WorldClass

29 марта 2024, 11:33
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Разгул 90-х на орловском «Промцеолите»: почему гибнет градообразующее предприятие?

24.06.2021 16:59
Автор:
Разгул 90-х на орловском «Промцеолите»: почему гибнет градообразующее предприятие?

Воронеж. 24.06.2021. ABIREG.RU – Аналитика – Ситуация на градообразующем заводе «Промцеолит» в Хотынецком районе Орловской области становится всё более кризисной – 31 мая его полностью отключили от газа, по информации источника, производство было остановлено. Непонятно только, почему всё это происходит на ранее бесперебойно работающем заводе с востребованной продукцией. Чтобы разобраться, «Абирегу» пришлось покопаться в многолетней истории конфликта акционеров.

Само предприятие появилось в регионе 20 лет назад, когда один из учредителей АО ПГ «АЛСИКО» Валерий Багдасаров достиг договоренности о разработке месторождения цеолитов с действующим на тот момент губернатором Егором Строевым. Чтобы не складывать все яйца в одну корзину, было решено создать сразу ряд дочерних предприятий и разбить по ним всю цепочку производства. Таким образом, разработкой месторождения занялось ОАО «Мелор», в ОАО «Промцеолит» вошли завод и складские помещения для сырья и готовой продукции. Еще одно юрлицо – ООО «Алсико-Ресурс» – отвечало за маркетинг и дистрибьюцию. В целом проект развивался динамично, но тут подоспел мировой финансовый кризис, так что в 2009 году пришлось дополнительно привлекать инвестора – так в хронике появилась компания «ТиАйДжи Минерел Рисорсиз». За 302,5 млн рублей она получила по 49% доли в ООО «Цеомакс», владевшем предприятиями ОАО «Мелор» и ОАО «Промцеолит», а также в дистрибьюторе ООО «Алсико-Ресурс». Сообщалось, что благодаря этой сделке завод смог приобрести необходимую технику и запустить производство новой продукции. Штат завода насчитывал уже около 150 человек.

Впрочем, владельцам контрольного пакета акций вложенных средств, видимо, не хватило – уже в 2011 году компании вновь понадобились дополнительные вливания. В московском «РосИнтерБанке» был оформлен кредит на 17 млн рублей, при этом под залог попали весь имущественный комплекс предприятий «Мелор» и «Промцеолит» и товары в обороте. А спустя год стало известно, что последовательно через процедуру банкротства проходят все дочерние компании «АЛСИКО» – самым сильным ударом стало банкротство дочернего ООО «Алсико-Агропром», которое «затягивало» с собой всю группу «АЛСИКО» как поручителя по кредитам. И здесь важно знать: в 2018 году Арбитражный суд Москвы установил колоссальное несоответствие заявленной должником и реальной стоимости активов «Алсико-Агропром», которая учитывалась банками при выдаче кредитов. Судя по решению арбитража, стоимость «раздули» до 1 мдрд рублей, хотя по факту сумма активов была меньше в тысячу раз. Предположительно, это могло бы помочь руководству компании брать в банках кредиты в гораздо большем размере, чем позволяли активы компании и действующие нормативы банков.

Но вернемся в 2012 год. Ситуация не могла не насторожить «РосИнтерБанк» – после кризиса и ряда аннулирования лицензий у банков отношение к рискам значительно изменилось. Поэтому перед компанией было выставлено требование вернуть кредитные средства в десятидневный срок, как только банк увидел сообщение об иске о банкротстве «АЛСИКО».

Закрыть задолженность перед банком своими средствами не представлялось возможным, а риск потерять весь проект был слишком высок. Валерий Багдасаров предложил партнеру, «ТиАйДжи Минерел Рисорсиз», выкупить оставшиеся доли ОАО «Мелор» и ОАО «Промцеолит», при этом он бы расплатился по кредитам с банком, чтобы снять угрозу потери активов и успокоить ситуацию вокруг предприятий цеолитового проекта. Партнер Багдасарова по группе «АЛСИКО» Александр Казаченко якобы не возражал. По информации представителей «АЛСИКО», на первом этапе орловские предприятия были отчуждены в пользу самого господина Багдасарова и его дочери по цене 1,8 млн рублей (с учетом задолженности предприятий). Правда, при этом не учитывалось, что Багдасаров должен был погасить долги перед банками и освободить из-под залога имущество предприятий. После этого господин Багдасаров перепродал их «ТиАйДжи Минерел Рисорсиз», только цена выросла до 2 млн долларов.

Получив таким образом полный контроль над предприятием, инвестор – компания «ТиАйДжи Минерел Рисорсиз» – вывел завод на полную мощность, заново наладил сбыт продукции, регулярно выплачивал заработную плату и даже обеспечивал путевками в лагеря отдыха детей работников предприятий. Судя по данным агентства СПАРК-Интерфакс, финансовое состояние завода резко улучшилось в этот период – площадка стала рентабельной. К примеру, в 2020 году чистая прибыль составила 3,2 млн рублей.

Надо сказать, что в дальнейшей истории «актором» со стороны «АЛСИКО» был отнюдь не Валерий Багдасаров. Появился новый участник – и. о. гендиректора ООО «Цеомакс» Александр Казаченко. Как предполагают в «ТиАйДжи Минерел Рисорсиз», должность этот московский бизнесмен якобы организовал себе самостоятельно, сфальсифицировав выписки из Протокола собрания участников общества и на основании этого получив запись в ЕГРЮЛ. Впрочем, сам он это отрицает. Тут можно было бы сказать, что всё ограничивается спором заинтересованных лиц, однако это не первый случай, когда имя господина Казаченко фигурирует в уголовных делах.

Часть из этих дел, возможно, связана с самоубийством бывшего партнера Казаченко Валерия Багдасарова. В частности, дело по факту хищения 49% акций ПГ «АЛСИКО». Предположительно, именно погибший Багдасаров, акционер ПГ, был поручителем по многочисленным кредитам, выданным предприятиям, входящим в «АЛСИКО». Так, на основании заявления покойного Валерия Багдасарова Александр Казаченко якобы подозревался в искусственном банкротстве фирм, где он и Багдасаров были партнерами. Кроме того, Александр Казаченко будто бы стал обвиняемым по уголовному делу, возбужденному по факту предъявления к уплате долговых расписок, выданных ему Алексеем Тарасовым – генеральным директором ООО «Цеомакс». Образовался целый ком противоречивых заявлений и взаимных обвинений сторон в подделках документов и противоправных действиях. Также Александр Казаченко якобы подозревался в искусственном банкротстве фирм Валерия Багдасарова и выводе из них активов на 200 млн рублей.

Все эти события не могли не повлиять на психическое состояние господина Багдасарова – весной текущего года он показательно совершил самоубийство в московском метро, о чем свидетельствуют записи с камер видеонаблюдения. Однако даже после страшной смерти бывшего партнера Александр Казаченко продолжает обвинять его в незаконных действиях. По его словам, Багдасаров еще с апреля 2009 года перестал быть акционером промышленной группы «АЛСИКО» и никакого отношения к ней не имел. Также господин Казаченко предполагает, что именно Багдасаров и члены его семьи (дочь и теща) якобы совершили незаконное отчуждение предприятий ОАО «Мелор» и ОАО «Промцеолит» в пользу «ТиАйДжи Минерел Рисосиз».

Вообще о методах работы «АЛСИКО» может сказать тот факт, что директор дочерней организации «Алсико-Агропром» Сергей Аистов – а по сути подчиненный господина Казаченко – подозревался в даче взятки должностному лицу. Как сообщалось в СМИ со ссылкой на прокуратуру, в 2006 году за 40 тыс. рублей бизнесмен пытался получить от главы территориального управления Роспотребнадзора по Новосибирской области разрешение на открытие в городе производства ядохимикатов высокого класса опасности. Санврач же обратился в правоохранительные органы. Господина Аистова задержали оперативники УФСБ, было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 291 УК РФ («Дача взятки должностному лицу за совершение заведомо незаконных действий»). Предположительно, дело кончилось тем, что гендиректор компании «Алсико-Агропром» раскаялся, признав свою вину, якобы был судим, но отделался штрафом всего в 20 тыс. рублей.

Но вернемся к конфликту акционеров. Получивший в свои руки бразды правления ООО «Цеомакс» господин Казаченко систематически пытался исключить компанию «ТиАйДжи Минерел Рисорсиз» из состава общества. Два раза ему в этом отказывали, но в третий раз, в апреле 2021 года, Арбитражный суд Орловской области удовлетворил очередной иск. Непонятно, как это ему удалось. У юристов «ТиАйДжи Минерел Рисорсиз» были результаты экспертиз федерального центра судебной экспертизы при Минюсте РФ, где говорилось, что подпись на протоколе по продаже «Промцеолита» принадлежит господину Казаченко. Компания «ТиАйДжи Минерел Рисорсиз» в ходе процесса просила господина Казаченко предъявить подлинники документов, на основании которых он объявил себя и. о. гендиректора ООО «Цеомакс». Как пояснили представители инвестора, на собрании они не присутствовали и за кандидатуру Казаченко не голосовали, поэтому считают документы, представленные Казаченко в ФНС и суды, поддельными.

Однако «судом было вынесено решение об исключении TIG Mineral Resources из состава акционеров ООО «Цеомакс», хотя инвестору принадлежало 49% акций в этой компании и 100% в «Промцеолите» и «Мелоре».

Компания «ТиАйДжи Минерел Рисорсиз» уже подала апелляционную жалобу на это решение, ее должен будет рассмотреть 19-й арбитражный суд в Воронеже. Примечательно, что решение об исключении инвестора из состава акционеров вынес орловский судья Владимир Карасев, а по совместительству – бывший коллега председателя воронежского арбитража Александра Бумагина.

Отстранив компанию «ТиАЙДжи» от управления и получив полный доступ к предприятиям, Александр Казаченко занялся руководством завода. В середине мая на «Промцеолите» была отменена вторая рабочая смена. Также, по мнению представителей инвестора, с завода якобы незаконно был уволен директор. К июню же на предприятии полностью остановилась подача газа. Согласно официальному ответу, полученному от ООО «Газпром межрегионгаз Орел», на заводе образовалась двухмесячная задолженность – счета за апрель и май новое руководство не оплатило. Интересно, что при этом господин Казаченко настаивает, что эти долги накоплены до его прихода в качестве управленца завода. Впрочем, он оговаривается, что на складах имеется избыток готовой продукции, а значит, необходимость в немедленном производстве отпадает. Логика как минимум странная – простой на любом предприятии означает потерянные средства. Переживают за судьбу своего завода и работники, высказывающие недоумение в социальных сетях. «Ходят слухи, что будет сокращение людей сильное. Все очень переживают, потому что работать просто негде у нас в районе!» – пишут возмущенные люди. Хочется отметить, что до перехода завода к московским хозяевам на ОАО «Промцеолит» инвестор планировал расширить производство, для чего был начат набор сотрудников третьей смены. Один этот факт наталкивает на мысль, что дела у завода шли довольно неплохо, к тому же в прошлом году его чистая прибыль составляла 3,5 млн рублей.

Насколько известно, сама группа «АЛСИКО» пока не может похвастаться большими успехами в области управления производственными активами: почти все компании, некогда входившие в нее, на сегодняшний день обанкрочены, что не прибавляет работникам хотынецкого завода «Промцеолит» оптимизма.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0