22 ноября 2024, 10:37
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

Потемкинские деревни липецкой мэрии: есть ли толк от местных проектов по развитию предпринимательства

02.07.2019 12:23
Автор:

Липецк. 02.07.2019. ABIREG.RU – Аналитика – Технопарк, Центр развития предпринимательства и «Точка кипения», созданные администрацией Липецка для поддержки и развития малого и среднего бизнеса, часто фигурируют в отчетах чиновников как достижения и подтверждение результативности их работы. В частности, когда 21 июня о своей отставке с поста вице-мэра по экономическим вопросам объявила Екатерина Белокопытова, она на своей странице в Facebook привела их в качестве примера своих заслуг. К сожалению, что красиво выглядит на словах или бумаге, не всегда имеет реальный результат. «Абирег» вспомнил, что планировали получить власти при создании указанных проектов, и посмотрел на эффективность их работы.

МБУ «Технопарк-Липецк»: внебрачный осколок Сколково

Что планировалось

С момента своего появления в 2012 году «Технопарк-Липецк» позиционировался как местное Сколково. Он расположился на территории бывшего ГЖУ-6, в промзоне Левобережья. Получившие налоговые льготы резиденты должны были наладить производственный выпуск инновационных технологий, разработанных на базе Липецкого государственного технического университета. На реконструкцию центра и покупку оборудования из федерального бюджета, по словам липецких чиновников, должны были выделить 1,6 млрд рублей, а срок окупаемости составлял около 3 лет.

Что получилось

Из перечисленных проектов технопарк, пожалуй, дал наиболее осязаемый результат. И в то же время именно к нему больше всего нареканий со стороны контролирующих органов и депутатов горсовета.

Озвученные суммы Липецк так и не получил. Но и без них на развитие технопарка за эти годы было потрачено немало – 223 млн рублей. В 2019 году на реконструкцию здания и подготовку площадок для новых резидентов было выделено еще 128 млн рублей. Часть этой суммы – 85 млн рублей – осталась еще с прошлого года, средства не смогли освоить из-за просчетов в проектно-сметной документации.

Если заглянуть в отчеты о проверках Счетной палаты, можно предположить, что неэффективно расходовать бюджетные деньги для технопарка стало уже привычным делом. В 2017 году из 189 млн рублей более 70% бюджетных средств были использованы на реконструкцию 3-этажного нежилого помещения под лабораторный корпус с надстройкой 4-го этажа. Сметная стоимость работ на первый квартал 2016 года составляла 57,4 млн рублей. Единственным поставщиком стала фирма ООО «Сталь-М», с ней заключили два муниципальных контракта. Их начальная цена была определена с учетом затрат на временные здания и сооружения, хотя в проекте указано, что потребность в этом отсутствует. Акты выполненных работ на возведение временных сооружений аудиторам не предоставили. По двум контрактам затраты на временные здания и сооружения составили почти 500 тыс. рублей.

Еще один вопрос, который возник в ходе проверки у Счетной палаты: почему и без того льготная стоимость аренды площадей для резидентов в 2017 году была снижена в три раза – с 290 рублей за метр до 90 рублей? Таким образом, бюджет потерял еще 2 млн рублей. Еще 400 тыс. рублей были заложены в контракты на ремонтные работы в зимний период. Однако зимой работы не проводились. Также при формировании начальной цены контракта стоимость оборудования была определена с применением максимального размера коэффициентов на запчасти. Хотя они включаются в комплекты. В итоге подрядчику было необоснованно выплачено 990 тыс. рублей, пришла к выводу Счетная палата.

Аудиторы выяснили, что в актах выполненных работ отсутствует конкретизация помещений, в которых они выполнялись. Часть контрактов представляло собой «задвоение» и «затроение» одинаковых видов работ в одинаковом объеме (в 2017 году на сумму 4,2 млн рублей). Так, в августе-сентябре 2017 года с ООО «Стимул Групп» было заключено 39 контрактов на реконструкцию помещения, ремонт и благоустройство территории стоимостью до 100 тыс. рублей каждый. Два из них – по 99,6 тыс. рублей – предполагали разбор 445 куб. м хозяйственного корпуса, но в соответствии с техпаспортом площадь объекта составляла 90 куб. м. То есть объем был завышен почти в пять раз.

«Учреждение ведет свою претензионную работу с подрядчиками на возмещение 2,4 млн рублей, которые выявлены в виде нарушений, – отмечала тогда председатель Счетной палаты Липецка Марина Зиборова. – Часть вернут, еще часть придется взыскивать по суду. Главное, что все эти замечания нужно учесть при дальнейших контрактах».

За семь лет в технопарке сменилось уже шесть директоров. Большинство из них уходило после выявленных нарушений и неудовлетворительных показателей. Исключением стала последний руководитель учреждения Екатерина Демидова. Она возглавляла «Технопарк-Липецк» с 1 марта 2018 по 14 июня 2019 года, а затем написала заявление об увольнении по собственному желанию. Ходят слухи, что чиновники просили госпожу Демидову подписывать задним числом акты о выполненных ремонтных работах, чего она делать не пожелала. Также, по информации «Абирега», на директора МБУ возложили ответственность за промахи предыдущего руководства. Так, госпожу Демидову привлекли к административной ответственности и оштрафовали за нарушения в сфере госзакупок на 31 тыс. рублей.

Хотя всё шло к тому, что госпожа Демидова вполне могла реанимировать технопарк. На начало 2018 года в нем было 18 резидентов, к июню 2019-го их число увеличилось до 30. Суммарная выручка резидентов в 2018 году составила 731 млн рублей на фоне 452 млн рублей в 2017-м. Объем налоговых платежей и таможенных отчислений составил 63,6 млн рублей (10,3 млн рублей – в 2017 году). Количество рабочих мест выросло с 152 до 429; по итогам 2018 года компаниями зарегистрированы 14 патентов (семь патентов – в 2017 году).

«Перспективы у технопарка есть, но им нужно заниматься, – отметила через неделю после своего увольнения госпожа Демидова. – Инновационные стартапы получают благодаря технопарку мощный импульс к развитию». Причины своего ухода Екатерина Демидова по-прежнему комментировать не готова.

«Работу технопарка нельзя оценивать только с финансовой точки зрения, – уверена Екатерина Белокопытова. – Да, рост выручки резидентов и налоговых платежей – важные показатели. Но не менее важен качественный отбор резидентов. У многих из них есть идеи, но не хватает бизнес-подхода, чтобы запустить производство и вывести продукцию на рынок. Мы помогаем им в этом. Хотела бы отметить, что бюджетные средства тратятся не на резидентов, а вкладываются в инфраструктуру поддержки в виде муниципального имущества».

Кто теперь возглавит технопарк, пока не известно. Как сообщила перед своим увольнением Екатерина Белокопытова, договоренностей с новыми кандидатами у администрации города не было.

Центр развития предпринимательства: бесплатные консультации оказались никому не нужны?

Что планировалось

Одной из задач региональных властей, согласно майским указам президента, является увеличение числа малых и средних предпринимателей. Для этого, в первую очередь, необходимо создавать благоприятные условия для развития бизнеса. С этой целью в 2018 году в Липецке открыли Центр развития предпринимательства.

Если технопарк появился еще при вице-мэре Владимире Мигите, то Центр развития предпринимательства – во многом детище госпожи Белокопытовой. Идея создания ЦРП была выдвинута на конференции малого бизнеса в 2017 году и поддержана экс-главой города Сергеем Ивановым. Здесь предприниматели должны были получать все виды муниципальных и госуслуг, необходимые консультации и прикладную помощь по созданию своего дела: финансовому планированию, правовому обеспечению деятельности, патентно-лицензионному сопровождению, получению кредитных и иных финансовых ресурсов. Обещали власти и помощь в поиске инвесторов и потенциальных деловых партнеров. «Задача центра – создать благоприятную атмосферу для развития предпринимательства в городе. Он будет сопровождать рост бизнеса от стартапа до производства полного цикла», – отмечала Екатерина Белокопытова.

Что получилось

ЦРП был открыт в феврале 2018 года на базе МБУ «Технопарк-Липецк». В помещении на улице Интернациональная сделали ремонт, закупили мебель и дорогостоящее оборудование. Но эти возможности практически не используются. Помещение простаивает, сотрудники не знают, чем заняться. Согласно отчету департамента экономического развития, в 2018 году ЦРП оказывал 28 консультаций в месяц, то есть заходил сюда в среднем один человек в день. Когда в помещении появился офис МФЦ «Мой бизнес», статистика немного пошла в гору – 52 консультации в месяц.

Выросло ли число предприятий малого и среднего бизнеса в Липецке после открытия центра развития? Согласно статистике Липецкстата – нет. В 2017 году в Липецке было 14,4 тыс. малых предприятий (включая микропредприятия), в 2018 году стало на тысячу меньше – 13,3 тыс. малых предприятий.

«Точка кипения»: закипела, пригорела…

Что планировалось

«Точку кипения» открыли в апреле 2018 года. Это федеральный проект Агентства стратегических инициатив. Подобные площадки созданы во многих городах, Липецк стал 12-м. Первая «Точка кипения» была открыта в Москве осенью 2013-го. За пять лет в московской «Точке» прошло свыше 3 тыс. мероприятий, в которых приняли участие больше 150 тыс. человек. Инициатором открытия площадки в Липецке стала Автономная некоммерческая организация дополнительного образования «Молодежная бизнес-школа» при поддержке администрации города.

«Помочь наладить сотрудничество между людьми, которые в повседневной жизни могут просто не встретиться, а также научиться меняться вместе с меняющимся миром и найти свой путь в будущее», – так заместитель директора направления «Молодые профессионалы» АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» Андрей Силинг определил основную задачу проекта.

Мэрия, в свою очередь, обещала встречи с представителями профильных структур администрации, тематические круглые столы, образовательные семинары с экспертами. По словам экс-мэра Сергея Иванова, среди первоочередных направлений должны были стать проекты в рамках «Умного города», цифровой экономики и Национальной технологической инициативы.

Помимо площадки для мероприятий предполагалось, что «Точка кипения» будет работать по принципу коворкинга, где предприниматели смогут бесплатно проводить свои мероприятия и деловые встречи. Площадка должна была стать комфортным инновационным пространством Липецка, оборудованным по последнему слову техники для проведения мероприятий разных форматов.

Финансировать проект планировалось из Фонда поддержки социальных проектов и благоустройства Липецка.

Что получилось

На сайте Агентства стратегических инициатив директором проекта до сих пор значится руководитель Молодежной бизнес-школы Андрей Корчагин. Но, как выяснилось, из-за возникших разногласий с Екатериной Белокопытовой с января 2019 года он был фактически отстранен от руководства проектом. «В конце 2017 года нас попросили составить примерную смету расходов, – рассказывает Андрей Корчагин. – Получилось около 10 млн рублей на открытие, ремонт, закупку оборудования и работу в течение первого года. Мы заключили соглашения с фондом и начали работу».

По данным сайта Фонда поддержки социальных проектов и благоустройства, на конец 2018 года было собрано 30% от необходимой суммы. Сейчас сайт фонда не работает, отследить сбор средств невозможно.

Ремонт планировался в стиле хай-тек, а получилось – хай-так. В помещении центра до сих пор нет оборудования для проведения мероприятий, зимой участники семинаров мерзли из-за отключенного отопления, а в жару страдали из-за отсутствия кондиционера и неработающего туалета. Из окна красуется рисунок мужского полового органа на заборе. На сайте проекта указано время работы: понедельник – суббота, с 9:00 до 19:00. Однако двери «Точки кипения» в момент приезда корреспондента «Абирега» были закрыты.

«В 2018 году проект, как и планировалось, работал по принципу коворкинга, – рассказал Андрей Корчагин. – Расходы по аренде помещения, полиграфии, оплате работы администраторов, услуг связи, видеонаблюдения легли на Молодежную бизнес-школу. Деньги фонда давно кончились, и теперь долги, накопленные проектом «Точка кипения», контрагенты, среди которых, например, «Ростелеком», намерены взыскивать через суд (в Липецком филиале ПАО «Ростелеком» эту информацию прокомментировать отказались, сославшись на конфиденциальность – прим. ред.). Так как организация некоммерческая, закрыть долги неоткуда. Я просил Екатерину Николаевну в начале года о помощи в поиске финансов для закрытия хотя бы долгов по заработной плате, но ситуация не изменилась».

Екатерина Белокопытова на вопрос «Абирега» о сложившейся ситуации говорит, что у проекта уже другой директор; прежний лидер, Андрей Корчагин, сам из него вышел.

Теперь забота о «Точке кипения» легла на плечи Артема Сысолятина. По его словам, администрация города, действительно, не поддерживает проект финансово в объеме, необходимом для эффективной деятельности. Затраты ложатся на самих организаторов, которые поддерживают «Точку кипения» из собственных средств. Собеседник агентства подчеркивает, что во всех городах, где на работу «Точки» выделяются значительные средства, она показывает себя как успешная площадка для развития МСП и общественности, создания нужных региону сообществ, акселерации и развития перспективных проектов. При этом господин Сысолятин обращает внимание, что Екатерина Белокопытова помогала проекту в силу своих возможностей. В частности, привлекала представителей крупного бизнеса, например НЛМК.

«Двери «Точки кипения» всегда открыты, – утверждает Артем Сысолятин. – Для проведения мероприятия нужно оставить заявку на портале leader-id.ru, а о проведении встреч желательно предупредить по телефону. Администратор может ненадолго отлучиться, и будет ложное представление, что у нас закрыто, но это не так. С финансами нам помогает бизнес. Например, НЛМК приобрел стулья, а депутат горсовета Евдокия Бычкова (экс-гендиректор ЗАО «Живая вода», – прим. ред.) помогла с водой. Андрей Корчагин занимался административной деятельностью. Однако наши пути разошлись, он ушел в коммерческие проекты, а мы работаем бесплатно».

Работу «Точки кипения», которую по факту выполнял сначала Андрей Корчагин, а теперь выполняют Артем Сысолятин и Сергей Федулов (два лидера «Точки»), себе в актив заносит и весь департамент экономического развития. В своем отчете за 2018 год и первую половину 2019-го перед депутатами городского совета представители ведомства упоминают проект как свою деятельность по развитию малого и среднего предпринимательства, при этом выделяя на его содержание крохи из благотворительного фонда.

Мы не строим иллюзий, что подобные проекты пробуксовывают только в Липецке. Наверняка аналогичная ситуация наблюдается во многих регионах, где пробуют организовать свои технопарки, Центры поддержки предпринимательства и «Точки кипения». Хотя есть среди аналогов и относительно удачные примеры. Безусловно, все три проекта нужны городу. Но, как правильно отметила Екатерина Демидова и подтверждает Артем Сысолятин, проектами нужно заниматься, только тогда они способны принести реальные плоды. Без конкретной работы управленцев и ощутимой помощи властей они рискуют превратиться в потемкинские деревни. Что тем более обидно, поскольку на эти проекты, наряду с собственными средствами предпринимателей, выделяются средства из бюджета. Если, конечно, они не созданы только для того, чтобы поставить галочку в отчетах чиновников и помочь им делать хорошую мину при плохой игре.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0