WorldClass

10 мая 2024, 21:55
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Молодой коммунар // Вопрос принципа

19.04.2012 14:58

А цена вопроса — «виртуальный миллиард»

«Коммунар» впервые написал об истории с «Большим воронежским коммунальным дефолтом», когда она только начиналась — 20 марта. Сегодня, хотя формально точки над «i» еще не поставлены, острая фаза кризиса, заставившая всю страну вновь всуе упоминать гордое слово «Воронеж», пройдена. А значит, можно делать определенные выводы и прогнозы.

Кампания за компанию

Напомним сюжет: 14 крупнейших управляющих компаний города, объединенных в НП «Воронежская коммунальная палата» (далее — ВКП), предложили собственникам квартир выбрать новую УК. Впрочем, чисто технически новую, которая от старой будет отличаться только банковскими реквизитами да отсутствием долгов на счете. Это нужно, объясняли агитаторы, чтобы спасти деньги, накопленные жильцами по строке «содержание и ремонт жилья», и сохранить саму возможность обслуживать дом перед лицом банкротства.

А банкротство, дескать, почти неминуемо. Алчные поставщики ресурсов вот-вот начнут арестовывать счета УК и изымать все средства, предназначенные на дворников, слесарей и покупку шифера. При этом, по уверению руководства компаний, и совесть у коммунальщиков останется чистой: они намерены избавиться только от неправедной, «виртуальной» задолженности, которая образовалась из-за несовершенства системы расчетов за поставленные ресурсы.

Угроза банкротства была непридуманной. Еще летом 2011 года компании ВКП, обслуживающие 60 процентов жилого фонда областного центра, едва не стали банкротами под тяжестью исков «Водоканала Воронежа» и «Воронежтеплосети» в общей сложности на 800 миллионов рублей.

Тогда «наезд» удалось остановить волевыми усилиями областных властей. Но ненадолго. К этому времени долг, который поставщики числили за компаниями — членами ВКП, как раз преодолел психологически значимый порог в 1 миллиард рублей. Впрочем, если разобраться, не менее 30 процентов от этого миллиарда — либо банальная задолженность населения, либо затраты на услуги банков и расчетных центров, которые упорно никто не хочет брать на себя.

Это, конечно, тоже долги, но совсем из другой истории...

Долги по всем «правилам»

Про «несовершенство системы расчетов» работники управляющих компаний не соврали. Постановление Правительства России № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» содержит в себе уже официально признанный законодательный казус. С одной стороны, оно гласит: если в квартире установлен счетчик, то платить владельцу нужно именно по его показаниям — вне зависимости от того, есть в доме общедомовой счетчик или нет.

Но в том же документе содержится и другое положение: если в доме нет общедомового счетчика, поставщику начисляют плату по формуле «норматив потребления, умноженный на число проживающих в доме».

Таким образом, в последние три года каждый участник коммунальной цепочки формировал счета так, как считал справедливым. Поставщики — по нормативам, потому что они значительно выше среднестатистических начислений по приборам учета — порой на 20–25 процентов. Управляющие компании — по счетчикам, потому что в противном случае имели бы сильное непонимание жильцов, вплоть до отказа от услуг УК.

И это было бы неизбежно при постоянных доначислениях и корректировках, суть которых практически невозможно объяснить массе собственников.

Конец этому хаосу (несомненно, из лучших побуждений) решили положить судебные власти. Летом 2010 года Арбитражный суд Воронежской области со ссылкой на решение Высшего Арбитражного суда РФ узаконил оплату по нормативам для недоукомплектованных счетчиками домов. С тех пор иски ресурсников имели 100‑процентную результативность.

Но УК, несмотря на растущие суммы долга, продолжали выставлять счета по прежней схеме. Директор НП «Воронежская коммунальная палата» Владислав Ландсберг частично объяснил такую последовательность, признавшись:

— Мы, честно говоря, до последнего надеялись на какое-либо решение на федеральном уровне. Например, о предоставлении целевых субсидий. Это было бы справедливо, коль скоро речь идет о цене ошибки законодателей-федералов…

Не дождались. Как сообщила пресс-служба МКП «Воронежтеплосеть», задолженность коммунального пула, подтвержденная в судебном порядке, достигла 400 миллионов, и примерно на такую же сумму готовятся иски по итогам 2011 года. Нет оснований сомневаться, что эти дела тоже будут выиграны. Аналогичные претензии «Водоканала Воронежа» составили 654 миллиона рублей.

При этом месячный оборот компаний ВКП — всего 65 миллионов рублей. В двадцать с лишним раз меньше.

Информационный шум

Единичные попытки уходить от таких долгов с помощью самоклонирования управляющих компаний отмечались и раньше — и, как правило, они не вызывали резонанса и даже встречали понимание: а что делать, если долги неоплатны принципиально? Что делать, если под угрозой — кошельки и благополучие граждан?

Но попытка организованного уклонения от священного долга не на шутку перепугала кредиторов. В начавшейся информационной войне они обвинили ВКП в почти неизбежном «коллапсе» коммунальной системы Воронежа, а то и страны: ведь пламя «бунта» могло перекинуться и на другие регионы.

«Водоканал Воронежа» первым выступил с официальным заявлением, многозначительно пообещав добиться «соответствующей правовой оценки» демарша. Городская администрация, разумеется, поддержала его: ведь и «Водоканал», и «Воронежтеплосеть» — предприятия муниципальные.

Компания «Газпром межрегионгаз Воронеж» увидела в поведении членов ВКП связь с неприятным для себя фактом: цены на газ не растут, население платит исправно, а долги теплоснабжающих организаций увеличиваются! Еще одно официальное заявление и традиционная угроза перекрыть вентиль неплательщикам также увидели свет.

Территориальное управление Федеральной антимонопольной службы, истолковав заявленные планы как свидетельство фактической координации экономической деятельности УК, направило руководству Коммунальной палаты соответствующее предостережение.

Прокуратура города тоже начала проверку законности действий коммунальщиков. Но, скорее всего, предъявить что-то существенное не получится. Ведь при всех децибелах поднявшегося шума речь пока идет лишь о намерении что-то совершить.

Тем временем «Воронежская коммунальная палата» заказала аудит платежной дисциплины своих членов. И не кому-нибудь, а структуре мирового лидера аудита — кампании «Делойт и Туш» (Deloitte Touche Tohmatsu Limited). Проверку пройдут все 14 УК, которые входят в палату; анализироваться будет их работа с момента создания (в среднем с 2006‑го по 2010 год) и до весны 2012 года. Понятно, что стоит такая процедура недешево (десятки тысяч долларов), но прозрачность, а значит, и доброе имя стоят того.

И только Правительство РФ косвенно поддержало бунтарей, приняв 7 марта постановление №124, которое отменяет двусмысленность прежних норм и закрепляет за управляющими компаниями право платить по счетчикам. Но это признание моральной правоты ни на копейку не снизило уровень накопленной задолженности.

Прозрачные перспективы

Тихое противостояние управляющих и ресурсоснабжающих организаций можно наблюдать по всей стране. Но в Воронеже впервые случился выход проблемы на уровень публичного резонанса. Воронежские проблемы приняли близко к сердцу коллеги-коммунальщики на Сахалине, в Кузбассе и Поволжье. Значит, и впрямь основы конфликта объективны.

Все управляющие компании счастливы и несчастливы одинаково. Чтобы стабилизировать рынок, государство взялось регулировать тарифы для всех производителей и поставщиков ресурсов — что по большому счету не так уж и правильно. Но хуже всего, что из тарифного процесса оказались исключены управляющие компании. Это последнее звено в цепочке выполняет важную функцию — преобразует ресурс в услугу. Например, определенное количество гигакалорий — в 18 градусов Цельсия в квартирах обслуживаемого дома. УК взимают деньги за тепло и воду, затрачивают на это какие-то усилия, несут определенные риски и не имеют права взять из этого финансового потока ни копейки вознаграждения! Это не просто экономический нонсенс, это зло в чистом виде! Потому как такая ситуация провоцирует игроков на злоупотребления. А их партнеров — на подозрительность и нервность, даже если никаких злоупотреблений не было.

На этом фоне просто безмятежными выглядят отношения управляющих компаний с компанией «Квадра», поставляющей в город 60 процентов тепла. Они (отношения) остались добрыми по простой причине: «Квадра» организовала собственный вычислительный центр и перешла на прямые платежи от населения.

Никаких «виртуальных проблем» не возникло и вокруг тех домов, где стояли общедомовые приборы учета.

Вот, казалось бы, два верных пути предупреждения дефолтов! Да здравствуют счетчики и прямые платежи! А никто и не спорит. Все за. Но на собственные расчетные центры ни у кого из поставщиков, кроме «Квадры», денег не хватило (да, боюсь, и не хватит, пока рассчитываться по нормативам будет для них выгоднее). А по поводу приборов учета опять же возникли разночтения документа. Ссылаясь на Закон об энергосбережении, одна сторона утверждает, что устанавливать приборы — это обязанность собственников жилья и их управляющей компании, а другая — что это священный долг поставщиков.

Странно, ведь в данном случае никаких двусмысленностей закон не содержит! До 1 июля 2012 года никто не обязан ставить приборы, но все обязаны проявлять инициативу. И лишь с 1 июля поставщики будут обязаны под угрозой судов и штрафов ставить счетчики всем подряд.

А потом брать за это деньги.

Сегодня роль арбитра в этих спорах взяла на себя муниципальная власть. По два-три раза в неделю руководители МУПов и УКов ходят в мэрию на переговоры. Но перспектив безболезненного разрешения проблемы, кажется, не существует в природе. Взыскать «виртуальный миллиард» возможно, только переложив его на плечи жильцов с помощью гиган­тских корректировок, которые приведут уже к дефолту со стороны населения. А главное, в случае банкротства скорее всего все равно произойдет смена УК — и не факт, что на свято место придет более профессиональная и добросовестная организация.

И все же брезжит, брезжит свет в конце тоннеля. В мае в Воронеже должен начать работу единый расчетный центр, который будет «расщеплять» платежи по квитанциям. Из банка деньги пойдут напрямую поставщикам, а не на счет УК. Очень удобный момент, чтобы управляющим компаниям начать новую, может, не такую денежную, но более прозрачную жизнь.

Александр Саубанов
Молодой коммунар, №42 (12968), 19 апреля 2012 года.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0