Up

WorldClass

Вы читаете новости региона:
Абирег Воронеж

Владимир Якуба

USD EURO

Богдаша

Главная Без купюр Газета «Известия» // Поправка на лед

17.07.2019, 12:51

Газета «Известия» // Поправка на лед

Газета «Известия» // Поправка на лед

Аналитик Александр Фролов специально для «Известий» – о том, для чего осваивать Арктику и нужны ли нефтяникам льготы.

В СМИ появилась информация о письме, направленном президенту страны главой компании «Роснефть». В нем Игорь Сечин изложил соображения об объеме инвестиций, которые нефтяники готовы вложить в освоение Арктики, а также о размере необходимых льгот. Текущая ситуация на мировых рынках и сложность с освоением данного региона говорят о том, что без послаблений действительно не обойтись.

Арктика – это огромная кладовая полезных ресурсов. Здесь открыто множество месторождений. Но изученность запасов региона составляет не более 11-12%.

Из российских компаний в Арктике активно работают «Газпром нефть», «Газпром» и «Роснефть». Освоение запасов идет неравномерно. И далеко не всегда сложности возникают из-за отсутствия тех или иных технологий. Например, Штокмановское газоконденсатное месторождение «Газпрома» в Баренцевом море. По запасам (3,9 трлн куб. м газа и 56 млн т газового конденсата) оно входит в пятерку крупнейших в мире.

Планы по его освоению разрабатывались в 2000-х. Они были связаны с развитием производства сжиженного природного газа (СПГ) с последующей его поставкой в США. На тот момент все прогнозы говорили, что Соединенные Штаты станут одним из крупнейших импортеров СПГ. «Газпром» не был одинок в излишнем доверии к этим оценкам. Многие мировые лидеры отрасли (например, Катар) также строили заводы, намереваясь поставлять газ в США. Но развитие добычи американского сланцевого газа внесло известные корректировки в эти планы. К счастью, проект освоения Штокмана удалось отложить до того, как компания начала вкладывать в его реализацию основную массу средств.

Другой яркий пример работы на шельфе Арктики – месторождение Победа в Карском море. Оно было открыто в рамках сотрудничества «Роснефти» и ExxonMobil. Запасы месторождения нельзя назвать уникальными. Но они более чем значительные – 130 млн т нефти и 499,2 млрд куб. м газа. И для современной нефтегазовой отрасли подобные масштабы считаются крупным успехом.

В целом, малая исследованность углеводородных богатств российской Арктики делают этот регион одним из самых привлекательных для крупнейших мировых игроков. Для ExxonMobil в том числе. Поэтому компания была готова взять на себя любые риски, лишь бы ее допустили к изучению шельфа с «Роснефтью». Но открытие месторождения в Карском море стало первой и пока последней победой в российской Арктике для американской компании. Дело в том, что сотрудничество двух нефтяных гигантов было прервано из-за санкций, которые ввело руководство США.

Сейчас первым и единственным действующим на российской части арктического шельфа проектом является Приразломное (Печорское море). Извлекаемые запасы нефти на этом месторождении составляют порядка 70 млн т. На сегодняшний день в совокупности здесь извлечено более 10 млн т.

Безусловно, добыча ведется в сложных природно-климатических условиях. Льды стоят по семь месяцев в году, толщина торосов достигает двух метров. А до суши – около 60 км. Но по меркам Арктики – это практически курорт. Правда он требует строительства специальной морской платформы, использования ледоколов и обеспечения беспрецедентных для отрасли мер экологической безопасности. Дело в том, что у соседей (например, на месторождении Победа) ситуация еще проблематичней – глубина моря больше, льды толще, логистика сложнее.

Для полноценного освоения Арктики необходимы суда высокого ледового класса, им требуются современные прочные материалы и мощные силовые установки. Требуется учесть опыт строительства и функционирования платформы Приразломная. Также необходимо новое оборудование для подводной добычи, ведь в ряде случаев разумнее не строить платформу, а создать автоматический подводный добычной комплекс. У России есть опыт использования подобного оборудования в Охотском море, но он лишь частично применим к условиям Арктики из-за несопоставимой ледовой обстановки.

Тем не менее освоение Арктики при всех существующих сложностях идет – разрабатывается новое оборудование, расширяется использование программных комплексов, которые повышают эффективность бурения, строятся новые суда и так далее. Другое дело, что освоение идет медленно. Не в последнюю очередь из-за относительно низких мировых цен на нефть. Арктика требует больших капитальных затрат. И не меньших затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. В этом плане подсчеты «Роснефти» об инвестициях в размере 5-8,5 трлн рублей выглядят даже умеренно.

Требуются ли при этом нефтяной отрасли льготы? Безусловно, да. Нужно понимать, что льготы – это не деньги, которые выдадут нефтяникам, а деньги, которые у них не будут изымать в рамках тех или иных налогов по определенному набору проектов. Это вполне разумно, если государство ожидает дополнительного эффекта для экономики. В качестве примера такого подхода можно привести ямальский завод НОВАТЭКа.

Освоение Арктики – это дополнительные заказы российским научно-исследовательским организациям и производственным предприятиям. Особенно велик потенциал для машиностроения и судостроительных заводов. Важно, чтобы отечественное судостроение всё же набрало необходимый производственный потенциал и было способно выполнять «арктический» заказ.

Если уже сегодня понятно, что Арктика неизбежно будет играть все большую роль в мировой нефтяной отрасли, то жизненно необходимо вкладываться в ее освоение. Российские компании готовы это делать. А государству нужно создать условия, чтобы инвестиции отечественных нефтяников работали преимущественно в российской экономике. Тогда в будущем Арктика позволит экспортировать не только свои углеводороды, но и высокотехнологическую продукцию в страны, также осваивающие этот регион.

Автор – аналитик, заместитель генерального директора Института национальной энергетики.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Александр Фролов
Газета «Известия», 08:00, 16.07.2019

Комментарии на Facebook.com
Добавьте «Абирег» в свои избранные источники
Вопрос недели
Как ваша компания отслеживает здоровье сотрудников?
Сотрудники по желанию самостоятельно проходят диспансеризацию
Ежегодная диспансеризация проводится для всего коллектива за счет компании
Этот процесс не контролируется
Никак, а профосмотры неэффективны и очень поверхностны
Планируем ввести ежегодную обязательную диспансеризацию
 2537 
Защита: Введите код c картинки
Результаты
Комментарии к публикациям
Ну да, сейчас план производства 1500-2000 тыс гидроцилиндров в месяц. Сказочник тот еще.
Сергей, 23.01.2020, 17:44:17
Поздравляю!
Мокий Парменыч, 23.01.2020, 16:58:07
Ну и где реакция?! Жуликов наказали? Или все по прежнему
Коля, 23.01.2020, 15:43:30
чиновники нашли новый нацпроэкт! построить стену и освоить деньги из бюджета н а это. Это ж сколько миллионов можно украсть на этом !!! Думаю ...
Радим, 23.01.2020, 15:30:31
Жду в гости.
СИЗО, 23.01.2020, 13:08:11
"Что у людей в головах?" --- Да в каких головах то ? Хотел было вспомнить Высоцкого - про товарищей ученых и картошку на тамбовщине , а тут вон - "...
сосед, 23.01.2020, 12:40:32
Теперь вся воронежская тусовочка, которая наперегонки бежала лобызать руки дорогому А.В., и не поздоровается с ним.
гость, 23.01.2020, 12:27:47
СВЕЖИЕ НОВОСТИ НА ПОЧТУ

ZHD

Русфонд Воронеж

Orphus

Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU)
Воронеж т.ф.+7 (473) 212-02-88
Липецк т. (4742) 90-06-85, Курск т. (4712) 36-00-87
Орел т. (4862) 78-12-64, Тамбов т. (4752) 43-54-61
Белгород т. (4722) 50-05-84,  Москва т. (495) 560-48-82
info@abireg.ru

IOS Android
Картотека
Группа Абирег использует систему проверки контрагентов Картотека.ru
Создание сайта - "Алекс"

Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU)
Воронеж т.ф.+7 (473) 212-02-88
Липецк т. (4742) 90-06-85, Курск т. (4712) 36-00-87
Орел т. (4862) 78-12-64, Тамбов т. (4752) 43-54-61
Белгород т. (4722) 50-05-84,  Москва т. (495) 560-48-82
info@abireg.ru