Up

HeadHunter

, 10:48

Как официальная статистика оставляет за скобками очевидное повышение цен

Воронеж. 08.07.2022. ABIREG.RU – Аналитика – На неделе с 25 июня по 1 июля Росстат зафиксировал рост инфляции на уровне 0,23%. Специалисты ведомства связали эти данные с ежегодной индексацией тарифов на услуги ЖКХ. Но 1 июля индексация только состоялась и еще не успела повлиять на связанное с этим повышением удорожание цен на товары и услуги.

В целом же выводы специалистов, как всегда, очень оптимистичные. Огорчительно выглядит, по их мнению, повышение цен на вермишель (0,6%), маргарин (0,5%) и соль (0,4%). Ладно, без маргарина мы как-нибудь проживем, а соль стоит не так дорого, чтобы пробить дыру в бюджете. Зато у нас есть отрадное снижение цен на сезонные овощи и фрукты: капусту, картофель, морковь, лук, свеклу, помидоры и огурцы. Это, конечно, приятно, но на то оно и лето, чтобы овощи дешевели. И в том, что черешня упала в цене, тоже ничьей заслуги нет – сезонный эффект, который, увы, скоро пройдет. Это не показатель стабилизации экономики, просто ягоду надо продавать быстро, пока не сгнила. Вообще наша статистика в оценке продовольственной картины почему-то всегда ориентируется на сахар и гречку: выросла в цене крупа – прямо беда и народное горе, снизилась – значит, можем чувствовать себя как у Христа за пазухой. Впечатление такое, что статистики полагают, будто бы из гречки мы делаем котлеты и едим их с гречневой же кашей, запиваем всё это чаем, заваренным опять же из гречки, ею же моем руки, голову и посуду, кормим кошек, заправляем автомобили или расплачиваемся в общественном транспорте. Гречка, может, и популярный продукт, но всё же не ориентир, ее и едят-то не все.

С непродовольственными товарами у нас, по мнению официальной статистики, всё обстоит благополучно. К примеру, рост цен на шампуни составил всего 0,5%. Но это в отчете, а в реальности простенький (я уж не беру известные бренды) шампунь «Чистая линия» в начале года стоил 99 рублей, весной он подорожал примерно до 145 рублей. Сегодня его цена составляет 199 рублей. Как ни ломаю голову, но полпроцента никак не получается. Хотелось бы понять методику, по которой высчитываются темпы инфляции, но эта наука наверняка для умов, настроенных строго определенным образом. Может быть, ученые показательно выбирают какую-то одну, никогда не дорожающую марку товара и по ней рассчитывают рост инфляции? Предметы личной гигиены тоже входят в группу непродовольственных товаров, и рост цен на них никто, похоже, не подсчитывает. А между тем обычный дезодорант два-три месяца назад стоил в среднем 130-150 рублей, сегодня меньше 200 рублей не стоит ни одно наименование из этой группы. Такая же ситуация с туалетным мылом. Может, подобные товары не считаются жизненно необходимыми? Или, например, декоративная косметика, без которой женщинам обойтись куда труднее, чем без той же гречки. Чтобы отметить очень высокий темп роста цен на нее, не обязательно быть специалистом, нужно просто уметь различать цифры.

Цены растут, как бы нас ни пытались убедить в том, что этого не происходит. Стандартная упаковка «Диабетона» (жизненно важного препарата для диабетиков) еще недавно стоила 150 рублей, сегодня за нее нужно заплатить 226 рублей в самом лучшем случае, если знаешь аптеку с весьма лояльными ценами. И если статистический взлет первого дня июля специалисты связывают с индексацией тарифов на ЖКХ и считают временным всплеском, чисто цифровым, то я с такой позицией готова согласиться, но не до конца. В математическое колебание цен я не верю. У нас не бывает временного повышения цен. Если оно происходит, то остается с нами навсегда, пока цифры снова не устремятся вверх. Вниз кривая почему-то никогда не идет, даже несмотря на надежное экономическое обоснование. Не принято у нас так. Зато рост хотя бы одной составляющей какого-то товара или услуги непременно отразится на ценообразовании в дальнейшем. Так что после повышения тарифов ожидать ценового затишья, наверное, не стоит.

«Был промежуток времени, когда цены на некоторые товары китайского производства действительно снизились, – рассказывает предприниматель, владелица магазина автозапчастей «Созвездие» Лариса Корчагина, – но европейские товары при этом возросли в цене настолько, что покупатели стали просто шарахаться от витрин. «Дворники», которые раньше стоили 3 тыс. рублей, подскочили в цене до 15 тыс. рублей. Разумеется, спрос на них не просто упал, а практически сравнился с нулем. Автомобильное масло французской фирмы «Матюль», фильтры немецкой марки «Ман» – всё это оказалось практически недоступно по цене обычному покупателю. Из-за непредсказуемых скачков цен стало трудно прогнозировать перспективы бизнеса даже на ближайшее время. Единственное, что более или менее понятно, это то, что придется пойти на сужение прежнего ассортимента и расширение группы российских и китайских запчастей и сопутствующих товаров».

Не больше оптимизма на счет текущего поведения цен и у владелицы бьюти-салона «Wowстудия» Марины Витовских. «Мы вынуждены повышать цены, хотя нам совсем этого не хочется. Но нет выхода. Тональный крем, который мы используем, стоил 3,5 тыс. рублей, сейчас мы покупаем его за 4,5 тыс. рублей. Хайлайтер фирмы «Диор» стоил 4 тыс. рублей, теперь его ценник поднялся до 6 тыс. рублей. Такая же картина практически со всеми элементами декоративной косметики, которая требуется для визажа, окраски волос. И, боюсь, что к переходу на более дешевую косметику окажемся не готовы даже не мы, а наши клиенты».

Без продукции «Диора» вполне можно прожить. Хотя объяснить это выпускнице или невесте будет не так-то просто. Если статистика сегодня ведет свои подсчеты с целью получить некий политический результат, это еще полбеды. В конце концов, пусть наши противники знают, что у нас всё не так плохо, как им хотелось бы. Но обнародовать такие подсчеты перед нами, наверное, просто нет смысла. Бог дал человеку зрение, и мы пользуемся им, смотрим на ценники. Также нам дана память, и мы способны вспомнить, какими эти ценники были месяц назад, два или три. Поэтому в данный момент статистика перестает быть предметом внутреннего пользования. Она, скорее, для тех, кто оценивает ситуацию не изнутри, а извне. А внутренние потребители статистической информации могли бы напомнить специалистам, что жизнь человека состоит не только из гречки и сахара, которые нужны, кстати сказать, далеко не всем. Есть еще очень много пунктов, которые статистики не считают жизненно для человека важными, но которые мы так или иначе включаем в свой продовольственный или непродовольственный «рацион». И если морковка подешевела, это, конечно, очень здорово, но вряд ли это бодрящее известие способно повлиять на состояние наших кошельков.

Комментарии 0
СМИ2
TOP100

Дегас Spa

Самое читаемое