Статус иноагента в России чаще всего присваивается физическим лицам, некоммерческим организациям, общественным объединениям или средствам массовой информации. Этот юридический статус, которым наделяет Министерство юстиции РФ, накладывает ряд ограничений на деятельность человека или организации. Но за всё время существования федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» под статус иностранного агента пока не попала ни одна компания или производство с иностранным учредителем и контрольным пакетом акций из так называемых недружественных стран.
И пока официальные представители государств коллективного Запада раскручивают антироссийскую политику, вводя новые санкции против в том числе и коммерческих организаций России, в Черноземье по-прежнему спокойно работают компании стран – ярых противников нашего государства. А самое главное, многие из них задействованы в агропромышленном комплексе, бесперебойная работа которого – продовольственная безопасность России.
Например, контрольные пакеты акций пяти крупнейших сахарных компаний принадлежат иностранным юридическим или физическим лицам. В Липецкой области уже не первый год работает французская группа компаний Sucden. Ее головной офис находится в Париже, но это не мешает ее бизнесу в России. За несколько лет французы скупили три сахарных завода и весь сахарный бизнес ГК «Трио». С 2019 года ООО ГК «Трио» и ООО «Сюкден-Липецк» владеют 48,46 и 51,54% акционерного капитала совместной компании ООО «Агросервис», которая осуществляет управление Елецким сахарным заводом. По данным Kartoteka.ru, ООО «Сюкден-Липецк» было зарегистрировано в феврале 2019 года, основной вид деятельности – оптовая торговля сахаром. Руководителем организации является Глеб Тихомиров. 99% компании принадлежит ООО «СДИ», конечный бенефициар которого – французская «Сюкр э данрэ». В настоящее время, несмотря на санкции, компания активно продолжает импортировать сахар в сраны ЕАЭС. По итогам 2023 года, чистая прибыль компании составила 309,6 млн рублей.
На территории Воронежа, невзирая на антироссийские санкции со стороны Германии – материнской компании BMA AG, – работает и ООО «БМА Руссланд». Предприятие специализируется на производстве оборудования для переработки сахарной свеклы: вакуум-аппараты, кристаллизаторы, камнеловушки, ботвосоломосушилки, приемные мешалки. По итогам 2023 года чистые активы компании ушли в минус почти на 110 млн, а вот выручка составила 646,2 млн рублей.
Возникает резонный вопрос о статусе подобных компаний в РФ на фоне того, как страны Евросоюза по факту объявили тотальную войну всему, что связано с Россией.
Ряд политиков и экономистов уже не раз заявляли о том, что России пора системно и открыто создавать трудности для компаний, работающих в интересах западного мира. Но пока это обсуждается в кулуарах, компании-иностранцы продолжают получать немалую прибыль от своих «дочек» в нашей стране и не планируют – даже на фоне антироссийской политики – покидать нашу хлебосольную страну. Вопрос только в том, как и на какие цели тратятся деньги, полученные иностранными бенефициарами за счет русских ресурсов...
Напомним, что бизнес-издание «Абирег» продолжает спецпроект «Рейтинг бизнес-иноагентов Черноземья», где вместе с экспертами определит критерии для компаний с владельцами из недружественных стран, которые наносят вред российской экономике больше других.