01 марта 2025, 04:11
Экономические деловые новости

erid: 2VtzqvTarqS

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

erid: 2VtzqvTarqS

Почему покупка бизнеса через «Авито» может стать «котом в мешке», и как не попасться в руки мошенникам – интервью «Абирега»

27.02.2025 17:13
Автор:
Почему покупка бизнеса через «Авито» может стать «котом в мешке», и как не попасться в руки мошенникам – интервью «Абирега»
«Авито»
Интервью «Абирега» с директором департамента доверия и безопасности «Авито» Натальей Юматовой.

«Авито» находится на четвертом месте в рейтинге самых дорогих компаний Рунета Forbes. Защищает ли бизнесменов одна из крупнейших платформ для онлайн-торговли и сколько инвестирует в защиту данных? Об этом «Абирег» поговорил с директором департамента Trust & Safety (доверия и безопасности) компании Натальей Юматовой.

– Насколько сейчас безопасно покупать бизнес через интернет?

– Здесь, на самом деле, все зависит от того, соблюдает ли человек, как бы это смешно не было, стандартные правила безопасности. Потому что при продаже бизнеса работают все те же правила, которые актуальны при продаже машины, либо квартиры. «Бесплатных» денег не бывает – нужно быть уверенным, что вы будете готовы инвестировать свое личное время и деньги в развитие этого бизнеса, не вносить предоплату. Без проверки по специальным реестрам, которые обеспечивают как раз более глубокую информацию о конкретном бизнесе, о его количестве сотрудников, о долгах, без дополнительных глубоких исследований в сделку заходить не нужно. То же самое касается и оборудования для предприятий, например, – правила распространяются не только на покупку готового бизнеса. Не делаем предоплату, убеждаемся в том, что тот же станок существует в реальной жизни, и только после этого заключаем сделку.

– А есть ли какие-то способы мошенничества, которые применяются только в сфере купли-продажи бизнеса?

– Нет, потому что используются стандартные уловки. Могут пытаться, например, надавить, создать какую-то ситуацию, в которой ты будешь чувствовать, что сделка уходит, то есть некоторую конкурентную среду. Специальных уловок нет.

– А что касается риелторов – агенты работают, в том числе и на бизнес. Насколько сейчас распространен взлом их аккаунтов?

– На самом деле, это один из самых менее популярных способов получения доступа к учетной записи. Мы за последние четыре года внедрили несколько механик, которые позволяют защитить свою учетную запись. Это, в частности, авторизация через второй фактор, когда СМС приходит, и рекомендации в профиле, которые дают клиенту возможность актуализировать телефонные номера. <…> Взлом аккаунтов риелторов – это очень редкая штука. Давайте так – я за последние несколько месяцев не помню ни одного раза. То есть если это и происходит, то это единичные случаи.

– А приходилось ли вам сталкиваться с такими ситуациями, когда кто-то делает вид, что он риелтор или бизнесмен, и так осуществляет мошеннические схемы?

– Когда ты на платформах выступаешь как риелтор, ты платишь сервису деньги. Даже если ты просто делаешь вид, что ты им являешься, тебе нужно оплатить специфические инструменты, пройти верификацию – это все достаточно дорого и накладно. Подделывать профиль, изображая, что ты риелтор, чтобы совершать какие-то злоупотребления – невыгодно с точки зрения экономики злоумышленника. Слишком много нужно потратить на это денег, проще какую-то другую операцию попробовать провести. Поэтому подделывать профессиональные аккаунты стоит дорого. Особенно если платить за объявления. Это не окупается.

– Какие инструменты вы используете для того, чтобы обеспечить безопасность?

– Здесь есть законодательство, которое регулирует вопросы хранения и обработки персональных данных. Там штрафы очень серьезные за случаи, когда информация где-то не в том месте оказывается. И мы со своей стороны максимально соответствуем всем критериям. В частности, у нас есть интеграция и с Госуслугами, например, для подтверждения учетной записи, для подтверждения права собственности на машину ту же самую, например.

– Право собственности на бизнес тоже подтверждают?

– На текущий момент нет. Здесь есть завязка: если, например, Минцифры реализовала такой метод проверки и он популярен среди аудитории, то мы добавляем тоже. Машина, к примеру, – абсолютно «ходовой» момент.

– Бизнесмен представляет доказательства того, что он действительно продает предприятие?

– Если мы про продажу бизнеса говорим, то здесь немножко другая история. Если человек продает предприятие, он может быть и физлицом на текущий момент, потому что, например, он решил, что он больше не занимается этим бизнесом. Поэтому именно при продаже готового бизнеса каких-то дополнительных мер проверки на текущий момент нет. Но существуют реестры, в рамках которых можно дополнительную, более глубокую проверку конкретного бизнеса провести, чтобы убедиться в том, что объект соответствует вашим ожиданиям как покупателя.

– А планируется ввести какие-то дополнительные меры?

– Прямо сейчас такой работы не ведется, по долгоиграющим планам пока не могу сориентировать.

– То есть пока даже не обсуждали?

– Здесь вопрос в том, поможем ли мы клиентам за счет таких проверок, потому что, как правило, они все равно это проверяют сами. Покупка бизнеса – серьезная сделка, и чаще всего все-таки происходит обращение в нотариат для дополнительных проверок, проводится анализ по реестрам. Поэтому мы пока не видим большого спроса на более глубокие проверки. То есть, если человек осознанно собирается купить бизнес, в любом случае ему придется очень глубоко погрузиться в детали, чтобы быть уверенным, что он хочет участвовать в деятельности компании или франшизы.

– А как проверить то, что кто-то выставил на продажу реальный бизнес? Потому что бывает, что на самом деле никто предприятие не продает, либо обозначена категория «продажа готового бизнеса», а в итоге оказывается, что просто продается здание, то есть не в той категории объявление.  

– В первом случае, как мы уже проговаривали, если вы заинтересованы в покупке бизнеса, то необходима проверка по реестрам, чтобы убедиться существует ли он вообще или нет. В рамках баз данных всегда есть контакты людей, с которыми можно напрямую связаться и выяснить все детали. А в случае, если не в той категории размещено объявление, и в любой подобной ситуации, когда на самом деле объявление не актуально, нужно пожаловаться, чтобы мы со своей стороны максимально быстро могли меры предпринять.

– Но алгоритмы никак не настроены на то, чтобы фильтровать подобные случаи?

– Это достаточно сложно, поэтому практически невозможно отследить.

– Сколько составляют инвестиции в развитие инструментов защиты пользователей?

– В 2025-м мы планируем порядка пяти миллиардов инвестировать в безопасность. До этого мы каждый год вкладывали около четырех миллиардов. Понятно, что растут цены на некоторые услуги, но в целом инвестиции примерно такие. Около 500 айтишников у нас работают в сфере безопасности, к тому же есть люди, которые помогают с модерацией.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0