В Воронеже незаконно эксплуатировались три пассажирских судна
Следственное управление на транспорте возбудило три уголовных дела по фактам незаконной эксплуатации на Воронежском водохранилище пассажирских теплоходов «Москва-16», М-57 и переделанной в плавучее кафе баржи «Скедия». Все суда принадлежат Борису Гороховскому, сейчас они опечатаны. По данным следствия, на них «полностью или частично» отсутствовали спасательные средства, а лицензия на перевозку пассажиров была только у «Москвы-16». Воронежские судовладельцы отмечают, что «рынка и так почти нет», а жесткое регулирование, связанное с крушением теплохода «Булгария», может уничтожить коммерческие пассажирские перевозки на водохранилище города.
По фактам нарушений при эксплуатации «Москвы-16», М-57 и «Скедии» Мичуринский следственный отдел Московского межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ возбудил три уголовных дела по ч. 1 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей). Как рассказал «Ъ» старший следователь Вадим Лимонов, на судах полностью или частично отсутствовали спасательные средства, а часть из имеющихся не соответствовала предъявляемым требованиям, также не было в наличии регистровых документов.
«Лицензия на осуществление перевозки пассажиров есть только у „Москвы-16”, она выдана в 2008 году и действительна до 2013 года», – добавил Сергей Лысых, государственный инспектор Южного отдела Госморречнадзора.
На прошлой неделе были опечатаны все три судна: «Москва-16» (1973 года выпуска, вместимость до 243 чел., длина 38,2 м, осадка 0,97 м, ширина 5,6 м, мощность двигателя 300 л.с.), М-57 (1957 года выпуска, вместимость до 143 чел., длина 27,3 м, осадка 0,74 м, ширина 5,1 м, мощность двигателя 150 л.с.), а также баржа, переделанная в плавучее кафе «Скедия» (характеристики не установлены из-за отсутствия каких-либо документов). Сейчас они переданы на ответственное хранение их владельцу – Борису Гороховскому. Он пока не является фигурантом дела, связаться с бизнесменом вчера не удалось.
Напомним, что массовые проверки плавучего транспорта начались в России после крушения затонувшего во время сильного шторма на Куйбышевском водохранилище 10 июля дизель-электрохода «Булгария». Тогда погибли 122 человека. В июле воронежская транспортная прокуратура совместно с Южным управлением Госморречнадзора проверила несколько местных судов и выявила целый ряд нарушений на «Москве-16». Решением арбитражного суда Воронежской области от 31 августа ИП Гороховский был привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией). Было предписано прекратить эксплуатацию «Москвы-16», однако, по словам Вадима Лимонова, тогда «владелец судна на запрет не отреагировал».
Лицензии на осуществление пассажирских перевозок по воде в области есть лишь у ИП Гороховский (одно судно), ОАО «Лискинский порт» (одно судно), Верхнедонского района водных путей и судоходства (четыре судна), ИП Наговицын (одно судно), МОУ ДОТ «Павловское СЮТ» (одно судно). При этом незаконно осуществляют пассажирские перевозки в регионе, по данным Южного управления Госморречнадзора, около 20 судов.
В акватории Воронежского водохранилища в 2011 году, по информации региональной транспортной прокуратуры, осуществляли судоходство теплоход «Альбатрос» (принадлежит МОУ ДОТ «Дворец творчества детей и молодежи»), теплоход «Надежда» (принадлежит Александру Субботину), теплоход «Лось» (принадлежит Верхнедонскому району водных путей и судоходства) и те же «Москва-16», М-57 и баржа-кафе «Скедия» господина Гороховского.
Один из воронежских судовладельцев, пожелавший остаться неназванным, высказал мнение, что жесткие санкции могут «пресечь на корню» формирование рынка речных пассажирских перевозок в Воронеже. «Например, одно из требований для транспортировки пассажиров – наличие диспетчерского регулирования, при этом ближайший от Воронежа диспетчерский пункт находится в Лисках. Кто его будет строить в областном центре? К некоторым нарушениям, явно формальным, можно было бы отнестись с пониманием. Если же ужесточение санкций продолжится, пассажирское судоходство в регионе прекратит свое существование», – резюмировал собеседник „Ъ“. Адвокат Станислав Рывкин считает, что «жесткость закона у нас часто компенсируется необязательностью его исполнения», а крушение «Булгарии» заставило надзорные ведомства действовать по букве закона. «Впрочем, зачастую такие уголовные дела ничем не заканчиваются и тихо приостанавливаются или закрываются», – резюмировал эксперт.
Мария Старикова
Коммерсантъ (Воронеж), №200 (4738), 25.10.2011.