Курск. 25.08.2020. ABIREG.RU – Аналитика – Что самое главное в бизнесе? Надежные и качественные средства производства? Уникальное торговое предложение? Верная команда? Безошибочная стратегия выхода на рынок? Никто не будет спорить, что все эти составляющие практически незаменимы в процессе работы над созданием непревзойденных продуктов или услуг. Чем дольше живет бизнес, тем дольше эти детали складываются воедино, образуя, пожалуй, самую главную составляющую любого дела – имя. Именно доброе имя (читай: репутация), которое контрагенты и покупатели ассоциируют с неменяющимся качеством продукта, позволяет бизнесу существовать в любых экономических и политических условиях и с достоинством проходить любые сложности и кризисы. В общем, значение имени переоценить нельзя. К сожалению, именно имя становится первым объектом нападок нечестных конкурентов. Сегодняшняя история «Абирега» расскажет о том, как оппоненты довели до банкротства крупное и стабильное производство сыра в Курской области, лишив его ценных активов, и как они пытаются нажиться на его имени.
Для начала стоит вкратце напомнить историю, которую «Абирег» и другие СМИ отслеживают больше года. В апреле 2019 года банк «Возрождение» подал в курский арбитраж заявление о признании банкротом ООО «Курск-молоко» – завода «Рыльский сыродел» международной компании Milkiland, известной на весь мир брендами «Добряна» и «Островия». Причиной возбуждения дела о несостоятельности послужили не собственные долги курской площадки, а договор поручительства за обязательства другого предприятия – Останкинского молочного комбината. Речь шла о сумме в 102 млн рублей. Согласитесь, не о такой уж и большой сумме для «Рыльского сыродела», чья выручка в том году достигла 1,65 млрд рублей.
В процессе рассмотрения дела предприятию не удалось договориться с банкирами о постепенном погашении обязательств. Как оказалось, на сцене появилось еще одно действующее лицо – конкуренты из Северной столицы, а именно – группа компаний «Нева милк» Альберта Суфиярова (бренды «Сиртаки», «Тысяча озер», «Город сыра» и «Число Му»). Входящее в его состав ООО «Невские сыры» приобрело обязательства «Курск-молока» перед «Возрождением» и взяло под контроль дело о банкротстве. Активы «Рыльского сыродела» в процессе рассмотрения ходатайства кредитора о признании предприятия банкротом были сданы в аренду близкой фирме, а в августе «Невские сыры» с банкротных торгов выкупили основную производственную площадку предприятия.
Передел собственности сейчас, когда мир объят новым экономическим кризисом, вряд ли может кого-то удивить. Однако у этой истории, которую «Абирег» описывает весьма кратко, есть более важный аспект. Дело в том, что в процессе смены собственника производственных активов курского завода Milkiland, проведенном под надзором местной обладминистрации, у компании начали отнимать доброе имя.
Здесь важно отметить одну деталь. В процессе освещения на страницах «Абирега» движения дела о банкротстве, в результате которого на продажу было выставлено имущество ООО «Курск-молоко», в редакцию издания поступило множество вопросов от участников рынка. Несколько компаний интересовались не приобретением площадки завода, а приобретением товарных знаков, которые размещались на этикетках продукции «Рыльского сыродела». На банкротные торги интеллектуальная собственность не попала. Дело в том, что «Курск-молоко» пользовалось брендом – флагманом торговой марки «Добряна» – «Король Артур» – по сублицензионному договору. Его владельцем являлась сама компания Milkiland, а лицензиатом – ООО «Милкиленд РУ».
Не будет преувеличением сказать, что полутвердый сыр со вкусом топленого молока «Король Артур» торговой марки «Добряна» – один из самых известных брендов сыра, производимого в Черноземье. Его можно найти на полках магазинов далеко за пределами Курской области. В Интернете покупатели оставляют положительные отзывы об этом продукте. Поэтому этот интеллектуальный актив был в глазах конкурентов гораздо ценнее самой площадки, оцененной, кстати сказать, более чем в 200 млн рублей. Судя по звонкам участников рынка, имя «Короля Артура» может стоить дороже.
После признания ООО «Курск-молоко» банкротом компания «Милкиленд РУ» выслала назначенному кредитором управляющему сырзаводом письмо о разрыве сублицензионного договора, который предусматривал односторонний отказ о сотрудничества между сторонами. Как следует из документа, который имеется в распоряжении «Абирега», оказавшийся под контролем «Невских сыров» курский завод с начала мая 2020 года потерял право использовать бренд «Король Артур» торговой марки «Добряна». Разбитый, но не сломленный «Милкиленд РУ» зарегистрировал новую компанию ООО «Рыльский сыродел» и от ее имени нашел новое производственную площадку в Курске. На ней компания начала налаживать производство сыра «Король Артур», исчезновения которого с полок магазинов не хотели ни покупатели, ни сами ретейлеры.
Однако такое положение дел устроило не всех участников этой истории. Как удалось выяснить «Абирегу», новые владельцы «Курск-молока» не растерялись и сделали хитрый ход. Оценивать его с точки зрения интеллектуального или уголовного права предстоит юристам и правоохранительным органам. Контрагентам «Рыльского сыродела», естественно, остается только удивляться находчивости питерских предпринимателей.
После разрыва договора с «Милкиленд РУ» партнерам «Курск-молока» пришло тревожное письмо. В нем сообщалось о том, что производимый на предприятии сыр «Король Артур» заменен на сыр «Золото Артура». «Изменения коснулись только названия, логотипа и штрих-кода на этикетке, – говорится в письме. – Дизайн этикетки остается привычным и узнаваемым для покупателя. Весь остальной ассортимент также будет поставляться под торговой маркой «Рыльский сыродел». Эти условия, как было сказано в документе, касались и другой продукции «Добряны», в том числе плавленых сырков. Под письмом стояло имя человека, которого партнеры знали и которому доверяли. Речь идет о бывшем директоре ООО «Курск-молоко» Евгении Трофимчуке.
Естественно, одним письмом хитроумная схема не ограничилась. К документу прилагалась целая презентация, слайды которой шокируют своей наглостью. Ее автор сообщает, что с апреля «Курск-молоко» в целях «защиты собственной продукции от фальсификации» провело ребрендинг. В обывательском понимании смена надписи на этикетке продукта с «Король Артур» на «Золото Артура» действительно может пониматься как обновление бренда. К тому же внешний вид упаковки практически не изменился. На нем всё так же изображены треугольные куски сыра и оливки на фоне мельницы. Цветовая гамма обложки, которая по уверению автора презентации является ребрендингом, практически неотличима от классической гаммы продукции Milkiland.
«Королевские традиции» – такая надпись красуется на первом слайде презентации. Внимательному читателю (да и покупателю) при изучении этикетки станет ясно, что под королевскими традициями здесь скорее подразумеваются не славная многолетняя история качества и надежности, а дворцовые перевороты и свержение исторически сложившегося порядка. Но кто изучает этикетки перед прилавком?
Вы спросите: какая разница, что у него на этикетке? Ведь продукция производится на том же оборудовании того же завода. К сожалению, разница есть.
Так называемый ребрендинг не мог не коснуться и того, что находится под оберткой продукции. В начале августа курские СМИ разразились заголовками: «В Курской области производили опасный сыр и сливочное масло». В частности, специалисты управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям проверили работу арендатора площадки ООО «Курск-молоко» – еще одной компании ГК «Нева милк» ООО «НМ Ингредиенты». Как выяснилось, в продукции компании было обнаружено отнюдь не золото короля Артура. Эксперты установили превышение количества мезофильных аэробных и факультативно-анаэробных микроорганизмов и бактерий группы кишечной палочки. В Россельхознадзоре сообщили, что производителю недоброкачественной продукции было немедленно выдано предписание о прекращении действия деклараций о соответствии сливочного масла и проверенного сыра.
«НМ Ингредиенты» поспешили прокомментировать разгромную проверку Россельхознадзора. Объяснения компании, которые процитировало издание «46ТВ», не объяснили, как бактерии группы кишечной палочки оказались в продукции, отправленной на полки магазинов. Впрочем, фирма заверила общественность, что проверенный сыр был отозван из сетей, а после исследований получены новые декларации о соответствии продукции всем необходимым требованиям. Но даже после этих объяснений остался осадок. Хотя бы благодаря комментариям читателей, призывавших «обходить десятой дорогой» продукцию курских производителей.
Ироничность ситуации, как видно, лежит не только в том, что питерских предпринимателей поймали на нарушениях. К сожалению, из-за неотличимости их «нового» продукта от бренда с долгой историей и добрым именем репутационному удару подвергается именно последний. Теперь компании «Милкиленд РУ» придется оспаривать не только банкротство и продажу своего актива, но и бороться против нечестной конкуренции.