WorldClass

29 марта 2024, 02:21
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Губернатор Воронежской области Алексей Гордеев: «Выше всех других интересов – благополучие жителей региона»

10.12.2010 14:31

Воронеж. 10.12.2010. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) - Аналитика - Губернатор Воронежской области Алексей Гордеев отвечает на вопросы газеты «Коммуна»

– Алексей Васильевич, в прошлом году вы вступили в должность губернатора Воронежской области в период мирового финансового кризиса, в нынешнем году прошли испытание лесными пожарами. Губернатору приходится больше заниматься текущими, «пожарными» проблемами, чем работать на перспективу. Не ускользают ли за текущими делами стратегические цели, намеченные вами при вступлении в должность?

– Заниматься стратегическими вопросами – дело, конечно, неблагодарное. Усилия ты прикладываешь сейчас, но результат можно будет увидеть не через год-два, а в более долгосрочной перспективе. И тем не менее стратегия – это, пожалуй, главное, чем нам следует заниматься.

Я разделю убеждение многих экономистов: то, каким курсом мы идем, гораздо важнее, чем наша скорость. Ведь сформировать в регионе благоприятную социально-экономическую среду, в которой комфортно и бизнесу, и населению, невозможно без поиска системных решений, уделяя внимание только «горячим» темам, сиюминутным задачам.

Вы знаете, что в этом году завершена разработка новой Стратегии социально-экономического развития области. Она направлена на достижение достаточно амбициозной цели, которую я еще в прошлом году обозначил в ходе рабочей встречи с премьер-министром Владимиром Путиным, - в среднесрочной перспективе вывести регион в тридцатку лучших по уровню социально-экономического развития, в долгосрочной – в пятнадцать самых благополучных.

Ставить менее высокую планку не вижу смысла, такой масштаб задач нам диктует огромный зазор между потенциалом и реальным уровнем развития региона, который и предстоит преодолеть.

В Стратегии обозначены перспективы развития Воронежской области на ближайшие десять лет: механизмы роста ВРП, повышения качества жизни населения, увеличения объема инвестиций в реальный сектор экономики. Главный акцент – на привлечение инвестиций, стимулирование внедрения инноваций и повышение конкурентоспособности.

Нужна агрессивная инвестиционная политика. В качестве одного из шагов по реализации этой стратегии можно привести индустриальный парк «Масловский», на развитие инженерной и транспортной инфраструктуры которого из федерального и областного бюджетов направлено 548,23 млн. рублей и у которого уже появились два якорных резидента: предприятие по производству строительных конструкций компании «Армакс» и трансформаторный завод корпорации «Сименс».

Разработана новая долгосрочная областная целевая программа развития инновационной деятельности в Воронежской области на 20112015 годы, которая позволит создать условия для поддержки новаторов на всех стадиях внедрения новых разработок – от информационного обеспечения до серийного производства. Рассчитываем создать в области 100 инновационных предприятий, реализовать 20 системообразующих проектов с суммарной капитализацией около одного миллиарда рублей, создать 1300 новых рабочих мест.

Социальный эффект от реализации программы ожидается в размере более трёх миллиардов рублей.

Но еще более важной, чем стимулирование инвесторов, является борьба с административными барьерами, возникающими при реализации бизнес-проектов. Для этого мы создали Комитет по защите инвесторов. Я лично его возглавил. Он заседает еженедельно. Каждый предприниматель может обратиться туда со своей проблемой и получить помощь в ее решении от Правительства области.

Если емко обозначить нашу основную стратегическую установку, то Воронежская область должна стать регионом инвестиционного лидерства, в котором экономические успехи трансформировались в благополучие всех жителей региона.

– Органы государственной статистики обнародовали экономические индикаторы, свидетельствующие о положительной динамике в экономике Воронежской области в первой половине текущего года. О чем свидетельствуют эти цифры: экономика выходит из кризиса, наметились точки роста или что-то другое?

– Иной раз посмотришь по телевизору зарубежные новости – где-то сокращаются рабочие места, где-то урезаются социальные выплаты, - и невольно думаешь: нам-то вроде грех жаловаться. В целом, основываясь на анализе основных макроэкономических показателей развития области, можно сделать вывод: ситуация постепенно стабилизировалась. Начиная с июня прошлого года региональная экономика демонстрирует признаки восстановления.

С достаточной уверенностью можно прогнозировать восстановление к концу текущего года докризисного уровня производства в целом по промышленности, а в ряде ее отраслей (например, химия и радиоэлектроника) – и превышение докризисных показателей на 2-7 процентов.

Изменения в реальном секторе экономики уже сейчас оказывают положительное влияние на рост реальных доходов населения. В 2010 году они возросли на 6,4 процента, средняя заработная плата – на 13,6 процента.

Но, конечно, главным показателем для нас является социальное самочувствие жителей области. Оно не должно ухудшиться. Напротив, мы пошли на увеличение объемов социальных обязательств, все они будут профинансированы в полной мере.

Сохранена социальная направленность облбюджета на 2011 год. В нем предусмотрены расходы на строительство перинатального центра, увеличение количества многофункциональных центров по оказанию госуслуг населению, дополнительные межбюджетные трансферты на оснащение оборудованием спортивных залов, расширение числа участников программы «Школьное молоко», которая уже получила массу хороших откликов у родителей учащихся. Свыше 75 процентов областной казны - это социальные расходы: на образование, здравоохранение, социальную поддержку малоимущих и инвалидов, культуру, спорт и т.д.

По разделу «финансирование отрасли социальной политики» свыше 60 процентов, или 5 млрд. 486 млн. рублей, - это социальные выплаты, компенсации и пособия населению. По сравнению с текущим годом расходы на такие цели планируется увеличить более чем на 500 млн. рублей. Наконец, в следующем году удастся несколько повысить уровень заработной платы работников бюджетных учреждений, прежде всего - социальной сферы.

Фонд оплаты труда бюджетников будет увеличен на 6,5 процента, на что предусмотрено 460 млн. рублей.

- Вы проявили инициативу при формировании Торгово-промышленной палаты, Общественной палаты. Вы рассчитываете на их поддержку? Какую отдачу от них ждете?

- Власть, образно говоря, не должна вариться в собственном соку, должна слышать все социальные группы, бизнес-сообщество. А кто донесет до нас волнующие людей проблемы, их идеи, пожелания, предложения? Разумеется, общественные структуры. Но только те, которые пользуются реальной поддержкой среди населения или в предпринимательской среде.

Так, для формирования в регионе «пятой власти» в лице бизнес-сообщества потребовалось повышать статус Торгово-промышленной палаты региона. Ее представители приглашены для участия в работе правительства, с ней согласовываются решения, касающиеся экономической, бюджетной, налоговой, инвестиционной политики.

Например, недавно ТПП предложила нам свои кандидатуры на пост руководителя Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка, одна из которых – Ирина Кокорева – в конечном итоге и заняла эту должность. Но чтобы ТПП смогла стать полноценным партнером Правительства, реальным инструментом, осуществляющим взаимоотношения между властью и бизнесом, ей и самой приходится меняться – создавать филиалы в районах области, брать на себя дополнительные социальные функции - например, информирование инорегиональных предпринимателей об инвестиционных возможностях региона или ведение реестров добросовестных и недобросовестных компаний.

Схожая ситуация и с Общественной палатой, которая должна обеспечивать действенную обратную связь между населением и властью. Для того чтобы она справлялась с такой ролью, проведено ее реформирование. Теперь ОП стала более представительной, включив в свой состав общественников из сельских районов, а также более авторитетной и обладающей более серьезными полномочиями.

Сейчас перед палатой стоят несколько ключевых задач.

Во-первых, необходимо поднять на должный уровень общественную экспертизу проектов законов и иных нормативных правовых актов органов госвласти Воронежской области и местного самоуправления.

Во-вторых, ей следует стать активным инструментом в борьбе с таким опасным явлением, как коррупция, противостоять непрофессионализму и равнодушию чиновников. В-третьих, она должна следить за тем, чтобы любые гражданские инициативы не были «замылены» в бюрократической круговерти.

Ответственная власть всегда опирается на институты гражданского общества. Но последние, в свою очередь, должны показывать высокую эффективность. И ее повышение – суть всех наших общественных инициатив.

– Основа основ в нашем Черноземном крае – сельское хозяйство. От его возрождения зависит в целом благополучие Воронежской области (вот где пригодились ваши знания и опыт, полученные на посту федерального министра). Что ждет воронежское село после иссушающего лета? Какова участь программ, в частности, возрождения животноводства?

- Если говорить о засухе, то все возможное для поддержки АПК сделано. Мы наметили целый комплекс масштабных мер в этом направлении. Для нас сейчас важны, по большому счету, три момента.

Первый заключается в том, чтобы создать благоприятные условия для сохранения производственной базы и восстановления платежеспособности сельхозтоваропроизводителей, не допустив банкротства хозяйств.

Второй – в сохранении посевных площадей под основными сельскохозяйственными культурами.

И, наконец, третий - не допустить сокращения поголовья скота и птицы.

По состоянию на начало ноября, сельхозтоваропроизводителям области перечислено 3 млрд. 717,3 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 1 млрд. 958,9 млн. рублей, областного – 1 млрд. 785,4 млн. рублей.

Только по субсидиям на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим от засухи, направлено более 975 млн. рублей. Кроме того, на эти цели для покрытия прямого ущерба от засухи в область уже поступили федеральные средства в размере 428 млн. рублей.

В целях снижения финансовой напряженности в аграрном секторе совместно с банками проводится работа по пролонгации краткосрочных и инвестиционных кредитов. В настоящее время кредитов пролонгировано на сумму около 500 млн. рублей, на рассмотрении находятся заявки предприятий на сумму более 3 млрд. рублей.

На возмещение процентной ставки по кредитам выделено свыше 1 млрд. 692 млн. рублей.

Одновременно мы постоянно работам с руководством кредитных учреждений по снижению требований банков к формированию залоговой базы при получении сельхозтоваропроизводителями кратко срочных кредитов.

Что касается животноводства, то оно остается приоритетом номер один нашей аграрной политики.

В нынешнем году нам удалось добиться некоторого определенного перелома в этом направлении - запущен процесс создания отрасли специализированного мясного скотоводства. Начата реализация около 20 пилотных проектов - с поголовьем около 3 тысяч голов маточного стада и 50 быков специализированных мясных пород. К концу года планируется выйти на показатель 4-5 тысяч голов, что даст возможность в следующем году обеспечить прирост производства говядины.

В настоящее время продолжается реализация более 40 инвестиционных проектов и работа по субсидированию процентных ставок по привлеченным кредитам. За девять месяцев текущего года в реализацию животноводческих проектов инвестировано более 1,63 млрд. рублей собственных и кредитных средств. Темп прироста инвестиций к уровню 2009 года в этом секторе составил около 15 процентов.

Увеличив за счет средств областного бюджета господдержку животноводов, мы смогли активизировать приобретение племенного скота сельхозпредприятиями области. До конца года общее количество поставленного племенного поголовья составит порядка 5 тысяч голов молочного скота и 2 тысяч мясного. Для сравнения, в среднем за 2007-2009 годы в область завозилось 1400-1600 племенных голов скота ежегодно. Сейчас мы видим 3-4-кратное увеличение поставок.

– На сегодняшний день в области действует 526 дошкольных учреждений. Число детей, нуждающихся в устройстве в дошкольные учреждения, составляет почти 26 тысяч человек. Принятая в сентябре 2008 года областная целевая программа «Развитие дошкольного образования Воронежской области на 2009– 2012 годы» из-за кризиса была практически свернута. Сейчас Департаментом образования, науки и молодежной политики области подготовлена бюджетная заявка на финансирование очередной программы, рассчитанной на 2009-2012 годы, в объеме 529 млн. рублей. Будет ли заявка удовлетворена в полном объёме, от чего это зависит? Можно ли надеяться, что в 2012 году очереди в детсады останутся в воспоминаниях?

- Должен сделать небольшое уточнение: в Воронежской области действуют 592 дошкольных учреждения, в которых воспитывается более 64000 детей. Но, собственно, суть от этого не меняется. Данного количества, к сожалению, недостаточно. Правительство разработало программу развития сети детского дошкольного воспитания. Она рассчитана на 2009-2012 годы. Только в этом году на её реализацию выделено более 70 миллионов рублей.

Многое делается, чтобы число детских садов в области росло из года в год.

- В Воронежской области, говорит статистика, продолжается естественная убыль населения. Благодатный край, есть все условия для жизни, а мы продолжаем вымирать. В силах ли региональных властей переломить эту тенденцию?

– Эта проблема упирается в ценности, которые разделяют молодые люди, подрастающее поколение. Что они выбирают? Учебу, работу, семью или наркотики и алкоголь. Естественно, изменить нравственные ориентиры молодежи без поддержки широкой общественности невозможно. В прошлом году мы создали общественный центр «Наше общее дело», миссия которого – вести борьбу с такими социальными болезнями, как алкоголизм и наркомания.

В эту организацию вошли видные общественники, педагоги, врачи, спортсмены, представители творческой интеллигенции, духовенства Русской Православной церкви. На счету активистов «Нашего общего дела» уже несколько акций по приобщению молодых людей и подростков к здоровому образу жизни и борьбе с такими нарушениями, как продажа спиртного несовершеннолетним. Считаю очень важной эту работу. Ведь молодой возраст – перепутье, на котором можно свернуть в любую сторону. Надеюсь, что общественный центр разовьет еще более активную, заметную деятельность.

– Как должны строиться взаимоотношения областной и местной властей, если последние не справляются со своими обязанностями? Вспоминается такой случай: в посёлке Воля Новоусманского района в самую жару люди два месяца сидели без воды. Хорошо, что хоть не полыхнуло…

- У нас есть два пути – либо заставить местные власти выполнять свои обязанности, либо действительно прийти на помощь муниципалитету, когда решение острой социальной проблемы ему не по силам. В случае с поселком Воля для выхода из сложившейся ситуации по обеспечению жителей водой правительством Воронежской области принято решение о выделении из областного бюджета 2 млн. 200 тыс. рублей на перебуривание артезианской скважины с установкой башни Рожновского.

– Уложатся ли строители в названные вами сроки реконструкции исторического здания театра имени А.В.Кольцова?

- Я поставил задачу завершить все строительно-монтажные работы в здании к середине сентября 2011-го, а до конца следующего года - закончить установку театрального оборудования, чтобы в 2012-м труппа Воронежского драматического театра имени А.В. Кольцова могла начать полноценную деятельность. Это должно стать прекрасным подарком нашим театралам и всем воронежцам к 425-летию города.

Сдача этого юбилейного объекта для нас не менее важна, чем установка памятника основателю Воронежа воеводе Семену Сабурову и его сподвижникам или создание комплекса «Петровский остров» вблизи Адмиралтейской площади, включающего воссоздание точной копии первого российского военного корабля «Гото Предестинация» и Адмиралтейской верфи Петра Великого. Наконец, это одно из тех дел, которые должны подтвердить неформальный статус Воронежа как культурной столицы Черноземья.

Поэтому Правительство области уделяет реконструкции исторического здания драмтеатра очень серьезное внимание.

Недавно дизайн-проект его интерьеров, представленный художником Юрием Купером, обсуждался на первом заседании Художественного совета при губернаторе. Финансирование проекта в 2010 и 2011 годах составит 783 млн. рублей, из которых 400 млн. рублей средства федерального бюджета. В рамках реконструкции все сценические помещения театра будут оснащены самым современным оборудованием. Горожанам будет чем гордиться.

– Известно, какую мизерную зарплату получают культработники. В других областях, чтобы хоть как-то предотвратить отток кадров из отрасли культуры, введены областные надбавки к зарплате культработников. Подобное у нас не планируется?

- С нынешнего года областные учреждения культуры переведены на отраслевую систему оплаты труда, согласно которой заработная плата работника состоит из базовых окладов, компенсационных и стимулирующих выплат. Последние выплачиваются за качественную и эффективную работу, достигнутые высокие результаты. Но на этом мы останавливаться не собираемся. Повышение доходов населения – это вообще главная цель нашей социальной политики.

Будем использовать для ее достижения все возможности.

- Новая система оплаты труда медработников скептически воспринята рядовыми врачами – она не решает главную проблему справедливой оплаты труда. Санитарки в некоторых ЛПУ стали получать даже меньше МРОТ...

- Случаев, когда зарплата младшего обслуживающего персонала ниже МРОТ, нет. Санитаркам и медицинским сестрам устанавливаются выплаты стимулирующего характера. Увеличена зарплата врачей.

Но, конечно, и здесь ситуация пока далека от радужной. Тем не менее у нас есть некоторые резервы. Я недавно поручил своим подчиненным разобраться с весьма распространенной ситуацией, когда существует огромная диспропорция в зарплатах между руководителями и другими сотрудниками бюджетных учреждений, в том числе главврачей и других медработников. Это недопустимо.

– Воронежская область славится многими памятниками природы, археологии. Но над некоторыми территориями сейчас нависла угроза. Село Борщево Хохольского района известно ученым всего мира, на этой территории находили останки древних людей, здесь многие растения занесены в Красную книгу. Несмотря на это, прямо в центре села действует карьер по добыче песка. Может ли областная власть придать таким территориям статус охраняемых, хозяйственная деятельность на территории которых будет ограничена?

- Вы предлагаете решать проблему не с того конца. Правительство области вправе придавать статус особо охраняемой природной территории только тем уголкам региона, которые соответствуют определенным критериям. И, к примеру, наличие в окрестностях населенного пункта растений, занесенных в Красную книгу, недостаточно для получения подобного статуса. А памятники истории и культуры, к каковым можно отнести и останки древних людей, находятся под защитой не закона об особо охраняемых природных территориях, а других нормативных актов.

И суть-то вопроса в другом.

В карьере у села Борщево с февраля текущего года добыча песков не ведется. Но в ряде других мест до сих пор производится незаконная разработка песчаных месторождений. Ведь за «КамАЗ» песка можно получить более 1,5 тысячи рублей.

Причем зачастую эти дельцы орудуют нагло, открыто. В итоге либо наносится урон природе, либо – если разработка залежей песка на данном участке в принципе допустима – несет потери бюджет.

Я попросил прокурора области Николая Шишкина разобраться в этой ситуации. На одном из недавних оперативных совещаний в облправительстве он доложил, что надзорное ведомство выявило десять самовольно разрабатываемых песчаных карьеров. Материалы проверок переданы в органы внутренних дел для возбуждения уголовных производств. Прокурор области также предложил меры по координации действий органов власти, чтобы более эффективно пресекать подобные нарушения. Вопрос останется на моем личном контроле.

По поводу другой затронутой вами темы – сохранения исторического наследия – могу сказать, что и эта проблема не выпала из поля зрения Правительства. Мы создали Общественный совет по сохранению объектов археологического наследия при губернаторе. Недавно состоялось его первое заседание, на котором определены основные проблемы в этой сфере, для решения которых необходимо вмешательство региональной власти.

Прежде всего, речь идет об угрозе уничтожения археологических объектов, представляющих большую культурную ценность. Например, мне лично пришлось разбираться с ситуацией, когда строительство весной этого года водовода ВПС-4 грозило потерей всемирно известных славянских памятников археологии между санаторием имени Горького и поселком Рыбачий. Вопрос удалось решить, избежав невосполнимых потерь.

Но задача новообразованного совета - разработать предложения, которые позволили бы поставить защиту культурного наследия на надежный правовой фундамент. Сейчас в законодательстве, относящемся к этой сфере, немало прорех. А между тем на территории Воронежской области известно более 3000 памятников археологии.

Что там далеко ходить – в областном краеведческом музее нет ни одной подлинной вещи из крепости Воронеж конца XVI-XVII веков, то есть нет материальных свидетельств периода основания города. Археологам еще только предстоит их добыть. И чтобы сохранить подобные артефакты для будущих поколений, необходимо объединить усилия и органов региональной власти, и археологов, краеведов, и широких слоев общественности.

– Футбольная команда «Факел» финансируется из бюджета. Зарплаты игроков составляют около 60 тысяч рублей; может, и не много на фоне других команд, но слишком много на фоне невыразительной игры. Трезво оценивая ситуацию, понимаем, что без дополнительного финансового вливания «Факелу» не быть в Первой лиге. Где взять деньги?

- Я убежден, что мы должны развивать и профессиональный, и любительский футбол, поскольку у нас очень много поклонников этого замечательного спорта. На товарищеском матче между сборными России и Бельгии, состоявшемся 17 ноября в Воронеже, я был восхищен азартом, единодушием воронежских болельщиков, их стремлением поддержать родную команду. И не я один.

В своих интервью игроки российской сборной признались, что остались в долгу перед нашими любителями футбола. Вот что сказал, например, Юрий Жирков: «Болельщики были лучше нас. Надеюсь, в Воронеж мы еще приедем, чтобы вернуть им долг».

И разве не заслужили воронежцы возрождения нашего прославленного футбольного брэнда? Поэтому мы сейчас проводим реконструкцию и дооснащение спортивной базы команды в поселке Тенистом, чтобы у футболистов были все условия для тренировок.

Помимо бюджетного финансирования, команда уже получает средства спонсоров. И поиск внебюджетных источников для содержания «Факела» продолжается.

А что касается игры, то при наличии воли к победе это дело поправимое. Для того мы и пригласили Константина Сарсанию, профессионала высокого класса, на пост главного тренер, чтобы он вернул «Факел» на былые спортивные высоты. Надеюсь, он сможет вдохнуть в команду победный дух.

- За полтора года вы уже хорошо узнали характер воронежцев. Что вам нравится и что не нравится в нас? И если бы к вам обратились с просьбой: порекомендуйте, стоит ли выбирать Воронеж для постоянного места жительства, что бы вы сказали такому человеку?

- Я теперь и сам воронежец. И если раньше еще мог считаться москвичом и давать какие-то оценки со стороны, то теперь такого преимущества лишился. К жителям региона сейчас искренне обращаюсь, как к землякам. Ведь большую часть своего времени я провожу здесь, а занимаюсь делами региона – практически все время, если не считать часы сна и редкие минуты отдыха.

Самое главное, что Воронежская область, которая мне и раньше нравилась, не только меня не разочаровала, но, напротив, не перестает удивлять своим крепким духом, оптимизмом, стремлением к лучшему. Многие коренные жители, конечно, воспринимают такой позитивный фон как должное и не считают чем-то уникальным.

Но мне есть с чем сравнивать, и я очень ценю подобный настрой людей. Поверьте, это серьезный ресурс для нашего развития.

Коммуна, №№ 182-183, 10.12.10 г.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0