WorldClass

29 марта 2024, 09:45
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Директор Центра исследования региональной экономики Юрий Корчагин: О новой Стратегии развития Воронежской области до 2020 года

21.06.2010 15:56
Автор:

Воронеж. 21.06.2010. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика – Предложенный в конце мая для обсуждения на портале правительства Воронежской области проект новой «Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу» внутренне противоречив. Объемный проект, изложенный на 450 страницах, содержит основательный и сравнительно объективный анализ стартовых позиций области, состояния экономики и человеческого капитала, инвестиционной привлекательности и имиджа, анализ недостатков и конкурентных преимуществ региона и Воронежа. Однако предложенные в проекте ожидаемые результаты от реализации Стратегии не вытекают из аналитической части Стратегии и даже противоречат ей.

Новая Стратегия Воронежской области представлена в виде трех частных стратегий: Экономической стратегии, Социальной стратегии и Стратегии повышения эффективности управления (рис.1).

В качестве основного показателя и индикатора достижения поставленных целей и выполнения поставленных задач избран темп прироста ВРП и величина ВРП на душу населения как ключевого интегрального показателя социально-экономического развития.

Основные направления развития Воронежской области, цели и задачи проекта Стратегии изложены в статье http://www.abireg.ru/?idnews=9086&newscat=15. В данном анализе основное внимание уделено Экономической стратегии.

Экономическая стратегия базируется на ускорении роста притока инвестиций в область, на модернизации экономики (в первую очередь основных фондов, которые предстоит еще и удвоить), на инновациях, на развитии малого бизнеса, на росте качества и стоимости человеческого капитала (рис.1).

Из пяти президентских концептуальных «И» (институты, инфраструктура, инвестиции, инновации, интеллект) в проекте Экономической стратегии в части экономики отсутствуют лишь «институты» (рис.1). Президентский «интеллект» в проекте Стратегии заменил включающий в себя это понятие человеческий капитал (ЧК). Еще одно важнейшее президентское «И» - инфраструктура страны и регионов - пока пребывает на всех уровнях в положении бедной золушки.

Реализация Стратегии предусмотрена в два этапа: 2010-2014 и 2015-2020 годы.

На первом этапе намечается стабилизация работы промышленности области, преодоление в ней кризисных и посткризисных явлений, формирование кластеров, развитие производственной кооперации и субконтрактации, широкое внедрение аутсорсинга, развитие инфраструктуры инновационной системы (технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы), совершенствование форм и методов организации производства.

Прогнозируется на этом этапе, что «Укрепление сетей взаимосвязей между экономическими субъектами - участниками создаваемых кластеров приведет к упрощению доступа к новым технологиям, распределению рисков в различных формах совместной экономической деятельности, в том числе, совместного выхода на внешние рынки, организации НИОКР и процессов подготовки и переподготовки кадров, совместного использования знаний и основных фондов, снижению транзакционных издержек».

На втором этапе намечено ускоренное развитие промышленности, быстрый рост выпусков конкурентоспособной продукции и «формирование элементов постиндустриальной производственно-экономической базы – «локомотивов» экономики области». Ускорять прирост выпуска промышленной продукции будут вновь создаваемые кластеры, повышение эффективности инновационной системы, усиление научно-технической и инновационной деятельности, формирование и развитие цивилизованного рынка интеллектуальной собственности.

Конкурентные недостатки и преимущества Воронежской области и Воронежа

Стартовые позиции области обозначены в проекте Стратегии следующим образом: «относительно низкий уровень развития экономики региона; дисбаланс развития рынка труда; демографические вызовы и социальные проблемы; ограниченность бюджетных средств и низкая эффективность бюджетных расходов; снижение инвестиционной и социальной привлекательности региона на фоне других субъектов Федерации».

В разделе проекта «Снижение инвестиционной и социальной привлекательности региона на фоне других субъектов Федерации» отмечено, что «в настоящее время Воронеж как областной центр не является центром развития ключевых для РФ секторов экономики и макрорегиональным административно-политическим центром страны, город не относится к числу крупных транспортно-логистических узлов. В связи с этим снижаются шансы Воронежа и области стать «полюсом роста» в ЦФО».

Оценка авторов проекта нынешнего места Воронежа и области в РФ – довольно негативная, но вполне объективная. Она обусловлена невысокой значимостью и долей региона в экономике России, за исключением с/х.

В качестве стратегических преимуществ области обозначены земельные ресурсы и климатические условия, демографические и трудовые ресурсы, интеллектуальные и кадровые ресурсы, предпринимательский ресурс, скрытый экономический потенциал (теневая экономика), выгодное географическое расположение, сравнительно высокая численность населения и, соответственно, относительно емкий потребительский рынок (оборот торговли).

При детальном рассмотрении этих преимуществ они меняют свой знак – становятся конкурентными недостатками. Так, ситуация в области с демографией и трудовыми ресурсами – одна из худших в ЦФО и России. Воронежская область – неблагополучный регион в части трудового потенциала. Процент населения в трудоспособном возрасте в области (60.9%) ниже среднего по России (63.2) и ЦФО (62.5). Процент детей в возрасте меньше 16 лет составляет всего 13.8%. Процент трудоспособного населения (мужчины - 16-59 лет; женщины – 16-54 лет) составляет 60.9% (2007г.). Процент замещения трудоспособного населения в расчете на год составляет всего 60%. Т.е. убыль работников по годам, с учетом смертности, составит довольно скоро почти половину от нынешней численности работников.

Интеллектуальные ресурсы за счет вузов и сферы культуры пока немного выше средних по ЦФО, но физически и морально устарели с точки зрения качества накопленного человеческого капитала.

Кадровые ресурсы слабее, чем у соседей, по причине длительной замкнутости Воронежской области. И по меткому выражению одного из ведущих воронежских банкиров - «пупизма» и деградации ее управленческой элиты. Смена управленческой элиты с приходом нового губернатора началась, но процесс этот нескорый. Особенно слаб в области и Воронеже менеджмент промышленных предприятий.

Предпринимательский ресурс является особо слабым звеном Воронежской области и Воронежа. В области так и не выросло новое поколение эффективных предпринимателей-производственников, которых торговцы, строители и пиарщики заменить не в состоянии в части развития промышленности.

Теневая экономика является крупным недостатком, а не преимуществом региона.

Емкий потребительский рынок в условиях рыночной экономики является сомнительным преимуществом области в части развития промышленности, поскольку границ для движения товаров между субъектами РФ не существует. Был бы товар конкурентоспособным и качественным, а покупателя он найдет.

В качестве преимущества Воронежской области приведен в проекте также «высокий уровень развития с/х». По данным проекта, в 2008 году область заняла 1-е место среди субъектов ЦФО по валовым объемам продукции с/х в стоимостном выражении (84,9 млрд руб). Однако эти данные не соответствуют официальной статистике ФСГС за 2008г. – 69.021 млрд руб (табл.1). По данным ФСГС, Воронежская область занимала по стоимости валовой продукции с/х в 2008 году 9 место в РФ и второе место в ЦФО (после Белгородской обл.).

По более точным и знаковым показателям производства с/х продукции на душу населения область отстает от соседей по Центральному Черноземью, занимая в нем последнее 6 место (табл.1).

Таким образом, приведенные в проекте преимущества Воронежской области, за исключением ее географического положения и черноземных земель, не является таковыми в действительности.

Развитие промышленности

Основным приоритетом развития на основе отраслевого подхода в проекте Стратегии выбран базовый вид экономической деятельности - промышленность. Промышленность вносит 25,5% в ВРП и более трети налоговых платежей в консолидированный бюджет. В 2009 году оборот промышленных организаций составил 198,55 млрд. руб (данные из проекта).

Обрабатывающие предприятия внесли в оборот 125,4 млрд руб, численность их работников составила 119.6 тыс. чел.

Удельный вес производства пищевых продуктов в структуре промышленного комплекса составляет 28,2%; производства и распределения электроэнергии, газа и воды – 17,3%; химического производства – 16,5%; производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования – 7,1%; производства машин и оборудования – 6,0%.

Одним из главных сдерживающих факторов развития промышленности области и ее экономики в проекте указана низкая конкурентоспособность продукции. Причины – высокий уровень затрат, устаревшие оборудование и технологии, очень высокий их износ, низкое качество продукции, рост импорта, отсутствие стратегического планирования на предприятиях, дефицит инвестиций, дефицит квалифицированных кадров, низкая инновационная активность организаций и другие.

Как следствие всего этого - очень низкая производительность труда в промышленности – ниже среднероссийской в 2,3 раза, по данным проекта. И неконкурентоспособность отрасли на внешних и внутренних рынках.

Конкурентоспособными отраслями в области, по данным проекта, являются химическая (рост 151,6% в 2008 году); производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (140,4%); производство и распределение электроэнергии, газа и воды (141,0%); пищевая (125,4% в 2009 году). Продукция нефтехимического комплекса (74% экспорта - 720.8 млн долл в 2008г.) имеет спрос на мировых рынках (аммиак, минеральные удобрения, синтетический каучук, шины автомобильные). Десять процентов экспорта области приходится на долю продовольственных товаров и сырья для них. На продукцию машиностроения приходится 7.7%.

Рост заработной платы, по данным проекта, практически во всех видах экономической деятельности опережал рост производительности труда. Это означает рост доходов населения, включая воронежцев, в основном за счет экспорта сырья.

Рост прибылей организаций также опережал рост производительности труда. В 2008 году число прибыльных предприятий в промышленности составило около 71%, сумма прибыли – свыше 14,4 млрд. рублей.

Экономически необоснованный рост доходов населения и увеличение прибылей организаций означает жизнь страны не по средствам. Это уже привело к значительному дефициту ФБ, Пенсионного фонда, к значительному снижению резервов Правительства РФ. Пока снижают остроту проблемы дефицита ФБ высокие цены на нефть. Для решения этих проблем Минфин предложил кардинально сократить бюджетные расходы, что и было принято недавно Правительством РФ. И это дополнительно снизит объемы трансфертов в бюджеты регионов, включая Воронежскую область.

Запланированный в проекте Стратегии сверхвысокий ежегодный прирост ВРП (12,7%) прогнозируется поддерживать за счет ускоренного роста притока инвестиций, формирования конкурентоспособных кластеров в базовых секторах экономики региона; реализации значимых для региона инвестиционных проектов; создания условий для модернизации и внутреннего реформирования экономики предприятий; развития сектора инновационной экономики; приоритетного развития малого и среднего бизнеса, а также за счет подготовки профессиональных кадров и расширения рынков сбыта.

Приток капитала в регион планируется увеличить путем роста инвестиционной привлекательности области и развития инфраструктур, обеспечивающих привлечение в регион инвестиций.

Ускорение роста и развития промышленности будет осуществляться при поддержке государства (областной администрации). К мерам господдержки относятся создание зон индустриального развития и предоставление стандартных налоговых и иных преференций, софинансирование НИОКР, элементов инновационной системы, предоставление гарантий, госзаказов, лоббирование интересов предприятий на федеральном уровне и т.д.

Как ни важны эти стандартные меры правительства области по поддержке инвесторов и предпринимателей, включая малый бизнес, но определят вектор и темпы развития промышленности области модернизация и темпы создания новых современных производств, достижения в развитии человеческого капитала, а также общая инвестиционная привлекательность региона. Т.е. новые современные технологии, оборудование и профессионалы для них, которых еще предстоит подготовить. Предстоит также создать конкурентоспособные условия труда и жизни для профессионалов. У них есть выбор и возможности работать и жить в других регионах и странах помимо Воронежской области.

Конкуренция между регионами и городами за приток качественного человеческого капитала будет ужесточаться, поскольку это наиболее эффективный, быстрый и дешевый способ усиления экономики и элиты регионов и городов.

Модернизация промышленности, развитие ЧК, государственно-частное партнерство, инновации, другие меры и механизмы, согласно Стратегии, должны поднять в области производительность труда в 4 раза к 2020 году при росте средней производительности труда в 3 раза. Энергоемкость ВРП должна быть снижена на 81-83%. При этом ВРП должен увеличиться в 3,2 раза (средний годовой темп прироста 12.7%). А ежегодные темпы прироста выпуска промышленности должны превышать 15%.

Доля инновационной продукции к 2020 году в общем объеме выпуска промышленной продукции должна вырасти до 25-35% (табл.2). В отличие от Стратегии предыдущей администрации авторами проекта к этому показателю проявлено рациональное и здравое отношение. Показатель в 25% к 2020 году вполне реализуем.

Для решения проблемы ускоренного роста промышленности и достижения целей Стратегии необходимо почти полное обновление и удвоение основных фондов промышленности. Сейчас же ситуация с основными фондами - критическая. В 2008 году обеспеченность основными фондами в регионе, по данным проекта, были заметно ниже, чем в среднем по России, а эффективность их использования ниже на 27%. При этом износ основных фондов со¬ставляет 45,6%.

Реальна ли столь амбициозная задача по развитию промышленности, когда фактически надо начинать модернизацию почти с нуля? К тому же с накопленным в области человеческим капиталом пониженного качества и невысокой стоимости?

Модернизация промышленности и основных фондов в области предполагается путем приобретения современных технологий и оборудования за рубежом. Но опыт показывает, что иностранные инвесторы предпочитают поставлять и инвестировать сборочные производства, оставляя ноу-хау и новые производственные технологии у себя. Одно из немногих сравнительно новых (создано в 1992г.) и эффективных предприятий Воронежа – «Связьстрой-1» - тому пример. Оптико-волоконные технологии остались за рубежом, а кабельная продукция собирается и продается в России и СНГ. Иностранным собственникам высоких технологий нужны рынки сбыта, а не конкуренты.

Выводы

В разделе «Экономическая стратегия» Воронежской области предложен основательно выполненный анализ исходных позиций Воронежской области, состояния экономики, отраслей, основных фондов, конкурентных недостатков и преимуществ, трудовых ресурсов, человеческого капитала, инновационной системы, малого бизнеса, инвестиций и инвестиционной привлекательности, путей модернизации промышленности и экономики области в целом и повышения ее конкурентоспособности.

Из аналитической части проекта Стратегии следует, что в настоящее время промышленность и экономика области неконкурентоспособны, основные их фонды изношены, технологии и оборудование устарели за малым исключением, а с профессионализмом менеджмента и трудовых ресурсов существуют большие проблемы.

Промышленность региона совершенно верно выбрана в качестве главного приоритета и локомотива роста и развития экономики области.

В проекте Стратегии в качестве основных драйверов вывода промышленности из состояния стагнации предлагается использовать модернизацию промышленных производств, резкое увеличение притока инвестиций, создание эффективной инновационной системы и сектора инновационной экономик, развитие ЧК, развитие малого и среднего бизнеса.

По каждому из основных направлений Экономической стратегии – инвестиций, инноваций, модернизации, малого бизнеса и человеческого капитала планируется использование существующих и разработка новых частных стратегий или программ развития.

В Экономической стратегии отдельно не выделено направление институционального развития области, которое является совершенно необходимым для реализации всех других приоритетных направлений.

Заявленные в проекте Стратегии конкурентные преимущества Воронежской области, в частности, сельское хозяйство в его нынешнем состоянии, демографические и трудовые ресурсы, предпринимательский ресурс на деле являются конкурентными недостатками региона.

Ожидаемые результаты от выполнения Стратегии, в частности, рост ВРП в 3.2 раза к 2020 году, рост производительности труда в промышленности в 4 раза, ежегодные средние темпы роста ВРП 12,7%, а также все другие социально-экономические показатели (табл.3), связанные с ростом ВРП, не достижимы на практике.

При благоприятных условиях, по моим оценкам, следует ожидать 5-6% темпов прироста ВРП и промышленной продукции. При снижении мировых цен на сырье и экспорта России, вероятно, продолжение стагнации воронежской промышленности и экономики.

В части ожидаемого резкого роста притока инвестиций в Воронежскую область отметим, что у региона пока отсутствуют какие-либо существенные преимущества перед другими субъектами РФ в части инвестиционной привлекательности и предпосылок ее быстрого роста. Более того, область уступает в конкурентоспособности своей экономики почти всем соседям.

Основные индикаторы реализации Стратегии (табл.3) выглядят инородной частью Стратегии и не вытекают, а, напротив, противоречат остальным разделам Стратегии и ее аналитической части. Рассчитаны они были, исходя из 15 места через 10 лет в рейтинге субъектов РФ по ВРП на душу населения.

Модернизация, которой в проекте придано особое значение, заработает и станет реальностью лишь тогда, когда будет реализована эффективная институциональная среда, когда будут включены конкурентные рыночные механизмы, когда будет существенно ограничена коррупция и общая преступность и повысится эффективность силовых структур.

Качественные инвестиции, инновации, модернизация, эффективные малые фирмы, эффективный человеческий капитал в качестве интенсивного фактора развития генерирует в основном главный механизм отбора лучшего – конкуренция. Все остальные механизмы, меры и деяния, включая государственное управление и регулирование, являются весьма важными, но вторичными по сравнению с конкуренцией.

В то же время предлагаемые в проекте меры по привлечению инвестиций, по генерации и внедрению инноваций, по развитию малого бизнеса предполагают конкуренцию в этих сферах, вероятно, по умолчанию. Другими словами, проблема конкуренции в экономике и в других видах деятельности в регионе проектом обойдена.

В Воронежской области пока продукция неконкурентоспособна даже на внутреннем российском рынке.

В проекте Стратегии почти не затронуты межбюджетные отношения, особенно между Воронежем и областным бюджетом. Вместе с тем доля налогов и доходов Воронежа в консолидированном бюджете области очень низка и не соответствует вкладу города в экономику региона.

Для остановки деградации человеческого капитала области и Воронежа необходимо принять поправки в областной закон о бюджете и сделать статьи расходов в составляющие ЧК защищенными, придать им опережающий рост в долях от общих расходов (инвестиции в культуру, воспитание, образование, науку, здравоохранение).

В результате бюджетного голода человеческий капитал Воронежа из года в год деградирует. Мягко говоря, недостаточно финансируются воспитание, образование, здоровье населения, культура, экология.

Имиджу области и Воронежа в проекте уделено очень много места. Он пока низок. И повысить его можно не столько пиаром, сколько обустройством Воронежа и области в части дорог, инфраструктуры, чистой воды, детских садов, школ, рядовых поликлиник и больниц.

Имидж области необходимо повышать предоставлением стратегическим инвесторам объективной, достоверной, экономически грамотной и разносторонней информации, оценить которую инвесторы в состоянии сами.

Все инициированные Президентом РФ ФЗ и механизмы в части борьбы с коррупцией, с организованной преступностью, с инсайдом на РЦБ, с наркомафией, с рейдерством и т.д. работают крайне неэффективно. Верховному суду РФ приходится разъяснять формулировки ФЗ, публично рекомендовать их шире применять на практике. Но продвижения пока нет. Коррупционеры, преступные сообщества и их лоббисты во власти уверенно тормозят улучшение той самой институциональной среды, которая так необходима для повышения эффективности управления, для снижения коррупции и преступности, для снижения оборота наркотиков.

Известный американский экономист Йен Прайд, хорошо знающий Россию, пишет:

«...Суть модернизации совсем не в high-tech, не в грандиозных и вроде бы престижных мегапроектах, которые так любил Советский Союз, а сейчас обожают Китай и Россия, а в создании современного общества и процветающего и динамичного среднего класса. Кроме того, Запад уже столетия строится на доверии, законах, имуществе, науках, технологиях, образовании, демократии и рынке.

Вот почему западный и японский уровень очень высок во всех областях. Сейчас все говорят про «новые» державы. Но ни одно из этих обществ не достигло даже десятой части такого уровня, потому что они всегда делают одну ключевую ошибку – они подбирают только отдельные годные им элементы модернизационного проекта, при этом обычно добавляют большую долю бюрократии и коррупции, на всякий случай. А это не привело к развитию страны нигде – только тормозит его. Самый наглядный пример – это арабский мир за последние 200 лет, где по большому счету ничего не выходит».
(http://www.gazeta.ru/comments/2010/06/11_a_3383589.shtml)

В целом выбранная модель ускорения развития Воронежской области - рациональная и, вероятно, единственно возможная. Ускорение роста объемов промышленной продукции за счет межотраслевых связей и мультипликативных эффектов потянет за собой торговлю, строительство, сферу услуг, образование, науку, здравоохранение и другие отрасли. Осталось лишь найти волшебную кнопку включения процессов развития, модернизации и инноватизации промышленности. Государственно-частное партнерство между коррумпированным и неэффективным государством и полукриминальным, полутеневым бизнесом, вряд ли, может служить эффективным запуском этих процессов.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0