Глава ФоРГО Константин Костин специально для «Известий» – об удачных и провальных кейсах при составлении списков партий на выборах.
Центральная избирательная комиссия продолжает регистрировать списки политических партий в преддверии выборов депутатов Госдумы. На этапе составления их федеральной части каждой политической силе важно удержать хрупкий баланс между удовлетворением запроса избирателей, аппаратными задачами и взглядами региональных лидеров. Однако, как показывает анализ, с решением этого вопроса справились не все.
В российском политическом пространстве есть устойчивые, давно зарекомендовавшие себя партийные бренды, которые хорошо знакомы избирателю. Есть и новые, привлекающие внимание по причине хорошо подобранного названия и/или самого факта новизны. Но стоит понимать, что, принимая решение о голосовании за ту или иную партию, избиратель ориентируется не только, а может быть, и не столько, на партийный бренд – он обращает внимание на фамилии первых номеров в списке. Оценивает лидеров, портфели реализованных ими проектов, открытость и доступность, ресурсность для решения новых актуальных задач, имидж и репутацию. Кроме того, редкий избиратель тратит свое время на изучение деталей предвыборных программ. Поэтому ретранслировать основные смысловые линии партии могут в том числе и через лидеров списков.
«Единая Россия»
В федеральную часть списка «Единой России» вошли пять человек: министр обороны Сергей Шойгу, глава МИД Сергей Лавров, главврач больницы в Коммунарке Денис Проценко, сопредседатель центрального штаба ОНФ Елена Шмелева и детский омбудсмен Анна Кузнецова. Лидер списка Сергей Шойгу в свое время возглавлял «Единство», а после был сопредседателем «Единой России», поэтому его номер один крайне важен для базового электората «ЕР». Образы остальных персоналий постепенно, по мере активизации избирательной кампании, будут сшиваться с партийным брендом.
Но уже сейчас очевидно, что «Единой России» удалось сохранить баланс между политикой и практикой и представить избирателям пятерку кандидатов, которая максимально точно отражает актуальные запросы граждан России. Шойгу олицетворяет собой безопасность госграниц и мощную, многопрофильную армию, Лавров – уверенную внешнюю политику при любых атаках западных коллег и жесткую реакцию на внешнее вмешательство в выборы, Проценко, Шмелева и Кузнецова – это увеличение мер социальной защиты, поддержка семей, детей и инвалидов, улучшение качества образования и медицины, а также развитие новых технологий в этих сферах.
Иными словами, персональный состав федеральной пятерки «Единой России» доносит до избирателей главную мысль – приоритетом работы в Госдуме для партии будет достижение основных целей национального развития с учетом интересов каждого гражданина страны. Немаловажным фактором стало и то, что большинство территориальных групп «ЕР» возглавили руководители регионов, подтвердившие на недавних выборах свой высокий рейтинг. У избирателей такие губернаторы ассоциируются с реальными достижениями на местах. Все это позволяет цементировать основной и привлекать колеблющийся электорат.
КПРФ и ЛДПР
КПРФ и ЛДПР стали теми двумя партиями с думской лицензией, кто заполнил свои федеральные части списков максимально, включив в них по 15 человек. КПРФ внесла в него бессменного лидера Компартии Геннадия Зюганова, губернатора Орловской области Андрея Клычкова, экс-кандидата в мэры Москвы Вадима Кумина, а также 11 действующих депутатов Госдумы. Под № 3 в списке КПРФ был и экс-кандидат в президенты Павел Грудинин, однако решением ЦИК его исключили из-за найденных у него акций зарубежной компании. Скандал за два месяца до выборов нанес серьезный урон имиджу Компартии, она вновь обсуждается в контексте бизнес-проекта, который к коммунизму как таковому имеет весьма опосредованное отношение. При этом исключение Грудинина из списка вряд ли будет поводом для радикализации членов КПРФ в регионах, так как он никогда не был одним из ее лидеров, таковым его не воспринимают ни в самой партии, ни избиратели. Поэтому можно смело говорить о том, что эта история вряд ли изменит электоральную кампанию коммунистов.
Список ЛДПР представляет собой сборную солянку из бывших и нынешних депутатов Госдумы, региональных депутатов (в числе которых есть даже представитель фракции «Единая Россия»), губернатора Владимирской области Владимира Сипягина, а также бывших и действующих федеральных чиновников. И во главе всего этого политического разнообразия находится Владимир Жириновский, который поведет свою партию на выборы уже в восьмой раз.
Глядя на списки КПРФ и ЛДПР, можно с уверенностью говорить: обе партии решали для себя исключительно аппаратную задачу, пытаясь сохранить статус-кво своих фракций в Госдуме. Идейные месседжи КПРФ и ЛДПР донести до избирателей через списки не пытались. Новых реальных лидеров, которые бы смогли повести КПРФ и ЛДПР на выборы, за многие годы так и не появилось – обе партии по-прежнему остаются вождистскими, и надежды хотя бы на минимальное обновление исчезли.
Кроме того, решение о максимальной заполняемости федеральной части списков обеих партий может серьезно демотивировать их региональные отделения, ведь в такой ситуации голоса, полученные в субъектах, в большинстве своем будут тратиться на федеральную часть. Поэтому шансы пройти в Госдуму у лидеров большинства региональных групп если не равны нулю, то близки к этому. Получается, сделать карьеру депутата Госдумы, активно работая в регионе, для членов КПРФ и ЛДПР почти нереально.
«Справедливая Россия – Патриоты – За правду»
Партия «Справедливая Россия – Патриоты – За правду» такой тактической ошибки при составлении федеральной части списка не допустила: в нее вошли всего четыре кандидата – Сергей Миронов, Захар Прилепин, Геннадий Семигин и Александр Бабаков. Изначально в ней было пять фамилий, но после смерти кинорежиссера Владимира Меньшова (№ 5 в списке) партийцы решили его никем не заменять. У «Справедливой России – За правду» есть сильные региональные политики с федеральным уровнем известности, которые возглавили территориальные группы. Это Валерий Гартунг, Анатолий Грешневиков, Федот Тумусов, Валерий Газзаев, Олег Шеин и Олег Нилов. Учитывая их активную работу на местах и компактный размер федеральной части списка, они имеют неплохие шансы на прохождение в парламент.
Еще одна задача, которая, по всей видимости, стояла перед СРПЗП при составлении верхушки списка – продемонстрировать избирателю монолитность и прочность нового политического союза, утвердить мысль о том, что Миронов, Прилепин и Семигин – равнозначные лидеры партии. Будет ли этот посыл считан избирателями, покажут результаты выборов. Пока в лентах новостей все чаще можно увидеть противоположные высказывания Миронова и Прилепина на одну и ту же тему – у каждого из них своя собственная повестка, а Семигин по-прежнему остается в тени коллег по партии.
«Новые люди» и «Яблоко»
Федеральный список «Новых людей» возглавили два человека: основатель партии, бизнесмен Алексей Нечаев и экс-мэр Якутска Сардана Авксентьева. Нечаев в глазах избирателей – бизнесмен, самостоятельно создавший косметическую империю, а Авксентьева – выступала против необязательных бюджетных трат, активно вела страницу в Instagram, но при этом она всегда была аккуратно встроена в вертикаль государственной власти.
Нечаев, обладая маркетинговыми технологиями, и Авксентьева – опытом публичной политики, удачно «продают» избирателю либеральные инициативы. Но пока можно констатировать, что кроме предложений об альтернативном пути развития у «Новых людей» нет ничего. К моменту активизации дискуссии и началу дебатов «Новым людям» стоит представить более внятную картину будущего и четко объяснить избирателю, что кроме обновления и самореализации может предложить партия.
В ситуации, когда у «Яблока» – партии с устойчивым брендом, знакомым разным поколениям либерально настроенных избирателей, – впервые за много лет появился шанс привлечь на свою сторону электорат, испытывающий недовольство, следовало бы считать ошибкой решение сделать единоличным главой федерального списка малоизвестного широкой публике Николая Рыбакова. При всей относительно высокой узнаваемости (кстати, нельзя исключать и того, что респонденты могут путать политика с художником или участником команды «Уральские пельмени») у него нет яркого политического прошлого и харизмы.
РПСС, Партия Роста и «Коммунисты России»
В федеральный список Российской партии социальной справедливости (бывшая КПСС) вошли 11 человек: депутаты от КПРФ Максим Шевченко и Максим Кукушкин, экс-советник президента Герман Клименко, член Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека Иван Засурский, общественник Максим Шингаркин, политолог и частый гость политических ток-шоу Руслан Курбанов и другие. Включение в один список таких разных и порой противоречивых людей, не нашедших понимания у других политических сил, – возможность для РПСС заявить о себе максимально большому числу людей из различных сфер. Этот технологический ход не так уж и плох. В первое время он позволит партии сохраняться в повестке за счет личных брендов кандидатов. Однако в дальнейшем, если партия не угаснет после думских выборов, одних лишь технологических шагов будет недостаточно.
Попыткой удивить формой, но не содержанием стал федеральный список Партии Роста. В него вошли общественный деятель, «Мисс мира» среди девушек на инвалидных колясках Ксения Безуглова, депутат гордумы Томска Елена Ульянова и клипмейкер Ирина Миронова. Женская тройка на выборах – красивая технология, но ее значение скорее символическое, чем электоральное. Рейтинги всех трех дам, впрочем, как и рейтинг самой Партии Роста не позволяют надеяться на получение этой политической силой заметного результата по итогам выборов.
А вот федеральная часть списка «Коммунистов России», которую возглавил Максим Сурайкин, продемонстрировала весьма любопытное явление. Постоянное оппонирование к КПРФ привело к тому, что «Коммунистам России» стали свойственны главные проблемы Компартии – вождизм и персонализация партийного бренда. А в случае, если практику спойлерства все-таки искоренят на законодательном уровне (а предложения об этом звучат все чаще), то это может лишить «Коммунистов России» и их главной технологии на выборах.
Анализируя списки «Гражданской платформы», «Зеленых», «Зеленой альтернативы», Российской партии пенсионеров за социальную справедливость и «Родины», можно сделать вывод, что составление их федеральной части в этом политическом сезоне для них стало делом скорее рутинным и формальным, нежели было наполнено каким-то практическим смыслом.
Автор – глава Фонда развития гражданского общества.
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора.
Константин Костин
Газета «Известия», 08:00, 28.07.2021