Липецк. 29.08.2019. ABIREG.RU – Эксклюзив – С каждым учебным годом в Липецке увеличивается количество учащихся. Строительство новых школ ведется в основном на окраинах города, а в центре появляются новые высотки, что только обостряет нехватку мест в образовательных учреждениях. Накануне нового учебного года о градостроительной политике мэрии на своей странице в Facebook высказался публицист и общественник Михаил Ларионов.
– 1 Сентября посвящается. Если из окна видна школа, не значит, что в нее вашего ребенка примут. Школа и порочная точечная застройка.
Всё еще раздается эхо от печально известного неначавшегося строительства ЖК «Авангард» в Липецке с двумя злополучными 25-этажными башнями в центре города. Вовремя остановилось. Однако еще долго будет аукаться, пока не забудется как страшный сон. История может служить примером в учебниках, как нельзя строить города и [какие могут быть] последствия. Поэтому стоит сразу оговориться, обратить внимание на то, что нижеописанная проблема существует во многих городах.
Мы – родители, появятся внуки, поэтому не спрашивайте, по ком звонят колокола. В одном из прямых эфиров к чиновнику обратилась молодая мама с вопросом, почему из окна ее квартиры видна школа, [в которую] по территориальному признаку ее ребенка обязаны принять и тем не менее отказали.
Ответ, если коротко: нет физической возможности зачислить детей. По-видимому, начальник департамента образования не собирался выяснять причины, почему раньше существовала такая возможность, а теперь родители, дети лишились права. Точнее, право у них осталось, а вот воспользоваться им не могут. Притом с каждым годом количество учащихся в школах увеличивается. Если не искать корень причины, то нельзя найти пути решения [проблемы]. К слову, о рождаемости. Родить, чтобы затем ребенок мучился, добираясь до школы…
Между тем по распоряжению правительства РФ от 23 октября 2015 года № 2145-р «О программе «Содействие созданию в субъектах РФ (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях» на 2016-2025 годы» к 2025 году во всех общеобразовательных организациях предусматривается введение односменного режима обучения для всех классов.
В настоящее время редко где можно увидеть промежуточные отчеты о готовности регионов, крупных городов – сколько школ переведено на односменный режим, необходимо ли дополнительно построить и так далее. Всё взаимосвязано. Если крутится башенный кран, тогда появляется проблема с шаговой доступностью школ, необходимо строительство новых.
Пример – анализ начальника департамента образования нагрузки на отдельную школу № 72 в связи с новым строительством.
«По п. 5. расчетная наполняемость МБОУ СОШ № 72 г. Липецка, расположенного по адресу: г. Липецк, ул. Юных Натуралистов, д.12 а, составляет 815 человек. В настоящее время в школе обучаются 922 учащихся 1-11-х классов.
Загруженность здания школы составляет 113%. Средняя наполняемость классов – 27,1.
В течение трех последних лет количество обучающихся увеличилось на 4,1%. В 2019/2020-м учебном году ожидается рост числа обучающихся еще на 4,5% по сравнению с текущим учебным годом.
Школа работает в двухсменном режиме. 221 учащийся начальных классов (24%) обучается во 2-ю смену.
В территориальной близости расположены МБОУ СШ № 45 г. Липецка (ул. Папина, д. 4), МБОУ СОШ № 17 г. Липецка (пр. Победы, д. 96), МБОУ СШ № 61 г. Липецка (ул. Мичурина, д. 22), МБОУ гимназия № 64 г. Липецка (ул. Мичурина, д. 30). Загруженность всех школ превышает 100%. В общеобразовательных учреждениях № 17, 61, 64 обучение осуществляется в две смены.
В случае ввода в эксплуатацию многоквартирного двухсекционного дома в районе пер. Яблочкина с количеством квартир 328 (предполагается, что детей школьного возраста может быть не менее 200 человек) загруженность здания школы № 72 увеличится с 113% до 126%, школы № 45 – с 108% до 127%. При этом школа № 45 не сможет сохранить односменный режим работы.
В Липецкой области в соответствии с федеральным законодательством принята государственная программа Липецкой области «Развитие образования Липецкой области». Главной целью реализации данной программы является полный перевод всех учащихся Липецкой области на обучение в 1-ю смену к 2025 году, в том числе учащихся начальных классов – в 2021 году. Для обеспечения односменного режима работы вышеперечисленных школ программой предусмотрены мероприятия по строительству пристроек к зданиям ОУ № 17, 64 на 370 мест для учащихся начальных классов».
Итак, оказывается, ходишь-ходишь в школу, а потом.. Бац! Вторая смена. Смотрим программу. Планируемое количество новых мест общеобразовательных организаций по годам в соответствии с потребностью и современными условиями обучения:
-
МБОУ СОШ № 17 – пристройка, не указано количество (срок – 2019 год). Не построено.
-
МБОУ гимназия № 64 – пристройка, не указано количество (срок – 2022 год). То есть должно начаться строительство, чтобы успеть к 1 сентябрю 2022 года, а там даже конь не валялся.
– Суслика видишь?
– Нет.
– И я нет, а он есть!
Не спешите иронизировать, посмотрите свои региональные программы и ход их выполнения.
И даже если предположить, что появятся пристройки ОУ №17, 64 на 370 мест для учащихся начальных классов, то при беглом подсчете можно сделать вывод, что этого крайне мало. С учетом уже рядом стоящим новым многоэтажным домом, где проживают порядка 65 детей, необходимо как минимум 500 мест.
Это еще не конец истории.
Маршрут
Маршрут от пер. Яблочкина до ОУ № 64, куда советуют водить школьников младших классов в одну сторону приблизительно 950 м. При этом отдельные участки маршрута проходят по дороге без тротуара для пешеходов, приходится несколько раз переходить дороги, по которым движется автотранспорт, незнакомые дворы и пр.
Маршрут до ОУ № 17. Необходимо от дома преодолеть около 400 м до остановки. Также по дороге, где отсутствует тротуар для пешеходов. Затем проехать две остановки и потом пройти еще 200 м до школы.
[Смотрим] Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». В соответствии с нормативным актом, рекомендуется предусмотреть пешеходную доступность учреждений, во II и III строительно-климатических зонах не более 0,5 км.
Если посмотрите на свои местные нормативы градостроительного проектирования, то обнаружите, что также существуют требования к предельному значению расчетного показателя максимально допустимого уровня территориальной доступности к общеобразовательным организациям. Пешеходная доступность – 500 м/10 минут. До организации дополнительного образования пешеходная доступность – 500 м/10 минут. Средством непрерывного обучения ребенка и формирования его личности выступает дополнительное образование в школе. Дополнительное образование в школе – это непрерывная форма образования, которая способствует раннему выявлению талантов ребенка, а также формирует его интересы и самоопределение.
Поэтому не выдерживаются нормативы и по доступности дополнительного образования.
Коррупция
Порядок приема в школы детально определен в Приказе Министерства образования и науки РФ от 22 января 2014 г. № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Закон «Об образовании в РФ» закрепляет за родителями право выбора образовательных учреждений. На практике это означает, что при поступлении в 1-й класс в соответствии с Приказом № 32 при поступлении в школу «по месту жительства» ребенка обязаны принять в приоритетном порядке. Чтобы реализовать гарантии доступности, сначала принимают всех детей, закрепленных за школой по месту жительства, затем – на оставшиеся места всех желающих, выбравших данную школу, вне зависимости от их места жительства.
Если в закрепленной школе нет свободных мест, ребенка обязаны устроить в другую.
Переходим к следующей истории – коррупция. Если по причине утрамбовки территорий высотками-муравейниками усложняется проблема со свободными местами в близстоящем ОУ, тогда само собой напрашивается вопрос: что в такой ситуации вынуждены делать родители, которых не может не беспокоить отсутствие комфорта, безопасности своих чад? Верно. Коррупция – это злоупотребление управлением общественной властью для получения выгоды в личных целях, в целях третьих лиц или групп. На пустом месте не рождается. Коррупция воспринимается экспертами и обычными гражданами как источник социальной дезорганизации и одновременно наделяется значимыми функциями, которые способствуют адаптации индивидов и социальных общностей. Взяточничество – одна из ярких форм проявления коррупции. Из обращения мамы в прямом эфире с вопросом к начальнику департамента образования [становится понятно, что она готова нести] дополнительные расходы.
В условиях трудности с оформлением ребенка в школу шаговой доступности возникает риск коррупционной составляющей как директора школы, так и ответственного за образование должностного лица.
При строительстве даже меньших многоэтажек произошел бы коллапс. И чтобы исправить ситуацию в социальной сфере, понадобилось бы в квартале возведение нового образовательного, а также медицинского учреждения, что реализовать невозможно. Нет таких средств (миллиарды на небольшой срок) на всё про всё, нет и необходимой по размеру площади. Или придется пренебречь поручениями председателя правительства РФ Д. Медведева об организации перехода школ на обучение в одну смену и президента России В. Путина об обеспечении доступности медицинской помощи.
Цифры наглядно показывают [сложившуюся ситуацию]: с одной стороны – государственная программа «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях» и региональные, с другой – уплотнение микрорайонов, точечная застройка.
Почему так складывается? Необходимо вспомнить легендарного бывшего главного архитектора «Липецкгражданпроекта» Мирона Мордуховича: «Но совершенно незаметно архитектуру города стали решать чиновники от строительства, совершенно далекие от архитектурной практики. У них главный критерий – выжать из города (желательно в центре) штучные площадки, где можно разместить многоэтажные дома-башни любых габаритов. Лишь бы приносили доход строителям и заказчикам».
Реализация программы проходит в два этапа. В течение первого (2016-2020 годы) планируется ликвидировать третью смену обучения, перевести учащихся 1-4-х, 10-11-х и 12-х классов на обучение в одну смену. На втором этапе (2021-2025 годы) планируется перевести учащихся 5-9-х классов на обучение в одну смену, обеспечить перевод 100% обучающихся из зданий с износом 50% и выше в новые здания.
Прошло четыре года, возможно, еще рано подводить итоги, однако уже сегодня стоит задуматься, особенно в больших городах, о результатах, перспективах к 1 сентября 2020 года. Остался один год до окончания первого этапа.
К счастью, новые власти города Липецка вовремя обратили внимание. Строительство на начальной стадии высоток в июне прекращено, это широко освещали СМИ, громкая история. Вчера ответственный чиновник за образование, в том числе реализацию программы, ушел с занимаемой должности.
Всё к лучшему, значит, как сказал поэт: «Город будет, саду цвесть…»