Up

Резиденции Галереи Чижова

Вы читаете новости региона:
Абирег Воронеж
#лучшедома
USD EURO

Главная Аналитика Советник курского губернатора: «Я за встряску ради комфортного города»

28.04.2020, 11:23

Советник курского губернатора: «Я за встряску ради комфортного города»

Советник курского губернатора: «Я за встряску ради комфортного города»

Курск. 28.04.2020. ABIREG.RU – Аналитика – Анна Коновалова, год назад ставшая советником главы региона, курирует развитие комфортной городской среды. Уверенное владение фактурой по благоустройству и любовь к родному городу побудили ее взяться за реализацию амбициозного проекта по созданию дизайн-кода вместе со вторым своим детищем – Центром компетенций. «Абирег» пообщался с госпожой Коноваловой и выяснил, кто разрабатывал дизайн-код и почему область отказалась заказывать проект у внешних подрядчиков, какие изменения ждут Курск, как бизнес-сообщество отнеслось к идее единообразия облика областного центра и многое другое.

– Анна Сергеевна, вы долгое время работали координатором Центра мониторинга благоустройства городской среды ОНФ в Курской области. Как погружались в проблематику региона?

– Было интересно. На первых порах реализация программы благоустройства была связана с подготовкой и умением трактовать федеральную повестку, а затем с контролем качества работ подрядных организаций и органов исполнительной власти. Мы общались с местными жителями, вырабатывали предложения, которые часто не слышали власти. Находили серьезные нестыковки: дворы новых и аварийных домов, странная очередность домов для ремонта, недостаток информирования курян о ходе программы, сомнительные проекты общественных пространств и т. д. Самыми проблемными вопросами на тот момент были благоустройство сквера перед коммерческим предприятием – Производственным объединением грузового транспорта – ПОГА-1 (по результатам прокурорской проверки, тогдашняя администрация Курска не опечатала коробки, мешки и пачки с бюллетенями счетных комиссий, из-за чего вместо сквера в более востребованной жителями локации благоустроили площадку перед магазином), аффилированные подрядчики в парке Дзержинского и недоделки на детской площадке «Гулливер». Ряд инициатив пришлось включать в общественные предложения для губернатора. После прошлогодней встречи активистов ОНФ с главой региона удалось реализовать все наши предложения по благоустройству.

– Как вы стали советником губернатора?

– Я работала в сфере банкротства, на тот момент уже получила образование арбитражного управляющего и планировала устроиться в Арбитражный суд Курской области, но всё кардинально поменялось. Мне всегда хотелось быть полезной, потому на мне была социальная нагрузка в виде благоустройства и городской среды. Я хотела, чтобы в Курске было хорошо и комфортно всем, но я не планировала связывать свою профессиональную деятельность с этим до момента, когда Роман Старовойт еще в статусе врио губернатора связался со мной и предложил стать частью его команды. Роман Владимирович сразу обозначил интересующий его проект – создание Центра компетенций Курской области. Я работала над этим проектом более полугода. Пришлось хорошенько подумать, каким должен быть Центр, ведь он есть далеко не во всех городах России. Нам удалось сформировать команду, которой я горжусь.

– Не все понимают, кто такой советник главы региона и чем он занимается. Что входит в круг ваших обязанностей?

– Институт советников можно трактовать по-разному, как и их функционал. Советник советнику рознь. Есть те, которые долго работали в органах власти и теперь дают консультации исходя из своего опыта. А есть специалисты, не являющиеся работниками администраций и прочих ведомств, но хорошо разбирающиеся в своей теме.

Я нахожусь на периферии и выступаю в роли проектного менеджера, курирующего развитие сферы городской среды и дизайна. Естественно, я не отбираю хлеб у специалистов с профильным образованием, моя задача – генерировать идеи, прорабатывать механику их реализации и воплощать их в жизнь, т. е. «замыкать» процесс на себе.

Непонимание роли советника возникает потому, что вся работа идет в непубличном поле, без отчетов, как это принято у председателей профильных комитетов. Советник плотно контактирует с губернатором и его командой, взаимодействует с министерствами, комитетами и муниципалитетами. Развитие городской среды затрагивает и строительство, и архитектуру, и культуру, и социальную сферу.

Среди органов власти нет условного комитета или департамента благоустройства, хотя сейчас запрос на поиск и формирование айдентики, благоустройство или соучаствующее проектирование оформился предметно. Работа в основном проходит внутри областной администрации. Поэтому здесь нет ничего масонского.

Институт советника практикуется во многих российских городах. Например, в Ижевске успешно работает профильный советник по развитию городской среды, не являясь при этом дизайнером или архитектором. Суть нашей работы – проектное управление.

Мой бэкграунд как координатора Центра мониторинга благоустройства городской среды регионального штаба ОНФ помогает проводить ревизию. Непосредственный контакт с губернатором позволяет доносить объективную информацию, как говорится, из рук в руки.

– Какими проектами вы занялись в новом статусе?

– Первым проектом, которым я занялась, стала ревизия общественных пространств, созданных по программе «Формирование комфортной городской среды». Снова пригодился опыт работы в курском штабе Общероссийского народного фронта. Стало проще доносить до Романа Владимировича объективную картину с мест: низкое качество работ, недобросовестные подрядчики, срыв сроков реализации – всё, как всегда. Постепенно сформировался ряд вопросов, для решения которых нужны были специалисты на постоянной основе. Мы приняли решение создать Центр компетенций Курской области по вопросам развития городской среды.

– Расскажите подробнее о Центре компетенций.

– Центр компетенций, или ЦК, как мы его ласково называем, занимается дизайном, разрабатывает проекты благоустройства общественных пространств, ведет аналитику реализации федеральной программы, оказывает методическую поддержку муниципалитетам.

Кстати, во многом благодаря диалогу с федеральными структурами мы нашли высокопрофессиональные кадры для ЦК, а некоторых вернули в Курск. Мне удалось переманить талантливого архитектора, выпускницу программы «Архитекторы.рф» Ксению Дееву, которая работала в студии Артемия Лебедева. Представляете?

Возглавляет Центр компетенций Андрей Рюмин: он работал в Фонде капитального ремонта Москвы и хорошо ориентируется в структуре ЖКХ. Огромную поддержку оказал замгубернатора Алексей Смирнов, без которого мы бы не начали работу. Я благодарна Роману Владимировичу за доверие и простор для творчества.

Кстати, Центр компетенций и профильные комитеты не подменяют друг друга, что мы и пытались донести до общественности. ЦК не является органом исполнительной власти. На архитектурном комитете лежат планирование, согласование, разрешение, мы же получаем конкретное техническое задание от губернатора и работаем над ним, попутно обсуждая процесс с коллегами из профильных комитетов. Нельзя уходить в подполье и говорить, что мы всё сделаем сами.

Первоочередно мы работаем над задачами областной администрации, а потом уже над собственными проектами и теми идеями, которые предлагают общественники на встречах и в социальных сетях.

– Над чем сейчас работают специалисты Центра компетенций?

– Дизайн-код и айдентика региона, разработка типовых решений для маломобильных граждан, брендирование транспортной системы, проектирование общественных пространств в Курске и других муниципалитетах. Например, благоустройство поселка Кшень в Советском районе, конкурс малых городов и исторических поселений.

В этом году проектируем Льгов и Щигры. Работы предстоит много, ведь никому сейчас не нужен типовой проект. В Минстрое РФ смотрят на уникальные предложения, для написания которых мы походили по музеям, пообщались с местными жителями, обратились за комментариями к историкам и т. п.

– Самым долгожданным и востребованным проектом остается дизайн-код. Курская область решила разработать проект самостоятельно и сделать его народной историей. Как решились пойти по сложному пути?

– Идея дизайн-кода не нова. Сейчас удачно сложились обстоятельства, чтобы провернуть эту спецоперацию. Да-да, иначе самостоятельную разработку дизайн-кода не назовешь.

Есть национальный проект «Жилье и городская среда» и Индекс качества городской среды, утвержденный правительством. Нам повезло, что среди 36 критериев есть уровень внешнего оформления городского пространства, т. е. дизайн-код.

Необходимость разработки дизайн-кода была озвучена на «мастерских проектов», после чего мы взялись за реализацию идеи. Много времени ушло на выстраивание механики работы. Мы не стали заказывать разработку дизайн-кода у организации, проектного бюро или студии – был запрос бизнес-сообщества и общественников на то, чтобы принимать участие в работе и вносить свои коррективы.

Естественно, мы не пускаем всё на самотек: работают экспертная группа в составе Центра компетенций, региональный комитет архитектуры и юристы. Поначалу мы столкнулись с большим количеством критики, мол, разработкой дизайн-кода должны заниматься профессионалы, тогда и результат будет достойным. Средний ценник проектных бюро составляет от 10 млн до 20 млн рублей. Мы сэкономили бюджетные деньги там, где это можно было сделать. И я, и специалисты Центра компетенций считаем, что курянам будет приятно чувствовать себя частью большого преображения.

Выйти на прямой контакт с бизнес-сообществом было для нас двойным вызовом. Во-первых, с ними нужно было найти общий язык, а во-вторых, максимально понятно донести суть проекта. Кстати, на встречах те уже сами предлагали идеи, например городскую антирекламную терапию, которую в России еще никто не делал, что подтверждает запрос на обновление и преображение Курска. Все рекламные объекты на одной из улиц мы «закрыли» и сразу увидели, сколько коммерческой информации находится в визуальном контексте города.

На одной из встреч предприниматели вывели интересные аналогии дизайн-кода с правилами этикета и прописями. Дизайн-код регулирует материалы, параметры и места расположения вывесок или рекламы. Рамочное регулирование можно в чем-то сравнить с линиями в прописях: сетка одна, а почерк у всех разный.

Встречи проходили в формате «мирового кафе» (The World Cafe), который практикуется среди высокопоставленных чиновников и глав регионов. Модераторы задавали тон беседы, предприниматели по желанию высказывались на ту или иную тему. Если подытожить все страхи бизнеса, главный из них – переходный период. У бизнеса есть опасение, что после введения дизайн-кода городская администрация обяжет поменять вывески в течение недели, а это затратно, особенного для малого и среднего бизнеса в сложившихся условиях. Мы в таких случаях напоминаем, что переходный период составит от двух лет.

Будут введены три пилотные улицы: в культурно-исторической, видовой и периферийной частях Курска. Попробуем внедрить проект и наглядно покажем его полезность.

– Вы замахнулись на благоустройство всей городской среды, а не только фасадов?

– Да, мы решили выпустить четыре книги, которые касаются всей городской среды. Первые две книги дизайн-кода – «Стандарт оформления и размещения информационных конструкций на фасадах зданий» и «Стандарт оформления элементов фасадов зданий» – напрямую касаются внешнего облика фасадов зданий Курска. Правила, изложенные в них, будут регулировать размеры и параметры не только для размещения рекламных вывесок на фасадах (куда входят кронштейн, табличка, вывеска), но и внешний облик входных групп, колористическое решение фасадов, размещение кондиционеров и спутниковых тарелок, отделку балконов.

Следующие две книги регламента – «Стандарт оформления и размещения рекламно-информационных конструкций в городской среде» и «Стандарт оформления и размещения элементов городской среды» – касаются отдельно стоящих рекламных конструкций (штендеров, сити-форматов, билбордов), размещаемых в городской среде, и элементов благоустройства: малых архитектурных форм, элементов освещения и мощения.

Да, работать по четырем книгам будет тяжеловато, но мы создадим целостную концепцию архитектурного пространства. Мы специально просили городскую администрацию не торопиться с правилами благоустройства и не прописывать в них что-то, относящееся к дизайн-коду. Город принимает свою часть правил благоустройства, а мы принимаем приложение к этим правилам. Это означает, что в скором времени после презентации дизайн-кода состоится публикация всех регламентов с графической частью.

Важно понимать, что дизайн-код не является исключительным запретом на всё, что попадает в поле зрения. Если что-то и запрещаем, то сразу же предлагаем альтернативу.

На исторических зданиях не запрещаем вывески, но просим делать буквы без подложки. Баннеры запрещаем, но у предпринимателя есть возможность разместить кронштейн. Кричать о своей торговой точке на весь город – плохой тон. Внутри заведений можно делать всё, что угодно, но снаружи – нет, потому что это общественное пространство. Магазины должны находиться в равных конкурентных условиях. Предпринимателям важно понимать, что с каждым годом «кричащие» вывески уходят в прошлое, где не было Интернета, SMM и поисковиков. В наши дни всё больше потребителей тем или иным образом «таргетированы» на определенные покупки и никакая вывеска не привлечет их внимание.

Мы не хотим создавать дополнительные проблемы малому и среднему бизнесу и тем людям, которые занимаются торговлей. Мы хотим, чтобы город был лучше и красивее.

– Осенью 2019-го по вашему приглашению в Курск приехал блогер-урбанист Илья Варламов. Общественность, привыкшая к его критическим оценкам в проекте «Большая дорога с мэром», ждали чего-то подобного и у нас. Как пошли на риск и позвали Варламова?

– Илью Варламова ждали, прежде всего, куряне. Запрос на мнение со стороны созрел, особенно в преддверии масштабных работ по реновации центра Курска. Да, он неоднозначный блогер и человек в целом, но профессионал своего дела – грамотный и опытный. У жителей того или иного города замыливается глаз на очевидные вещи и проблемы, поэтому всегда требуется взгляд со стороны.

Илья Варламов приехал к нам бесплатно, хотя цена вопроса его приезда активно муссировалась в соцсетях. Он рассказал о практике других регионов, представил свое видение города и растормошил общественность. Никто Илье не поддакивал и бутафорию не подсовывал: оценивали то, что имеется на самом деле.

Жители разделились на два лагеря: тех, кто был обижен на то, что мы с коллегами не защищали город и не оправдывали действия застройщиков, и тех, кто поддержал открытость. Я бы не простила себе, если бы сделала картинку напоказ, просто чтобы кому-то понравиться. Зачем? У многих курян был вопрос: почему блогер не критиковал мэра Виктора Карамышева, как это происходило с главами других городов? Виктор Николаевич достойно воспринял критику, это самое главное.

Варламов положительно оценил подход к работе нового руководства области – все настроены на перемены и готовы менять ситуацию. Я за визиты известных в узких кругах дизайнеров, блогеров, архитекторов, обмен опытом и мнениями, я за встряску.

– Как будет проходить презентация дизайн-кода после улучшения эпидемиологической ситуации в регионе? Центр компетенций анонсировал дизайн-выходные в Курске. Что это такое?

– Мы специально отложили презентацию и не стали проводить ее в онлайн-формате, потому что считаем важным живой диалог между авторами регламента, администрацией и бизнесом. Это хорошая возможность встретиться, обменяться контактами и мнениями. В таком общении рождаются новые идеи. Регламент довольно сложный, его надо объяснять, наглядно показывать и рассказывать о каждом элементе.

Мы сделали не только текстовую часть, но и графическую: своеобразные методички для предпринимателей, власти, рекламщиков и общественников. Наглядная визуализация того, как нельзя и как можно. Как бонус – особо активные предприниматели, принимавшие участие в обсуждениях, смогут сразу получить эскиз своей будущей рекламной вывески от наших специалистов. Думаю, это честно.

Провести дизайн-выходные в родном городе – моя давняя мечта. Помимо узкой профессиональной направленности такой формат позволяет выявлять новые смыслы и городскую идентичность. Взгляд специалистов со стороны дает возможность местным экспертам по-новому взглянуть на свои города. За восемь лет существования проекта спикеры посетили 22 города. Задача – собрать кластер активных и творческих людей в одном месте и провести время с пользой как для себя, так и для будущего городского дизайна. Среди спикеров дизайн-выходных обычно бывают опытные дизайнеры, архитекторы, маркетологи и арт-директора. Уверена, что подобный формат понравится дизайн-сообществу Курска.

– Дизайн-код разработан, впереди – его внедрение. А что с айдентикой Курской области? Расскажите о наработках.

– Мы будем создавать дизайн-код для каждого города области. Уверена, это будет интересная практика, потому что зачастую жители жалуются, что всё лучшее делается для Курска. Начнем с городов, проекты реновации которых мы сейчас готовим, – Льгов и Щигры.

С айдентикой мы начали работать еще на этапе создания въездных стел. Кстати, совсем скоро представим проект широкой общественности. Хочется, чтобы помимо устоявшихся смыслов и ассоциаций, таких как соловьи, антоновка, вспоминали и о другом – о супрематизме Казимира Малевича, скульптурах Вячеслава Клыкова, композициях Георгия Свиридова, произведениях Николая Асеева, а также цветных озерах, горе Фагор и т. п.

В нашей команде есть специалисты, которые объездили каждый уголок области и могут проводить мастер-классы по внутреннему туризму. Проведение дизайн-выходных продолжит наши поиски айдентики. Затем мы подключим широкую общественность, производственников, историческое сообщество – всё это станет основой для создания единого бренда Курской области, но это всё после улучшения эпидемиологической ситуации в регионе.

А пока мы разрабатываем айдентику и единый стиль общественного транспорта вместе с областным комитетом автодорог; альбом типовых решений для маломобильных граждан с уполномоченным по правам инвалидов в Курской области; с комитетом архитектуры готовим для жителей генератор адресных табличек, чтобы не было креатива со шрифтами или написанием. Мы небольшими шагами, поэтапно подходим к единому стилю во всем.

Юлия Кельина
Комментарии на Facebook.com
Добавьте «Абирег» в свои избранные источники
Вопрос недели
Перешел ли ваш бизнес на оказание дистанционных услуг?
Пришлось переходить
Процесс перехода начался до пандемии
Услуги и раньше оказывались дистанционно
Моему бизнесу и так хорошо
Мой бизнес не может себе позволить это
 6608 
Защита: Введите код c картинки
Результаты
Комментарии к публикациям
Сидоров мне бабка на лавочке у подъезда много что говорит. На данный момент, в России, лучшего мяса чем от Заречное не найти.
Анна, 24.05.2020, 18:01:35
Про ГК 'ЗАРЕЧНОЕ' не раз писалось, о серьезных фактах финансовых и коммерческих нарушений, говоривших о том, что компания долго не протянет (см. матер...
Сидоров, 23.05.2020, 08:04:57
Сергей, да нахренА ж вам СПАРКа дожидаться - отчетность давно сдана, босс на вас напрямую выходит - вот и получИте данные через него ))) Ну и очеред...
сосед, 22.05.2020, 11:54:17
Кем высосана
Бояков, 21.05.2020, 20:24:43
Бухгалтерская отчетность пока не опубликована.
Сергей Толмачев, 21.05.2020, 13:27:11
Это был обязательный контакт.....
LEO, 21.05.2020, 12:55:54
"Выручка ООО В«ЗаречноеВ» в 2018 году составила 2,95 млрд рублей, убыток – 911,1 млн рублей."- Да уже вроде как пора за 2019 г данные использовать ...
сосед, 21.05.2020, 12:51:04
СВЕЖИЕ НОВОСТИ НА ПОЧТУ

ZHD

Русфонд Воронеж

Orphus

Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU)
Воронеж т.ф.+7 (473) 212-02-88
Липецк т. (4742) 90-06-85, Курск т. (4712) 36-00-87
Орел т. (4862) 78-12-64, Тамбов т. (4752) 43-54-61
Белгород т. (4722) 50-05-84,  Москва т. (495) 560-48-82
info@abireg.ru

IOS Android
Картотека
Группа Абирег использует систему проверки контрагентов Картотека.ru
Создание сайта - "Алекс"

Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU)
Воронеж т.ф.+7 (473) 212-02-88
Липецк т. (4742) 90-06-85, Курск т. (4712) 36-00-87
Орел т. (4862) 78-12-64, Тамбов т. (4752) 43-54-61
Белгород т. (4722) 50-05-84,  Москва т. (495) 560-48-82
info@abireg.ru