бразилии на аналогичном предприятии). Что делать?

Этот извечный русский вопрос в данном контексте предстает по сути неразрешимым. Резкое уменьшение федеральной подпитки повлечет за собой угрозу полного разрушения всей инфраструктурной и промышленной базы области, значительное сокращение рабочих мест, стремительный рост безработицы и социального напряжения.

Конечно, с точки зрения идеологов ВТО, освободившуюся от федеральных забот инвестиционную нишу должен занять иностранный капитал, несущий в страну самые передовые технологии и наработки. Но иллюзии в этом плане представляются безосновательными. При характерных для России в целом низкой производительности труда и относительно высоких затратах на рабочую силу (сами геофизические условия России не позволяют русским выживать на зарплату того же уровня, что китайцы) иностранный капитал будет вкладываться только в производство продукции низших переделов (это даже с точки зрения простой рентабельности, не говоря уже о геополитических резонах), так что о высоких технологиях придется забыть. Тот же ВАСО просто закроют за ненадобностью.

Если куда и пойдет иностранный капитал, так это в область сельского хозяйства, используя такое специфическое отличие ВР как черноземные – высокоурожайные – почвы.

В то же время надо отдавать себе отчет, что в странах капиталистической периферии (а именно такое положение будет, можно сказать, официально закреплено за Россией после ее вступления в ВТО) сельскохозяйственный капитализм имеет, как правило, латифундистский характер. Крупные частные собственники сосредотачивают в своих руках огромные земельные угодья и на условиях жесточайшего найма (наиболее рентабельным для латифундий является рабский труд) обеспечивают идущий на экспорт сельскохозяйственный товар. Мелкие независимые производители разоряются и пролетаризируются. Их судьба – либо батрачить на землевладельца, либо идти в город – в нашем случае, в Воронеж – пополняя ряды пауперов, поскольку в условиях отсутствия серьезной промышленности (это для Воронежа будет простым следствием вступления России в ВТО) иметь прилично оплачиваемое рабочее место мало кому удастся.

Единственное, на что можно рассчитывать, так это на то, что (если, конечно, российское государство совершит самоубийственный поступок под названием «вступление в ВТО») среда воронежских пауперов будет весьма колоритна. Ведь в нее вольется большое количество опустившихся, но вполне интеллигентных и образованных людей, высвободившихся за полной невостребованностью из системы образования (особенно высшего), науки (особенно, фундаментальной), сферы культуры и искусства (особенно, серьезного). Может быть даже, воронежские пауперы будут обсуждать эту статью и судачить между собой: «А ведь предупреждали…»

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0