WorldClass

23 февраля 2024, 07:29
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

Решения под присмотром силовиков и формирующаяся правовая база – как черноземные губернаторы будут работать в новом режиме

21.10.2022 10:59
Автор:
Решения под присмотром силовиков и формирующаяся правовая база – как черноземные губернаторы будут работать в новом режиме

Воронеж. 21.10.2022. ABIREG.RU – Аналитика – С момента подписания указа о среднем уровне реагирования в нескольких регионах, включая Воронежскую, Курскую и Белгородскую области, прошло два дня. Губернаторы сразу поспешили создать оперштабы и заверить граждан, что никакие ограничения пока вводиться не будут. «Абирег» решил узнать у политолога, директора воронежского Центра социально-политических технологий Владимира Инютина, получат ли главы региона больше самостоятельности и какую работу необходимо начать уже сейчас.

– Владимир, хотелось бы в целом понять, какую роль будут играть губернаторы регионов, в которых ввели режим среднего уровня реагирования. Получили ли они больше самостоятельности? Или у них теперь просто больше задач в рамках СВО?

– Конечно, о самостоятельности речи не идет. Безусловно, тут второй вариант, если выбирать из того, что вы сказали. Это действия в рамках СВО. Здесь правовая база и фактический люфт для полномочий пока формируются, насколько я вижу. Военное положение вводится впервые после Великой Отечественной войны. Причем оно вводится не одномоментно на всей территории страны, а только в четырех новых регионах.

Если уж на то пошло, с моей точки зрения, будет возрастать роль федеральных органов власти, нежели губернаторов. Даже в самом указе президента сказано: министерствам, прежде всего силовому блоку – МВД, ФСБ и другим, – нужно разработать меры по дальнейшему введению положений данного указа, представить положения в трехдневный срок. Этот трехдневный срок еще не прошел, поэтому мы не можем в полном объеме говорить о каких-либо полномочиях и ограничениях. Единственное, что мы четко видим, руководители приграничных регионов получают больше прав, не могу не согласиться. Но абсолютно все действия будут согласовываться с федеральными органами власти, прежде всего силового блока.

При этом многие права главам некоторых регионов не нужны, они с удовольствием бы отказались от них в нормальной ситуации. В частности, это касается введения особого режима въезда на территорию и выезда с нее, ограничения передвижения по ней, ограничения движения транспортных средств для досмотра. В данном случае, насколько я понимаю, главы регионов такие решения пока не принимали. Региональные власти пока формируют понимание о своих компетенциях и задачах по вопросам взаимодействия с силовым блоком. Пока много вопросов, ответов меньше. Но мы их скоро получим, вне всякого сомнения. Но не удастся избежать вновь и вновь возникающих вопросов, потому что, повторюсь, правовая база еще не сформирована.

– Выходит, что у губернаторов больше полномочий, но без самостоятельности, так как все действия придется согласовывать с силовиками?

– Да. По большому счету мы понимаем, что губернатор не сможет это осуществить без взаимодействия с федеральными органами власти. Он может издать указ... Но кто будет его исполнять?..

– То есть это не полномочия исполнительных органов власти?

– Да, в данном случае это только МВД, ФСО, ФСБ. Без взаимодействия с ними невозможна реализация этих полномочий. Насколько я понимаю, непосредственно у правительства области нет полномочий на досмотр транспортных средств. Естественно, это будут осуществлять структуры силового блока и федеральных министерств.

– В Кремле разъясняли, что губернаторы могут осуществлять полномочия по проведению мобилизационных мероприятий в сфере экономики. Интересный пункт. О чем может идти речь?

– Я думаю, это практически то же самое, о чем я говорил вначале. Готовятся какие-то потенциальные предложения. Если мы говорим о реализации положений того самого Закона «О военном положении», это задействование предприятий для нужд обороны или мобилизации. В разных регионах всё будет происходить по-разному. Кто-то будет предоставлять форму и амуницию мобилизованным, кто-то – заниматься оборудованием бомбоубежищ. В данном случае мы знаем, что здесь тоже может быть проблема. Вспомним знаменитую историю с Сергеем Кудрявцевым. В этом контексте нужны тщательная повторная и непрерывная проверка и приведение подвалов в порядок. Хотя, знаю, уже делалось это.

– В Белгороде это проводится параллельно обстрелам, но лучше, раз уж такой режим введен, всё равно заранее такую работу провести.

– Да, разумеется. Это в любом случае важно, предупрежден – значит вооружен. Если ничего не случится, это великолепно, а если, не дай бог, случится, то нужно к этому быть готовым, а не в последний момент всё делать...

– В Воронежской области наряду с Курской и Белгородской введен режим среднего уровня реагирования, хотя обстановка в нашем регионе спокойная, в отличие от соседей. Слегка удивляет нахождение Воронежской области в этом списке. Поэтому интересно, что будет делать наш губернатор.

– Мы не военные эксперты, сложно здесь сказать. Но многие опасаются, во-первых, диверсий. Во-вторых, возможного предоставления Украине и задействования ею поражающих средств точечного радиуса действия. Об этом речь шла. Будут ли они предоставлены? Будут ли они задействованы, если будут предоставлены? Это вопрос, конечно, другой, но мы понимаем, что к этому надо готовиться.

– Вы вначале сказали, что военное положение на территории России вводится впервые с Великой Отечественной войны. А режим среднего уровня реагирования – условно новая формулировка в нашей жизни? Такое бывало раньше? В каких случаях это могло вводиться?

– Как минимум различные режимы готовности вводились в условиях противоэпидемиологических мероприятий. Причем по ныне действующему законодательству в связи с пандемией коронавируса были случаи, когда закрывались целые области. Мы видим, что новые положения не полностью раскрыты в самом законе. Фактически Владимир Путин подписал второй указ, где как раз распределил эти области и ввел определенную градацию регионов, распределив определенные полномочия и ответственность губернаторов. Опять же это будет уточняться. Сейчас идет наработка этой базы. Я не нашел в российской истории именно такой четкой градации, она сейчас только начинает формироваться президентским указом и другими подзаконными актами. Просто ранее не было такой острой необходимости в этом.

Комментарии 0