WorldClass

20 апреля 2024, 17:14
Экономические деловые новости регионов Черноземья

erid: 2VtzqucPBPb

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

AbiregTV - Проректор ВГАУ по учебной работе Николай Бухтояров: «В год 100-летия вуза мы можем признать, что выпускник ВГАУ имеет брендовый диплом, который пользуется огромным спросом у работодателей»

13.03.2012 18:12
Автор:

Воронеж. 13.03.2012. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.TV) – Аналитика - В этом году старейший вуз Черноземья, Воронежский государственный аграрный университет им. Императора Петра I, отмечает свой вековой юбилей. Уже сообщалось, что Владимир Путин дал поручение министерствам сельского хозяйства и экономического развития РФ о достойной встрече юбилея старейшего сельхозвуза страны. В рамках юбилейной программы помимо прочего намечено строительство нового учебного корпуса. ABIREG.RU постоянно поддерживает интерес читателя к экономическим и бизнес-процессам, происходящим в вузе, основная из задач которого – формирование кадрового потенциала АПК, способного обеспечить конкурентоспособность аграрной экономики страны. О том, какому диапазону параметров отвечает вуз в этом смысле, наш разговор с проректором ВГАУ по учебной работе доцентом Николаем Бухтояровым.

- Из 59 вузов в системе Минсельхоза РФ не очень многие, по словам экспертов, соответствуют понятию «современный аграрный вуз». Чтобы таковым являться, требуются новые подходы к образованию, новые идеи и технологии. По какому пути идет ВГАУ и каково место воронежского агроуниверситета в системе российского сельхозобразования?

- Воронежский агроуниверситет, по общему признанию, занимает достойное место в системе вузов Минсельхоза как по направлениям подготовки специалистов, так и по качеству предлагаемых и реализованных образовательных услуг. Это признают и наши коллеги, и работодатели. Выпускник ВГАУ имеет, я бы сказал, брендовый диплом, который пользуется широчайшим спросом у работодателей. Наши выпускники востребованы буквально во всех сферах производства, образовательной деятельности, в науке. Поэтому мы можем смело заявить о том, что в полной мере соответствуем тем требованиям, которые предъявляются к современному аграрному вузу.

- Я недавно решила полюбопытствовать в Интернете, на каком же месте находится ВГАУ среди других аграрных вузов России. И многие поисковики выдают 10-е место нашего аграрного университета из 59 вузов.

- Неплохо, согласитесь. Это достойное место, если учесть, что у нас еще есть столичные вузы аграрные.

- Да, я порадовалась.

- Стремимся к лидерству. Думаю, у нас это получается.

- Вот как раз давайте перейдем к тем самым параметрам, которые позволяют генерировать новые знания и инновационные технологии. И начнем с вопроса о том, что собой представляет новая организационно-правовая структура университета и что можно ожидать от уровневой системы подготовки кадров, которая недавно была внедрена?

- Действующая структура представляет собой восемь мощных, достаточно равноценных факультетов и целый спектр хозяйственных, научных, учетных и иных подразделений. За последние два года мы присоединили к себе Воронежский институт повышения квалификации и инноваций, Всероссийский межрегиональный институт повышения квалификации работников пищевой и перерабатывающей промышленности и Школу повышения квалификации работников АПК. Это дает и возможность, и условия для предоставления более широкого спектра образовательных услуг.

Что касается действующей организационно-правовой структуры, то она достаточно свежа. Она внедрена и работает с начала текущего учебного года, но уже показала свою жизнеспособность. Первое тестирование и «боевое крещение» она прошла в период работы приемной комиссии. Вот такая удачная компоновка специальностей, направлений подготовки и профилей по вновь образованным факультетам, реорганизованным факультетам позволила набрать на 30% больше абитуриентов, чем в предыдущий год. Я думаю, что в совокупности с другими положительными моментами это сыграло свою значимую роль.

- Давайте напомним, какие факультеты были реорганизованы и какие направления, специальности в связи с этим появились.

- Был реорганизован факультет ветеринарной медицины и технологии животноводства. На этот факультет была передана специальность «зоотехния». В настоящее время там реализуется два направления подготовки и одна специальность - зоотехния, ветсанэкспертиза, ветеринария. Поскольку направления эти достаточно родственные, мы посчитали, что и управление образовательным процессом при подготовке специалистов и бакалавров необходимо сосредоточить, что называется, в одних руках.

Существенным образом был реорганизован экономический факультет. На его базе созданы два факультета: экономики и менеджмента и факультет бухучета и финансов. В прошедшую приемную кампанию только на факультет бухгалтерского учета и финансов, на каждый из этих факультетов было принято студентов больше, чем в прошлом на существовавший тогда факультет. Так что положительные моменты налицо. Коренному реформированию подверглись агрономический факультет и факультет агрохимии, почвоведения и экологии: на их базе создан единый факультет агрономии, агрохимии и экологии. Сейчас это один из самых мощных и успешно развивающихся факультетов.

Был расформирован, к сожалению, факультет технологии животноводства и товароведения, поскольку зоотехнию мы передали на факультет ветеринарной медицины и технологии животноводства, как я уже говорил, а специальность «товароведение» – на факультет технологии и товароведения.

- Так к сожалению или, напротив, к более высокому качеству?

- «К сожалению» - только в том смысле, что это касается факультетских школ, традиций, истории… Но для общей пользы дела и, уверяю вас, все это мы сохраним и приумножим.

- Скажите, насколько подготовленный контингент школьников приходит к вам? Высок ли конкурс при зачислении?

- В этом году был как никогда высокий конкурс. Причем, что нас порадовало, в большей степени на сельскохозяйственные специальности. Конечно, это связано с оживлением рынка АПК, с реализацией федеральных и областных программ поддержки сельхозтоваропроизводителя. Поэтому недостатка в абитуриентах мы не испытываем. Тем не менее, касаясь качественного состояния абитуриентов, мы тоже не сидим сложа руки. У нас 39 базовых школ, поэтому мы целенаправленно начинаем готовить наших потенциальных студентов еще на стадии школьников. И в основной своей массе те абитуриенты, которые приходят к нам на сельхозспециальности, нам давно знакомы, и мы их с радостью принимаем.

- То есть уровень подготовленности у них достаточно высок?

- Скажем так - необходимо и достаточно высок. И самое главное, нас устраивает не только уровень подготовленности, но и мотивация, руководствуясь которой школьник поступает в наш вуз.

- Эти школы находятся в Воронежской области?

- Две трети в Воронежской области и одна треть – в Липецкой. Мы плодотворно сотрудничаем с главным управлением сельского хозяйства Липецкой области, ощущаем поддержку и понимание ситуации со стороны других структур. Естественно, что в нашем ресурсе полная поддержка со стороны губернатора Воронежской области Алексея Васильевича Гордеева и всего правительства Воронежской области, глав администраций сельских районов области.

- А что касается остальных областей Черноземья? Есть ли какие-то планы?

- Есть и планы и, более того, есть и предложения. Буквально вчера мы получили письмо из Тульской области, Богословский сельскохозяйственный колледж просит нас взять его «к себе». В ближайшие дни поедем по приглашению, будем знакомиться с ситуацией и принимать решение.

- Вот она, популярность получения образования в нашем вузе… Николай Иванович, ну и про уровневую систему был вопрос. Чего от нее можно ожидать?

- Мы ожидаем только хорошее. Во-первых, она позволяет заинтересовать наших студентов, будущих магистров, будущих аспирантов продолжать обучение и более избирательно, точечно подходить к выстраиванию образовательного процесса. Федеральные государственные образовательные стандарты внедрены, мы их реализуем, и, естественно, все, что требуется в соответствии с этими стандартами, мы делаем. И более того, мы во многом были уже к этому готовы.

- По-моему, вы один из самых первых вузов, которые перешли на эту систему?

- По некоторым направлениям на агроинженерном факультете, факультете агрономии, агрохимии и экологии и других мы уже готовили бакалавров на протяжении ряда последних лет.

- Какие в этом плюсы?

- Для кого-то, как он считает, достаточно первого уровня высшего образования, а у тех, кому недостаточно, есть выбор: учиться дальше, поступать в магистратуру… Да и запросы работодателей тоже отличаются: кому-то нужен специалист-исследователь, а кому-то - чистый практик.

- Специалисты с образованием первого уровня так же востребованы на предприятиях АПК?

- Конечно, востребованы. Никакого фильтра работодатели не ставят. Более того, у нас есть материалы и основания для сравнения, так как мы выпускаем бакалавров уже несколько лет, - они абсолютно адаптируются в производственной среде, абсолютно соответствуют требованиям работодателей, никаких рекламаций или нареканий со стороны работодателей мы не получали.

- Что вы можете сказать в этом контексте о применяемых в вузе передовых прогрессивных педтехнологиях и, соответственно, о материально-техническом обеспечении и финансировании образовательной и научно-исследовательской деятельности?

- Ну, если мы заявляем себя как университет, естественно, мы стремимся к совершенствованию образовательного процесса. Те передовые технологии, которые существуют, признаны и уже устоялись, - они у нас, безусловно, реализуются. Что касается новшеств в области образования, аграрного образования, то мы можем с уверенностью и достоинством сказать, что ВГАУ – один из лидеров в области реализации дистанционных образовательных технологий. Наши коллеги из других вузов могут нам только позавидовать и поучиться. У нас 5 тыс. студентов получают образование вот по таким технологиям. Это абсолютно легитимный, открытый и творческий процесс. Поскольку переучиваться, перестраиваться, отходить от устоявшихся форм получения образования приходится не только студентам, но и преподавателям, так как это требует подготовки абсолютно других учебных и методических материалов. Ну и как следствие, за последние два года мы в четыре раза увеличили контингент студентов, обучающихся по дистанционным технологиям. 5 тысяч – это почти треть наших студентов.

Должен сказать, что финансируемся мы без ущерба для образовательного и научного процесса, сами зарабатываем деньги и вкладываем их в образовательный процесс. Только за последние, опять же, два года нами закуплено достаточно много новой сельхозтехники для студентов, оснащаем необходимые для образовательного процесса и научно-исследовательской деятельности лаборатории, и т.д. Ну и не забываем о бытовой стороне жизни студентов. Только в этом году было закуплено полторы тысячи комплектов новых кроватей, мягкого инвентаря, 270 электроплит для общежитий. В общежитии №7 подключена сеть с выходом на внутриуниверситетскую сеть – то есть у студентов есть доступ к информационным ресурсам университета. И подключен Интернет, за который студенты не платят ни копейки.

- Вот этот грандиозный план ректора провести Интернет в каждую общежитскую комнату, по сути, реализован…

- В седьмом общежитии он реализован и в ближайшее время будет реализован во всех других общежитиях. Давно об этом говорили и наконец сделали.

- Замечательно, сделали в год 100-летия вуза. Николай Иванович, а как все-таки соотносятся бюджетные вливания и те средства, которые вы зарабатываете сами? Ведь у вас достаточно много структурных подразделений, которые самостоятельно зарабатывают деньги. Их даже можно перечислить, наверное…

- У нас сформирована целая структура, которая позволяет нам зарабатывать деньги. Это и лаборатории, и мельничный комплекс, и ботанический сад, и ветклиники и другие подразделения. Всего их чуть менее 20. Соотносятся бюджетные вливания и самостоятельно заработанные деньги примерно в равных долях. Можно сказать, что у нас устойчивое финансовое положение.

- «Абирег» как раз недавно писал о том, насколько востребована переподготовка кадров для АПК, которую вы осуществляете. С чем это связано? Ведь к вам обращаются уже зрелые специалисты, которым необходимо дополнить свое образование.

- В связи с новыми технологиями, поступлением на предприятия абсолютно новой техники становятся необходимыми и новые знания. Те специалисты, которые задействованы в аграрном секторе экономики, естественно, испытывают потребность в повышении квалификации, переподготовке. Связано это, прежде всего, с тремя, на мой взгляд, факторами: оживлением сельхозпроизводства, необходимостью соответствовать запросам производства и работодателей и созданием в вузе всех условий для послевузовского образования. Есть, повторюсь, три самостоятельных структуры, которые занимаются переподготовкой кадров и повышением квалификации, плюс к этому педагоги, школа, традиции, полное учебно-методическое обеспечение, ну и как следствие – признание нашего авторитета на этом поле деятельности.

- Насколько я понимаю, в этом направлении вы плотно сотрудничаете с правительством Воронежской области. Кто платит за переобучение специалистов?

- Департамент аграрной политики, Спиваков Анатолий Александрович и его заместители, действительно держат руку на пульсе. По их заявкам и направлениям мы также готовим специалистов. Но не только этот мощный ручей мы принимаем, люди и самостоятельно испытывают потребность в повышении квалификации и переподготовке. И та сумма, которую мы в прошлом году заработали в процессе этого вида деятельности, приближается к 6 млн рублей, и значительная часть поступила из бюджетов различного уровня.

- То есть из хозяйств, существующих на территории региона, специалисты сами приходят к вам, обращаются…

- Естественно. Поскольку в подавляющем большинстве это наши выпускники, они знают о созданной у нас системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки и с удовольствием приходят опять учиться, повышать квалификацию. Мы сотрудничаем со многими крупными хозяйствами: племпредприятие «Воронежское», «ЭкоНиваАгро», «Агротех-Гарант», «Агроинвест» и другие. Естественно, что их сотрудники нуждаются в подобных услугах.

- Николай Иванович, как развивается в вузе система управления качеством образования?

- Если вы об этом спрашиваете, значит, вы знаете, что она у нас есть. Мы имеем Сертификат соответствия международному стандарту качества ISO 9001:2008 авторитетной международной организации, уже прошли два надзорных аудита за последние два года. В вузе сформирован отдел управления качеством, и десятки наших преподавателей и сотрудников прошли обучение и получили сертификат внутреннего аудитора. С завидной периодичностью мы проводим внутренний аудит, проверке подвергаются все подразделения: учебные, вспомогательные, хозяйственные.

- То есть в этом плане вы тоже стоите на самых современных позициях.

- Да. Несколько лет назад по инициативе нынешнего ректора Вячеслава Ивановича Котарева мы пригласили ведущих специалистов в этой области и по своей инициативе, без указания сверху решили внедрить эту систему. Вы знаете, система держит в тонусе весь коллектив! Всех без исключения.

- Николай Иванович, а какова связь сельхозобразования во ВГАУ с бизнесом и насколько это способствует самой образовательной деятельности?

- Связь прослеживается по нескольким направлениям: это совместная научная деятельность, проведение на базе крупных сельхозпредприятий научных исследований; это подготовка по заказу опять-таки крупных бизнес-структур специалистов. Вот последний пример – мы обучаем целую группу студентов для предприятия «ЛИСКо Бройлер» за счет этой компании. Что касается других направлений, это опять-таки то, о чем мы уже говорили – переподготовка, повышение квалификации… Ну а для нас - изучение опыта работы этих компаний. Более того, мы пытаемся выстроить четкую систему обучения специалистов на нашей базе. В этом плане нам навстречу идут такие крупные компании, как «Клаас», «Джон Дир»… Планируем на базе нашего вуза готовить специалистов для работы на их технике не только в Воронежской области, но и других. Проявляют интерес организации Липецкой, Тамбовской, Тульской и других областей. У нас работает целая система и международных образовательных проектов. Мы тесно сотрудничаем с университетами Франции, Германии, Италии, США… Ежегодно организуем стажировки для наших студентов и аспирантов.

- Скажите, а существует ли разница в подготовке специалистов, которые учатся в вузе на коммерческой основе, и студентов-бюджетников? Я хочу узнать, есть ли послабления какие-то тем, кто платит за учебу? Они же знают, что все равно получат диплом, раз за них заплачено.

- Они так и не думают. На самом деле это заблуждение. Подход у нас и к бюджетникам, и к студентам, которые учатся на договорной основе, абсолютно равный. Требования одинаковые. Более того, эти студенты учатся в одной группе, сидят в одной аудитории, и преподаватели не интересуются, кто учится «за деньги», а кто «бесплатно». И не думаю, что есть такие студенты, которые питают иллюзии по поводу льгот или преференций, если ты заплатил за образование.

- То есть тут не проскочишь…

- Нет.

- Ну и, наверное, в конце нашей беседы, коль уж мы говорим об образовании, имеет смысл сказать о численности студентов и о том, каков профессорско-преподавательский состав.

- Сегодня у нас обучается почти 16 тысяч студентов по всем формам обучения, из них около 5,5 тыс. - на дневном отделении. Из заочников 5 тыс. студентов обучаются по дистанционной форме, о чем мы уже говорили. Это позволяет несколько снизить нагрузку на учебные площади, и, как следствие, мы отказались от пары, которая начиналась в 17.40 – у нас студенты учатся в светлое время суток. Что касается профессорско-преподавательского состава, то его качество достаточно высокое. «Остепененность» у нас составляет около 70%, а 30% - это молодые преподаватели, которые работают над диссертациями. У нас около 80 человек докторов наук, профессоров, около 500 кандидатов наук, доцентов, остальные – старшие преподаватели, преподаватели, ассистенты.

- В конце декабря я присутствовала на ученом совете, где вручались премии правительства Воронежской области за создание учебников учеными ВГАУ. Насколько я понимаю, это в вузе постоянный процесс и этими учебниками пользуются студенты по всей России.

- Действительно, приятно видеть, как наши преподаватели – профессора, доценты - получают эти премии. Согласитесь, что написать хороший учебник, который будет востребован нашими же коллегами в других вузах, - это тяжелый труд. Но и почетный. Например, открывает где-нибудь за Уралом студент учебник и читает: «Подготовлен авторским коллективом Воронежского государственного аграрного университета». Я чувствую гордость за наших авторов, наших ученых, наш вуз.

- Ну а, наверное, когда наши студенты видят, что учебник выпущен в их вузе, это еще больше повышает авторитет университета в их глазах.

- …А перед ними за кафедрой стоит автор учебника, - это, конечно, дорогого стоит.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0