Up

Резиденции Галереи Чижова

Вы читаете новости региона:
Абирег Воронеж
USD EURO

HoLiDaY

Главная Без купюр Газета «Известия» // Двигатель в торговле

26.06.2019, 18:11

Газета «Известия» // Двигатель в торговле

Газета «Известия» // Двигатель в торговле

Аналитик Александр Фролов специально для «Известий» – о том, приведет ли отмена соглашения с нефтяниками к росту цен на бензин.

Правительство и нефтяные компании решили не продлевать соглашение о контроле цен на моторное топливо. Во всяком случае, так сообщают некоторые СМИ. Официальных данных и комментариев сторон пока нет. Но в целом новость выглядит правдоподобно, поэтому мы можем сделать несколько предположений о причинах и последствиях этого решения.

Соглашение между правительством и нефтяниками было подписано осенью 2018 года и продлено весной нынешнего. Внешняя сторона происходившего в прошлом году известна любому жителю нашей страны, независимо от того, есть у него личный транспорт или нет. Сначала бензин и дизтопливо подорожали на 3-4 рубля за литр в конце весны, а затем осенью произошла вторая волна роста цен – они увеличились еще примерно на 3 рубля.

За рамками внимания широкой аудитории оставались предпосылки этого повышения. Безусловно, их было множество. Но можно выделить две главные: резкий рост цен на нефть в долларовом выражении и не менее резкое ослабление рубля. Экспортные потоки и объем биржевой торговли были глубоко вторичны.

Нефть марки Urals подорожала с $61 в начале марта 2018 года до $82 за баррель в октябре. За тот же период доллар подорожал с 56 до 67-69 рублей. Это привело к тому, что рублевые цены на Urals подскочили на 1,5 тыс. – до рекордных 5,5 тыс. рублей за баррель. А этот показатель влияет не только на закупочные цены, но и на коэффициент, на который умножается ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Если в марте прошлого года коэффициент составлял 10,6, то в августе он достиг 14,3. Есть мнение, что НДПИ не стоит включать в структуру цены моторного топлива. Но в таком случае мы можем порадоваться волшебной случайности, которая на опыте прошлого года заставляет нас увидеть взаимосвязь между ростом этого налога и ценой бензина на заправке.

Дополнительное давление оказали акцизы. Они увеличились за время кризиса на рынке углеводородов почти в два раза – с 4,8 рубля за литр в 2014-м до 8,4 рубля в начале 2018 года. Снижение акцизов на 2-2,5 рубля позволило стабилизировать цену в середине прошлого года.

То есть мы видим, что увеличивались затраты на производство каждой тонны топлива. И здесь мы даже не пытаемся коснуться вложений в модернизацию нефтеперерабатывающих заводов. Только налоги. Рост затрат не в последнюю очередь сказался на росте розничных цен.

Фактически соглашение с нефтяниками привело к созданию относительно стабильной системы, в рамках которой государство не отказывается от того объема денег, который планирует собирать с отрасли, но в то же время оно соглашается часть этих средств потом ей возвращать. Фактически балансировка происходила за счет перекладывания денег из кармана в карман.

В начале 2019-го в 1,5 раза выросли акцизы и поднялась ставка налога на добычу полезных ископаемых. Но в то же время рублевые цены на нефть сейчас находятся на уровне начала 2018 года, что на 1,5 тыс. рублей меньше максимумов. Происходит это благодаря относительно невысоким ценам на черное золото в долларах и достаточно стабильному курсу рубля, который сегодня также значительно ниже прошлогодних рекордов.

Можно с уверенностью сказать, что затраты вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) на производство нефтепродуктов в целом ниже, чем были годом ранее.

Также стоит учесть, что крупные нефтяные компании уже воспользовались заложенным в соглашении правом повысить цены на бензин и дизтопливо в рамках инфляции. Ирония ситуации заключается в том, что две компании из большой тройки сделали это в I квартале, а одна – только в июне. На нее и обрушился гнев широкой аудитории.

Несмотря на это, цены на моторное топливо сегодня в среднем по стране на 1,5 рубля ниже, чем были в начале года.

Также стоит учесть, что за прошедший год были усовершенствованы механизмы биржевой торговли. Кроме этого, в январе-апреле на 14% снизился экспорт бензина (относительно аналогичного периода прошлого года). Кстати, из страны вывозится лишь 11-12% всего произведенного бензина. В целом это хорошие сигналы для оптовых цен.

Предпосылок для того, чтобы соглашение продолжало действовать, сейчас куда меньше, чем в марте этого года. Объективных причин для резкого роста цен нет.

В итоге можно предположить, что отмена соглашения сегодня не окажет заметного влияния на розничный рынок моторного топлива России. Но речь в данном случае о крупных сетях, принадлежащих ВИНКам. У некоторой части независимых игроков наверняка возникнет искушение воспользоваться отменой соглашения, чтобы обосновать пусть краткосрочное, но повышение цен на своих заправках. К сожалению, это не просто ожидаемо, это практически неизбежно.

Кроме того, дальнейшая судьба этого соглашения (какой бы они ни была) не отменяет необходимости донастроить систему налогообложения. Она должна служить не только наполнению бюджета, а стимулировать развитие нефтеперерабатывающих производств и охранять стабильность внутреннего рынка.

Автор – аналитик, заместитель генерального директора Института национальной энергетики.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Александр Фролов
Газета «Известия», 20:00, 25.06.2019

Добавьте «Абирег» в свои избранные источники

ЖК Кристальный

Go68.ru

Вопрос недели
Чем закончится суд над экс-прокурором Андреем Авдеевым за взятку от владелицы зеленого блокнота?
Получит реальный тюремный срок
Ему светит «условка»
Заплатит штраф
Отделается легким испугом и будет оправдан
Сбежит из-под стражи в Грузию
 6813 
Защита: Введите код c картинки
Результаты
Комментарии к публикациям
Может вместо мусора будет интерес завод Вольво или там Ауди у нас возвести.
Сен-Журмен, 18.11.2019, 16:45:32
изначально надо было завод продавать? может быть интересы были сначала, а потом уже вся эта история...
ГОСТЬ, 18.11.2019, 16:21:05
Чтобы получить деньги потерпевшим, нужно продать завод, а продать не могут из-за обеспечения их интересов.
гость, 18.11.2019, 15:47:26
Обратите внимание на тему кандидатской диссертации Д. Кустова и его научного руководителя Прдмолодиной. Диссернет доказал причастность Подмолодиной к ...
Плагиатор , 18.11.2019, 14:24:09
А ты нам не указывай, какие эпитеты к твоему "творчеству" применять. Что заслужил, то и получай.
Аноним, 18.11.2019, 14:17:36
Чтобы прокурорский взял 500 тысяч, верится с трудом. На этом уровне если меньше миллиона даже по телефону разговаривать не будут. Сходите в универ , В...
Саид, 18.11.2019, 14:06:13
Александр (автор), уже 8 тыс. репостов и 368 тыс. просмотров на фейсбуке. facebook. Это такой сайт. Социальная сеть по типу "Одноклассников", на котор...
Евгений, 18.11.2019, 13:48:12
СВЕЖИЕ НОВОСТИ НА ПОЧТУ

ZHD

Русфонд Воронеж

Orphus

Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU)
Воронеж т.ф.+7 (473) 212-02-88
Липецк т. (4742) 90-06-85, Курск т. (4712) 36-00-87
Орел т. (4862) 78-12-64, Тамбов т. (4752) 43-54-61
Белгород т. (4722) 50-05-84,  Москва т. (495) 560-48-82
info@abireg.ru

IOS Android
Картотека
Группа Абирег использует систему проверки контрагентов Картотека.ru
Создание сайта - "Алекс"

Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU)
Воронеж т.ф.+7 (473) 212-02-88
Липецк т. (4742) 90-06-85, Курск т. (4712) 36-00-87
Орел т. (4862) 78-12-64, Тамбов т. (4752) 43-54-61
Белгород т. (4722) 50-05-84,  Москва т. (495) 560-48-82
info@abireg.ru