В Москве прошел IХ Всероссийский форум «Лучшие продуктовые решения и тренды коммерческой и жилой недвижимости» из серии FORCITIES. Первые лица девелопмента обсудили, как можно скорректировать стратегии в резко изменившихся условиях рынка.
Руководитель портала ЕРЗ.РФ Кирилл Холопик рассказал, что в I полугодии объемы продаж по ДДУ вернулись к пиковым значениям 2021-го. По итогам II полугодия ожидается уменьшение числа таких продаж с последующим восстановлением. Сооснователь БП «Мадо» Мария Илюхина перечислила основные тренды рынка недвижимости. Среди них – изменение в поведении покупателей. Они стали более искушенными, чаще оценивают звукоизоляцию, инженерные системы, благоустройство. Эксперт добавила, что несмотря на сложности кризиса, качество систем и материалов повышается, а постепенное внедрение ИИ помогает застройщикам автоматизировать рутинные задачи.
Руководитель отдела продукта GloraX Мария Кукса рекомендовала девелоперам тратить деньги и силы на то, что продается, и минимизировать затраты на остальное. Сегодня клиенты платят за озеленение, фасады, очистку воды, входные двери, размеры окон и их открывание, наличие летнего помещения, дополнительный вентблок. Павел Лепиш из Phonix посоветовал девелоперам пересматривать финмодели, риск-сценарии и критерии устойчивости проектов. Спикер заявил, что в сложившейся ситуации компании должны создать свои уникальные стратегии на ближайшие 3+ лет.
«Если стратегия явно показывает, что единственный путь – «выживание», то нужна максимально быстрая корректировка всех процессов под эту цель. В случае достаточного капитала, накопленных знаний и т.д. можно занять агрессивную стратегию, поглощать конкурентов, покупать площадки, но помнить о резервах и рисках. Максимальная концентрация на рисках и слабых сторонах», – отметил Павел Лепиш.
Руководитель направления исследований и спецпроектов BQ Studio Екатерина Гончарова назвала новые проблемы обитателей ЖК. Это нарушение ощущения безопасности (например, курьеры быстро ездят на машинах) и отсутствие комфортного сервиса (нарушение правил парковки и т.д.). А вот иискусство в общественных пространствах на 30% повышает ощущение безопасности, увеличивая пешеходный трафик на 25%, добавила эксперт.
Руководитель направления «Туризм» АО «Банк ДОМ.РФ» Никита Переверзев перечислил факторы, на которые обращает внимание банк при работе с КРТ (комплексное развитие территорий). Это рреалистичность исполнения обязательств, сроки и концепция реализации проекта, а также опыт участников. Управляющий директор дирекции ПАО ГК «Самолет» Владимир Ахапкин назвал «тонкими настройками» современных проектов в рамках КРТ ограничение въезда нерезидентов, проработку пешеходной «проницаемости» территории, необходимость разделения потоков (туристы и жители, активный и спокойный отдых и пр.).
«Встреча девелоперов, представителей банковских, властных структур и других участников отрасли прошла своевременно – на пике кризисных изменений, когда ключевая ставка ЦБ зашкалила, а спрос на недвижимость упал. Профессионалы проговорили важность подходов КРТ для балансировки функций территорий, с разных сторон подсветили вызовы. Обсудили, как можно пересмотреть стратегии, чтобы продолжать создавать устойчивые и прибыльные проекты», – подытожила организатор FORCITIES, директор по консалтингу и развитию KEY CAPITAL, основатель Школы Девелопера Эвелина Ишметова.