«Должен ли производитель автомобиля нести ответственность за то, что, будучи за рулем, водитель въехал в дерево на машине, разбил автомобиль, и можно ли это использовать как повод не платить кредит за машину», – задается вопросом поставщик зерносушильного оборудования директор компании «ГК АТХ» Роман Соколов. Именно такой инцидент произошел с одной мобильной зерносушилкой, которая была поставлена в брянское хозяйство ООО «Совхоз Барятино». К происшествию привела халатность со стороны новых владельцев и их нарушения техники безопасности. Это событие стало причиной для разбирательств и отказа в возмещении ущерба.
«Наши специалисты предупредили, что мобильные сушилки требуют внимательности при эксплуатации. Это оборудование связано с повышенной опасностью: особенно при работе с масличными культурами при высокой влажности семян – требуется строгое соблюдение регламентов, температурных режимов работы», – рассказал поставщик оборудования. Он отметил, что эксплуатировать зерносушилки имеет право только обученный персонал, прошедший соответствующие инструктажи по пожарной безопасности и методам эксплуатации, при наличии всех средств пожарной защиты и неукоснительного выполнения правил безопасной заправки зерносушилки топливом (в данном случае это была солярка).
Согласно рассказам сотрудников компании, инженер, ответственный за запуск устройства, был оставлен ночью на объекте без должного контроля и напарника. «Он работал весь день и остался один ночью, от усталости, скорее всего, уснул. Мы считаем, что это и стало причиной пожара – никто не следил за устройством, во время сушки легко воспламеняемой семечки», – отметил Соколов. При сушке масличных важна осторожность при заправке зерносушилки топливом, не допускается малейший пролив солярки, поскольку процесс сушки связан с пламенем горелок. Важно и крайне необходимо следить за герметичностью электрического шкафа управления зерносушилкой, ибо пыль и влага в нем – прямой путь к замыканию и возгоранию, мог ли один уставший человек одновременно контролировать всё? Ответ очевиден.
Интересно, что после пожара владельцы оборудования отказались признать свою вину, заявив, что сушилка «сгорела сама». Однако специалисты компании уверены, что несчастный случай был связан с неправильной эксплуатацией и человеческим фактором. «Это как если бы человек купил машину, сел за руль, не справился с управлением, а потом сказал, что она сама врезалась в дерево», – сравнивает наш собеседник. При этом покупатели оплатили только 25% за сушилку, а остальные 75%, которые по условиям договора должны были заплатить в рассрочку на 3 месяца, просто отказались платить.
Процесс расследования был намеренно усложнен тем, что компания-поставщик не была приглашена на экспертизу, выводы ее однобоки и похожи на заказные.
«Мы предложили восстановить оборудование, но только при условии полной оплаты за сожженную зерносушилку, но покупатель отказался платить. В итоге, мы считаем, что ущерб был нанесен из-за халатности владельцев», – добавил поставщик.
Компания «ГК АТХ» работает в области проектирования и поставки сельхоз оборудования. Основной специализацией является инжиниринг, проектирование и строительство перерабатывающих объектов, а также поставка оборудования и сервисное обслуживание. К 2025 году компания поставила оборудование на 840 объектов по всей России.
Компания также активно участвует в проектировании перерабатывающих заводов и поставке комплектующих для сельского хозяйства. В 2024 году выручка составила 2,9 млрд рублей.