WorldClass

29 марта 2024, 10:03
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Как разбудить тамбовскую промышленность?

01.03.2012 15:14
Автор:

Воронеж. 01.03.2012. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) - Аналитика – Предлагаем вашему вниманию псевдоэкономические и глубоко субъективные рассуждения о том, насколько перспективно в современных рыночных условиях руководить частными предприятиями по-советски.

Экскурс в недалекое прошлое

В советские времена Тамбовская область никак не могла определиться, к какой категории себя причислить: к сельскохозяйственным регионам или к промышленным. Вроде наличие жирного чернозема предполагало успехи в работе на земле. При этом развитый оборонный комплекс, доставшийся тамбовцам по разнарядке сверху, автоматически гарантировал дальнейшее развитие машиностроительной отрасли, а химические производства явно претендовали на звание перспективных. Однако тут случилась антисоциалистическая революция с развалом страны, затем начался очередной этап «смутного времени». Тамбовская область так и осталась на перепутье. Сельское хозяйство ушло в подполье, предприятия «оборонки» потеряли ориентацию в экономическом пространстве, а химзаводы вдруг оказались морально устаревшими и малоперспективными.

Приватизация повлияла на тамбовские предприятия далеко не лучшим образом. Все более или менее крупные предприятия были дружно выкуплены родным директоратом.

С тех пор уж 20 лет прошло. И все же руководят большинством старинных, еще советских предприятий все те же люди (семьи), что и при Брежневе.

Престолонаследие никто не отменял

К примеру, тем, что осталось от завода «Тамбовмаш», руководит все тот же Николай Димкович 1946-го года рождения, заводом подшипников скольжения – Юрий Плужников, который проработал там всю жизнь и уже 14-й год трудится генеральным директором. Не удивительно, что оба этих предприятия считаются в Тамбове одними из самых консервативных, не способных к обновлению и поиску новых возможностей.

Многие из бывших руководителей, как истинные монархи, уже успели передать власть по наследству. Стоит ли удивляться, что у руля советских предприятий остаются люди со знакомыми фамилиями. Возьмем ОАО «Пигмент» - бывший флагман химической отрасли. Там трудится гендиректором Андрей Утробин (сын), который пришел на смену Николаю Утробину (отцу), все еще оставляющему за собой место директора по стратегическому развитию предприятия. Легендарный Николай Артемов, который прошел на Тамбовском заводе «Комсомолец» путь от рядового сотрудника до бессменного руководителя, успел стать его полноправным хозяином. После его смерти гендиректором предприятия является старший сын Владимир, а другой, Сергей, работает директором по общим вопросам.

Стиль управления остался неизменным

Одни советские директора в условиях рыночной экономики стали крупными акционерами своих предприятий, другие – полноправными хозяевами, но на методы руководства это практически не повлияло. Стиль управления можно определить как махрово консервативный.

Ведь почему на многих заводах фактически работают по нескольку цехов? Конечно, тут имеют место и объективные причины в виде федеральной тарифной политики со всеми вытекающими последствиями и колебаний рынка, но основной проблемой является неудачный менеджмент. В это скромное понятие входит много нюансов – от желания все разворовать здесь и сейчас, обанкротить предприятие и распродать активы до неумелой и недальновидной, «страусиной» политики руководства. Еще лет семь-восемь назад многие предприятия имели весьма смутное представление о целях и задачах создания цивилизованной службы маркетинга. Наличие отдела сбыта плюс отдела снабжения казалось вполне достаточным для удержания рентабельности.

Большинство предприятий почти не вкладывают средств в развитие. Собственных у них просто нет, а кредитов им чаще всего не дают. Самые продвинутые руководители производств ищут возможность попасть с каким-либо конкретным проектом в инвестиционную программу обладминистрации, что дает возможность получить кредитные средства в одном из государственных банков под приемлемые проценты. К такой возможности за последние годы прибегали практически все крупные и некоторые средние предприятия - «Комсомолец», «Пигмент», «Изорок», «Тамак», «Айстек» и другие, но не в тех объемах, которые могли бы резко изменить ситуацию в лучшую сторону. В основном тамбовские заводы по-прежнему выжимают все возможное из давно устаревшего оборудования. При этом предприятия оборонного комплекса – такие как «Ревтруд», «Октябрь», «Тамбовмаш» и другие - в основном уповают только на государство и держатся за пенсионеров, которые готовы работать буквально за копейки. Разместит Минобороны у них крупный госзаказ – они «на коне», то есть в состоянии вовремя выплачивать людям скромную зарплату. Если заказ задерживается – снова начинаются разговоры о сокращении работников или переводе их на неполную занятость, и эти разговоры иногда доходят до дела. К примеру, тамбовский завод «Электроприбор» в постсоветский период пережил и смену власти, и тихие скандалы, связанные с выплатой дивидендов акционерам. Последняя информация о предприятии – это жалобы работников на значительное сокращение зарплат в январе текущего года. По каким причинам – неизвестно.

Что уж говорить о том, что почти все крупные тамбовские предприятия под предлогом тяжелого финансового положения ухитрились забросить развитую в советские времена социальную сферу. В первую очередь пострадали детские оздоровительные лагеря. Одни закрылись, другие застыли в таком допотопном состоянии, что туда и детей отправлять не хочется: построенные 30-40 лет назад корпуса практически не обновляются, «удобства» по-прежнему «во дворе». Что такое промышленные поликлиники, заводские дома и общежития – тоже все давно позабыли, как и про понятие «социальная ответственность».

Деньги любят тишину?

Неизвестно, кто первый произнес эту фразу и в каком контексте. Однако тамбовские промышленники понимают ее в том же смысле, что и какие-нибудь итальянские мафиози начала прошлого века. Об информационной открытости как понятии, формирующем репутацию предприятия и его руководства, большинство из них, похоже, и не слышало. Поэтому в открытом доступе слишком мало информации: обычно только годовые отчеты. При этом о своих планах по модернизации или перепрофилированию производства предприятия публично заявлять не привыкли. Тут возникает вопрос: они молчат потому, что боятся сглазить (тогда надо поплевать через левое плечо три раза, как гласит народная мудрость) или просто не о чем сказать?

Редким исключением стало предприятие «Моршанскхиммаш», выкупленное в прошлом году машиностроительным холдингом НОВАЭМ. При новом хозяине предприятие всерьез занялось информационной политикой, поэтому ни для кого не секрет, сколько средств в этом году будет вложено в реализацию инвестиционной программы. Значит, в конце года руководству предприятия придется отчитаться перед общественностью о результатах проделанной работы. Может, как раз этого боятся остальные?

Не надоело ждать манны небесной?

Однако такое положение дел тамбовский директорат, похоже, устраивает. Привыкли выживать, а не завоевывать рынки. На заседаниях Тамбовской областной ассоциации промышленников и предпринимателей происходит одно и то же. Во-первых, не все руководители предприятий склонны появляться на таких мероприятиях. Если отправляют своих заместителей, то уже хорошо. Во-вторых, каждый выступающий обычно склонен отчитываться о деятельности своего предприятия в худших чиновничьих традициях. Среди проблем, которые обсуждают из раза в раз – это налоги и федеральная тарифная политика, которые «душат и давят». И практически не идет речь о развитии предприятий, о перспективных идеях, об объединении усилий для участия в каких-либо новых крупных проектах. А зачем? Для этого необходимо много думать и еще больше делать, отслеживать мировые тенденции, стремиться выпускать конкурентоспособную продукцию. Рисковать, наконец, а это тяжело и хлопотно. Так что на большинстве тамбовских предприятиях все идет ни шатко ни валко, но зато вполне предсказуемо. Главное, что у самих хозяев и топ-менеджеров предприятий, их детей и внуков все есть. А то, что средняя зарплата по предприятиям – где 14 тысяч рублей, где 15 и редко где выше 18 – это никому стыдным не кажется. А во сколько раз зарплата гендиректора (про доходы лучше и не упоминать) выше средней зарплаты рабочих и инженеров, все почему-то скромно умалчивают. Не удивительно, что у проходных по вечерам трудно встретить улыбающихся людей.

Слабо?

Конечно, и в глубинке происходят чудеса. По информации Тамбовстата, динамика промышленного производства в Тамбовской области за 2011 год достигла 116%, что гораздо лучше среднероссийских показателей, а в январе этого года прирост промышленного производства по полному кругу производителей относительно того же месяца прошлого года составил 27% (в основном за счет обрабатывающих производств). Эти данные, конечно же, радуют и вселяют надежду. Вот только перспективы прироста инвестиций в промышленности не так хороши, да и сами предприятия в большинстве своем планируют рост физического объема в 2012 году в размере 105-107%, не больше. А для местной экономики эти цифры, конечно, не провальные, вполне приемлемые, но не достаточные для заметного рывка, который после нескольких лет медленного движения просто необходим. Без инвестиций нет развития, без новых перспективных проектов нет и не будет финансовых вливаний со стороны ни государства, ни банков. А всего этого не достичь без эффективных топ-менеджеров, способных генерировать и развивать идеи или хотя бы организовать данный процесс. Эти банальные постулаты некоторым руководителям предприятий не мешало бы выучить наизусть. Если промышленность Тамбовской области в ближайшие год-два не найдет в себе сил подняться на новую ступень развития, то регион рискует безнадежно отстать от группы лидеров.

Оценочное мнение автора не всегда совпадает и не должно совпадать с мнением редакции.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0