WorldClass

23 апреля 2024, 11:57
Экономические деловые новости регионов Черноземья

erid: 2VtzqucPBPb

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

«Народный» генплан, полицентричность и отказ от высоток – глава градостроительного комитета Курска Ирина Аникеева

02.12.2021 11:35
Автор:
«Народный» генплан, полицентричность и отказ от высоток – глава градостроительного комитета Курска Ирина Аникеева

Курск. 02.12.2021. ABIREG.RU – Аналитика – В Курске прошли публичные слушания по проекту генерального плана областного центра. Его собираются принять до Нового года – 21 декабря на заседании курского горсобрания. Первоначальная версия проектного документа вызвала широкий общественный резонанс: после жарких споров и дебатов жители Курска передали разработчику – российскому институту градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор» – более 10 тыс. замечаний и предложений. «Абирег» поговорил с председателем комитета архитектуры и градостроительства Курска Ириной Аникеевой, которая рассказала, почему генплан получился «народным», в чем преимущество полицентричной модели развития города и комплексного развития территорий, а также зачем нужно всё взвешивать и оценивать.

– Ирина Геннадьевна, самое дискуссионное и ожидаемое событие в Курске – принятие проекта генерального плана областного центра. Расскажите, почему его прозвали народным.

– Проект генплана называют «народным», потому что все замечания и предложения горожан, поступившие по поводу представленного разработчиками в мае этого года проекта генплана по итогам летних обсуждений, были переданы институту градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор» и проанализированы им.

В работе были задействованы жители Центрального, Сеймского и Железнодорожного округов, с которыми мы обсуждали функциональное зонирование, реновацию промышленных площадок, общественный транспорт, улично-дорожную сеть, «зеленый каркас» и социальную инфраструктуру. Такое широкое обсуждение генплана было направлено на сбор предложений. Но окончательные решения должны приниматься специалистами, с учетом требований действующих нормативов, строительных норм, на основе анализа использования территорий городского округа, возможных направлений развития этих территорий и ограничений их использования.

Решения по проблемным вопросам нашли свое отражение в обновленном проекте генплана. Не стоит забывать, что генплан – документ территориального планирования, определяющий градостроительную стратегию города, поэтому последнее слово – за разработчиком, но с учетом позиции жителей. Генплан – сложный документ, который должен учитывать стратегию социально-экономического развития Курска до 2035 года и национальные проекты, которые необходимо реализовывать. Существуют требования, регламентирующие размещение социально значимых объектов, которым мы должны следовать. Мало сказать, мол, хочу детский сад или школу, спортивный объект, нужно учесть все аспекты, что мы с разработчиком и постарались сделать.

– Какие новые подходы в градостроительстве предлагает проект генплана?

– Прежде чем говорить о новых подходах, нужно обозначить основные проблемы Курска. Это отсутствие у города исторического центра, низкая взаимосвязь районов города и неравномерность их развития, неравное распределение экономических активов, наличие депрессивных территорий (неиспользуемые промышленные площадки и реки), отсутствие велопешеходной инфраструктуры, а также недостаточность свободных территорий для развития жилищного строительства, устаревшая улично-дорожная сеть и отсутствие дублеров. На протяжении долгого времени город застраивался не комплексно, а точечно, без учета архитектуры, ландшафта и ограничений. Посмотрите, сколько в городе садовых товариществ и сельскохозяйственных земель, которые используются неэффективно. Всё-таки мы живем в городе, поэтому должно быть многоэтажное жилищное строительство, но с учетом стандарта комплексного развития территорий. Должен формироваться облик города, но с сохранением его исторической застройки при экономически выгодном использовании земельных участков в современной жизни. Городская среда должна отвечать современным социальным и экономическим условиям, интересам жителей, бизнеса и городских властей. Необходимы общественные пространства, которые будут повышать сопричастность людей к судьбе города.

Новый генеральный план должен разрешить все эти проблемы. Документ станет инструментом повышения качества среды и перехода развития города к современной модели. Генплан предлагает развитие Курска по полицентричной модели. Пространственная структура полицентричного города определяется наличием точек притяжения, обеспечивающих жителей необходимой инфраструктурой, транспортом и сферой услуг. Пока у нас активен только центр, а районы недостаточно экономически развиты. Основополагающей составляющей полицентричного развития города является его транспортный каркас.

Мы выступаем за развитие общественного транспорта с преобладанием электротранспорта, который во всем мире считается самым провозным и экологичным. Многие выступали против его сохранения, и эта позиция понятна, потому что у нас устаревшие трамвайные вагоны. Шумность трамвая – следствие неудовлетворительного состояния путей и некачественного ремонта подвижного состава. Современные трамваи, идущие по новым путям и имеющие специальную подвеску, не создают никакого шума. Если говорить о современном трамвае, его функционал выше, чем у автомобиля, да и трамвайно-пешеходные улицы не новость, в Европе их большое количество. Для примера: трамвай в Краснодаре, Ульяновске, Перми, Ростове-на-Дону и трамвай в Париже. Красиво, обособленно, продаваемо. Трамвай может стать визитной карточкой Курска. Не надо забывать историю: трамвай в Курске дал старт развитию всего общественного транспорта. Впервые городские жители услышали трамвайные звонки и перестук колес еще в 1898 году. Кстати, к нам поступали предложения построить метро.

– Предприниматель из Санкт-Петербурга предлагал построить надземное метро с десятью станциями...

– Да-да-да. Проблемы в городах начались в 90-х, когда у людей вдруг появилась возможность купить свой первый автомобиль. В итоге гораздо меньше людей стало ездить на общественном транспорте, они пересели на машины практически в одночасье. На улицах стало очень много автомобилей, они мешают друг другу и всем остальным. Скорость снижается, появляются пробки, но люди всё равно покупают машины, потому что альтернатива (общественный транспорт, велосипеды, перемещение пешком) кажется им менее привлекательной. В современном мире для радикального решения этой проблемы есть два способа: метро и современный трамвай. Метро требует очень больших денежных вложений, времени на постройку и введение в эксплуатацию. Его просто нельзя строить в небольших городах, где пассажиропоток меньше 20-25 тыс. человек в час, поэтому в городах с населением меньше миллиона вместо этого создают трамвайные сети. Нужно обеспечивать людей электротранспортом и в центре, и в других районах города. Вдоль реки Сейм, в районе Волокно, запланировано комплексное развитие территории вместе с общественным транспортом.

Если вернуться к генплану... Да, он разрабатывался в 2016 году, но город нуждается в новом документе территориального планирования, который позволит развивать функциональное зонирование, вести жилищное строительство в нужных объемах и реализовывать нацпроекты. Без строительства город ждут стагнация и упадок. Нас критиковали за передачу промышленных земель под жилищное строительство, но их правообладатели были инициаторами, ведь они не используют участки по своему назначению. Население стало мобильным, оно выбирает для жизни комфортные и обеспеченные города. Мы стремимся к тому, чтобы Курск стал таким городом благодаря принятию генплана до 2040 года.

– Расскажите о расширении жилых районов и строительстве новых.

– Жилищное строительство будет вестись либо на свободных площадках, либо на уже застроенных землях путем комплексного развития территории. Многие собственники частных домов жаловались на изменение функциональной зоны, видя в этом угрозу для себя. Генпланы 2008 и 2016 годов в этом плане были более жесткими. Они предусматривали рост города в высоту.

Новый генплан предлагает более комфортные для проживания варианты – малоэтажное и среднеэтажное строительство не выше восьми этажей. Высотных домов не так уж и много, им выделено место вдали от центра, где нет сложившейся архитектуры и ограничений в связи с расположением объектов культурного наследия. Комплексное развитие предусмотрено севернее улицы Юности в районе Волокно, в квадрате улиц Коммунистическая, Сторожевая, Халтурина, в микрорайоне № 4 поселка Северный и на улице Энгельса. Оно позволяет строиться за счет инвестора, обязывая его обеспечивать людей социально значимыми объектами и качественной городской средой. Нас критиковали за застройку поймы реки Сейм с лугом. Но хочется напомнить про эффективное использование земли и комплексное развитие территории. Проектом генплана здесь предусмотрены набережная, крытый скейтпарк, вело-роллерная трасса, дендрарий, небольшой зоопарк и тому подобное. Мы уже говорили про полицентричность: надеемся, за счет всего этого район Волокно станет точкой притяжения Сеймского округа, улучшится качество жизни. Для муниципалитета важно участие инвестора в строительстве. Это новое веяние в градостроительном законодательстве, мы только-только начинаем освоение уже застроенных территорий, изучая опыт других городов. Все помнят реновацию в Москве, теперь и мы можем воспользоваться этим инструментом при наличии соответствующей законодательной базы.

– Вы согласны с мнением, что «народный» генплан убил возможность Курска расти ввысь, а деревенский уклад и песни петухов по утрам останутся в центре города нормой?

– Всё должно быть уместно и обоснованно. Нельзя сказать, что мы просто так отказались от высотной застройки. Если мы говорим про центр, то в нем много объектов культурного значения с охранными зонами, которые ограничивают застройку. Та, в свою очередь, должна учитывать все аспекты развития города. Нельзя построить девятиэтажный дом в центре, потому что это экономически выгодно застройщику, забыв при этом об удобстве и комфорте. Люди не должны жить в каменных джунглях или «человейниках». Наша задача – построить хорошее жилье с благоустроенной территорией. Есть социальные обязательства. У нас есть внушительный аварийный жилищный фонд, муниципалитет обязан переселять людей. Он покупает у застройщика квартиры и разрешает эту проблему. Решающими являются покупательский спрос и социальные обязательства города.

– Расскажите о вашей командировке в московскую школу управления «Сколково».

– Я с коллегами училась в ней на протяжении года. Наша команда должна была разработать стратегию развития Курска на ближайшие 20 лет с учетом генплана. Мы хотим видеть наполненный жизнью город. Этого можно достичь за счет повышения качества жизни – реализации инфраструктурных проектов в разных сферах жизнедеятельности. Мы не должны забывать, что в условиях пандемии развитие креативной экономики и человеческого потенциала является движущей силой, развивающей город. Мы поддержали национальную инициативу по комплексному развитию российских городов «Живые города», предпринятую одноименным всероссийским сообществом экспертов и практиков из более 60 городов России – от Владивостока до Севастополя. Надеемся, она поможет в реализации наших планов.

– Как продвигается внедрение дизайн-кода?

– В прошлом году мы включили дизайн-код в городские правила благоустройства. Мы дали собственникам и арендаторам объектов недвижимости время на то, чтобы привести вывески и другие информационные конструкции в порядок. С февраля внедряем дизайн-код не только в центре города, но и на окраинах. С регламентом знакомы все, даже изготовители вывесок. Важно отметить огромный плюс требований – не нужно согласовывать дизайн-проект, если это не торговый центр с большим количеством рекламных поверхностей. Скоро мы перейдем к приведению в порядок фасадов: это входные группы, козырьки, кондиционеры и тому подобное. Да, мы понимаем, что это материальные издержки собственников, поэтому и установили переходный период – два года. Не хочется применять административные санкции...

– Этот процесс стал менее болезненным?

– Отчасти. Ранее было много возмущений и жалоб от тех, кто только поменял вывески, заплатив по 300 тыс. рублей. Им их согласовали, а теперь нужно было снова что-то менять в соответствии с новыми правилами. После того как нам удалось «открыть» улицу Ленина, все увидели, какая у нее красивая архитектура, даже местами с еще некрасивыми фасадами. Многие после этого захотели привести их в порядок самостоятельно. Город преобразовывается. Люди начинают понимать, что лаконичные, сделанные со вкусом вывески цепляют взгляд куда сильнее массивных и ярких конструкций. <...> Но еще есть те, кто спорит и угрожает жалобами в различные инстанции. Главное, что работа и общение с горожанами не прекращаются. Хотелось бы охватить весь Курск сразу, но мы двигаемся благодаря имеющимся ресурсам и считаем, что успешно.

– Чего вы ждали от публичных слушаний по проекту генплана?

– Мы надеялись на понимание и согласие, потому что учтены проблемные вопросы, вызывавшие ранее шквал негодования. Если мы будем подходить к генплану, исходя из собственнических интересов, то вопросов много будет, а если руководствоваться желанием помочь в развитии родного города... Общественные интересы должны превалировать, задача разработчика – проанализировать, просчитать и рассмотреть экономическую целесообразность. Курск – это почти 450 тыс. жителей. Нам необходимо найти грань частных и общественных интересов. Всегда надо задавать вопрос: сколько выиграет людей от того или иного решения? Если мы будем придерживаться этого принципа, то город достаточно быстро станет комфортным для людей.

Фото Натальи Бульбы, газета «Городские известия»

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0